Рыночная конкуренция. Рыночные структуры




Конкуренция - это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товара. Каждый предприниматель стремится увеличить прибыль и расширить масштабы своей хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за более выгодные условия производства и сбыта товаров, и они выступают по отношению друг к другу как соперники, конкуренты.

Конкурентная борьба существует как среди продавцов, так и среди покупателей. Конкуренция среди продавцов усиливается, если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него. Иногда продавцу приходится даже снижать цену, чтобы продать свой товар, а это может привести к сокращению производства данного товара. Если же спрос больше, чем предложение, конкурентная борьба возникает среди покупателей: каждый старается предложить более высокую цену на дефицитный товар, по сравнению с ценой соперника. Цена повышается, что приводит к увеличению производства данного товара.

Характер конкуренции может быть различным, и связан с существованием различных рыночных структур. Структура рынка характеризует взаимосвязь и взаимодействие различных видов рынков (его элементов). Понятие структуры рынка характеризует основные отличительные черты рынка, в число которых входит:

количество и размеры фирм;

степень концентрации производства;

степень дифференциации товаров различных фирм;

наличие или отсутствие барьеров при входе и выходе с конкретного рынка;

доступность рыночной информации и т.д.

Первоначально выделяется рынок совершенной, или свободной, и несовершенной конкуренции. Совершенная (свободная, чистая) конкуренция - это свободное ценообразование, формирующееся в результате следующих условий функционирования рынка:

множество покупателей и продавцов;

высокая мобильность факторов производства;

отсутствие барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;

однородность (стандартность) продаваемой продукции;

равный доступ всех участников рыночных отношений к информации.

Перечисленные условия характеризуют идеальный рынок, который в чистом виде не существует. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам могут приближаться к совершенной конкуренции. Однако в целях упрощения анализа часто рассматривается именно этот вид рыночной структуры как основа или первый шаг исследования в понимании способа функционирования рынка.

Несовершенная конкуренция - отсутствие хотя бы одного из признаков совершенной конкуренции.

Монополия - крайняя форма несовершенной конкуренции, при которой единственный продавец полностью контролирует производство товара на рынке. Она неизбежна в рыночной экономике - каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом. В силу объективных причин могут возникнуть:

сырьевая монополия - наличие единственного месторождения полезного ископаемого или иного экономического ресурса;

административная монополия - государственное регулирование в интересах общества экономического спроса некоторых товаров (алкоголь, оружие и т.д.);

естественная монополия - производство продукции одной фирмой обходится дешевле обществу, чем двумя и более (коммунальные службы).

Наряду с естественными монополиями существуют и искусственные, создаваемые за счет специальных мер: концентрации производства, соглашений о ценах, слияний и др. Действуют и корпоративные монополии.

Монополии противоположна монопсония - рыночная структура, при которой единственный покупатель диктует объем продаж и цену.

В случае, когда монополист на рынке встречается с монопсонистом (единственному продавцу противостоит один покупатель), возникает билатеральная, или двусторонняя, монополия.

Олигополия - рыночная структура, состоящая из небольшого числа крупных фирм, некоторые из которых контролируют значительную долю рынка. В такой ситуации вступление на рынок новых фирм возможно, но затруднено; контроль над ценами не всеобъемлющий, но существенен; конкуренция носит неценовой характер (техническое превосходство, качество и надежность товаров и др.).

Олигополии противоположна олигопсония - рыночная структура, предполагающая на стороне спроса несколько покупателей. В случае, когда на рынке всего два конкурента, возникает дуополия.

Монополистическая конкуренция - рыночная структура, состоящая из множества мелких фирм, производящих один вид товара, различающийся по своим свойствам. В этом случае высока дифференциация товара по отличиям в качестве, условиях продажи и обслуживания, по степени доступности товара для покупателей; неценовая конкуренция соседствует с ценовой, контроль над рыночной ценой незначителен.

Перечисленные ранее рыночные структуры можно условно разделить на реальные и идеальные (абстрактные). Если монополистическая конкуренция и олигополия достаточно широко распространены в реальной экономике, то совершенная конкуренция, монополия и монопсония являются скорее абстрактными моделями, к которым реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени приближаться.

В таблице 2 представлены все возможные рыночные структуры в координатах продавцы – покупатели, а в таблице 3 – наиболее часто рассматриваемые в микроэкономике.

 

Таблица 2 - Концепция строения рыночных структур по Штакельбергу

  Продавцы Покупатели
много несколько один
Много Двухсторонняя полиполия Олигопсония Монопсония
Несколько Олигополия   Двухстороння олигополия Монопсония, ограниченная олигополией
Один Монополия   Монополия, ограниченная олигополией Двухсторонняя монополия

Таблица 3. Модели рынка

Характерная черта Чистая конкуренция Монополис-тическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
число фирм очень большое много несколько одна
тип продукта однородный дифференци-рованный однородный или дифференцированный уникальный
контроль над ценой отсутствует практически отсутствует ограниченный взаимной зависимостью; значительный - при тайном сговоре полный
условия вступления в отрасль других фирм очень легкие, препятствия отсутствуют сравнительно легкие наличие существенных препятствий вход блокирован
неценовая конкуренция отсутствует значительный упор на рекламу, торговые знаки и марки типична при дифференциации продукта гл. образом, реклама, связи с обществен-ностью
примеры торговля бабушек на рынке абсолютно одинаковыми семечками розничная торговля, производство одежды и обуви производство стали, автомобилей местные предприятия общественного пользования

Вопросы для самоконтроля:

1. Сущность и функции рынка. Условия его возникновения.

2. Рыночные структуры: виды, сущность.

3. Особенности современной рыночной экономики.

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: