Среди актеров и режиссеров, прошедших фронты Великой Отечественой войны, были и те, кто потом внес немалый вклад в дублирование кинофильмов




Режиссеры дубляжа киностудии «Мосфильм»

Евгений Алексеевич АЛЕКСЕЕВ (17.02.1920 – 05.11.1987)

/«Собор Парижской Богоматери», «Земляничная поляна», «Три мушкетера», «Это безумный, безумный, безумный, безумный мир», «Как украсть миллион», «Большой приз», «Мужчина и женщина», «Искатели приключений», «Золото Маккены», «Генералы песчаных карьеров», «О, счастливчик!», «Клеопатра», «Профессия: репортер», «Цветок кактуса», «Кто есть кто», «Репетиция оркестра», «Банзай», «Укрощение строптивого», «Невезучие», «Папаши», «Тутси», «Трое мужчин и младенец в люльке»/

и его брат Александр Алексеевич АЛЕКСЕЕВ (15.03.1917 – 1992)

/«Банковский билет в миллион фунтов», «Фараон», «Анжелика – маркиза ангелов», «Лучшие годы нашей жизни», «Замороженный»/

В годы Великой Отечественной войны – операторы фронтовой кинохроники.

 

 

Степан Кузьмич БУБНОВ (27.12.1917 – 12.07.1996)

/Раф Валлоне – «Тереза Ракен», Энтони Куинн – «Дорога», Жак Динам (Бертран) – «Фантомасы», Жан Габен – «Вы не все сказали, Ферран», Люцифер – мультфильм «Кот в сапогах»/

В 1941 году ушел добровольцем на фронт, прошел всю войну.

После ранения о театре пришлось забыть и получить новую профессию реставратора. Но в 1947 году Бубнов решил все-таки попробовать вернуться на сцену. Пришел в Камерный театр к Таирову и был принят в труппу.

Награжден орденом Отечественной войны II степени (1985).

 

 

Виталий Пантелеймонович ВОЙТЕЦКИЙ (29.05.1909 - 31.03.1977)

Режиссер дубляжа киностудии имени М. Горького

/«Вернись в Сорренто», «Плата за страх», «Все по домам», «Приговор», «Загадочный пассажир», «Монпарнас, 19», «Жил-был мошенник», «Поезд» (США-Франция-Италия), «Врач страховой кассы», «Благослови зверей и детей»/

На фронте с июня 1941 года, воевал в противотанковых войсках, старший техник-лейтенант. Доставлял в полк горючее, ремонтировал боевую технику. Награжден орденом Отечественной войны II степени (1945).

Евгений Яковлевич ВЕСНИК

(15.01.1923 – 10.04.2009)

/Марчелло Мастроянни – «Развод по-итальянски», «Брак по-итальянски», «Вчера, сегодня завтра», Фернандель – «Закон есть закон, «Казимир», Луи де Фюнес – «Папа, мама, служанка и я», «Не пойман – не вор», «Дьявол и десять заповедей», Альберто Сорди – «Уличный регулировщик», «Бум», Джек Уорден – «Двенадцать разгневанных мужчин», Нино Манфреди – «Операция “Святой Януарий”», Джан Мария Волонте – «Пуля для генерала», Рольф Хоппе – «След Сокола», «Белые волки», Лино Вентура – «Искатели приключений»/

На войну Евгений Весник попал ровно через год после её начала. Он уже был студентом театрального училища, но в связи с большими потерями Красной армии, «брони» лишились студенты первого и второго курсов. Артист был направлен в Смоленское артиллерийское училище и окончил его в звании младшего лейтенанта. На фронте был командиром огневого взвода 1-й гвардейской корпусной артиллерийской бригады и адъютантом командира 5-й гвардейской гаубичной артиллерийской Севастопольской краснознамённой бригады. Участник штурма Кёнигсберга.

Гвардии старший лейтенант Весник закончил войну с двумя медалями «За Отвагу», орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени. При этом он никогда не приукрашивал своих подвигов. Ему была неприятна любая «показуха»: «те, кто был на «передке», никогда не говорят о героизме».

Обе медали Евгений Яковлевич получил за взятие «языков». Первым стал офицер со сбитого вражеского самолета. О втором случае актер вспоминал со смехом. Артист отошел в кусты по нужде и внезапно увидел немца, занятого тем же. Негромко свистнув, артиллерист показал растерянному врагу пистолет и молча довел его до расположения бригады. «Язык» оказался ценным, а командир даже похвалил Евгения за уверенные действия в нестандартной ситуации.

Для большинства людей война закончилась 9 мая, но еще несколько дней сопротивление оказывала Курляндская группировка немецких войск. В Курляндии Весник и встретил День Победы.

 

Зиновий Ефимович ГЕРДТ (21.09.2016 — 18.11.1996)

/Тото – «Полицейские и воры», Тэрри-Томас – «Воздушные приключения», Питер О’Тул – «Лев зимой», Ричард Харрис – «Кромвель», Юри Ярвет – «Король Лир», Витторио Каприоли – «Великолепный», Лайош Эзе – «Пятая печать» и незабываемый рассказчик в «Фанфан-Тюльпане»/

Играл в театральной студии, которой руководили А. Арбузов и В. Плучек, В июне 1941 года записался в армию добровольцем. Актера направили на курсы саперов в Московское военно-инженерное училище. Гердт закончил обучение в декабре 1941 года и был направлен на Калининский фронт, затем — на Воронежский фронт. Проходил службу в должности начальника инженерной службы 81-го гвардейского стрелкового полка 25-й гвардейской стрелковой дивизии. Гвардии старший лейтенант. Боевое крещение прошёл в ночь с 5 на 6 августа 1942 года в боях за село Сторожевое 1-е, захваченное после переправы через Дон и давшее имя Сторожёвскому плацдарму, удерживаемому дивизией на протяжении последующих пяти месяцев.

12 февраля 1943 года, на подступах к Харькову, при разминировании минных полей противника для прохода советских танков, был тяжело ранен в ногу осколком танкового снаряда. Награждён орденом Красной Звезды (1943). После одиннадцати операций, самые важные из которых выполняла ведущий хирург Боткинской больницы К. М. Винцентини (жена конструктора С. П. Королёва), Гердту сохранили повреждённую ногу, которая с тех пор была на 8 сантиметров короче здоровой и вынуждала артиста сильно прихрамывать. Инвалид войны III группы.

Олег Борисович ГОЛУБИЦКИЙ (07.06.1923 – 07.09.1995)

/Жерар Филип – «Большие маневры», Мартин Болсам – «Двенадцать разгневанных мужчин», Карел Фиала (Джо) – «Лимонадный Джо», Роберт Дюволл – «Погоня»/

В начале Великой Отечественной войны, 3 июля 1941 года, из девятого класса ушёл добровольцем на фронт, в ряды 21-й стрелковой дивизии народного ополчения Киевского района Москвы. Участвовал в боях под Кировом, Одоевом, Тулой. В одном из них был контужен и 11 ноября 1941 года демобилизован из армии.

В июле 1943 года был вновь призван в армию и направлен в Пуховическое пехотное училище в Великом Устюге, но уже в октябре того же года гарнизонная комиссия признала его негодным к военной службе.

 

 

Борис Владимирович ИВАНОВ
(28.02.1920 – 02.12.2002)

/Милтон Берл (администратор орекстра) – «Серенада солнечной долины», Алан Бейтс – «Дорога», Джек Леммон – «В джазе только девушки», Поль ле Персон – «Высокий блондин в черном ботинке», Мишель Буке – «Двое в городе», «Игрушка»/

…Дипломный спектакль в Одесском театральном училище Борис Иванов и его сокурсники играли в пустом зале – все уже знали, что началась война.

Борис подал заявление об отправке на фронт, и 7 июля 1941 года его призвали в армию. Сначала его направили на курсы переподготовки начсостава в Военную академию тыла и транспорта в Харькове, после которой лейтенант интендантской службы Иванов был отправлен на Северо-Западный фронт. Позже он был направлен на переподготовку в город Рыбинск, стал строевым командиром. Был старшим адъютантом батальона (фактически начальником штаба), также исполнял обязанности начальника разведки.

8 апреля 1942 года у деревни Михайловка в районе Лычково гвардии лейтенанта 10-й гвардейской армии 7-й гвардейской дивизии 14-го гвардейского полка 2-го батальона Бориса Иванова ранило (он настаивал именно на таком написании этого слова) «в обе ноги, руку, грудь и голову». Ран получилось двадцать две. Помотавшись по госпиталям, он оказался в Рыбинском драматическом театре, откуда самовольно отправился в столицу, за что по законам того времени угодил за решетку. Освободившись, всё-таки обосновался в Москве, в Театре имени Моссовета, на сцену которого выходил до конца жизни.

 

 

Режиссер дубляжа киностудии «Ленфильм»

Михаил Иванович КОРОТКЕВИЧ (12.07.1905 - 16.05.1991)

/«Дай руку, жизнь моя», «Викинги», «Большие гонки», «Похищенный», «Меморандум Квиллера», «Полмиллиарда за алиби», «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений», «Вожди Атлантиды», «Африканец», «Париж, Техас»/

Перед войной работал ассистентом режиссера на киностудии «Ленфильм».

Прошел всю войну, закончил её в Польше в звании майора. Награжден орденом Отечественной войны II степени (1945), медалью «За оборону Ленинграда» (1942).

 

 

 

Михаил Бонифациевич ПОГОРЖЕЛЬСКИЙ
(21.07.1922 – 08.03.1995)

/Ли Дж. Кобб – «Двенадцать разгневанных мужчин», Чарльз Бронсон – «Великолепная семерка», Энтони Куинн – «Приключени Одиссея», Пол Хардвик (синьор Капулетти) – «Ромео и Джульетта», Хельмут Шрайбер (Блэйк) – «След Сокола», «Белые волки»/

Перед самой войной Погоржельский закончил первый курс Ленинградского театрального института, в который поступил осенью 1940 года. 22 июня, в первый день войны, все юноши с курса подали заявление на фронт, в том числе и Михаил. Но его кандидатуру отклонили, потому что он не был ещё приписан ни к одной из воинских частей. А буквально через месяц после этого Михаила призвали на фронт. Но воевать пришлось недолго, так как в 1942 году Погоржельский был тяжело ранен в ногу. Молодой солдат под шквальным огнем вытащил Михаила с поля боя на плащ-палатке, но сам, к сожалению, погиб. Погоржельского подобрали и отправили в госпиталь.

Ранение было настолько серьёзным, что ему предложили ампутировать ногу, но Михаил наотрез отказался. В этот момент один из врачей подошёл к нему и начал расспрашивать, кто он, откуда и кто его родители. Узнав, что Клавдия Михайловна Воронковская – мать Михаила, он очень удивился. Оказалось, что этот врач был её учеником. «Дайте этого парня мне» – сказал он сёстрам. Погоржельского перевели в другой госпиталь, и этот врач смог вылечить ногу Михаила Бонифациевича часто практиковавшимся в то время способом – американскими червями. На рану наложили червей и загипсовали. Через несколько дней Погоржельский проснулся от страшного зуда под гипсом. Когда его сняли, то увидели, что на месте раны осталась чистая кость, все пораженные участки съели черви. Затем Погоржельского перевели в Москву, а его маме послали в Ленинград телеграмму о том, что её сын ранен. По штампу на ней Клавдия Михайловна смогла определить, что Михаил находился в Москве, в районе Сокола, и немедленно выехала к нему. За время болезни Погоржельский настолько изменился, что мать, зайдя в палату, не узнала его. «Мама!» – крикнул Михаил, увидев мать. Она бросилась к нему…

Михаил Бонифациевич получил белый билет и был демобилизован. После ранения у него на всю жизнь остался остеомиелит, который позднее сильно дал о себе знать. Отвоевав на фронте всего год, Погоржельский тем не менее стал полным кавалером ордена Славы.

 

Константин Андреевич ТЫРТОВ (06.03.1922 — 09.02.1998)

/Марчелло Мастроянни – «Повесть о бедных влюбленных», Джон Миллз (Платон Каратаев) – «Война и мир», Энтони Куинн (Квазимодо) – «Собор Парижской Богоматери», Спенсар Трэси – «Старик и море», Норман Уиздом – «Жил-был мошенник», Бурвиль – «Капитан», Стив МакКуин – «Великолепная семерка», Жан Карме – «Дюпон Лажуа», Николай Романов («Шеф») – «Бриллиантовая рука»/

Учился в театральном училище при Московском театре Революции. В первый месяц войны добровольцем ушел на фронт, прошел всю войну санитаром и закончил ее в должности помощника командира взвода. Награжден орденом Красной Звезды (1945) и орденом Отечественной войны II степени (1985).

 

 

Владимир Александрович ЧЕБОТАРЁВ
(16.08.1921 — 04.03.2010)

Режиссер киностудии «Мосфильм», также занимался дубляжом.

/«Бегущий человек», «Помести чудовище на первую полосу», «Анатомия любви», «Шантаж», «Преступник и его досье», «Народный роман», «Брак с выходными днями», «Румба», «Ассоциация злоумышленников»/

В 1941 году окончил Ростовское военно-артиллерийское училище, где прошёл кавалерийскую подготовку.

В начале Великой Отечественной войны был направлен в город Гайсин Киевского военного округа, в места формирования 189-й стрелковой дивизии. В звании лейтенанта был определён командиром артиллерийской батареи.

Во время одного из боёв Чеботарёв получил осколочное ранение в ногу и попал в госпиталь. Через несколько дней госпиталь был захвачен нацистами. Вскоре вместе с двумя другими ранеными Чеботарёв совершил побег. Долго пробирался через Украину к линии фронта. Некоторое время жил на хуторе Крамаренки, где его выхаживала одна из местных семей под видом родственника. У Екатерины Крамаренко от Чеботарева родилась дочь Тамара. Затем кто-то донёс на него в гестапо, Владимира арестовали и направили в лагерь для военнопленных, откуда ему также удалось бежать. Под Харьковом он встретил советских разведчиков. Его доставили в особый отдел, а оттуда после допроса – к полковнику Рындину из штаба 2-го Украинского фронта, который направил его в запасной полк, занимавшийся приемкой прибывающих пленных. Позже Чеботарев был командиром роты в запасном полку, куда собирали людей из плена и с оккупированных территорий. Затем полк был отправлен в город Шахты для вспомогательных работ по восстановлению разрушенного хозяйства.

Побег из плена и выход к своим без документов оставались в поле внимания соответствующих инстанций – и в апреле 1944 года Чеботарев получил вызов в Москву, куда отправился в сопровождении особиста и попал в проверочно-фильтрационный лагерь ПФЛ-174 в Подольске. Здесь были командиры, побывавшие в плену и воевавшие в отрядах Сопротивления европейских стран. Все они проходили проверку в особых отделах СМЕРШа. «У каждого, кто сидел в этом лагере, была трудная и интересная судьба, практически все они были неординарными личностями», -- вспоминал позднее режиссер. В итоге Чеботареву выдали документ о том, что он прошел спецпроверку и направлен для продолжения службы в армии. Одновременно с этим его направили на медкомиссию, которая выдала ему свидетельство инвалида Отечественной войны 2-й группы и демобилизовала.

Пребывание в захваченном врагами госпитале аукнулось Чеботареву тридцать лет спустя – уже известного к тому времени кинорежиссера обвинили в том, что он скрывал пребывание в плену и на оккупированной территории (в анкетах он это не указывал). Чеботарев возражал, напоминая, что «в плен не сдавался, руки не поднимал, личное оружие сохранил». Закончилось всё исключением из рядов КПСС и лишением возможности ставить фильмы. И основной работой Владимира Александровича на несколько лет стал дубляж. И позже, когда режиссеру удалось добиться «реабилитации» - восстановления в КПСС и возвращения к полноценной режиссерской работе – он продолжал, хотя и не столь активно как раньше, заниматься дубляжом (достаточно вспомнить «Ассоциацию злоумышленников»).

 

При составлении очерков использованы материалы биографического сайта Алексея Тремасова «Всегда со мною…», проекта Минобороны РФ «Подвиг народа», книги В. А. Чеботарева «От ”Человека-амфибии” до “Батальоны просят огня”» и ряда интернет-сайтов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: