ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: -
ТЕМА: «… в тюрьме воспитанный цветок »(образ монастыря в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»).
ЦЕЛЬ: рассмотреть различные интерпретации образа монастыря в поэме «Мцыри».
ТИП УРОКА: урок объяснения нового материала.
ВИД УРОКА: урок-практикум.
ТЕХНОЛОГИЯ: французских мастерских.
МЕТОДЫи ПРИЕМЫРАБОТЫ: иллюстрация, кластер, ассоциации, репродуктивный метод, проблемный вопрос, эвристический метод, метод ключевых слов.
ФОРМЫРАБОТЫУЧАЩИХСЯ: индивидуальная, фронтальная, групповая.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫИ ПОНЯТИЯ: интерпретация, образ Мцыри, образ монастыря, романтическая поэма, революционная поэма, финал.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/В.Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2013.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, обычная доска, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока, время этапа | Цель | Методы и приемы обучения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Индукция | Актуализировать знания учащихся, вызвать поток ассоциаций. | Иллюстрация, кластер, ассоциации. | Учитель задает вопрос-индуктор: «Что такое монастырь?», записывает на доске мнения учащихся в виде кластера. Показывает рисунок монастыря и просит учащихся записать в тетрадь свои ассоциации от картины (это могут быть отдельные слова любой части речи или связное предложение о впечатлениях от рисунка). Учитель выслушивает мнения учеников и дополняет кластер из ассоциаций учащихся. | Учащиеся в индивидуальном порядке отвечают на поставленный вопрос. Записывают ассоциации в тетрадь. Помогают учителю заполнить кластер. |
Самоинструкция | Выделить ключевые слова в образе монастыря. | Работа с кластером, метод ключевых слов. Наглядный метод. | Учитель задает вопрос: «Что такое монастырь для Мцыри?». Учитель предлагает подчеркнуть те слова в кластере, которые говорят об отношении Мцыри к монастырю. Учитель выполняет на доске, учащиеся – в тетрадях. | Работают с кластером: подчеркивают слова, которые выражают отношение Мцыри к монастырю. |
Социоконструкция | Сверить свою точку зрения с другими, написать интерпретацию образа монастыря. | Работа в парах: метод ключевых слов. Работа в группах: написание группового сочинения. | Учитель предлагает обсудить с соседом по парте, какие слова можно добавить к вопросу о том, что такое монастырь для Мцыри. Найти цитаты из текста, подтверждающие точку зрения учащихся. Делит учащихся на группы (по желанию) и дает задание – написать свою интерпретацию образа монастыря (1-2 тетрадных листа), ответив на вопросы: - какую роль играет монастырь в поэме? - как Мцыри относится к монастырю? - что произошло в финале поэмы (примирение с монастырем или отторжение)? | Рассуждают в паре над вопросом «что такое монастырь для Мцыри», ищут доказательства в тексте и записывают слова и цитаты, которые характеризуют отношение Мцыри к монастырю. |
Социализация | Обсудить возникшие вопросы и точки зрения. | Групповой опрос. | Просит учащихся поделиться своим мнением (ответ на вопрос «Что такое монастырь для Мцыри»). Групповой опрос (учитель выслушивает мнение каждого члена группы и делится своим мнением). | Участвуют в групповом обсуждении, задают вопросы. |
Афиширование | Представить свои работы классу. | Публичное выступление. | Учитель просит группы выступить со своей интерпретацией образа монастыря. | Учащиеся зачитывают получившиеся сочинения. |
Разрыв | Рассмотреть иную трактовку образа монастыря. | Работа со статьей. | Учитель задает вопрос: «Как вы думаете, возможны ли еще какие-нибудь интерпретации образа Мцыри и образа монастыря?» Предлагает прочитать статью Ираклия Андронникова, в которой «Мцыри» рассматривается как революционная романтическая поэма (см. Приложение). Задает вопросы к статье: - О чем поэма «Мцыри» по мнению Андронникова? - Как трактуется образ Мцыри и монастыря в статье? | Отвечают на вопрос учителя, читают статью, рассуждают над вопросами к статье. |
Рефлексия | Подвести итоги и плавно подойти к образу природы в поэме. | Репродуктивный метод. | - Есть ли у вас вопросы по сегодняшнему уроку? Какие трактовки вам понравились, а какие показались неожиданными? Домашнее задание: 1.найти картину Лермонтова «Джвари»; 2. выделить в тексте образы природы. | Отвечают на вопросы и обсуждают трактовки образов. |
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ираклий Андронников «Лермонтов
Исследования и находки» (1977)
Все помнят начало «Мцыри»:
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят.
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
|
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.
Над маленькими домиками, крытыми рыжей черепицей, над зелеными виноградниками господствовал, как и сейчас, воздвигнутый в XI веке собор Свэтицховели, что означает: «Животворящий столп».
Лермонтов осмотрел храм. Возле ступеней алтаря возвышались гробницы последних грузинских царей; на медных надгробиях были начертаны русские надписи:
«Здесь покоится царь Ираклий, — читал Лермонтов, — который родился в 1716 году, вступил на престол кахетинский в 1744 г., карталинский в 1762 г. и скончался в 1798 году. Дабы оставить в памяти потомства славное 54-летнее царствование сего царя, от имени государя императора Александра 1-го воздвигнут сей памятник в 1812 году главноначальствующим в Грузии Маркизом Паулуччи».
«Здесь покоится царь Георгий, — начертано было на другой могильной плите, — который родился в 1750 г., вступил на престол грузинский в 1798 г. Для благоденствия своих подданных, в 1799 г. уступил Грузию Русской империи и скончался в 1800 г.». И снова: «дабы оставить в памяти... от имени... воздвигнут...» и т. д..
Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит,
Которых надпись говорит
О славе прошлой — и о том,
Как, удручен своим венцом,
Такой-то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ.
Из этих строк становится совершенно ясным: в первой строфе своей поэмы Лермонтов описал большой мцхетский собор Свэтицховели и могилы — Ираклия II и «удрученного своим венцом» Георгия XII.
Между тем народная молва давно уже назвала обителью Мцыри другой мцхетский храм — Джварис-сакдари, воздвигнутый в VII веке. Видный отовсюду с далекого расстояния, он высится на скалистой вершине над тем самым местом, где Арагва сливается с Курой. Никаких документальных данных о том, что Лермонтов побывал в этом храме, у нас не имеется. Но стоит только подняться туда — и вы поймете, что поэт побывал, не мог не побывать здесь, что, создавая свою поэму о Мцыри, он вспоминал этот великолепный памятник древнего зодчества, давно уже опустелый, остатки окружавших его когда-то стен и башен, обрушенные столбы ворот, открывающуюся сверху величественную панораму. Оттуда виден и Кавказ.
Становится понятным, что гробницы грузинских царей привлекли внимание Лермонтова в одном храме, а в другом поразило удивительное местоположение и подлинно романтическая обстановка. В своем описании поэт слил два мцхетских храма.
В пропасти, над которой висит церковь, сверкая, как чешуя, бурно стекались Кура и Арагва. Внизу, у самого их слияния, как и сейчас, высился огромный Мцхетский собор, к которому прилепился маленький городок; на противоположной горе видны были развалины старинной крепости, впереди открывалось узкое ущелье Куры, справа — ущелье Арагвы, поросшее синим лесом, осененное зелеными обрывистыми горами. А там, за голубой мглой арагвинского ущелья:
Вершины цепи снеговой
Светло-лиловою стеной
На чистом небе рисовались,
И в час заката одевались
Они румяной пеленой;
И между них, прорезав тучи,
Стоял, всех выше головой,
Казбек, Кавказа царь могучий,
В чалме и ризе парчевой.
На одной из своих картин Лермонтов написал маслом с натуры и Военно-Грузинскую дорогу, и храм Джвари на вершине горы, и слияние Куры и Арагвы, и дальние очертания большого Мцхетского собора, то есть те самые места, которые воспел в своей поэме.
Пленный Мцыри знает только одну страсть: страсть к свободе. Он стремится в родные горы, где сражаются его соотечественники. Он решил узнать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы». И тюрьма, по мысли Лермонтова, не только монастырь, в котором томится Мцыри, тюрьма олицетворяет собой весь окружающий общественный порядок, невыносимый уклад жизни в империи Николая I.
И это уже не «Исповедь», уже не просто поэма о заточенном в монастырь юноше. И не возникший заново в других декорациях «Боярин Орша», основной пафос которого составляет протест против церковных законов, оправдывающих социальное неравенство, карающих за проявление самых чистых человеческих чувств. «Мцыри» — поэма о пленнике российского самодержца, о юноше, лишенном свободы и погибающем вдали от родины. Это поэма о современнике Лермонтова, о его сверстнике.
Допустим, что Лермонтов даже и встретил в действительности старого монаха. И все-таки хронологию событий, замысел поэмы определила не эта встреча, а прежде всего отношение поэта к современности, к кавказской войне, к судьбе своего поколения. А «развалин страж полуживой» — старый церковный сторож — сохранился в первой строфе поэмы лишь для того, чтобы связать судьбу Мцыри с Мцхетом.
Следовательно, Лермонтов избрал Мцхет местом действия для своей поэмы не оттого, что встретил там старого монаха, и не оттого, что там находился какой-то реальный монастырь, в который Ермолов отдал пленного ребенка. Лермонтов избрал Мцхет потому, что городок у слияния Куры и Арагвы давал ему возможность связать свой замысел не только с природой Грузии, но и с ее историей — с памятниками ее старины, с размышлениями о судьбе ее народа. Недаром в том месте рукописи, где речь идет о могильных плитах.
Которых надпись говорит
О славе прошлой...
Судя по тексту «Мцыри», Лермонтов размышлял и об исторической неизбежности присоединения Грузии к России.
Сперва после слов «Молящих иноков за нас» Лермонтов поставил цифру «2» и продолжал:
Тогда уж Грузия была
Под властью Русских, но цвела,
Не опасаяся врагов,
За гранью дружеских штыков.
Как возникли в поэме эти строки, в которых утверждаются выгоды присоединения Грузии к России? Ведь о сочувственном отношении Лермонтова к борьбе народов Кавказа против власти российского самодержавия мы знаем не только из юношеских стихотворений и юношеской поэмы «Измаил-бей»; лучшее тому доказательство именно «Мцыри». Об этом ребенке, взятом в горах и обретшем в грузинском монастыре тюрьму вместо родины, Лермонтов говорит с любовью и состраданием: поэма исполнена пафоса свободы. Так почему же, сочувствуя пленному горцу, он полагает, что на Грузию после ее присоединения к России должна была снизойти «божья благодать»? Нет ли противоречия между этими строчками о Грузии и остальным текстом поэмы? Как ни читай черновой вариант, по Эйхенбауму или по новому академическому изданию: «Под властью Русских, но цвела» или «Под властью Русских, и цвела», — основная мысль, заключенная в этих строках, мысль о том, что присоединение к России содействовало расцвету Грузии, остается все равно неизменной!
Противоречия нет. Здесь сказалось понимание исторической судьбы Грузии и умение Лермонтова отличать Россию — великую страну от Российской империи, славу царских колонизаторов от той роли, которую Россия была призвана сыграть в судьбе кавказских народов.
Строки о Грузии свидетельствуют, что сочувствие кавказским народам не мешало Лермонтову воспринимать продвижение России на Кавказ как явление неизбежное и исторически прогрессивное.
Грузии и возвращена часть отторгнутых от нее территорий. Поэтому, написав, что Грузия
...цвела
С тех пор в тени своих садов,
Не опасаяся врагов,
За гранью дружеских штыков... —
Лермонтов очень верно передал, в чем именно заключалось положительное значение ее союза с царской Россией, несмотря на утрату государственной самостоятельности.
Нет сомнения, что Лермонтов коснулся в своей поэме взаимоотношений Грузии и России в связи с теми беседами, которые он вел с кем-то во время своего пребывания в Грузии. Висковатов не понял, что на замысел «Мцыри» повлияли и политическая история Грузии конца XVIII — начала XIX века, и ход кавказской войны, и грузинский героический эпос, и впечатления от грузинской природы, что Грузия стала в поэме исходным, органическим ее элементом. В отличие от абстрактной Испании в «Исповеди» и условной литовской границы в «Боярине Орше», Грузия в поэме о Мцыри, совершенно так же как и в последних редакциях «Демона», не условно-романтическая декорация, а реальная страна, необычайно конкретно воспринятая и воплощенная одним из самых передовых людей своего времени.