Введение
Терроризм относится к числу самых опасных и трудно-прогнозируемых явлений современности, которое приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего несут массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, которые не поддаются восстановлению, насаждают вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.
Терроризм постепенно приобретает характер одной из глобальных проблем человечества, так как посягает на наиболее значимые государственные и общечеловеческие ценности. Поэтому современная политика борьбы с терроризмом заставляют по новому оценивать вопросы национальной безопасности и международного сотрудничества в этой сфере.
Одним из видов терроризма является терроризм на воздушном транспорте. Воздушный терроризм – это захват воздушных судов и их угон; захват заложников, находящихся на борту воздушных судов; использование воздушных судов для удержания и транспортировки заложников, захваченных в других местах. Кроме того, актами воздушного терроризма считаются вывод из строя аэронавигационного оборудования, средств обеспечения воздушных сообщений и др.
Воздушный терроризм это крайняя форма терроризма. Он страшен тем, что наносит тяжелейший урон.
Этому служат следующие предпосылки:
1) Реальность захвата и угона ВС представляет минимальную опасность для преступника и большую угрозу жизни пассажиров и экипажа.
2) Захват и угон ВС расценивается преступником как одно из результативных средств достижения задуманной им цели.
3) Выполнить преступные действия террорист способен при использовании минимальных сил и средств.
4) Как правило, один или ограниченное количество террористов могут осуществить захват любого ВС.
5) Реальная возможность использования ВС в качестве оружия уничтожения
Его характерной чертой является закрытое пространство воздушного судна, которое не позволяет проводить немедленные операции по освобождению заложников, что часто приводит к их неминуемой гибели.
В результате воздушного террористического акта могут пострадать тысячи случайных людей. Психологическое воздействие на общество, приносимое актами терроризма, в том числе и воздушного, настолько велико, что вызывают панику, страх незащищенности и могут спровоцировать народные волнения, оказывая огромное влияние на международные отношения.
Целью воздушного терроризма, как правило, является принуждение властей выполнять требования террористов об освобождении из заключения и свободном выезде из страны своих единомышленников, а также демонстрация несогласия или осуждения тех или иных политических оппонентов. Захват воздушных судов и заложников осуществляется и с целью получения выкупа.
История терроризма на воздушном транспорте.
Первый случай захвата и угона самолета был зарегистрирован в 1931 году в Южной Америке. В дальнейшем (до 1967 года) этот вид незаконного вмешательства не пользовался особой популярностью у преступников. С 1931 по 1967 год было отмечено всего 65 случаев захватов и угонов.
И только начиная с 1967 года, когда по Америке, а затем и по всему миру, прокатилась волна захватов и угонов ВС, диверсий и шантажа, вопросы борьбы с воздушным терроризмом были выдвинуты на первый план. Наибольшее количество террористических случав на ВС отмечено в период с 1970 по 1979 год. За эти 10 лет в мире зарегистрировано более 700 случаев захватов и угонов ВС, погибло более 1.100 человек, ранено более 1.000 человек. За этот же период зарегистрировано более 10000 угроз о захвате ВС и диверсиях.
Рассматривая историю проявления данного вида терроризма в России можно отнести к октябрю 1958 года, когда произошла первая попытка захвата воздушного транспорта 25 октября 1958 года. Это была попытка захвата двумя преступниками самолета Ан-2 в аэропорту Новые Кресты (в Якутии).
В дальнейшем масштабы воздушного терроризма росли. В период существования СССР произошло 283 случая актов терроризма с воздушным транспортом: 15 попыток захвата, 5 случаев угона воздушного судна за границу и 263 случая угроз в адрес гражданской авиации. После распада СССР ситуация стала еще острее, число террористических актов удвоилось по сравнению с советским периодом. С 2000-х годов тенденция к росту терроризма в воздухе пошла на убыль.
За 22 года (с 1958 по 1979 год) произошло 22-е попытки захвата воздушных судов и 6- случаев захвата и угона воздушных судов за границу. Убито 10 человек и ранено 7 человек. За этот же период в мире зафиксировано свыше 800 случаев попыток захвата и угона ВС, погибло около 1200 и ранено более 900 человек. В США за данный период зафиксировано свыше 200 попыток захвата и угона воздушных судов.
В последующие 10 лет (с 1980 по 1989 год) количество актов незаконного вмешательства увеличивается почти в 10 раз. Из них: 15 попыток захвата воздушных судов, 5 случаев угона их за границу и 263 случая угроз в адрес гражданской авиации. В мире за этот период зафиксировано свыше 250 попыток захватов и угонов воздушных судов. Преступные акты воздействия на гражданскую авиацию приобретают уже постоянный характер.
Начиная с 1984г., количество угроз в адрес гражданской авиации увеличивается. В последующие 5 лет (с 1990 по 1994 год) количество актов незаконного вмешательства в деятельность воздушного транспорта по сравнению с прошедшими годами увеличивается в 2 раза. В последние годы во всем мире количество попыток захватов и угонов воздушных судов стабилизировалось и колеблется в пределах 31-го случая в год. В России количество попыток захватов и угонов воздушных судов неуклонно увеличивается и составляет от 8-и до 10-и случаев в год. В 1990 году отмечено небывалое за всю историю Аэрофлота количество попыток захвата и угона воздушных судов. Всего за 6 лет (с 1990 по 1995год) произошло 62 случая захвата и угона воздушных судов, что составляет примерно 33% от зафиксированных аналогичных случаев в мире.
Существующие тенденции угрозы авиационной безопасности в современном мире:
1) Гражданская авиация может быть уязвима для нападения в любом месте и в любое время, если не принять соответствующие меры авиационной безопасности, потому что:
а) сам характер авиационной отрасли позволяет преступнику осуществить террористическую акцию не находясь в непосредственной близости от намеченного объекта;
б) действующие в настоящее время группы террористов достаточно организованы и располагают современными техническими средствами для нападения на воздушные суда.
2) Нападения на объекты инфраструктуры воздушного транспорта остается на сегодняшний день одной из самих распространенных и опасных форм терроризма.
3) Гражданская авиация стала подвергаться нападениям террористов, приводящим к смерти пассажиров, авиаперсонала и других людей. Возникла опасность использования захваченного ВС в качестве средства поражения важных объектов на земле.
4) Угрозы в адрес гражданской авиации носят динамичный характер и требуют применения соответствующего набора превентивных мер.
5) Слабая организация работ по обеспечению авиационной безопасности, недостаточная оснащенность техническими средствами (досмотра, охраны) и недостаточная квалификация персонала служб авиационной безопасности аэропортов и авиакомпаний.
6) Увеличивается использование ухищренных способов проноса на борт оружия, боеприпасов, опасных предметов и веществ.
7) Растет количество случаев выявления и изъятия боевого оружия и боеприпасов.
8) Методы террористов становятся с каждым годом все более изощренными, хорошо продуманными, отработанными, что свидетельствует об их целеустремленности и способности угрожать безопасности гражданской авиации.
Новые угрозы и вызовы в отношении гражданской авиации.
После трагических событий 11 сентября 2001 года проведен всесторонний анализ состояния авиационной безопасности и осуществлена оценка новых и возникающих угроз терроризма на воздушном транспорте. На основе проведённых оценок было установлено наличие новых угроз:
1) использование воздушных судов в качестве оружия (значительное количество жертв и разрушений, как это имело место результате четырех угонов воздушных судов, совершенных 11 сентября 2001 года в Соединенных Штатах Америки);
2) нападение, совершаемые террористами в воздухе (что имело место в ходе известных событий 11 сентября 2001 года в США и 24 августа 2004 года в Российской Федерации;
3) нападение, совершаемые террористами на земле (может нанести значительный ущерб объектам инфраструктуры аэропорта;
4) закладки взрывных устройств на объекты инфраструктуры аэропорта, транспортные средства;
5) применение стрелкового оружия;
6) нападение с применением электронных средств, таких, как радиопередатчики или другие средства, создание активных преднамеренных радиопомех или изменения состояния наземных или бортовых авиационных систем управления или наведения, в результате чего ставится под угрозу безопасность людей и воздушного судна;
7) применение химического, биологического и бактериологического оружия с целью срыва воздушных перевозок;
8) использование радиоактивных материалов с целью угрозы жизни пассажиров и авиаперсонала, заражения имущества.
Обеспечение авиационной безопасности аэропорта
Главным звеном в системе обеспечения защиты является аэропорт. Обеспечение его безопасности должно бать в центре внимания всех заинтересованных органов. При планировании и организации системы авиационной безопасности аэропорта следует учитывать отсутствие универсальной методологии в этой области, отвечающей всем требованиям. Все зависит от наличия и вида внутренних и внешних угроз, частоты международных и внутренних рейсов, количества рейсов с высоким риском опасности и т.п.
Авиационная безопасность аэропорта обеспечивается выполнением следующих мероприятий и процедур:
1) созданием контролируемых зон аэропорта и обеспечение их безопасности;
2) организацией пропускного и внутри объектового режима;
3) обеспечением безопасности пассажирских терминалов и аэровокзала;
4) обеспечением безопасности воздушных судов и объектов инфраструктуры аэропорта;
5) организацией досмотра пассажиров и вещей, находящихся при них багажа, грузов, почты, воздушных судов и бортовых запасов.
Итоги:
Изжить терроризм в одночасье вряд ли возможно. Проблему по борьбе с терроризмом необходимо решать комплексно. В сложном комплексе борьбы с международным терроризмом не последнее место по важности занимает проблема противодействия воздушному терроризму, приобретающему ныне более скрытый и изощренный характер