Слайд-беседа «Я не мечтал стать писателем»




Региональный этап читательского конкурса «Читаем Альберта Лиханова: книги о вере, надежде и любви»

Номинация: Книги А.А. Лиханова как школа жизни

Слайд -беседа «Я не мечтал стать писателем»

 

 

Работу выполнила Андреева Галина Инокентьевна,

библиотекарь Песковской библиотеки им. Ф.Ф. Павленков

Слайд-беседа «Я не мечтал стать писателем»

Цель: знакомство с жизнью и творчеством Альберта Лиханова

Читательское назначение: подростки

Ведущий:

Слайд 1. Добрый день! Сегодня я хочу познакомить вас с биографией и творчеством Альберта Анатольевича Лиханова.

Слайд 2. Альберт Анатольевич – писатель, журналист, председатель Российского детского фонда, президент Международной ассоциации детских фондов, директор научно-исследовательского института детства, академик нескольких академий, почетный гражданин г. Кирова и Кировской области.

Слайд 3. Родился будущий писатель 13 сентября 1935 года в городе Кирове в простой семье, у которой, однако, была своя тайна. Отец Анатолий Николаевич, рабочий-слесарь, коммунист, в первые дни войны ушёл добровольцем на фронт, мать, Милица Алексеевна — медицинский лаборант, всю жизнь проработала в госпиталях.

(Библиотекарь обращается к книге «Поле жизни»)

Дед, Николай Михайлович был бухгалтером на железной дороге. А отец деда, Михаил Иванович, происходил из потомственных дворян Санкт-Петербургской губернии, крещён в Храме Михаила Архангела в Михайловском замке и дослужился до полковника Малоярославского полка, вышел в отставку и поселился в Вятке, прервав, таким образом свою петербургскую историю.

Слайд 4. Алик рос любимым, окружённым заботой близких. Но война бесцеремонно ворвалась в детскую душу. Даже одежду переменила. Военная морская форма стала привычной. Счастьем, которому нет конца, была для Алика Лиханова библиотека. Библиотечный сказочный домик первокласснику казался таким же чудом, как пещера Али- Бабы. Чтоб войти, нужно знать волшебное слово. И только во втором классе он стал читателем в заветном сказочном домике. Алик был очень любознательным мальчиком, он хотел знать всё о дедушках, бабушках, почему он русский, кто такие вятичи, мечтал выкопать наконечник стрелы из древности, меч или шлем и многое другое.

Слайд 5. Учась в школе, занимался в двух спортивных секциях: лыжной и лёгкой атлетики. Был хорошим бегуном.

Слайд 6. Награждён грамотой за областной рекорд в лёгкой атлетике.

Слайд 7. Первые послевоенные годы были голодные. Но голодная страна поднимала из руин тысячи городов, десятки тысяч сёл, деревень, открывала и восстанавливала университеты, институты, училища. Юношество мечтало не о мешке денег, как нынешнее, а о деятельности на благо человечества.

Слайд 8. За высшим образованием Альберт поехал в город Свердловск.

В 1953 г. поступил в Уральский государственный университет на отделение журналистики.

Слайд 9. Журналист – человек на виду. Он и рупор преобразований, защитник изобретателя, учёного, детства.

В 1958 г. после окончания университета Альберт Лиханов возвращается в Киров, как в желанный, хорошо известный, но всё-таки новый для себя мир. Слайд 10. Работает литературным сотрудником газеты «Кировская правда», а с 1961 г. возглавляет редакцию газеты «Комсомольское племя».

Слайд 11. Здесь же встречает свою любовь.

Слайд 12. Потом он уезжает в Западную Сибирь, где два года работает собственным корреспондентом газеты «Комсомольская правда »

Слайд 13. С 1975 г. он главный редактор журнала «Смена». 20 лет Лиханов проработал в этом журнале, из них 13 лет в качестве главного редактора.

Слайд 14. В период 1967-1976 гг. создает такие значительные произведения, как роман «Лабиринт», повести «Чистые камушки», «Обман», «Солнечное затмение» и др. Тема становления подрастающего поколения становится основной в его творчестве. Особое внимание писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребенка, в формировании его характера.

.

Проза Лиханова порой жестока, но ведь такова наша жизнь. Писатель видит смыслом своего литературного труда - подготовку растущего человека к преодолению трудностей, даже тягот, которые выпадают на долю совершенно ещё невзрослых людей. Это не выдуманные истории, все они основаны на жизненном опыте, поэтому правдивы о очень пронзительны. В наши непростые времена такой выбор писателя, с точки зрения интересов детства - более чем справедлив.

Слайд 15. Образ любимой учительницы Тепляшиной – часть биографии писателя и долг, отданный собственному детству: теперь в Кировской области существует премия имени Аполлинарии Николаевны для учителей начальных классов, которую он учредил вместе с властями. По инициативе писателя ей установлена меориальная доска. По мнению Альберта Анатольевича, профессии учителя-воспитателя это подвиг во имя детей Слайд 16. "Я отвергаю формулу о том, что дети – наше будущее, и утверждаю: дети - наше настоящее"

Слайд 17. Нетрудно заметить, что писательское слово у этого человека не расходится с его поступками. Своё творчество Лиханов успешно сочетает с активной общественной деятельностью в защиту детей
Слайд 18. В 1987 году по его инициативе создан Советский детский фонд имени В. И. Ленина, который в 1992 году преобразован в Международную ассоциацию детских фондов, а в 1991 году учреждён Российский детский фонд. Обе эти общественные организации и возглавляет Альберт Анатольевич.

Слайд 19. Однажды он заметил, что стыдно сострадать детским бедам на бумаге, ничего не сделав в жизни для одоления детских бед.

Слайд 20. Детский дом не может заменить семью. Ребёнок должен жить в семье, тогда он получит полноценное воспитание, заботу, тепло.

Слайд 21. На протяжении всей своей жизни А. А. Лиханов организует полезные инициативы. Возглавив Детский фонд, он создаёт издательство «Дом», журналы «Мы» для подростков и «Трамвай» для малышей, а впоследствии журналы «Путеводная звезда. Школьное чтение» и другие.

(Библиотекарь показывает журналы, которые имеются в библиотеке)

Слайд 22. В 2000 году глава администрации города Кирова В.А. Киселев и Городская Дума поддержали идею А.А. Лиханова о создании детской библиотеки в г. Кирове. И вот 6 ноября 2003 год состоялась торжественная передача здания под библиотеку, в последующий период администрацией города Кирова велись завершающие ремонтные работы, оформление библиотеки.

Слайд 23. Российский детский фонд в свою очередь осуществил комплектование книжных фондов, приобретение компьютерной техники, современного оборудования для хранения книжных фондов.

Слайд 24. Альберт Лиханов, биография которого связана с защитой детства, конечно, имеет и собственного сына. Дмитрий Альбертович родился в ноябре 1959 года. Он, так же как и отец, поступил в университет и учился на факультете журналистики, является членом союза писателей России. Разработал и запустил несколько интернет-проектов — например, электронный журнал для помощи родителям «Няня».

Слайд 25. Творческая и общественно-педагогическая деятельность Альберта Лиханова удостоена многочисленных наград: Государственная премия России, Международная премия имени Януша Корчака, Большая литературная премия России,

Слайд 26 премия Президента РФ в области образования и другие.

Слайд 27. Писатель награждён многими медалями: медалью К.Д. Ушинского, Н. К. Крупской, Л.Толстого,

Слайд 28. болгарским орденом Кирилла и Мефодия I степени, орденами «Знаки Почета» и Трудового Красного знамени, орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени и другими.

Слайд 29. В 2006 году удостоен мировой медали «Freedom» «за ежечасный и ежедневный вклад в мировую копилку добра».

Слайд 30. Его произведения опубликованы в России 30-миллионным тиражом.

Слайд 31. За границей и в России выпущено 106 книг писателя на 34 языках.

В 2005, 2007 и 2010 годах Альберт Лиханов признан Человеком года в России, в 2005 — в США. Кембриджский университет Англия включил его в список 1000 выдающихся европейцев XXI века.

Слайд 31. "Мои книги для всех, и, может быть, для родителей более чем для детей, хотя, честно говоря, я хотел бы, прежде всего, быть услышанным ребёнком". Книги Альберта Лиханова, как и его общественная жизнь, яркий пример патриотизма и гражданственности. Творчеством и своим личным примером писатель учит нас любить свою страну, быть достойным её великой истории, тех людей, которые её творили.

Слайд 32. Пусть у каждого будет свой дом,

Чтобы знал он в минуту ненастья –

Ожидает его в доме том

Верность, радость, любовь и счастье.

 

 

При составлении сценария использована литература и интернет ресурсы:

 

1. Поле жизни Альберта Лиханова: сборник / В. Бахревский и др.- М.: ООО «Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2005.

2. Емельянова, Г. И. Летописец детского мира: сборник. материалов в помощь работе с творчеством писателя А. А. Лиханова / Галина Емельянова; Кировская обл. детская б-ка им. А. С. Грина. - Изд. 2-е, доп. - Киров: [Кировская обл. детская б-ка им. А. С. Грина], 2005

3. https://bibl.krasnoarmeiki.ru/prodvizhenie-knigi-i-chteniya/talant-chelovechnosti-alberta-lihanov.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: