ПРОЦЕСС РАЗУЧИВАНИЯ ПЕСЕН.




 

Внутренней эмоциональной активности необходимо добиваться уже на первых репетициях и каждый раз заставлять певцов переживать песню заново. Собственно на этом и основывается процесс разучивания песни. Практика показывает, что весьма целесообразно предварительно, до разучивания новой песни, хорошо попеть ее с участниками хора как бы случайно, не на занятиях. Хорошо, если песню услышат и полюбят хотя бы несколько человек. Заинтересованность, расположенность участников хора к новой песне имеет существенное значение. Знакомить хор с новой песней лучше всего в хорошем исполнении ансамбля, дуэта или самого руководителя. Обязательно нужно пропеть всю ее целиком с полным текстом. Если песня с музыкальным сопровождением, то лучше показывать ее не на фортепиано, а с баяном.

Когда хор эмоционально настроен, можно воспользоваться методами разучивания, известными по работе не только с народными хорами. Прежде всего, знакомят певцов с музыкальным содержанием песни. И не только с текстом, но и с так называемым подтекстом, который поможет раскрыть идею мысли. При этом целесообразно давать дополнительные сведения из русской истории, живописи, народного творчества. Естественно, что понимание песни и ее образов может изменяться и углубляться в процессе работы над произведением: совершенствуется трактовка, расширяются исполнительские средства выразительности. Руководитель народного хора, обдумывая и составляя план песни, основывается не только на своем понимании художественных образов, но и на чувствах и творческой инициативе самих певцов. Для руководителя важно пробудить в исполнителе искренние чувства и правильные внутренние действия, вызванные творческим изображением. В процессе работы рассказать, о чем эта песня, что нужно выразить в ней. Если петь только слова песни и не видеть в нем глубокого подтекста, то песня может прозвучать формально, невыразительно. Очень важно настроить певцов так, чтобы они почувствовали себя героями, о которых поется, т.е. пережили в душе то, о чем рассказывается в песне.

Большую роль, как и всегда в народном пении, играют запевалы, поэтому особо следует поработать над сольными фразами, определяющими звучание каждого куплета. Необходимо подобрать двух запевал с очень близкими тембрами, чтобы продолжение фразы воспринималось как тот же запев, расслаиваемый на два голоса, основной и втору. Для того, чтобы естественно подойти к динамической кульминации целесообразно не только возбуждать творческое воображение певцов, но постепенно начинать удваивать, а затем утраивать голоса запевающих таким образом, чтобы в кульминации уже запевала вся группа.

 

 

17. СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И ХОРЕОГРАФИЯ.

Значительное место в репертуаре фольклорных коллективов занимают песенные жанры, требующие элементов движения или хореографии. К ним относятся: шуточные, частушки, припевки, страдания, строевые, походные, «проходные», игровые, плясовые и т.д. Роль этих жанров, отражающих дух, здоровье, юмор, оптимизм нации - в раскрытии тех граней народной жизни и бытового уклада, без которых выдержать трудности и невзгоды невозможно. Данные песенные жанры более доступны широкой аудитории благодаря наличию в них менее сложной музыкально-поэтической организации: подвижных темпов, четкости ритмики и зрелищности, сопутствующей их исполнению. Эти песни вызывают у зрителей положительные эмоции, помогают создать хорошее настроение, снять стрессовое напряжение и усталость, установить более тесный контакт с аудиторией. Как правило, после удавшегося исполнения песен этих жанров, публика достаточно внимательно и заинтересованно слушает протяжные песни.

В фольклорном ансамбле исполнение песен этих жанров сопровождается сценическим и хореографическим движением.

Из элементов движения, не связанных с хореографией наиболее употребительны:

а) неяркая жестикуляция;

б) мягкие, размеренные, с небольшой амплитудой движения рук по горизонтали и вертикали;

в) нечастые и нередкие повороты головы и корпуса;

г) неспешный шаг (не в такт), чаще используемый при выходе коллектива на сцену, в проходных, уличных и некоторых медленных хороводных песнях. Иногда марширование – в отдельных строевых, походных, воинских песнях;

д) жестикуляция, повороты головы и корпуса используются и в статичной форме исполнения протяжных песен.

К хореографическому движению относятся: все элементы, имеющие свойства танцевальности или создающие определенный рисунок хореографических построений.

Именно хореографии фольклорные ансамбли во многом обязаны зрелищности, яркости, живости и ощущению праздника народного искусства на сцене.

Хореография помогает уменьшить или совсем снять внутреннюю скованность, научить координации движений и правильному совмещению пения с движением, выявить поведенческую характерность каждого исполнителя. В отличие от народного хора, хореография фольклорного ансамбля не опирается на сценические традиции, сложившиеся в профессиональной, народно-хореографической школе, а стремиться к сохранению и воспроизведению самобытности подлинника. Она – не самоцель, а органичный элемент народной исполнительской культуры, несущей в себе такое же разнообразие особенностей региональных стилей, как и песенное искусство, проявляющееся в хореографической манере, и в характере рисунка танца, и в коллективе участников хореографической постановки, и в различии темпов движения в однородных жанрах в разных стилевых традициях.

В фольклорной хореографии всегда присутствует конкретная точность, указание на принадлежность к той или иной исполнительской традиции. В ней не встречается просто «русских танцев» или «лирических девичьих хороводов» как это бывает в народных хорах или ансамблях танца, а наоборот, подчеркивается множественность, контрастность и разнообразность русской хореографической традиции. В отличие от народного хора, где для исполнения танцевальных номеров выделяется специальная группа артистов-танцоров, в фольклорном ансамбле хореографические функции выполняют все участники коллектива, поскольку в нем разделения на отдельные творческие группы не существует.

В народном хоре танцевальная группа практически самостоятельна, хореографические постановки создаются творческим замыслом балетмейстера, независимо от направления исполнительской деятельности хоровой группы.

В фольклорном ансамбле хореография – часть единой творческой концепции, и ее подчинение общему исполнительскому направлению обязательно. В русском фольклоре хореография в большей мере существует не как самостоятельный вид, а как своеобразное сопровождение песен определенных жанров и стилей, поэтому хореографические движения в каждом конкретном случае различны.

Что необходимо для освоения коллективом народной хореографии?

1) осведомленность руководителя о разнообразии регионально-стилевых хореографических традициях;

2) владение элементами хореографического движения в целом или региональными особенностями хотя бы частично;

3) осознание руководителем первостепенности, равнозначности или вспомогательности хореографического движения в каждом конкретном случае, несмотря и на возможное отсутствие у него практических знаний по народной хореографии;

4) стремление руководителя как можно больше знать о фольклорно-хореографической традиции. Эти знания можно почерпнуть в фольклорных экспедициях, на концертах, фестивалях, конкурсах, из кино, теле, фото и видео документов, научной, методической, популярно-просветительской и художественной литературы.

Разбираться же в особенностях фольклорного, танцевального искусства и овладеть хореографическими основами самому, руководителя заставляет жизнь, поскольку специалиста хореографа, знающего фольклорную традицию, почти невозможно. На хореографическом отделении учебных заведений фольклорную хореографию не изучают. А энтузиастов, знающих и осваивающих ее, насчитываются единицы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: