Ново - византийский стиль




Содержание

 

 

Введение. 3

Ново - византийский стиль. 4

Балканский стиль. 6

Список литературы.. 9

 

 

 


 

Введение

В данном докладе мы постараемся рассмотреть два стиля орнаментики рукописных, которые появились практически в одно время, но при этом они не похожи друг на друга. Сначала мы рассмотрим «неовизантийский» стиль, а после «балканский». Каждый из этих стилей имеет свои неповторимые особенности, которые будут рассмотрены на примерах различных книг, таких как Евангелие, Киевская Псалтырь, Лествица Иоанна Лествичника. Именно в этих стилях можно чётко отследить, как южнославянская культура, а также взаимодействие народов сербов, болгар, греков влияла на русскую культуру. Ведь именно благодаря этому орнаменты русских книг стали ярче и богаче. Кроме этого мы вернёмся к истокам и увидим как возникли эти стили.Искусство художественного оформления книги в средневековой России играло не меньшую роль и было не менее оригинально, чем, например, иконопись или архитектура. Абсолютное большинство книг того периода было духовного содержания. Книга пришла на Русь вместе с христианством. В центре христианских обрядов стоит книга. Православные миссионеры всегда отправлялись к язычникам, имея при себе важнейшие книги христианского вероучения. Средневековая книга заключала в себе молитвы и богослужебные песнопения, жития святых и поучения Отцов Церкви. Летописи и хроники начинались библейской историей, своды законов не обходились без ссылок на Божью волю. Философия, география, политика и простая житейская премудрость основывались на религии.Художественный, образный язык орнамента многообразен. Выполняя задачу декоративного значения, он часто играет роль социальной, этнической принадлежности, является средством выражения народного мировоззрения.Орнамент в жизни народа никогда не являлся самоцелью: он всегда и во всём был связан с тем предметом, который должен был украсить. Его применение чрезвычайно широко, почти безгранично. Орнамент встречается повсюду: на наружных и внутренних стенах зданий, на мебели и посуде, на декоративных и носильных тканях, вышивках, кружевах, на металлических изделиях и т.д. Если при создании орнамента на металле, дереве, камне, майолике и ткани материал до некоторой степени дисциплинировал фантазию художника, то в стенной росписи и на страницах рукописных книг его фантазия ограничивалась только размером отведённого для украшения пространства. При этом орнамент представлял собой целый мир художественных образов, которые несли в себе ценности и основы окружающей жизни. Именно поэтому нам будет интересно исследовать, что из себя представляют стили, пришедшие к намс юга. Все эти составные части художественной мысли, переплавленные в огне творчества неизвестных многочисленных мастеров-искусников прошлых поколений, оставили нам в наследство оригинальные, невиданные у других народов, узоры орнамента. В этом наследии современный художник может найти немало образцов, которые смогут вдохновить его на создание новых и новых форм для современного декоративного искусства и художественной промышленности, отвечающих ритму и строю нашей современной жизни.


 

Ново - византийский стиль

В исследуемый период орнамент «ново - византийского» стиля оставался в узком кругу книжников. Он сошел со страниц рукописных книг с началом второй четверти XV в. и появился в новой своей интерпретации лишь к концу этого же столетия. Возрождение византийского рукописного орнамента в XIV—XV вв. не является, однако, фактом истории исключительно русской рукописнойкниги. Аналогичная картина наблюдается и в других славянских искусствах — в болгарском и сербском. На Балканах этот процесс начался даженесколько раньше, чем на Руси. Но как в Болгарии и Сербском государстве, так и на Руси вторичное появление византийского рукописногоорнамента сопровождалось заметными изменениями его стилевых особенностей. Хотя главные элементы и характерные признаки этой орнаментикизаимствуются из греческих рукописей, они используются славянскимихудожниками не механически, а в несколько переработанных, новыхформах и в новых комбинациях. Поэтому такой орнамент называется непросто «византийским», а новым, или «ново – византийским». Термины «ново - византийский орнамент», «ново - византийский стиль» очень хорошо выражаютразные стороны этого понятия. Они означают в одно и то же время, чтоэтот орнамент существовал в новых исторических условиях и что он имел,в отличие от прежнего, новые эстетические качества.В оформлении византийских рукописей этого времени, особенно созданных в столице, преобладающе значение имела не линия, а цветовое пятно. Яркие, сочные краски, наложенные на золотой фон, создавали удивительно праздничное настроение.В раскраске ново - византийского орнамента преобладают: белый, голубой, розовый и зеленый. Употреблялось несколько орнаментальных мотивов: геометрический, плетеный с элементами арабески (возникший под влиянием коптского и арабского орнамента), растительный, основным элементом которого был извивающийся расцветающий побег трилистника и лилии с острыми листами.Византийский стиль характеризуется строгой очерчённостью заставок и рамок. Они состоят исключительно из основных архитектурных мотивов поздней античности: прямоугольники, арки, круги, треугольники. В XVI в. расчленение поля заставки, по сравнению со старыми византийскими образцами, было более сложным, а растения более стеблисты. Большие заставки, возникшие в Византии, употреблялись для украшения главных разделов рукописей, особенно роскошных. В рядовых славянских рукописях они не очень велики и содержат либо комбинации простейшего растительного мотива, либо плетение, так характерное для глаголических рукописей. В роскошных рукописях заставки получают особое звучание. Они имеют хорошо очерченную раму, расчлененную внутри, которая иногда помещалась на колонки. Заставку заполняет золотой фон, расписанный стилизованными зелеными побегами с белыми, голубыми и розовыми цветами. На верху рамки иногда помещались изысканные и тонкие изображения животных. Чаще всего использовался старый мотив римской мозаики: две птицы стоят или прохаживаются с двух сторон от растения или сосуда, иногда они пьют или клюют корм. По углам заставки могут располагаться листок, почка, цветок или веточка; по сторонам заставки располагаются две крупных ветки или целому стилизованному растению. Самой ранней датированной Славянской рукописью, украшенной орнаментом «ново - византийского стиля», является, по-видимому, Евангелие 1354 г., изготовленное по приказанию Иакова, митрополита Сербского. Рукопись написана каллиграфическим крупным полууставным почерком на сербском языке. Она украшена большими заставками в начале каждого Евангелия, рисованными красочными инициалами и миниатюрой, на которой изображен митрополит Иаков, подносящий написанное им Евангелие Христу. Орнаментальные мотивы рукописи обнаруживают чрезвычайно высокое мастерство исполнения. Художник свободно владеет композицией,умело распределяет отдельные декоративные элементы на плоскости заставки, легко сочетает геометрические и растительные фигуры, оживляякое-где рисунок изображениями сидящих на ветках птиц. В колоритенаряду с обильно примененным золотом господствуют холодные голубыеи зеленые тона, как нельзя лучше подходящие к несколько жестковатой,отточенной манере выполнения орнамента в целом. Также особенностью орнамента «ново – византийского» стиля было то, что он возник в среде со смешанной культурой, где греческие художественные традиции и технические навыки образовали нечто общее с элементами славянского искусства и славянскими эстетическими воззрениями.Сохранилось несколько ранних русских рукописных книг, декорированных заставками и инициалами «ново – византийского» стиля. Одна из них точно датированная Киевская Псалтирь 1397 г. — свидетельствует о времени появления на Руси нового стиля книжных украшений в середины 90-х годов XIV в. На заглавном листе Киевской Псалтири помещен эффектный рисунок трехглавой церкви, внутренняя часть которой отведена для портрета царя Давида. Стены, арки и купола воображаемого храма орнаментированы большими цветочными бутонами в медальонах и разноцветными листьями. Крупные членения рисунка, а также преобладание в расцветке синих и зеленых тонов на золотом фоне придают композиции фронтисписа пышный и несколько тяжеловесный вид, вполне отвечающий, впрочем, задаче торжественной выходной миниатюры. В аналогичном духе выполнена и единственная в рукописи заставка, состоящаяиз широкой прямоугольной рамки и в компонованной в нее миниатюры с изображением семичастного полуфигурногодеисуса. Так как рукопись была задумана в качестве роскошного, возможно подносного, экземпляра, она написана выразительным почерком, монументальные формы которого внушают невольное благоговение читателю. Подобно пестрым свежим цветам рукопись оживляют сотни изящных миниатюр, прихотливо разбросанных на полях, и массивные инициалы, повторяющие в своем стиле черты, заданные рисовальщиком на выходных листах. Большой формат, великолепный по выделке пергамен, чистое и красивое письмо, изобилие чудесных по отделке и сюжетной изобретательности миниатюр, фронтиспис и заставка делают Киевскую Псалтирь уникальнейшим произведением русского книжного искусства. Это, несомненно, капитальный памятник, выполнение которого было поручено лучшим писцам и художникам. При оживленных контактах византийцев с русскими совершенно естественно возникновение в русском изобразительном искусстве чисто греческих произведений или же произведений с мотивами византийского стиля. Стенныеросписи и большие иконостасы Феофана Грека и Игнатия Грека, появление в Москве и ее ближайших окрестностях таких интересных памятников византийской иконописи, как «Пименовская богоматерь» или знаменитый Высоцкий чин - все это создавало богатейший фонд произведенийгреческого мастерства, внимательно изучавшихся русскими художниками.И более чем естественно, что в области рукописной книги происходил аналогичный процесс творческого обогащения традиционных русских декоративных форм мотивами, почерпнутыми из византийских рукописейлибо выполнявшихся непосредственно греческими мастерами.

 

Балканский стиль

Орнамент «балканского» стиля быстро завоевывает самое широкое признание и в XV в. активно вытесняет все другие виды орнамента. К концу того же века он получает новую интерпретацию и постепенно исчезает со страниц рукописных книг в первой половине XVI в.Широко распространенный в искусстве рукописной книги без малого полутора столетий орнамент «балканского» стиля почти не встречается в памятниках прикладного искусства, в живописи и архитектурном декоре древней Руси, особенно в исследуемый период времени. Отдельные звенья и малые мотивы основных композиционных схем этого орнамента скорее можно встретить в названных видах искусства домонгольской поры. В практике же книгописания появление орнамента «балканского» стиля совпадает с существенными изменениями в орфографии и графике письма, во всем внешнем облике книги, ее основы (пергамент заменяется бумагой), её формата (значительно более вытянутом по вертикали соответственно формату отливки листов) и т.п. Процесс этот совпадает, как известно, с процессом существенного обогащения книжной традиции древней Руси — с появлением новых текстов, в частности этико-философского плана, которые по преимуществу и украшались орнаментом «балканского» стиля, сложением нового литературного стиля «плетения словес», параллель которому исследователи справедливо видят в морфологии орнамента «балканского» стиля и т.п.Характерными образцам балканского орнамента были красочные заставки из пересекающихся кругов и два типа инициалов: киноварные инициал простого рисунка, состоящие обычно из тонких стержней с утол­щениями, и красочные инициалы с двойным контурами, которые как бы повторяли плетеные решетчатые конструкции заставок. Историческое значение балканского орнамента для истории русского книжного искусства был чрезвычайно велико, потому что подавляюща масс рукописных книг XV даже XVI. оформлялась с помощью декоративных элемен­тов именно балканского происхождения.Фоны трехцветные — синие, зеленые, желтые, неярких тонов. При помощи цвета подчеркиваются геометрические фигуры внутреннего членения — квадратные, треугольные, крестообразные, образованные пересекающимися овалами и т.п., или широкие полосы внешних окантовок. По этим фонам положена разделка «жемчугом» — кружочками, косыми крестиками и четырехлепестковыми розетками.В одной из самых ранних рукописей — пергаменных Евангельских чтениях— заставки орнамента «балканского» стиля сочетаются с инициалами тератологического орнамента и заголовками, написанными буквами простой формы. Декор этой рукописи выполнен рукой уверенного в себе мастера, который, однако, дорожит еще старой структурой листа. Заставки нового, «балканского», стиля проработаны им тщательно и детально. Внимательное отношение к орнаментальной форме проявляется даже в такой изящной мелочи, как вырезы по внешней линии голубого фона тератологических инициалов в виде лунок, напоминающих крупный «жемчуг» заставок. Но в орнаментальных композициях пока еще нет ни единства декора, ни согласованности частей. Заставки «балканского» стиля плохо компонуются на странице, текст которой писан в две колонки — спокойное и плавное движение их линий требует расположения текста в одну строку. Крупному геометрическому узору заставок, прозрачной ясности их композиций явно противоречит дробность тератологического узорочья инициалов. Еще не сложился характерный тип лигатурных и вязевых заголовков и т.п.В сложившемся виде орнаментальный декор «балканского» стиля Троице-Сергиева монастыря выступает в Евангелии игумена Никона— рукописи, которую можно считать одним из лучших примеров изысканнейшей русской каллиграфии.Особенно тонко продуман во всех деталях и соотношениях декор первого листа. Заставка рисована в золотых контурах. В фонах положены яркие краски — синяя, желтая, зеленая, розовая, образующие разноцветные квадратики; в членениях — четырехлистники и только в местах соединения кругов — мелкий «жемчуг». Вертикальные ветви угловых заверший строятся по графье, ограничивающей колонку текста. В их основании лежат узлы, изящные завитки которых спускаются к заголовку, исполненному золотыми лигатурами, охватывают его с двух сторон и как бы вовлекают в общую орнаментальную композицию.Лествица Иоанна Лествичника, писанная чернецом Аврамьищем в 1412 г. один из лучших памятников этого круга.Заставка на л. 1 ЛествицыАврамьищи — круговая плетенка в один ряд, вместе с заголовком составляет третью часть всей длины колонки. Третья часть черного письма связана с декоративной шапкой киноварным инициалом простого, строгого рисунка. Заставка, заголовок и текст окружены неширокими полями. В общем ансамбле листа скромный узор заставки и инициала производит впечатление спокойной, деловой уравновешенности. Абстрактный характер орнаментальных форм, плавное движение узора, отсутствие в нем занимательности тератологии и ювелирной изощренности орнамента «балканского» стиля отвечали состоянию внутренней сосредоточенности, отрешенности духа, той отчужденности от суетности — соответственно самому тексту Лествицы.Дальнейшее развитие стиля шло по линии усиления декоративной выразительности листа на основе одноярусной круговой композиции. В традиционных схемах это приводило иногда к неожиданным результатам. Так, увеличение размера заставки на л. 3 Лествицы 1433 г. — одноярусной круговой плетенки простейшего типа — нарушило привычную связь между геометрическим каркасом и деталями разделки. Композиция получилась подчеркнуто торжественной, и детали разделки приобрели активность самодовлеющих мотивов. Такое решение разрушило органичную связь заставки и текста — разряженность композиции и крупные формы деталей вступили в известное противоречие с убористой колонкой мелкого полуустава. Органичнее связаны с колонкой текста заголовки, в которых троицкие мастера усложнили и обогатили схемы одноярусной крупной плетенки за счет увеличения числа внутренних окружностей. Заставка на л. 13 той же Лествицы состоит всего их двух круговых звеньев, пересеченных крест-накрест широкими планками. Изысканность композиции придают остроконечный стык полукружий, острые окончания лепестков в ветках угловых заверший, разделка фона острыми четырехлистниками по два в каждом членении кругового плетения — новая модификация характерной для школы разделки фонов — и «жемчуг», густо положенный в двойной окантовке плетения и в пересекающих его планках. Этой изысканной композиции отвечает киноварный инициал сложного рисунка с богатым набором мелких растительных форм.Сопоставление приведенных здесь орнаментальных форм приводит к выводам, что основные варианты русской традиции орнамента «балканского» стиля сложились ранее того времени, когда в русских полууставных почерках появляются в развитом виде южнославянские формы. С другой стороны, высокий профессионализм и своеобычность орнаментальных решений в русских вариантах стиля не оставляют сомнений в том, что русские мастера, зная орнаментальное творчество своих южнославянских собратьев, отнюдь не выступали как их ученики, и в этом смысле выводы, которые следуют из анализа орнаментальных форм. При этом южные славяне в силу локальных особенностей своей исторической жизни хронологически опережают русских, а русские в силу специфики своей исторической ситуации, восприняв болгаро-сербский опыт, доводят художественные возможности новых стилей до предельной выразительности.

 

 

 

Евангелие Киевская Псалтырь

 

Лествица Иоанна Лествичника, л. 13ЛествицаАврамьищи, лист 1


 

Список литературы

1) Вздорнов Г. И. - Роль славянских монастырских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV - XV вв. // Труды Отдела древнерусской литературы, XVIII. Литературные связи древних славян.: Л., 1968, выпуск XVIII

2)Ухова Т. Б. - «Балканский» стиль в орнаменте рукописных книг из мастерской Троице-Сергиева монастыря

3) Соколова Т.М. Орнамент – почерк истории. - Л.: 1972.- 148с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: