Предложение представляет собой экономическую категорию, которая показывает, какой объем товаров, работ, услуг производитель или иная посредническая организация готовы поставить на рынок для продажи по определенным ценам.
Эластичность предложения — это гибкость предложения, его возможность максимально быстро и точно реагировать на любые изменения внешней среды и ее показателей.
Эластичность предложения показывает, насколько масштаб производства и, как следствие, объем готовой продукции зависимы от таких рыночных факторов, как цена, в том числе, цена на товары-комплименты и субституты. Иными словами, данный показатель определяет способность производителя наращивать или урезать масштабы производства в зависимости от сложившейся на рынке экономической ситуации.
1. Ценовая эластичность показывает зависимость предложения от цены:
,
где Q — количество предлагаемого производителем блага;
Р — цена, по которой данное благо реализуется на рынке;
ΔQ и ΔP — это соответствующие изменения в цене и, как следствие, объеме продаж.
Формула может иметь другой вид:
ЕРS = %∆Q/ ∆%P,
где %∆Q - процентное изменение количества спрашиваемой продукции,
∆%P - процентное изменение цены.
Выделяют эластичное предложение (Е > 1 ), неэластичное предложение (Е < 1) и единичную эластичность (Е = 1).
Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является время, которым располагает производитель для того, чтобы приспособится к данному изменению цены. Чем продолжительнее данное время, тем больше изменится объем производства и тем эластичнее предложение.
Анализируя влияние фактора времени на эластичность предложения, экономисты выделяют 3 периода:
- Кратчайший временной период настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. Здесь предложение будет абсолютно неэластичным (кривая S). Продавец реализует все, что привез на рынок, независимо от уровня цен.
- Короткий период. В его пределах производственные мощности остаются неизменными, однако объем производства и предложения товара на рынке может быть изменен за счет изменения интенсивности использования оборудования. Предложение поэтому оказывается более эластичным.
- Долговременный период достаточно продолжителен, чтобы фирмы сумели принять все меры по приспособлению к меняющемуся спросу и цене. Отдельные фирмы за это время могут расширить ПМ, новые фирмы могут войти в состав отрасли (а старые выйти из нее). Такие изменения означают еще более активную реакцию со стороны предложения, т.е. еще более эластичное предложение.
2. При перекрестной эластичности все зависит от того, чем являются товары по отношению друг к другу. Товары-субституты — товары, по своим функциям приблизительно одинаковые, но различающиеся отдельными категориями, например ценой. Такие товары способны в случае чего заменить друг друга. При росте цены на масло производитель сократит производство маргарина, тем самым, увеличив предложение масла. Такое действие поможет ему получить больший доход, и возможно — сверхприбыли. Товары-комплементы взаимно дополняют друг друга, т. е. пользование одним благом невозможно без потребления и другого. Если, к примеру, цена на бензин вырастет, производитель автоматически повысит предложение на автомобили, что позволит ему опять-таки выиграть в прибыли:
,
где QA — объем производства блага А;
PB — цена на единицу блага В;
ΔQA и ΔPB — изменения в цене и количестве товара.
Теория эластичности имеет большое значение при планировании предпринимательской деятельности. Чтобы увеличить прибыль, необходимо повысить цены, но в этом случае может упасть спрос и объем продаж. Важно учесть коэффициент эластичности: если он < 1, то нет никакого риска и можно смело повышать цены, в противном случае следует воздержаться от коренных действий.
Рыночное равновесие — состояние рынка, при котором желание фирм производить совпадает с потребительским выбором и желанием покупателя приобрести определенный набор благ. Иными словами, такая рыночная ситуация характеризуется абсолютным совпадением всех экономических интересов, которые определяют поведение каждого субъекта рыночных отношений: производителей, покупателей и посредников. Соответственно, равновесная цена — цена, установившаяся в результате совпадения спроса и предложения, т. е. цены, устраивающие всех экономических субъектов. Это не что иное как минимальная цена, по которой производитель готов продать данный товар, и максимальная цена, которую потребитель согласен заплатить за покупку.
Вопросы для самоконтроля:
1. Спрос: понятие, ценовые и неценовые факторы. Закон спроса.
2. Предложение: понятие, ценовые и неценовые факторы. Закон предложения.
3. Товары-субституты и товары-комплименты.
4. Эластичность: виды и факторы.
5. Кратчайший, короткий и долгосрочный периоды.