ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: -. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА




ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: -

ТЕМА: «… в тюрьме воспитанный цветок »(образ монастыря в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»).

ЦЕЛЬ: рассмотреть различные интерпретации образа монастыря в поэме «Мцыри».

ТИП УРОКА: урок объяснения нового материала.

ВИД УРОКА: урок-практикум.

ТЕХНОЛОГИЯ: французских мастерских.

МЕТОДЫи ПРИЕМЫРАБОТЫ: иллюстрация, кластер, ассоциации, репродуктивный метод, проблемный вопрос, эвристический метод, метод ключевых слов.

ФОРМЫРАБОТЫУЧАЩИХСЯ: индивидуальная, фронтальная, групповая.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫИ ПОНЯТИЯ: интерпретация, образ Мцыри, образ монастыря, романтическая поэма, революционная поэма, финал.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/В.Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2013.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, обычная доска, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока, время этапа Цель Методы и приемы обучения Деятельность учителя Деятельность учащихся
Индукция Актуализировать знания учащихся, вызвать поток ассоциаций. Иллюстрация, кластер, ассоциации. Учитель задает вопрос-индуктор: «Что такое монастырь?», записывает на доске мнения учащихся в виде кластера. Показывает рисунок монастыря и просит учащихся записать в тетрадь свои ассоциации от картины (это могут быть отдельные слова любой части речи или связное предложение о впечатлениях от рисунка). Учитель выслушивает мнения учеников и дополняет кластер из ассоциаций учащихся. Учащиеся в индивидуальном порядке отвечают на поставленный вопрос.   Записывают ассоциации в тетрадь.   Помогают учителю заполнить кластер.
Самоинструкция Выделить ключевые слова в образе монастыря. Работа с кластером, метод ключевых слов. Наглядный метод. Учитель задает вопрос: «Что такое монастырь для Мцыри?». Учитель предлагает подчеркнуть те слова в кластере, которые говорят об отношении Мцыри к монастырю. Учитель выполняет на доске, учащиеся – в тетрадях. Работают с кластером: подчеркивают слова, которые выражают отношение Мцыри к монастырю.
Социоконструкция Сверить свою точку зрения с другими, написать интерпретацию образа монастыря. Работа в парах: метод ключевых слов.     Работа в группах: написание группового сочинения. Учитель предлагает обсудить с соседом по парте, какие слова можно добавить к вопросу о том, что такое монастырь для Мцыри. Найти цитаты из текста, подтверждающие точку зрения учащихся. Делит учащихся на группы (по желанию) и дает задание – написать свою интерпретацию образа монастыря (1-2 тетрадных листа), ответив на вопросы: - какую роль играет монастырь в поэме? - как Мцыри относится к монастырю? - что произошло в финале поэмы (примирение с монастырем или отторжение)? Рассуждают в паре над вопросом «что такое монастырь для Мцыри», ищут доказательства в тексте и записывают слова и цитаты, которые характеризуют отношение Мцыри к монастырю.
Социализация Обсудить возникшие вопросы и точки зрения. Групповой опрос. Просит учащихся поделиться своим мнением (ответ на вопрос «Что такое монастырь для Мцыри»). Групповой опрос (учитель выслушивает мнение каждого члена группы и делится своим мнением). Участвуют в групповом обсуждении, задают вопросы.
Афиширование Представить свои работы классу. Публичное выступление. Учитель просит группы выступить со своей интерпретацией образа монастыря. Учащиеся зачитывают получившиеся сочинения.
Разрыв Рассмотреть иную трактовку образа монастыря. Работа со статьей. Учитель задает вопрос: «Как вы думаете, возможны ли еще какие-нибудь интерпретации образа Мцыри и образа монастыря?» Предлагает прочитать статью Ираклия Андронникова, в которой «Мцыри» рассматривается как революционная романтическая поэма (см. Приложение). Задает вопросы к статье: - О чем поэма «Мцыри» по мнению Андронникова? - Как трактуется образ Мцыри и монастыря в статье? Отвечают на вопрос учителя, читают статью, рассуждают над вопросами к статье.
Рефлексия Подвести итоги и плавно подойти к образу природы в поэме. Репродуктивный метод. - Есть ли у вас вопросы по сегодняшнему уроку? Какие трактовки вам понравились, а какие показались неожиданными?   Домашнее задание: 1.найти картину Лермонтова «Джвари»; 2. выделить в тексте образы природы. Отвечают на вопросы и обсуждают трактовки образов.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Ираклий Андронников «Лермонтов

Исследования и находки» (1977)

Все помнят начало «Мцыри»:

Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят.

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь. Из-за горы

И нынче видит пешеход

Столбы обрушенных ворот,

И башни, и церковный свод;

Но не курится уж под ним

Кадильниц благовонный дым,

Не слышно пенье в поздний час

Молящих иноков за нас.

Над маленькими домиками, крытыми рыжей черепицей, над зелеными виноградниками господствовал, как и сейчас, воздвигнутый в XI веке собор Свэтицховели, что означает: «Животворящий столп».

Лермонтов осмотрел храм. Возле ступеней алтаря возвышались гробницы последних грузинских царей; на медных надгробиях были начертаны русские надписи:

«Здесь покоится царь Ираклий, — читал Лермонтов, — который родился в 1716 году, вступил на престол кахетинский в 1744 г., карталинский в 1762 г. и скончался в 1798 году. Дабы оставить в памяти потомства славное 54-летнее царствование сего царя, от имени государя императора Александра 1-го воздвигнут сей памятник в 1812 году главноначальствующим в Грузии Маркизом Паулуччи».

«Здесь покоится царь Георгий, — начертано было на другой могильной плите, — который родился в 1750 г., вступил на престол грузинский в 1798 г. Для благоденствия своих подданных, в 1799 г. уступил Грузию Русской империи и скончался в 1800 г.». И снова: «дабы оставить в памяти... от имени... воздвигнут...» и т. д..

Теперь один старик седой,

Развалин страж полуживой,

Людьми и смертию забыт,

Сметает пыль с могильных плит,

Которых надпись говорит

О славе прошлой — и о том,

Как, удручен своим венцом,

Такой-то царь, в такой-то год,

Вручал России свой народ.

Из этих строк становится совершенно ясным: в первой строфе своей поэмы Лермонтов описал большой мцхетский собор Свэтицховели и могилы — Ираклия II и «удрученного своим венцом» Георгия XII.

Между тем народная молва давно уже назвала обителью Мцыри другой мцхетский храм — Джварис-сакдари, воздвигнутый в VII веке. Видный отовсюду с далекого расстояния, он высится на скалистой вершине над тем самым местом, где Арагва сливается с Курой. Никаких документальных данных о том, что Лермонтов побывал в этом храме, у нас не имеется. Но стоит только подняться туда — и вы поймете, что поэт побывал, не мог не побывать здесь, что, создавая свою поэму о Мцыри, он вспоминал этот великолепный памятник древнего зодчества, давно уже опустелый, остатки окружавших его когда-то стен и башен, обрушенные столбы ворот, открывающуюся сверху величественную панораму. Оттуда виден и Кавказ.

Становится понятным, что гробницы грузинских царей привлекли внимание Лермонтова в одном храме, а в другом поразило удивительное местоположение и подлинно романтическая обстановка. В своем описании поэт слил два мцхетских храма.

В пропасти, над которой висит церковь, сверкая, как чешуя, бурно стекались Кура и Арагва. Внизу, у самого их слияния, как и сейчас, высился огромный Мцхетский собор, к которому прилепился маленький городок; на противоположной горе видны были развалины старинной крепости, впереди открывалось узкое ущелье Куры, справа — ущелье Арагвы, поросшее синим лесом, осененное зелеными обрывистыми горами. А там, за голубой мглой арагвинского ущелья:

Вершины цепи снеговой

Светло-лиловою стеной

На чистом небе рисовались,

И в час заката одевались

Они румяной пеленой;

И между них, прорезав тучи,

Стоял, всех выше головой,

Казбек, Кавказа царь могучий,

В чалме и ризе парчевой.

На одной из своих картин Лермонтов написал маслом с натуры и Военно-Грузинскую дорогу, и храм Джвари на вершине горы, и слияние Куры и Арагвы, и дальние очертания большого Мцхетского собора, то есть те самые места, которые воспел в своей поэме.

 

Пленный Мцыри знает только одну страсть: страсть к свободе. Он стремится в родные горы, где сражаются его соотечественники. Он решил узнать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы». И тюрьма, по мысли Лермонтова, не только монастырь, в котором томится Мцыри, тюрьма олицетворяет собой весь окружающий общественный порядок, невыносимый уклад жизни в империи Николая I.

И это уже не «Исповедь», уже не просто поэма о заточенном в монастырь юноше. И не возникший заново в других декорациях «Боярин Орша», основной пафос которого составляет протест против церковных законов, оправдывающих социальное неравенство, карающих за проявление самых чистых человеческих чувств. «Мцыри» — поэма о пленнике российского самодержца, о юноше, лишенном свободы и погибающем вдали от родины. Это поэма о современнике Лермонтова, о его сверстнике.

Допустим, что Лермонтов даже и встретил в действительности старого монаха. И все-таки хронологию событий, замысел поэмы определила не эта встреча, а прежде всего отношение поэта к современности, к кавказской войне, к судьбе своего поколения. А «развалин страж полуживой» — старый церковный сторож — сохранился в первой строфе поэмы лишь для того, чтобы связать судьбу Мцыри с Мцхетом.

Следовательно, Лермонтов избрал Мцхет местом действия для своей поэмы не оттого, что встретил там старого монаха, и не оттого, что там находился какой-то реальный монастырь, в который Ермолов отдал пленного ребенка. Лермонтов избрал Мцхет потому, что городок у слияния Куры и Арагвы давал ему возможность связать свой замысел не только с природой Грузии, но и с ее историей — с памятниками ее старины, с размышлениями о судьбе ее народа. Недаром в том месте рукописи, где речь идет о могильных плитах.

Которых надпись говорит

О славе прошлой...

 

Судя по тексту «Мцыри», Лермонтов размышлял и об исторической неизбежности присоединения Грузии к России.

Сперва после слов «Молящих иноков за нас» Лермонтов поставил цифру «2» и продолжал:

Тогда уж Грузия была

Под властью Русских, но цвела,

Не опасаяся врагов,

За гранью дружеских штыков.

Как возникли в поэме эти строки, в которых утверждаются выгоды присоединения Грузии к России? Ведь о сочувственном отношении Лермонтова к борьбе народов Кавказа против власти российского самодержавия мы знаем не только из юношеских стихотворений и юношеской поэмы «Измаил-бей»; лучшее тому доказательство именно «Мцыри». Об этом ребенке, взятом в горах и обретшем в грузинском монастыре тюрьму вместо родины, Лермонтов говорит с любовью и состраданием: поэма исполнена пафоса свободы. Так почему же, сочувствуя пленному горцу, он полагает, что на Грузию после ее присоединения к России должна была снизойти «божья благодать»? Нет ли противоречия между этими строчками о Грузии и остальным текстом поэмы? Как ни читай черновой вариант, по Эйхенбауму или по новому академическому изданию: «Под властью Русских, но цвела» или «Под властью Русских, и цвела», — основная мысль, заключенная в этих строках, мысль о том, что присоединение к России содействовало расцвету Грузии, остается все равно неизменной!

Противоречия нет. Здесь сказалось понимание исторической судьбы Грузии и умение Лермонтова отличать Россию — великую страну от Российской империи, славу царских колонизаторов от той роли, которую Россия была призвана сыграть в судьбе кавказских народов.

Строки о Грузии свидетельствуют, что сочувствие кавказским народам не мешало Лермонтову воспринимать продвижение России на Кавказ как явление неизбежное и исторически прогрессивное.

Грузии и возвращена часть отторгнутых от нее территорий. Поэтому, написав, что Грузия

...цвела

С тех пор в тени своих садов,

Не опасаяся врагов,

За гранью дружеских штыков... —

Лермонтов очень верно передал, в чем именно заключалось положительное значение ее союза с царской Россией, несмотря на утрату государственной самостоятельности.

Нет сомнения, что Лермонтов коснулся в своей поэме взаимоотношений Грузии и России в связи с теми беседами, которые он вел с кем-то во время своего пребывания в Грузии. Висковатов не понял, что на замысел «Мцыри» повлияли и политическая история Грузии конца XVIII — начала XIX века, и ход кавказской войны, и грузинский героический эпос, и впечатления от грузинской природы, что Грузия стала в поэме исходным, органическим ее элементом. В отличие от абстрактной Испании в «Исповеди» и условной литовской границы в «Боярине Орше», Грузия в поэме о Мцыри, совершенно так же как и в последних редакциях «Демона», не условно-романтическая декорация, а реальная страна, необычайно конкретно воспринятая и воплощенная одним из самых передовых людей своего времени.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: