Содержание
1.Конструктивные основы и пластика драпировок 2.Тоновый рисунок натюрморта3.Перспектива4.Список используемой литературы
Конструктивные основы и пластика драпировок
Драпировка — это ткань, наброшенная на предмет или закрепленная на плоскости в одной или нескольких точках, спадающая вниз и образующая различные складки.
Можно выделить следующие виды складок: вертикальные (прямые) (рис. 1.), диагональные (косые) (рис. 2), дугообразные (рис. 3), радиальные {лучевые) (рис. 4). Эти виды складок дают различные сочетания.
Структура и форма складок зависят от свойств ткани.
Спадая вниз, плотные и жесткие ткани дают крупные, монолитные, рельефные складки, а современные рыхлые шерстяные и полушерстяные ткани образуют более мягкие складки меньшего размера. Ткани из натурального шелка дают мягкие, легкие, мелкие складки. Такие же мелкие складки получаются из тонкого трикотажного полотна, а тонкие капроновые ткани полотняного переплетения образуют торчащую форму драпировок. Драпировки красивы из мягких светлых однотонных тканей, когда каждая складка дает глубокие светотени.
Этапы выполнения построения складок драпировки:
1этап
- выбор формата, вертикального или горизонтального;
- композиционное размещение всей массы драпировки, на плоскости листа;
- определение пропорционального соотношения, самого широкого участка драпировки к ее высоте (с помощью визирования);
- определение положения широкого участка (центр или выше/ниже центра).
Проводим вспомогательные линии.
2 этап
Выстраивание конструкции складок драпировки. С помощью визирования, определяем, какая складка выше/ниже, тоньше/шире относительно другой. Построение выполняем от самых крупных и основных складок, наиболее выделяющихся на ткани, т.е. построение ведем по принципу: от простого к сложному. Освещение в рисунке передается при помощи тона. Определите собственные, падающие тени и светотени в зависимости от источника освещения. Моделировка драпировки светом начинается с введения легкого тона в тени собственные и падающие.
|
После завершения работы над конструктивным построением складок, их пропорциональными отношениями, приступим к определению источника освещения. Источник освещения должен находиться слева и сверху или справа и сверху. Цель освещения - помочь дальнейшему выявлению объема самого пространства и драпировки в этом пространстве.
3 этап
- намечаем светотень для наилучшего восприятия объема и освещения;
- выделяем наиболее четкой линией основные складки, находящиеся ближе к нам, наиболее контрастные.
4 этап
- работа тоном
- выполнить конструктивно-тональный рисунок;
- показать наиболее контрастную часть, показать разницу тоном в тенях;
- выбрать правильное направление штриха для наибольшего отображения формы и объема складок.
Последовательность рисования ткани, лежащей на геометрическом теле
Ткань не имеет четкой стабильной формы и принимает форму того предмета, на который она накинута. Если ткань спускается с предмета или с точки крепления, то она образует различного вида складки — драпируется. В изобразительном искусстве верно нарисованные складки драпировки способствуют живости создаваемого образа. Для грамотного рисования складок нужно правильно определить их пластику, поэтому необходимо знание основ их формообразования.
|
При рисовании драпировок, наброшенных на геометрические тела, следует сначала установить пропорции всей массы ткани (рис. 5, а), затем легкими линиями построить форму геометрического тела, а далее с учетом этой формы прорисовать складки ткани (рис. 5, б). Тональное решение драпировок ведется в обычной последовательности.
Рисуя драпировки, полезно почувствовать декоративные возможности, заключенные в пластике складок. Осваивая технические приемы изображения тканей различной плотности и фактуры, красоты складок, разнообразия их движений и пропорций, мы подготавливаем себя к изображению драпировок на фигуре человека.
Тоновый рисунок натюрморта
В изобразительном искусстве натюрмортом (франц. nature morte — мертвая природа) называют изображение различных предметов, размещенных, как правило, в реальной, бытовой среде и организованных в единую композиционную группу
Рисование натюрморта следует начинать с предварительного анализа всей постановки. Для этого полезно рассмотреть ее с разных точек зрения и выбрать наиболее интересную. Также немалое значение имеет освещение натюрморта. Наиболее выразительно предметы будут выглядеть при верхнебоковом освещении.
Рисование натюрморта из предметов быта ставит перед рисующим определенные задачи. Натюрморт составляется из предметов, разных по форме, размерам, цвету, фактуре и непременно связанных между собой тематически. Работая над рисунком натюрморта, мы должны организовать на плоскости листа пространственное расположение не одного, а группы предметов, уделяя внимание отношениям предметов друг к другу и к фону.
|
Весь процесс рисования натюрморта состоит из ряда этапов.
1 этап
Композиционное размещение рисунка на листе. Если вся постановка имеет большую протяженность в вертикальном направлении, то лист бумаги располагаем большей стороной по вертикали. Если натюрморт имеет одинаковую протяженность по вертикали и по горизонтали, целесообразно сделать несколько вариантов композиционного решения, размещая изображение в разных форматах, и наиболее выразительный вариант перенести на основной лист.
Начиная работу на основном листе, намечаем общую форму, в которую вписывается силуэт всего натюрморта, уточняем соотношения общих масс предметов и их пропорций (рис.6, а).
2 этап
Линейно-пространственное построение форм предметов с учетом их перспективного сокращения. При построении предметов постановки необходимо исходить из характера их форм и конструкций, учитывать изменения их форм в перспективе и пропорциональные соотношения предметов между собой и каждого предмета отдельно. На этом этапе следует прорисовывать как видимые, так и невидимые части предметов (рис.6, б).
3 этап
Выявление объемности предметов с помощью светотени. Передача объемности предметов, выявление пространственных планов и степени освещенности достигается, как нам уже известно, при помощи тона и различных по нажиму линий.
Когда все предметы постановки прорисованы, приступают к прокладке светотени, легко намечая основные большие плоскости света, полутона и тени. Легким штрихом намечают падающие тени. Определив основные тональные отношения (рис. 6, в), приступаем к дальнейшей лепке формы предметов тоном. В процессе этой работы необходимо выявить не только объем, но и разность фактур. Для передачи пластики предметов штрих следует класть по форме. Необходимо обращать внимание на передачу пространственных планов. Предметы на переднем плане требуют более тщательной прорисовки, нежели предметы, лежащие на дальнем плане. Необходимо учесть, что фон играет вспомогательную роль и способствует выявлению характера предметов натюрморта, поэтому не стоит его тщательно прорабатывать.
В процессе работы над рисунком натюрморта для достижения цельности необходимо постоянно сравнивать предметы друг с другом, соблюдать тональные отношения между предметами и фоном.
4 этап
На завершающем этапе, когда рисунок в основном закончен, обобщаем все его части. Сравнивая рисунок с натурой, необходимо отказаться от излишней детализации, добиться цельности и выразительности, обобщая второстепенные детали и задние планы.
Перспектива
Перспективный рисунок -одно из наиболее старых и популярных средств передачи дизайнерской мысли. Как правило, подобные наглядные изображения предмета или помещения в перспективе зачастую гораздо проще понять, чем чертежи на плане, в вертикальной проекции или разрезе. Два ключевых слова, часто соотносимых с перспективным рисунком,-это “реалистичность” и ”достоверность”.
Ниже перечислены термины, являющиеся основными для понимания перспективного рисунка:
· Точка наблюдения - точка, откуда зритель смотрит на пространство или объект.
· Линия земли - линия пересечения визуальной плоскости с поверхностью земли.
· Линия горизонта - воображаемая линия, которая всегда соответствует уровню взгляда.
· Точка схода - точка(или несколько точек), которая всегда находится на линии горизонта и в которой параллельные линии сходятся воедино.
· Картинная плоскость - плоскость в пространстве, которая ограничивает и определяет рисуемую перспективу.
Радиальная перспектива
Сущность способа заключается в том, что предмет, картина и точка зрения изображаются в ортогональных проекциях. В этих же проекциях проводятся лучи зрения и находятся точки пересечения оси с картиной. Точки пересечения соединяют между собой линиями, благодаря чему получают перспективное изображение предмета.
Метод используется при невозможности использования других методов (например, обе точки схода расположены далеко), а также в случае построения фронтальной перспективы интерьера. При построении точек, расположенных поблизости от главной точки картины происходит значительная потеря точности. Метод носит название радиального метода, однако радиальные лучи используются практически и во всех остальных методах.
Перспектива методом опущенного плана
Этот метод заключается в построении перспективных изображений с использованием точек схода параллельных прямых.
При низко расположенной линии горизонта перспективный план получается очень сжатым, что затрудняет построение перспективного изображения. Чтобы избежать этого вводится дополнительная горизонтальная предметная плоскость, которая располагается значительно ниже или выше заданной и строится перспективный план на новой предметной плоскости с той же самой линией горизонта с одной точкой схода.
Такой план называется соответственно опущенным или поднятым планом. Можно также сказать, что строится план на исходной предметной плоскости, но с завышенной линией горизонта.
Большое значение при этом имеет правильный выбор точки зрения, так как перспективные изображения имеют в значительной степени художественно-композиционные моменты, а они зависят, в основном, от выбора точки зрения.
Рекомендации по выбору точки зрения:
Удаление точки зрения должно быть таким, чтобы объект попадал в конус зрения с углом при вершине р=30...40°
Главный луч направлен перпендикулярно картине и должен находиться примерно посередине угла зрения ф.
Картину следует располагать так, чтобы она составляла с главным фасадом угол 25...30°. Боковой фасад при этом получит сильное перспективное сокращение и изображение получится более выразительным. Картинную плоскость целесообразно совмещать с одним из ребер объекта, тогда это ребро изобразится в натуральную величину.
Высоту горизонта обычно принимают на уровне глаз человека, стоящего на земле (1,6... 1,8м), либо выше самой высокой точки объекта (с высоты птичьего полета).