О РАЗВИТИИ ГОЛОВНОГО РЕГИСТРА У ВЫСОКИХ НАРОДНЫХ ГОЛОСОВ.




Известно, что во многих современных народных хорах диапазон голосов ограничен сферой грудного регистра, хотя, о наличии в народе высоких сопрано, поющих во второй октаве, свидетельствуют записи многих собирателей фольклористов прошлого и настоящего времени. Не пользуются головным регистром певицы в хорах имени Пятницкого, Воронежском и Уральском. Вся женская группа поет лишь в грудном регистре, где предел высоких голосов до-до диез, ре – редко, второй октавы. Частично это объясняется традицией бытового пения в грудном регистре, в котором в основном звучит разговорная речь. В то же время «напетое» грудное звучание в народных песнях несколько изживает звучание верхнего регистра, особенно для женских голосов.

Если пение в грудном регистре отличается сочностью, красочностью, динамикой, то пение в головном регистре носит скорее инструментальный, несколько бестембровый колорит. Существенную роль в этом играет пользование резонаторами. Сложность вокальной работы над диапазоном голосов заключается в том, что при естественном соединении грудного и головного регистров у народных певцов существует своеобразная изолированность регистров. В соединении этих регистров нет сглаживаемого перехода, и народные певцы поют по-разному в разных регистрах. Как правило, в народном бытовом пении певица пользуется в одной песне только одним регистром, не переходя в другой. Если грудным, то функция высокого подголоска передается другой певице. На основе практических наблюдений можно сказать, что при пении в грудном регистре, голос певца насыщается грудным резонатором, головной регистр народного голоса теряет грудное резонирование, не используют мягкое небо и др. головные резонаторы, которые служат прикрытию звука. Звук в головном регистре естественно полуокруглен. Задача всех певиц с высокими голосами, научиться пользоваться звуками головного регистра в первой половине второй октавы (до-фа, соль). При этом проблемой является не только расширение объема головного регистра в его верхних звуках, но и увеличение его звуковой насыщенности и тембровой красочности. Важно также добиться сохранения грудного резонирования при переходе в головной регистр, и наоборот, сохранение головного резонирования при переходе в грудной регистр. Во время пения должно быть ощущение одновременно, как бы двух точек звучания, грудной и головной.

В работе с голосами можно обнаружить две противоположные тенденции, мешающие развитию голоса:

1) неумение вообще найти головное звучание. В таких случаях полезно больше петь на гласную «и» - эта буква хорошо приближает звук и способствует некоторой его резкости, нужной на первом этапе нахождения головного звучания. Если это не удается, надо попросить издать певца высокий крикливый звук – лучше на «и», протянув его нараспев, как бы крикнуть, чтобы звук летел далеко, как в лесу или в поле. Нужно добиться, чтобы певец обязательно почувствовал, как звук попадает в лобные и носовые пазухи, и умел направлять его не к мягкому небу, а ближе, к верхним зубам. Если же звук будет уходить дальше к мягкому небу, то у малоопытных певцов иногда обнаруживается не свойственное народному пению углубленное звучание.

2) во втором случае, певец или певица на среднем или высоком регистре при переходе от более низких звуков к более высоким, теряют грудное резонирование. Соединение регистров нарушается, звук облегчается и становится более узким и плоским, следует неустанно напоминать певцу о сохранении двух точек звучания, голос как бы распространяется от верхней точки к нижней – грудной, заполняя все это расстояние звуком. Певец должен стремиться к тому, чтобы удержать голос в этом объеме. Сохранение грудного резонирования на высоких звуках поможет избежать так характерного для народного пения плоского, бестембренного колорита.

Несколько слов о микстовых - переходных звуках диапазона высоких голосов. У сопрано они охватывают часть диапазона примерно от ля диеза первой октавы до ре диеза второй октавы. Выше уже говорилось о традиции народных певцов пользоваться в одной песне каким то одним регистром – грудным или головным, частично захватывая микстовые звуки среднего регистра. Такое естественное приспособление к регистру способствует певческой выносливости голоса и напротив. Часто употребляя звуки микст как высокие звуки грудного регистра певица переходит на напряженное крикливое звучание, а частое перенесение грудного звучания на микстовые звуки ведет к утомлению, быстрому изнашиванию голоса. Если же певица поет в основном в головном регистре с захватом микстовых звуков, то они будут звучать тихо, мягко, легко. Такое звучание часто используется в пении.

Соединение регистров в пении сложный и длительный процесс. Работать с певцами над соединением регистров следует тщательно и в индивидуальном порядке, а главное научить певца самого сознательно контролировать свои ошибки и успехи. Работая над развитием головного звучания, следует, прежде всего, заниматься с высокими голосами, которые смогут петь во второй октаве.

 

 

РАСПЕВАНИЕ.

 

Основным методом певческого воспитания является коллективный метод обучения всех певцов в процессе систематической работы над репертуаром. Одна из форм его – коллективное распевание.

Обычно распевание хора проводится регулярно. Смысл распевания не только в том, чтобы подготовить и разогреть голосовой аппарат, но и способствовать развитию всех певческих навыков – дыхание, звуковедения ансамбля и строя. Распевание регулярно проводится в начале занятий и помогает быстрой слуховой организации, собиранию внимания певцов. Основной материал для распевания песенный, одни упражнения берутся из разучиваемого репертуара, другие создаются специально для выработки конкретного певческого навыка или чаще целого комплекса навыков. Одни разнообразятся на каждом занятии, другие повторяются, как средство автоматизации певческого навыка. Каждое упражнение должно нести конкретную задачу, а руководителю необходимо обосновать его целесообразность и практическую ценность. Упражнений существует множество. На распевании важно показать, что все упражнения выполняют конкретную вокально-художественную функцию.

Наиболее существенные специфические моменты в народном вокале:

1) Задачи и методы певческого воспитания.

2) Работа над единой манерой пения – говор.

3) Характерные особенности народных голосов.

4) Развитие диапазона голоса в верхнем регистре.

5) Распевание.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: