Развитие творческой активности детей в игре с правилами




 

Несмотря на то, что при использовании методики «Третий лишний» привлекательность стандартной игры усиливается, для детей старшего дошкольного возраста педагогически целесообразно усложнять ее по разным направлениям Во-первых, разнообразить правила действия с дидактическими целями (к примеру, осуществлять «ход» в игре по сумме двух бросков кубика, или удваивать сумму выпавших очков, сокращать срок выполнения действия, называть антипод предмета или действия, изображенного на карточке лото, прежде чем закрыть изображение и т.п.), т.е. подключать к игре на удачу действия, требующие большего внимания или умственной компетенции.

Во-вторых, усложнять правила игры за счет внесения в них так называемых запретов[ix], т.е. усиливать элемент произвольности в игре.

В-третьих, использовать в игре с правилами новые формы организации ее участников (типа «Третьего лишнего», штрафов-санкций за нарушение игровых правил и норм взаимодействия и т.п.).

В-четвертых, вводить в уже известную игру элементы творческой активности, т.е. усложнять ее за счет сознательного придумывания самими детьми новых правил; постепенно переводить детей от использования готовых правил к частичному созданию новых (что важно как для развития творческого потенциала детей, так и для развития кооперированных форм деятельности).

Первое направление — дидактического усложнения игры — достаточно полно рассматривалось в дошкольной педагогике и психологии (В.А. Аванесова, 1969; З.М. Богуславская, 1966; А.К. Бондаренко, 1985; Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, 1971; А.И. Сорокина, 1982; Б.И. Хачапуридзе, К.Г. Мачабели, 1966, и др.). Остальным направлениям педагогически целесообразного усложнения игры с правилами у дошкольников уделялось гораздо меньше внимания исследователей, в особенности, последнему.

Наше экспериментальное исследование посвящено выявлению условий, способствующих развитию элементов творческой активности детей в игре с правилами.

Игра с правилами вследствие жесткой структуры таит в себе опасность излишней стереотипизации детской деятельности. Вместе с тем, известно, что наибольший развивающий эффект совместной деятельности связан не с воспроизводством отлаженного взаимодействия, а с выработкой новых способов действия участниками (В.В. Рубцов, 1987, и др.), с периодом подготовки к совместным действиям, где учитываются разнонаправленные намерения участников (С.Г. Якобсон, 1984, и др.).

Каким образом можно дестереотипизировать совместную деятельность детей в игре с правилами? Мы полагаем, что это возможно не только путем разнообразия содержания готовых, получаемых извне правил, самого игрового материала и его сюжетных обрамлений, но и посредством развития творчества детей в сфере создания ими самими новых правил игры.

Ж. Пиаже (J. Piaget, 1932), выделяя четыре стадии развития игры с правилами, последнюю характеризует через возможности детей быть творцами новых законов игры, приходить к взаимному соглашению относительно их. Он относит эту стадию к 11-12 годам. Однако Ж. Пиаже определял стадии развития игры с правилами на основе фактов, полученных в результате наблюдений за спонтанно складывающийся деятельностью детей.

Возможно, что при целенаправленных педагогических воздействиях дети уже в старшем дошкольном возрасте могут строить игру с правилами с включением в нее элементов творчества.

А.В. Запорожец, одним из первых указавший на важность образцов для развития игровой деятельности ребенка, вместе с тем отмечал: «Недостаточно изученной является проблема взаимоотношения между освоением игровых форм, игровых образцов, игровых традиций и творчеством ребенка, самостоятельностью, переходом от одного к другому» (1966. С. 8).

В дошкольной педагогике творческой обычно называют сюжетную игру, а игра с правилами выступает в каком-то смысле ее антиподом (там ничего не надо придумывать, а лишь действовать по полученным извне предписаниям). Такой подход, в известной мере, ограничивает возможности развития детей средствами игры с правилами. Можно допустить, что эти игры могут использоваться не только с дидактическими целями упражнения в тех или иных умениях при воспроизведении уже известных образцов, но и для развития творческой активности, проявляющейся в расшатывании, преобразовании уже усвоенных образцов (правил действий).

Важно указать и на значение творческого начала в играх с правилами для морально-нравственного развития ребенка. Так, Ж. Пиаже (J.Piaget, 1932), базируясь на данных своего исследования, отмечает, что в ситуациях создания новых, своих правил игры, у детей активизируется сотрудничество, взаимодействие при отборе правил, предлагаемых одновременно несколькими участниками; при этом дети в большей мере осознают и выделяют правило как норму, обязательную для всех.

В ряде педагогических и психологических работ (З.В. Мануйленко, 1948; Т.А. Маркова, 1968; А.П. Усова, 1962; Д.Б. Эльконин, 1989, и др.) указывается на тот факт, что правило эффективнее выступает регулятором поведения ребенка, если оно внутренне принято или выбрано им самим.

Приступая к разработке экспериментальной методики, мы понимали, что дети даже старшего дошкольного возраста еще не могут сознательно творить, а затем формализовывать игровые правила, что называется, на пустом месте, да у них и нет такой нужды. Поэтому надо было создать ситуацию, в которой такая нужда появилась бы и могла быть удовлетворена.

Мы имели в виду такие возрастные особенности детей, как трудности в определении общей цели, развертывании совместной деятельности без опор предметного характера и общих схем действия. Учитывался также известный в психологии факт, что затруднения и нарушения процесса привычной деятельности приводят к большему осознанию способов действий (А.Н. Леонтьев, 1983; А.Г. Асмолов, 1984, и др.).

С учетом вышеизложенного была сконструирована экспериментальная методика, условно названная нами «Неполная игра». Суть ее заключена в том, что детям старшего дошкольного возраста предлагалась известная им настольно-печатная игра, в которой отсутствовал один из основных предметов, необходимый для реализации игровых действий.

Задача исследования состояла в определении особенностей поведения детей в ситуациях, где для совместной деятельности предлагался неполный набор игровых предметов из известных им ранее настольно-печатных игр. В частности, нас интересовало' а) смогут ли дети развернуть совместную игру, найти адекватную замену недостающему предмету, модифицировать известное правило игрового действия; б) сохранится ли в таких условиях ориентация на конечный результат игры — выигрыш; в) будут ли использоваться нормы взаимодействия для регулирования возникающих разногласий; г) повысится ли интерес к игре.

Мы считали целесообразным начать исследование с детьми седьмого года жизни с тем, чтобы, определив максимальные возможности дошкольного возраста, в дальнейшем разработать приемы развития игры с правилами в этом направлении у детей шестого года жизни.

Эксперимент проводился с той же группой детей, которая участвовала в опытах по методике «Третий лишний», и которые, соответственно, уже владели схемой построения игры с правилами.

Процедура эксперимента была следующей. В первой серии в лабораторную комнату приглашались трое детей. Им предлагалась уже известная игра типа «гусек», но в ней отсутствовал один из главных предметов — кубик, с помощью которого обычно определяется количество «шагов» (без него нельзя реализовать привычные игровые действия). В случаях, если дети затруднялись в поиске выхода из такой ситуации, им через 3-5 мин. предлагались шесть маленьких картонных карточек (2x4 см), окрашенных с одной стороны (каждая — определенным цветом) и одинаково серых с другой. Если дети и в этих условиях не могли придумать, как им действовать, им предлагался нестандартный кубик (таких же размеров, как и в обычном игровом наборе), каждая сторона которого была окрашена определенным цветом и не содержала точек, означающих число очков.

Во второй серии эксперимента дети должны были придумать игру и поиграть в нескольких иных предметных условиях — при отсутствии игрового поля (карты с изображением маршрута движения фишек, вместо которой давался большой чистый лист бумаги). При этом они получали в свое распоряжение один фломастер, стандартный кубик и три фишки.

В каждой серии опытов с триадами детей проводилось по одному 20-25-минутному экспериментальному сеансу.

Результаты первой серии показали, что только в одной, триаде (из девяти) детьми была предпринята попытка организовать игру при отсутствии стандартного кубика и без какого-либо предмета, его замещающего. Приведем выписку из протокола наблюдений за игрой этой триады. Играют Таня Г. (б;5), Дима П. (6;3), Алеша К. (6;2)

Экспериментатор: Дети, вот вам игра, но в коробке нет кубика. Если хотите, попробуйте как-нибудь обойтись без него. Может быть, что-то придумаете.

Дима Алеша Таня
  Дима, чур я первый! (раскладывает поле, достает фишки).  
    А как играть-то? Первый, первый... А как будем?..
Я, кажется, придумал! Мы можем прямо идти по линиям!    
  Ну и ну! Это не так. Не получится! Я придумал! Если попадет на эту (показывает на игровом поле кружочек), то 10 шагов, если на эту (показывает), то 1 шаг.  
А если на эту?    
    То 3 шага!
Давайте так и будем играть!    
    Кидать будем или ставить?
  Кидать! Если ставить то не игра будет?  
Фишку отгадывать! Кто красную, тот первый, синюю — второй, желтую — третий! (К экспериментатору А дайте нам мешочек! Мы отгадывать будем.    
(экспериментатор дает детям маленький мешочек)
    Я первая!
Я второй!    
  Я третий! Значит, если сюда — то один ход, если сюда — то три, если сюда — то десять.  
    (Кидает все фишки на поле сразу — не попадает на нужные точки.) Нисколько!
(Кидает — не попадает.) Нисколько!    
  (Кидает) Нисколько! Гак ничего не получится  
    Да
А давайте... Кинем, а какая фишка выше столько и ходить! Красная — десять шагов, если желтая -три, если синяя — один!    
    Как?
  Ну, ты ничего не поняла, Таня... Значит... Глаза закрываем, фишки в «лодочку», трясем, колдуем, потом сразу кидаем!  
Только не сильно, а то вылетят на пол!    
    Давайте! Когда колдуешь, считаешь до трех, а то долго!

Ну, ты ничего не поняла, Таня... Значит... Глаза закрываем, фишки в «лодочку», трясем, колдуем, потом сразу кидаем!

Давайте! Когда колдуешь, считаешь до трех, а то долго!

Дети играют три кона подряд, при этом с большим вниманием следят, чтобы глаза у кидающего фишки были закрыты; двое считают вслух до трех, пока один «колдует». В, процессе игры всеми участниками осуществляется жесткий взаимоконтроль, соблюдается право выигравшего на первый ход; нарушения правил игры нет.

В восьми триадах дети смогли придумать новые правила-средства только с дополнительной предметной опорой (цветные карточки, кубик с картинками). При этом пять триад нашли способ игры с цветными карточками, а три — не смогли придумать правил использования такого рода замещающего материала, организовав игру лишь с нестандартным кубиком.

При замене стандартного кубика цветными карточками дети использовали два принципиально различных правила, внутри которых в каждой из пяти триад были свои варианты. Первый тип правила; каждая карточка, ее цвет обозначает одно из шести чисел. Варианты: (а) «Надо карточки подбросить, посчитать, сколько будет всего очков на тех, которые упадут цветной стороной наверх, столько и ходить»; (б) «Вынимать по очереди карточку из мешочка — какую вытащишь, столько шагов и делаешь»; (в) «Один держит карточки цветной стороной к себе, другой вытаскивает карточку и ходит». Второй тип правила: цветная сторона карточки обозначает «ход», серая — пропуск «хода». Варианты: (а) «Подкинуть карточки стопкой, предварительно перемешав их с закрытыми глазами на игровом поле; сколько карточек ляжет сверху зеленой, столько делать шагов»; (б) «Подкинуть стопку над игровым полем: сколько карточек упадет цветной стороной вверх, столько и делать шагов».

В ситуации использования нестандартного кубика во всех трех триадах игра строилась по одному принципу: определенный цвет на разных сторонах кубика приравнивался к тому или иному количеству шагов (красный — шесть шагов, а зеленый — пять и т.п.).

Поведение детей, игравших с карточками и нестандартным кубиком, по отношению к правилу было неодинаковым: в первом случае было много нарушений правил, жульничества, во втором — правила соблюдались большинством участников игры. По-видимому, кубик более явно и однозначно определял действие и его наглядный результат. Но по сравнению с игрой при стандартном наборе предметов в целом в этой экспериментальной серии резко усилился взаимоконтроль играющих за действиями друг друга. Почти не было незамеченных партнерами случаев нарушения правил. При этом нарушителю напоминался договор группы, его публично изобличали в нечестной игре («Так не по честному!», «Договаривались ведь с закрытыми глазами! Перебрасывай! Инна, закрой ему глаза, пусть так кидает, раз нечестный» и т.п.). Нарушители без сопротивления подчинялись требованиям партнеров и исправляли свое поведение.

Во время игры у детей сохранялась ориентация на конечный результат-выигрыш. Появились моменты развернутого объяснения нового игрового действия. Право на первый ход при смене цикла устойчиво сохранялось, в то время как второе и третье место определялись явочно.

В начале первого кона в пяти триадах был использован нормативный способ распределения функций (считалка — в двух триадах, предметный жребий — в трех). В четырех триадах дети так спешили после договора начать игру по-новому, что для них, видимо, становилось неважно, кто будет первым, кто — вторым.

В организации совместной деятельности явно выделились два периода: подготовительный, во время которого шло обсуждение, как играть без кубика, и сам процесс реализации замысла.

Важно отметить приподнятый эмоциональный фон, заинтересованно-дружелюбное отношение детей друг к другу в атмосфере творческого поиска в предварительном периоде игры. Нам не удалось зафиксировать здесь ни одного конфликта по поводу предлагаемых правил. Для играющих триад было характерным взаимное соглашение.

В большинстве случаев правила, выработанные в предварительном периоде игры, дополнялись и уточнялись в ходе самой игры. Для примера приведем выписку из наблюдения за игрой Ани А. (6;7), Максима Б. (6;4), Миши В. (6;6).

Аня Миша Максим
Ну вот, теперь карточки разноцветные у нас... А как играть-то?    
  Что же придумать? Ты что-нибудь придумал, Максим?  
    Ничего в голову не приходит!
А давайте, сколько возьмешь, столько и ходов!    
    Какой цвет?
  Какой попадется, столько шагать!  
Лучше давай, черный — один, а коричневый — два!   Если красный — шесть, синий — пять, черный — четыре, зеленый — три, желтый -два, коричневый — один!
     
    Ладно!
  Давайте играть как Максим придумал! Мы все!  
Кто первый!    
  Хочешь, ты, а я второй! Начинай, Аня!
Мне их брать? А сколько?    
  По две!  
(Вытягивает карточки) Я красную и зеленую!   Карты перемешать! Перевернуть все надо!
     
  Сколько?  
    Красная шесть!
Зеленая четыре!    
  Нет, Анечка, три! Делай восемь шагов!  
Ух ты! (ходит)    
  Надо перемешивать как следует с закрытыми глазами.  
  (Перемешивает, одна карточка ложится вверх цветной стороной.)  
    Не открывай глаза, еще не пора! (поправляет карту) Бери!
А давайте таскать тоже с закрытыми глазами!    
  Ладно!  
    Анечка теперь! Ты мешай, клади!
  Не открывай пока, сейчас все поправлю!  
Теперь опять закрывать?   Открывай, видишь, все нормально!
  Да, и тащи!  

Игра продолжается. После первого кона дети просят у экспериментатора стоящую у него на столе коробку. В нее кладут карточки, коробку трясут и с закрытыми глазами тянут по три карточки сразу. Очень внимательно следят друг за другом и требуют крепко закрывать глаза; много времени уходит на подсчет очков (соотнесение числа с цветом и сложение), кому сколько «шагов» делать. Успевают сыграть только два кона. С большим нежеланием покидают лабораторную комнату.

Как уже указывалось выше, во второй серии опытов детям предлагалось поиграть при следующем предметном оснащении: стандартный кубик, три разноцветных фишки (из игры «гусек»), большой чистый лист бумаги и один фломастер. Экспериментатор говорил детям: «Вот теперь у нас и кубик есть, и фишки для каждого, но нет игрового поля. Интересно, сможете ли вы что-нибудь придумать, чтобы поиграть». После этого взрослый выключался из общения с детьми. Каждый экспериментальный сеанс длился 25 мин. Затем деятельность детей прерывалась, и детям задавался вопрос: «В следующий раз вы бы хотели получить новую, другую игру или ту, с которой играли сейчас?» Время проведения второй серии было отсрочено от первой серии опытов на две недели.

Предполагалось, что творческая активность детей в данных условиях может проявляться как в создании игрового поля (т.е. нового предметного варианта игры), так и в придумывании новых правил, подходящих к созданному игровому материалу.

Наблюдения за самостоятельной деятельностью детей показали следующее. Во всех девяти триадах осуществлялась игровая деятельность по правилам с ярко выраженным состязательным характером. Ей предшествовал подготовительный этап, состоящий из двух моментов: 1) договора («Можно нарисовать самим.— Да, кружочки и палки»; «А как будем играть-то?— Надо подумать, сначала договориться»; «А давайте придумаем и нарисуем игру. Я, чур, первый, рисую. Здесь будет дом.— Нет, сначала все скажут, что рисовать, а то ты один...»; «Договориться надо сначала...»); 2)рисования игрового поля, в процессе которого вырабатывались правила предстоящей игры.

В начале подготовительного этапа у детей во всех девяти триадах почти сразу же возникала идея самим нарисовать игровое поле, самим сделать игру. В двух триадах рисовал только один участник (остальные двое наблюдали, советовали, комментировали), но в семи — все дети принимали участие в рисовании — поочередно. Первым начинал рисовать либо тот ребенок, у которого в руках оказывался фломастер, либо тот, чей замысел был принят большинством. Конфликтов по поводу права первого в этой ситуации не возникало, за исключением одного случая, в котором для решения спора была использована считалка. Но в процессе рисования дети устанавливали и жестко соблюдали очередность смены рисовальщика- в соответствии с договором ограничивалось время действия каждого («Давайте, каждый по три минуты») или вклад каждого («Каждый по пять кружков» и т.п.).

В процессе рисования дети вносили изменения в первоначальный замысел и частично меняли его («Давайте не будем писать цифры, и так ведь можно ходить», «Не надо штриховать кружки, очень долго получается, поиграть не успеем» и т.п.).

Подготовка игрового поля протекала на фоне приподнятого настроения детей, в положительной эмоциональной атмосфере, при активности, заинтересованности большинства участников. Дети советовали друг другу, как лучше рисовать, требовали от сверстников качественной работы («Что ты неровно рисуешь кружки! Старайся!», «Зачем бугорки делаешь, веди ровнее!»), подбадривали тех, у кого сразу не получалось («Ну ты попробуй еще, этот кружок я подправлю. Правда, Инна, у него уже ровненько» и т.п.).

Дети старались прилаживаться друг к другу, вырабатывали общий стиль изображения кружочков (величина, штриховка и т.д.), формы их соединения, договаривались о сюжетном оформлении игры. При этом стрелки, показывающие возврат фишек, располагались детьми очень близко к финишу. Этот факт требует особого анализа. Предварительно можно предположить, что он связан с усвоением детьми состязательного характера деятельности, с интересом к риску.

Характерная особенность создания игрового поля заключалась в том, что дети вначале рисовали маршрутную схему игры, состоящую из кружков, соединенных линиями, и лишь после этого делали сюжетное оформление. Часть же триад (три из девяти) ограничили свои рисунки только схемой, без сюжетных изображений.

После подготовительного периода дети переходили к краткому обсуждению правил самой игры (с «возвратом» или без «возврата», по два броска или по одному и т.п.) и распределению функций (кто ходит первым, кто вторым и третьим). При распределении во всех случаях использовался жребий (считалка или отгадывание — «в какой руке»).

В процессе игры отмечался строгий взаимоконтроль, ориентация на конечный результат-выигрыш (после выигрыша одного попытки доигрывания кем-либо из проигравших, не успевших дойти до финиша, пресекались с мотивировкой типа: «Выиграл же Костя, а мы с тобой оба проиграли. Давайте сначала»). При переходе от одного игрового цикла к другому право первого хода, по общему согласию, предоставлялось выигравшему, второе и третье место определялось с помощью предметного жребия (пять случаев) или по месту фишек партнеров на игровом поле (четыре случая).

В течение всех опытов не зафиксировано ни одного случая пресыщения игрой и желания прекратить ее до истечения положенного срока (дети за время сеанса осуществляли в среднем по 2-3 игровых цикла). Более того, дети, как правило, просили у экспериментатора разрешения продолжить игру, с большой неохотой покидали лабораторную комнату.

На вопрос экспериментатора: «Какую игру вам дать в следующий раз — новую или эту, которую вы сами сделали?» — во всех триадах детей ответ был однозначным: «Нашу».

По окончании лабораторных экспериментов была проведена пробная опытная работа в естественных условиях группы детского сада. Содержание работы было следующим: 1) организация игры с неполным набором ее предметных компонентов во время прогулки (детям предлагались стандартный кубик, пять фишек и кусочек мела), 2) индивидуальное изготовление игрового поля во время занятий по изобразительной деятельности[x] (каждому ребенку предлагался лист бумаги и несколько цветных фломастеров).

Предварительные результаты поисковой опытной работы обнаружили, что дети успешно реализуют предложения воспитателя и в естественных условиях группы: рисуют на асфальте игровое поле (при этом зафиксированы случаи изменения изображения уже известной схемы — например, «зебра» пешеходного перехода улицы вместо обычного маршрута, и создания новых, оригинальных схем — «мотогонки» и т.п.), обрамляют общую схему игры оригинальным сюжетным содержанием.

На занятии по изобразительной деятельности все дети группы дали разное оригинальное оформление игры (только двое детей из 26 рисовали, подражая соседу), рисовали, проявляя старательность, после окончания оставляли рисунок у себя («Можно, я возьму домой, у меня есть кубик, я с папой буду играть» и т.п.).

Результаты опытов дают основание утверждать, что определенные предметные условия, а также инструкция взрослого, направляющая детей на поиск выхода из проблемной ситуации, оказали эффективное влияние на самостоятельную игру детей. Детская деятельность приобрела согласованный творческий характер, явно повысился интерес к игре, увеличилось число игровых циклов (в среднем на два) по сравнению с констатирующими опытами. Кроме того, в процессе организованной в ходе эксперимента деятельности, помимо развития умений действовать согласованно и творчески, совершенствовались детские умения в рисовании, счете, связной речи (при экспликации правил). Важно, что это происходило без принуждения со стороны взрослого, а вытекало из внутренних требований самой деятельности.

Как показали наблюдения, проведенная экспериментальная работа положительно сказалась на общем эмоциональном климате в группе, усилила интерес детей друг к другу и, тем самым, повлияла на укрепление положительных взаимоотношений между детьми.

Итак, при освоенной ранее общей схеме построения игры с правилами, методика «Неполная игра»: 1) усиливает интерес детей к деятельности; 2) стимулирует творческую активность детей; 3)актуализирует взаимоконтроль участников игры за действиями друг друга, использование нормативных средств при распределении функций.

Эти результаты были сопоставлены с данными опытов, проведенных с 30 детьми того же возраста (седьмого года жизни)[xi], с которыми предварительная работа по формированию общей схемы построения игры с правилами не проводилась. Однако у этих детей была сформирована установка на творческую активность в сюжетной игре (на протяжении двух лет с ними велась работа по формированию совместного творческого сюжетосложения по нашему методу (см.: Проблемы дошкольной игры, 1987).

Процедура опытов с этой группой строилась по методике «Неполная игра», описанной выше. Детям предлагалось игровое поле из игры типа «гусек» («Буратино») без кубика. Предварительно были проведены констатирующие наблюдения, обнаружившие, что все дети умеют применять правила в стандартной настольно-печатной игре типа «гусек».

Анализ деятельности детей в ситуации «Неполная игра» выявил, что дети этой группы во всех десяти триадах нашли выход из затруднительной ситуации: нашли адекватную замену недостающего предмета, придумали в общей сумме восемь оригинальных вариантов игровых правил действия. Общими для всех триад были эмоциональный подъем, доброжелательные отношения участников друг к другу в процессе совместной деятельности. Также характерным моментом для всех детей явилась охрана правила действия, придуманного самими детьми, четкое его выполнение. Интерес к игре был очень высок, но связан был, в основном, с подготовительным периодом, когда шел творческий поиск нового варианта игры, и с самим процессом реализации правила. Ориентации на выигрыш дети в большинстве триад не обнаружили (только в трех триадах дети заканчивали игровой цикл как только выявлялся победитель, в остальных — все участники следом за выигравшим завершали игровые действия до конца).

Важно подчеркнуть, что дети данной группы смогли придумать новые правила без кубика, сразу же на первом игровом сеансе и без дополнительных опор (цветные карточки, нестандартный кубик), которые были необходимы детям группы, о которой речь шла выше. Однако отмечались и определенные различия в деятельности детей. В четырех триадах в начале одним из детей предлагался один новый вариант игры, который и принимался остальными участниками. В шести триадах 2-3 ребенка предлагали свои варианты, они обсуждались всеми участниками, в результате чего выбирался один из вариантов. Во всех случаях новый вариант дополнялся, уточнялся уже в процессе самой игры.

Приведем краткое описание некоторых вариантов игры, придуманных детьми в ситуации «Неполная игра».

1) Чтобы определить количество «шагов», используется считалка, которая каждый раз предшествует поочередным действиям: кто вышел первым, делает 6 «шагов», кто вышел вторым — 5 и т.д.

2) Чтобы определить количество «шагов», надо бросить фишку на игровое поле и ходить в зависимости от того, куда она упадет (на красную линию — 6 «шагов», на белую — пропуск хода и т.д.).

3) Определение количества «шагов» осуществляется за счет раскручивания фишки как волчка; сколько поворотов фишки, столько «шагов» и делает ее владелец.

4) Недостающий кубик заменяется листком бумаги, сложенным в виде узкой полоски, который расчерчивается на 6 частей, каждая часть обозначается определенной цифрой; участники игры поочередно, закрывая глаза, указывают рукой на лист бумаги; в зависимости от того, какой части листа (цифры) коснется палец, определяется количество «шагов».

Для иллюстрации вышесказанного приведем выписки из протоколов наблюдений за деятельностью детей.

Денис Артем Лена
А как без кубика-то?   Ничего, лишняя фишка есть. Ее будем кидать!
На ней же нет... Этих, кружков белых!    
     
  Л давайте ее крутить! Сколько прокрутится, столько и ходов делать!  
Давай!    
    Давайте!
  (Берет фишку и крутит ее как волчок. Фишка вращается очень быстро и много раз, прежде чем упасть. Сосчитать количество вращений невозможно.) Восемь! (ходит) Лена, теперь ты!  
(наблюдает)    
    (наблюдает)
     
    Пробует крутить фишку, не получается. Денис! Давай, ты будешь за меня!
  (Крутит фишку) У тебя два'  
Теперь, Чибисов, — за меня!   («ходит»)
  (Крутит фишку, нагибается над столом, изображает, что подсчитывает число вращений.) Десять! Ходи, Денис!  
(Передвигает фишку на 10 «ходов»)    
  Теперь себе кручу! (Крутит фишку) У меня 13! (Передвигает свою фишку)  
    Моя очередь! За меня крути!
  (Крутит фишку) У тебя 20 ходов!  
    Тогда я, наверное, выиграю! (Делает ходы) Я уже до Буратино доехала!
  Ты выиграла, а сейчас и мы! Денис, я тебе 20 ходов накрутил, ходи! А я пока себе кручу!  
(Передвигает фишку) Ой! Я тоже к Буратино иду!    
  И у меня 20! Мы все выиграли! Давайте еще раз!  

 

Играют Аня И. (6;7), Даша М. (6;9), Настя Б. (6;10).

 

Даша Аня Настя
    Как без кубика? Я так не знаю.
Как же играть-то?    
  А давайте считаться! Кто первый выйдет, тот по 6 ходов ходит, кто второй — тот по 4, а кто остался — 3!  
Ладно! Так будем!    
     
    Ладно! Я тоже так! А кто считалку говорит сначала?
Нет, я! Я! А давайте, выбирайте фишки! Я держу! Аня, выбирай! Глаза закрой!
     
У нее синяя! Значит, ты вторая! Теперь я (Выбирает фишки — желтая) (Выбирает синюю фишку)  
    Мне красная! Я первая!
     
  А я какая?  
Ты вторая! Мы так делали. А у кого желтая, тот последний!    
    Все! Я считаюсь! Вышел месяц из тумана...
Лучше другую! Ехал грека...    
  Пусть она, какую хочет! (Рассчитывается до конца) Даша, ты! Я забыла, сколько ходов первая.
     
  Шесть!  
(Делает шесть «ходов»)    
(Все отсчитывают шесть кружочков.)
  Опять надо рассчитаться! Теперь я! Я! Синяя!  
(Дальше повторяется та же процедура игры; после Ани рассчитывает Даша.)
    Так и будем все время? Давайте сразу три раза рассчитываться!
  Да, давайте!  
    Кто первый вылетает — тому 6...
Кто второй... Сколько, Аня, ты говорила?    
  Четыре! А кто останется — три! Настя, давай, считайся!  
(Настя произносит текст считалки, выходит Даша; второй раз жребий падает на Аню.)
  Теперь я хожу!  
    Я все время слежу, кто как ходит! Аня, ходи правильно!
  Я правильно!  
Нет, ты первый кружок не считала!    
  Ну, тогда я сначала! Где у меня фишка была?  
    Около моей!

 

Игра повторяется четыре раза и заканчивается только после предложения экспериментатора, причем дети настаивают на продолжении:

Настя: Ну еще разочек!

Аня: Нам так интересно!

Настя: Да, так лучше. Нам понравилось — без кубика.

Даша: Нет, с кубиком лучше!

Аня' Ну вот, Дашенька! Мы так хорошо играли!

Играют Олег Е. (7;0), Коля Г (6;8), Вова С. (6;9).

 

Олег Коля Вова
  Давайте вместо кубика фишку кидать! Одна лишняя.  
Можно фишкой... Кинем... На какую цифру попадет, столько и ходов!    
  Там цифр нет!  
(Дети рассматривают игровое поле «Буратино».)
  А давайте... Если на белый кружок упадет — один ход, на синий — три. а на красный — пять!  
    Да, а если на кружок не попадешь?
Тогда пропускаешь ход!    
  Чур! Если коснулся сбоку на черту, то считается!  
Ладно! Давайте! Начинайте! Кто хочет?    
  Играть по сумме двух очков!  
    Как?
  Я буду сразу два раза кидать, и сколько будет — столько ходов. Потом ты, а потом Олег. Так быстрее!  
    Я кидаю! (Кидает фишку) У меня сразу два кружка задело! Посмотрите, как лежит!
(Смотрит) Ну, значит, белый — один, а красный — пять. (Смотрит)  
  Ходи шесть раз!  
Нет, ему еще кидать! Ведь по два раза надо!  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: