Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.




Ариант № 1035306

Задание 1 № 1191

Укажите жанр, к которому относится пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума».

 

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

 

София (Чацкому) Скажите, что вас так гневит?   Чацкий В той комнате незначащая встреча: Французик из Бордо, надсаживая грудь, Собрал вокруг себя род веча, И сказывал, как снаряжался в путь В Россию, к варварам, со страхом и слезами; Приехал - и нашел, что ласкам нет конца; Ни звука русского, ни русского лица Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями; Своя провинция. Посмотришь, вечерком Он чувствует себя здесь маленьким царьком; Такой же толк у дам, такие же наряды... Он рад, но мы не рады. Умолк. И ту т со всех сторон Тоска, и оханье, и стон: Ах! Франция! Нет в мире лучше края! - Решили две княжны, сестрицы, повторяя Урок, который им из детства натвержён. Куда деваться от княжон! Я одаль воссылал желанья Смиренные, однако вслух, Чтобы истребил Господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья; Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой, Кто мог бы словом и примером Нас удержать, как крепкою возжой, От жалкой тошноты по стороне чужой. Пускай меня объявят старовером, Но хуже для меня наш Север во сто крат С тех пор, как отдал всё в обмен на новый лад, — И нравы, и язык, и старину святую, И величавую одежду на другую — По шутовскому образцу: Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,   Рассудку вопреки, и не краса лицу; Смешные, бритые, седые подбородки! Как платья, волосы, так и умы коротки!.. Ах! если рождены мы всё перенимать, Хоть у китайцев бы нам несколько занять Премудрого у них незнанья иноземцев; Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ Хотя по языку нас не считал за немцев. «Как европейское поставить в параллель С национальным - странно что-то! Ну как перевести мадам и мадмуазель? Ужли сударыня!!» - забормотал мне кто-то... Вообразите, туту всех На мой же счёт поднялся смех. «Сударыня! Ха! ха! ха! ха! прекрасно! Сударыня! Ха! ха! ха! ха! ужасно!!» — Я, рассердясь и жизнь кляня, Готовил им ответ громовый; Но все оставили меня...

А. С. Грибоедов «Горе от ума»

Задание 2 № 1192

Основную часть фрагмента занимает высказывание Чацкого. Как называется подобное развёрнутое высказывание?

 

Задание 3 № 1193

Какое художественное средство использует Чацкий, говоря о необходимости «нас удержать, как крепкою возжою, от жалкой тошноты по стороне чужой»?

 

Задание 4 № 1194

Установите соответствие между тремя персонажами «Горя от ума» и их репликами, касающимися Чацкого. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПЕРСОНАЖИ   РЕПЛИКИ
А)Фамусов Б) Молчалин В) Софья   1)«Не человек! змея!» 2) «Кто так чувствителен, и весел, и остёр...» 3) «Ах! Боже мой! Он карбонари!» 4) «Вам не дались чины, по службе неуспех?»

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В
     

 

Задание 5 № 1195

Рассказ Чацкого о «французике из Бордо» завершается авторским замечанием: «Оглядывается, все кружатся в вальсе с величайшим усердием». Как называются подобные авторские замечания и пояснения в тексте пьесы?

 

Задание 6 № 1196

«Французик из Бордо» фигурирует в рассказе Чацкого, но на сцене не появляется. Каким термином обозначаются такие персонажи?

 

Задание 7 № 1197

Как называется вопрос, не требующий обязательного ответа («Воскреснем ли когда от чужевластья мод?»)?

 

Задание 8 № 1203

Как характеризует Чацкого его рассказ о госте из Бордо?

 

Задание 9 № 1204

В каких произведениях русской литературы отображен конфликт героя и общества и в чём эти произведения созвучны грибоедовской пьесе?

 

Задание 10 № 587

 

В начале стихотворения дается описание пустыни. Как называется подобное описание в художественном произведении?

 

Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

  Анчар В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной.   Природа жаждущих степей Его в день гнева породила И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила.   Яд каплет сквозь его кору, К полудню растопясь от зною, И застывает ввечеру Густой прозрачною смолою.    К нему и птица не летит И тигр нейдет — лишь вихорь черный На древо смерти набежит И мчится прочь, уже тлетворный.   И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий, С его ветвей, уж ядовит, Стекает дождь в песок горючий.   Но человека человек Послал к анчару властным взглядом: И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом.   Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами, И пот по бледному челу Струился хладными ручьями;   Принес — и ослабел и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки.   А князь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы.

A. C. Пушкин, 1828

Задание 11 № 588

Какой прием использует поэт в фразе «Анчар, как грозный часовой, стоит...»?

 

Задание 12 № 589

Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («вихорь черный », «песок горючий » и т. п.)?

 

Задание 13 № 590

Укажите название стилистического приема, придающего стиху особую звуковую выразительность («И тот послушно в путь потек»).

 

Задание 14 № 591

Укажите размер, которым написано стихотворение А.С. Пушкина «Анчар» (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп).

 

Задание 15 № 594

Как в пушкинском стихотворении соотносятся два содержательных пласта — описание анчара и рассказ о гибели раба?

 

Задание 16 № 595

В каких произведениях отечественной лирики мир природы сравнивается с миром человеческих взаимоотношений и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинским «Анчаром»?

 

Задание 17 № 1809

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1—17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

 

C17.1. Смешон или страшен Митрофан Простаков? Свой ответ аргументируйте. (По пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль».)

C17.2. Какой предстаёт жизнь русского крестьянства в произведениях Н. А. Некрасова?

C17.3. Как в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» раскрывается тезис: «В жизни всегда есть место подвигам»?

С17.4. О чем «не пели наши оды» (по повести Приставкина «Ноч

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: