Авторские права как права человека




 

На сегодняшний день остро стоит вопрос признание за создателями произведений литературы, науки и искусства самостоятельных авторских прав и их реальной защиты. Право защищает этот интерес не на основании вложенных автором в создание произведения материальных средств или труда, а на том основании, что произведение стало выражением личности автора, её продолжением. При этом значения не имеет, много ли автор затратил времени и усердия, - произведение может создаваться и шлифоваться на протяжении всей жизни или же рождаться спонтанно, в виде экспромта. Юридически безразличны будут также эстетические или иные профессионально оцениваемые качества произведения. Авторское право в этом смысле ставит знак равенства между различными по качеству произведениями.

 

Иными словами, авторские права, имея своим основанием факт создания произведения, по существу дают своему обладателю правовые средства защищать такой объект (произведение) лишь в связи со своей личностью.

 

Применительно к авторскому праву постулат естественных прав еще более усиливается. Общество может вообще не узнать о существовании произведения в том случае, когда автор - и на то его законное право - вообще никому не раскрывает содержание произведения, воздерживаясь от обнародования, но его авторские права появляются с момента создания произведения.

 

Авторское право по своей природе является двойственным, и эта двойственность заложена уже в Конституции. Ст. 44: "1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества... Интеллектуальная собственность охраняется законом. 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям...". С одной стороны авторское право обеспечивает защиту прав лиц, занятых в сфере создания произведений литературы и искусства, с другой стороны - оно обеспечивает доступность произведений, являющихся объектами охраны. Авторское право обеспечивает в условиях рыночной экономики экономические и правовые условия, при которых создаются мощные стимулы для инвестиций в создание соответствующих объектов и субъекты, чьи права защищаются, имеют возможность возместить издержки, связанные с созданием произведений. С другой стороны, обеспечивается возможность вовлечения охраняемых объектов в рыночный оборот для удовлетворения спроса потребителей.

 

Авторское право является абсолютным, то есть его носителю противопоставлен неопределённый круг обязанных лиц, обязанность которых состоит в ненарушении этого абсолютного права и воздержании от действий, нарушающий его. Кроме того, личные неимущественные права авторов являются неотчуждаемыми. Они неотделимы от личности автора. К их числу относятся:

· право авторства, т.е. право признаваться автором произведения, требовать ссылки на автора при его использовании;

· право на имя, т.е. право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени;

· право на обнародование произведения, т.е. совершение с согласия автора действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения (опубликование, публичное исполнение и т.п.);

· право на неприкосновенность произведения, которое означает запрет внесения изменений в само произведение, его название, в обозначение имени автора без его согласия при любом способе его использования; особо подчеркивается недопустимость искажения, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.

 

Неотчуждаемый характер прав указывает на то, что автор по самому факту создания произведения обладает определенным равным набором прав. Авторские права в этом смысле есть атрибут личности, ее неотъемлемое качество. Они не могут быть утрачены даже после смерти автора. Отсюда все эти права именуются "естественными", изначально присущими автору произведения.

 

В то же время автор приобретает права, которые по отношению к нему и его естественной природе носят внешний, навязанный характер. В течение его жизни такие права могут приобретаться, изменяться и прекращать свое действие. Все такие приобретенные (в основном, имущественные) права обязаны своим возникновением не природе создания произведения, а организации жизни людей. В отличие от таких прав, естественные права неотчуждаемы. Даже если фактически они по каким-либо причинам (к примеру, в результате действий неправового характера, неосознаваемых действий носителя прав) отчуждаются от их носителя, то юридически они не могут быть признаны утраченными. Свойство неотчуждаемости означает, что человек как обладатель таких прав не может освободиться от обладания такими правами.

 

К сожалению, основной проблемой является защита авторских прав от неправомерных действий. Это как нелегальное (пиратское) копирование, так и неправомерное отчуждение личных неимущественных прав — в основном это право на имя. В свете всего вышесказанного, возникла необходимость усовершенствовать методы и способы охраны авторских прав так, чтобы не нарушать законные права как авторов, так и потребителей.

В связи с этим, мы предлагаем некоторые пути решения данных проблем:

 

– На государственном уровне разработать гибкую ценовую политику, с учётом того для чего будет использоваться тот или иной продукт

– Ликвидировать Общества «правообладателей», дав больше полномочий Авторским ассоциациям.

 

– Бороться не против пользователей «контрафакта», а против тех, кто на этом получает прибыль.

 

– Отменить «болваночный сбор», как продавленный весьма посредственным режиссёром для получения просто астрономической прибыли, которая будет тратиться по его личному усмотрению, и ущемляющий права тех, кто не использует носители для копирования контрафакта.

 

Предоставить больше свободы Open Sourse (открытое программное обеспечение Выражение означает доступность произведения и материалов, использованных для его создания, по свободной), включая государственное стимулирование разработок альтернативного софта, в качестве замены дорогим пакетам программ, используемых в различных сферах хозяйственной и государственной деятельности.

 

– Развивать и поощрять отечественных программистов и разработчиков

 

– Предоставлять рядовому пользователю возможность знакомится с альтернативами имеющихся продуктов, выполняющими сходные функции.

 

– Рассмотреть возможность продажи лицензий на устаревшие версии продуктов авторского права по гораздо низшей цене, чем новинки, а возможно и вообще придания им статуса бесплатных

 

- Дать возможность гражданам беспрепятственно обладать произведениями признанными классикой мировой культуры.

 

 

Авторское право и его защита крайне сложная и непростая тема. Здесь сталкиваются права и интересы двух диаметрально противоположных групп людей: авторов и потребителей. И очень печально то, что существует множество лиц, которые обирают обе стороны конфликта. И совсем недопустимо использовать эту сферу в качестве репрессий против неугодных или для коррупционных мотивов.

 

К сожалению, должны признать, что в современной России очень много законов «красиво и правильно написаны, но выполняются и действуют по кривому».

Над этим надо много и много работать, прикладывая на исправление подобной ситуации как можно больше времени, сил и средств, если мы действительно хотим жить в правовом обществе, где высшую ценность имеет человек, его права и свободы.

 

 

Используемые источники и литература:

 

1) Яндес.Словари

https://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%20%D0%A0%D0%A4/%D0%9D%D0%B5%D0%BE%D1%82%D1%87%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0/

 

2) Академик.ру

https://dic.academic.ru/dic.nsf/business/16847

 

3) Стать «Авторские права как права человека»

Каменская Е.И.

 

4) Новая газета

 

https://www.novayagazeta.ru/politics/1608.html

 

5) Википедия — свободная энциклопедия

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE

Понятие обнародования дано в п. 1 ст. 1268 ГК - это действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

Публикатором может быть только физическое лицо, в т.ч. иностранный гражданин, лицо без гражданства. Это касается и случая, когда поиск и обнародование произведения осуществлялось в порядке выполнения служебного задания: публикатором все равно будет конкретное физическое лицо, а не его работодатель. В то же время юридическое лицо может приобрести исключительное право публикатора в порядке правопреемства.

Публикатором может быть признано лицо, не только осуществившее фактические действия по поиску и обнародованию произведения, но и организовавшее эту работу; поэтому физическое лицо может использовать помощь других лиц, не допуская их включения в число публикаторов.

2. Объектом права публикатора может быть произведение науки, литературы и искусства. На момент обнародования оно должно находиться в общественном достоянии - в силу того, что ранее подобные произведения вообще не охранялись, либо в силу истечения срока действия исключительного права и т.

д. Однако, независимо от причин нахождения в общественном достоянии, оно должно на текущий момент относиться к категории объектов авторского права. В частности, произведения народного творчества не являются объектами авторских прав (п. 6 ст. 1259 ГК), поэтому лицо, впервые обнародовавшее такое произведение, не приобретет прав публикатора.

 

 

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — возможности, правомочия, потенции действий человека в определенной, указанной в законе сфере. Формула «Люди рождаются свободными и равными» подразумевает, что человеку принадлежат от рождения определенные права, что он не обязан ими никакой высшей власти, которую должен был бы постоянно благодарить за этот дар. Права принадлежат человеку уже в силу того, что он человек. На этом основании их обычно называют естественными правами. Они не только никем не предоставляются человеку, но и никем не могут быть у него отобраны: ни государством, ни любым, сколь угодно демократичным голосованием. «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (Конституция Российской Федерации. Ст. 17). Нередко вместо понятия «П.ч.» используется близкое ему по смыслу понятие «свободы человека».

С т.зр. юридической природы, нормативного закрепления прав и свобод человека, а также системы их защиты и механизма их реализации между ними трудно провести четкую границу. Во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948, употребляется даже формула «право на свободу» («Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии...»).

Международные стандарты прав и свобод человека включают гражданские, политические, экономические, социальные права, права в области культуры, права ребенка и др. В число гражданских прав входят: право на жизнь; право на свободу, на личную неприкосновенность, свободу от жестокостей; право на неприкосновенность личной и семейной жизни; право на свободное передвижение; право на гражданство; право на защиту со стороны закона. Политические права включают: право на свободу мысли, совести и религии; право на свободу мирных собраний и ассоциаций; право на участие в управлении делами государства. В числе экономических прав: право собственности; право на труд и отдых. Социальные права включают: право на семейную жизнь, право на достаточный жизненный уровень. В культурные права входят: право на образование; право на участие в культурной жизни. Перечисленные П.ч. не исчерпывают всех его прав. Иногда вводится понятие основных, или фундаментальных, прав и свобод человека. Обычно под ними понимаются те права, которые закреплены в принятых международных нормах и в основном законе государства, его конституции. Существуют международные ин-ты защиты П.ч.

Понятие «П.ч.» является одним из центральных в социальных науках. Оно уходит своими идейными корнями в антич. философию и христианство, но начало утверждаться в социальной жизни только в 17— 18 вв., в период формирования капитализма.

Достаточно полная реализация П.ч. возможна только в развитом капиталистическом обществе. Хотя к международным документам, устанавливающим П.ч., присоединилось подавляющее большинство современных государств, во многих из них провозглашаемые права остаются чистой декларацией. Попытка воплотить их в жизнь в странах, явственно тяготеющих к коллективистической форме социального устройства, неизбежно приводит к серьезным осложнениям. Идея «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» представляет собой постулат лишь индустриального индивидуалистического общества (см. ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО И КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО). Индивидуальная свобода как данность не совместима с основными ценностями индустриального коллективистического (и, в частности, тоталитарного) общества, в числе которых не может быть автономии личности и связанных с нею индивидуальных прав и свобод. Характерно, что когда в 1960-е гг. коммунистическая Россия присоединилась к международным актам о П.ч., сами эти акты не публиковались официально внутри страны. Борьба диссидентов за П.ч., разворачивавшаяся в 1965—1985, стала борьбой только за те права, которые уже были закреплены законами Советского Союза. Эта борьба являлась открытой, не носила политического характера, не была организационно оформлена и отвергала любое насилие для достижения своих целей. И тем не менее диссиденты оказались прямыми врагами коммунистического режима. Их борьба за выполнение страной ее собственных законов являлась выступлением против коммунистического коллективизма, борьбой за открытое, свободное общество, в котором только и возможна свободная личность.

Источник прав и свобод иногда усматривается в достоинстве человека. Как говорил Ж.Ж. Руссо, отказаться от своей свободы — значит отказаться от своего человеческого достоинства, от П.ч., даже от обязанностей. Достоинство как предпосылка П.ч. является не моральным, присущим одним людям и отсутствующим у других, а универсальным социальным достоинством. Ссылка на достоинство, свойственное каждому человеку, представляет собой, однако, только первое приближение к объяснению П.ч. В разных обществах люди, обладающие по своей природе одинаковым достоинством, могут иметь очень разные права.

Обоснование П.ч. исходит из истолкования природы человека, или его сущности. Многообразные подходы к последней проблеме можно разделить на два типа, противопоставляя друг другу социологическое и антропологическое истолкование человека. Суть первого хорошо передает формула К. Маркса: человек есть совокупность общественных отношений. При таком понимании человек предстает как носитель определенных общественных функций и ролей и основной проблемой оказывается его приспособление к господствующим ин-там, его социализация и адаптация к общественной среде, интеграция в ту или иную систему ценностей. Истолкование человека как сколка общества на определенном этапе его развития растворяет индивида в обществе и подчиняет его обязательной коллективной судьбе: «Нельзя жить в обществе и быть свободным от него». Социологическое истолкование обычно противопоставляет антропологическому понятию природы человека социологическое понятие его сущности. Предполагается, что природа человека, понимаемая исключительно в естественно-научном смысле, сформировалась еще в период становления современного человека и перестала быть действующим фактором человеческой истории. Антропологическое истолкование, напротив, говорит о природе человека, зависящей от истории и изменяющейся в ходе нее, но не растворимой полностью в ней. Формирование этой природы никогда не может быть завершено, человек не только живет в обществе и зависит от системы социальных связей, но и во многом выбирает свое место в этой системе. Его индивидуальная жизнь, в существенной мере определяемая его собственными выбором и решениями, открыта будущему и не предопределена коллективной судьбой. Антропологическое понимание отстаивается персонализмом, экзистенциализмом, феноменологией, культурной антропологией. Они подчеркивают свободу личности, ее неопределенность и непредопределенность, многообразие людей, важность для каждого из них существования полноправного и полноценного Другого. Социальное разнообразие, неоднородность, несовпадение интересов рассматриваются не как изъян современного общества, а как его несомненное преимущество. Человек формируется обстоятельствами, но вместе с тем всегда остается свободным, поскольку сам определяет многие обстоятельства своей жизни. Только будучи свободным, человек является вменяемым и ответственным.

https://elib.me/grajdanskoe-pravo-knigi/pravo-publikatora-proizvedenie-nauki.html

https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/961/ПРАВА

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: