Тип, наименование | Конструктивные особенности. Рабочая среда (рабочий элемент) | Область применения |
Жидкостные манометры: U-образные чашечные | Рабочая среда: ртуть, вода, спирт. Устанавливают строго вертикально Рабочая среда: ртуть, вода, спирт. Устанавливают вертикально или под наклоном. Класс точности 0,5 | Измерение перепад» давлений в тракте наддува двигателя внутреннего сгорания (ДВС) Измерение перепад» давлений до 2,5 кПа |
Пружинные манометры | Упругий чувствительный элемент | Предельное измеряемое давление 1 кПа |
Манометры с трубчатой пружиной | Чувствительный элемент в форме изогнутой пружинящей трубки. Классы точности 0,6, 1,0; 1,6; 2,5; 4,0 | |
Мембранные манометры | Чувствительный элемент в форме мембраны | Измерение перепада давлений |
Сильфонные манометры | Чувствительный элемент в форме сильфона: | |
латунного | Измерение давлений до 3 МПа | |
из бериллиевой бронзы | То же, свыше 3 МПа | |
или нержавеющей стали | ||
Механические индикаторы: | Рабочий элемент — подвижный поршень, подвергающийся давлению газов и действию пружины | Запись диаграмм быстроизменяющихся давлений газов в цилиндрах ДВС: |
с цилиндрической пружиной | при частоте вращения вала до 10 с -1 | |
со стержневой пружиной | то же, до 30 с -1 | |
Электрические индикаторы | Чувствительный элемент датчика: пьезокварцевый, емкостный, тензорезисторный | Запись диаграмм быстроизменяющихся давлений газов в цилиндрах быстроходных ДВС |
В качестве основных измерительных приборов при оценке давления применяют манометры. Вакуумметрическое давление измеряют вакуумметрами.
Для судовых энергетических установок характерны широкий диапазон измеряемых давлений (от 0 до 100 МПа) и различие их динамики: от статического (давления жидкости в неподвижной емкости) до быстроизменяющегося (давление в топливных насосах двигателей внутреннего сгорания). Измерительные средства различного типа, применяемые, на судах, приведены в табл. 3. Манометры устанавливают так, чтобы их рабочая температура не превышала 40°С. Необходимо учитывать возможность появления погрешности, обусловленной положением манометра относительно точки отбора давления.
|
Измерение частоты вращения вала и мощности двигателей
Частота вращения валов характеризует режимы работы механизмов, мощность двигателей, скорость судна; определяется как число оборотов вала за единицу времени. Единицей частоты вращения является секунда в минус первой степени (с -1) — частота равномерного вращения, при которой за время 1 с совершается один оборот тела. ГОСТ 8.417—81 временно допускает применение в качестве единиц частоты вращения оборот в секунду (об/с) и оборот в минуту (об/мин). Угловая скорость оценивается в радианах в секунду (рад/с). Радиан в секунду — угловая скорость равномерно вращающегося тела, при которой за время 1 с совершается поворот его относительно оси на угол 1 рад. Угловая скорость ω и частота вращения n вала связаны зависимостью ω =2π n.
Судовые механизмы оборудуют штатными приборами для измерения частоты вращения вала, или она измеряется с применением переносных приборов (табл. 4).
Таблица 4.
Приборы для измерения частоты вращения вала двигателя, применяемые на судах
|
Тип, наименование | Принцип действия | Техническая характеристика |
Механический суммирующий счетчик числа оборотов | Вращаются наборы зубчатых колес, кинематически связанных между собой | Для измерения частоты вращения требуется одновременно фиксировать показания счетчика и секундомера |
Электрический счетчик числа оборотов | Импульс вырабатывается бесконтактным (индукционным) датчиком | Счетный механизм регистрирует обороты независимо от вращения вала |
Тахоскоп | Управление счетчиком оборотов и секундомером осуществляется одной кнопкой | Продолжительность измерения 2—5 с. Погрешность ±0,2% |
Тахометры: центробежный | Грузы перемещаются действием центробежной силы | Погрешность 1 — 8% |
электрический | Используется генератор, возбуждающий электродвижущую силу | Вибро - и ударостойкие. Погрешность менее ± 1 % суммы значений шкалы |
магнитный | Используется индукционный преобразователь | Возможны температурные погрешности, основная погрешность менее 1% |
Мощность — основная характеристика двигателя. Единицей мощности является ватт (Вт) — мощность, при которой работа 1 Дж совершается за время 1с. В судовых энергетических установках (СЭУ) принято измерять мощность в киловаттах (кВт). Мощность оценивают, измеряя крутящий момент по углу закручивания пала. Измерение осуществляется с помощью прибора, называемого торсиометром (табл. 5).
Таблица 5.