Место измерения | Способ выполнения измерения | Средства измерения |
Зазор в опорном подшипнике турбины | Измеряют зазор при помощи свинцовых оттисков. На шейку вала на расстоянии 25 мм от торцов вкладыша кладут 2—3 отрезка свинцовой проволоки, диаметр которой превышает ожидаемый зазор. Такие же отрезки проволоки кладут на плоскость разъема подшипника (рис. 1). Подшипник собирают (соблюдая условие: а<d; b<е) и обжимают болты. После вскрытия подшипника измеряют толщину полученных свинцовых оттисков. | Свинцовая проволока, микрометр |
Рис. 1. Измерение масляного зазор в
подшипнике скольжения:
1,2 — свинцовые оттиски
Продолжение табл. 9.
Место измерения | Способ выполнения измерения | Средства измерения |
Зазоры в головных, мотылевых и рамовых подшипниках ДВС | 1. В толстостенных подшипниках измеряют зазор щупом, заводя его с обоих торцов (если позволяет конструкция). При измерении зазора свинцовыми оттисками укладывают кусочки свинцовой проволоки только на шейку вала и обжимают гайки до их рабочего положения (необходимо вести контроль положения гаек по меткам). Толщина оттисков будет равна измеряемому зазору 2. В тонкостенных подшипниках применять щуп или свинцовые оттиски запрещается. Зазор измеряют, перемещая одну из деталей подвижного соединения (с помощью талей или домкрата) и определяя относительное перемещение индикатором, установленным между деталями соединения | 2. Щуп, свинцовая проволока, микрометр 2. Линейный индикатор |
Зазоры в зубчатом зацеплении | Измеряют зазор с помощью свинцовых оттисков. На 7—10 зубьев укладывают, вдавливая во впадины, свинцовую проволоку диаметром 0,5—0,9 мм. Концы и середину проволоки фиксируют вазелином. В зависимости от длины зубьев укладывают 4—6 отрезков проволоки. Редуктор проворачивают до прохождения проволоки через зацепление. Оттиски измеряют, получая размеры масляных зазоров | Свинцовая проволока, микрометр |
Зазоры в уплотнениях турбин | На ножи уплотнения по всей длине укладывают свинцовую проволоку диаметром 1 —1,2 мм, затем опускают на подшипники ротор. Подняв ротор, измеряют толщину оттисков: она равна зазору | Свинцовая проволока, микрометр |
Зазоры в проточной части турбин | Подняв ротор, на образующую нижней части корпуса кладут свинцовые пластины, толщина которых приблизительно 1,5 раза превышает размер ожидаемого зазора, а ширина равна ширине бандажной ленты или немного меньше ширины лопаток, не имеющих бандажа. Одновременно для измерения зазора в уплотнении кладут (как описано выше) свинцовую проволоку. Опускают ротор на подшипники, укладывают свинцовые пластины па бандажную ленту (или лопатки) и проволоку — на уплотнения. Опускают крышку и обжимают разъем несколькими болтами так, чтобы пластина щупа толщиной 0,05 мм не проходила. Подняв крышку, измеряют оттиски: их минимальная толщина равна определяемым зазорам | Свинцовые пластины, проволока, микрометр |
Зазоры в поршневых кольцах ДВС | В разъеме кольца, находящегося во втулке цилиндра (в месте наибольшей выработки) или в специальном калибре измеряют зазор щупом. Зазор между кольцом и стенками канавки измеряют щупом по окружности при надетых на поршень кольцах | Щуп |
Зазоры между поршнем и цилиндровой втулкой | В тронковых двигателях зазор измеряют щупами по оси вала (нос, корма) в двух положениях поршня: верхняя мертвая точка (в.м.т.) и нижняя мертвая точка (н.м.т.) и в двух его сечениях: верху и внизу В крейцкопфных двигателях измеряют зазоры щупами в четырех местах: нос, правый борт, корма, левый борт в положениях поршня, определяемых инструкцией завода-изготовителя. Например, для двигателей «Бурмейстер и Вайн» таких положений при вращении вала на передний ход 4: 30° после в.м.т., 90° после в.м.т., 30° до н.м.т., 90° после н.м.т.; для двигателей RD76 «Зульцер» — 3: 60° после в.м.т., 60° после н.м.т. и дополнительно 30° после н.м.т. При измерении необходимо контролировать прилегание ползунов крейцкопфа к параллелям | Длинные щупы |
Зазоры между ползунами крейцкопфа и параллелями | Измеряют зазоры обычным щупом на каждой параллели в шести точках: вверху — прилегание ползуна к параллели в ее носовой и кормовой частях, торца ползуна к направляющей планке; внизу— то же, в такой же последовательности, щупы обычные. Положение крейцкопфа определяют (как и при измерении зазора поршень — втулка) согласно инструкции завода-изготовителя | Щуп |
|
|