Самостоятельная работа обучающегося включает выполнение индивидуального задания, которое содержит общую и индивидуальную части.
При формировании индивидуального задания обучающегося учитывается:
- объект прохождения производственной практики (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности);
- доступность и практическая возможность сбора исходной информации.
Если студент не проходил на данном объекте ранее производственную практику, то общая часть задания включает сбор информации на предприятии (в организации) по следующим разделам:
1. Общие сведения о предприятии (организации).
2. Производство продукции (оказание услуги).
в соответствии с программой производственной (технологической) практики.
Помимо этого общая часть задания включает:
3. Подробное ознакомление с системой (элементами системы) менеджмента качества на предприятии (в организации), в частности:
при наличии документированной системы менеджмента качества:
- с какого времени и сколько разрабатывалась, привлекались ли какие-нибудь организации для оказания консультационных услуг;
- сертифицирована ли, когда, кем, на соответствие какого стандарта, была ли ресертифицирована, привести сертификат соответствия (или его номер);
- область применения СМК;
- структура документации СМК предприятия (Политика в области качества, Руководство по качеству, документированные процедуры, иная);
- сеть процессов СМК и её описание;
- структуру и функции службы (должностных лиц), занимающейся разработкой и поддержанием СМК;
- методы проведения внутренних аудитов (процедуры организации и проведения внутренних аудитов; документация и записи по проведению внутренних аудитов);
|
- применение риск-ориентированного подхода на предприятии (в организации);
- информатизация системы менеджмента качества (или ее элементов) на предприятии (в организации);
- информация об иных системах менеджмента (далее – СМ), в том числе интегрированных, внедряемых в организации (при их наличии);
- информация о моделях и инструментах совершенствования деятельности, применяемых на предприятии (в организации).
при отсутствии документированной СМК:
- анализ системы менеджмента предприятия (организации) на соответствие требованиям ИСО 9001;
- построение процессной модели СМК, матрицы ответственности за процессы;
- разработка плана формирования СМК предприятии (организации).
4. Сбор материалов для раздела «Средства и методы управления качеством» выпускной квалификационной работы:
- провести с помощью простейших статистических методов (круговых, столбиковых и секторных диаграмм, трендов, линейных графиков и т.д.) и метода бенчмаркинг маркетинговые исследования, касающиеся объёмов производства продукции (оказания услуги), темпов роста производительности, сектора рынка, ближайших конкурентов и иных;
- провести анализ используемых на предприятии инструментов и методов улучшения качества и определить их эффективность;
- собрать статистические данные по продукции (услугам) и процессам;
- обработать и представить данные с помощью статистических методов и инструментов улучшения качества, таких как гистограммы, диаграмма Парето, диаграмма Исикава, диаграмма разброса, матричные диаграммы; контрольные карты, диаграмма в виде дерева, графа взаимосвязей, карты процесса и других;
|
- выявить тенденции изменения контролируемых параметров, оценить величины их изменений;
- сделать предложения и рекомендации по применению средств и методов управления качеством.
5. Сбор материалов для раздела «Экономическая часть» (по согласованию с консультантом экономической части выпускной квалификационной работы бакалавра).
Индивидуальная часть задания предполагает самостоятельную работу обучающегося по индивидуальным темам, содержание которых определяется наличием на предприятии (в организации) документированной СМК, доступность и практическая возможность сбора и анализа необходимой информации, темой выпускной квалификационной работы бакалавра.
Возможные темы индивидуальных заданий:
1. Применение процессного похода к управлению на предприятии (в организации):
- идентификация бизнес-процессов, обеспечивающих процессов, процессов менеджмента, построение реестра процессов СМК (СМ);
- построение моделей выделенных процессов (определение назначения и цели, входов и выходов каждого процесса СМК (СМ));
- определение их взаимосвязи и построение схемы взаимодействия процессов (сети процессов) СМК предприятия (организации);
- выделение сквозных процессов в организации, напрямую влияющих на качество продукции (услуг);
- анализ существующей организационной структуры управления и предложения по ее совершенствованию с точки зрения процессного подхода к управлению (при необходимости);
|
- построение матрицы распределения ответственности и полномочий за процессы СМК (СМ) предприятия (организации);
- регламентация одного или нескольких основных процессов, в том числе сквозных (в том числе построение диаграммы потоков работ процесса, с указанием ответственного за каждую операцию процесса);
- разработка системы показателей и критериев для мониторинга и измерений качества результатов процессов СМК (СМ) предприятия (организации);
- определение методов, периодичности, ответственных лиц за мониторинг, измерение и оценку качества процессов СМК (СМ) предприятия (организации);
- разработка плана разработки и внедрения процессного подхода к управлению в деятельность предприятия (организации).
2. Разработка системы показателей для измерения и мониторинга процессов организации:
- выбор одного или нескольких процессов СМК (СМ) предприятия (организации);
- изучение требований к процессу и его результату (нормативных, технологических, потребителя, иных);
- изучение технологии выполнения процесса, разработка модели процесса;
- регламентация требований к процессу;
- определение показателей для измерения процесса;
- определение и документирование методики измерения показателей и разработка отчетных форм.
3. Анализ и совершенствование документации СМК (СМ) предприятия (организации):
- ознакомление со структурой документации СМК (СМ) предприятия (организации);
- анализ структуры и содержания документации СМК на соответствие требованиям ИСО 9001, выявление мест для улучшения;
- описание нормативных документов (внутренний и/или внешних), используемых при разработке или совершенствовании документации СМК (СМ);
- предложение мероприятий (плана) по совершенствованию документации СМК (СМ);
- разработка структуры, шаблонов, форм, типовых документов, методических инструкций по совершенствованию документации СМК;
- разработка (актуализация) одного или нескольких документов СМ.
4. Применение статистических методов, инструментов и методов управления качеством на предприятии (в организации):
- определение объекта исследования (продукция, услуга, процесс, деятельность подразделения);
- сбор и систематизация необходимых статистических данных об объекте исследования;
- построение контрольных карт, гистограмм и (или) применение иных статистических методов и (или) инструментов управления качеством для анализа объекта исследования;
- выполнение необходимых расчётов, анализ полученных результатов;
- выявление предполагаемых причин, влияющих на несоответствия / вариабельность объекта исследования;
- предложение мероприятий по улучшению объекта исследования.
5. Применение риск-ориентированного подхода на предприятии (в организации):
- разработку реестра рисков предприятия (организации);
- разработку или применение методики оценки рисков;
- документирование риск-ориентированного подхода;
- предложение методических подходов или разработка рекомендаций по внедрению риск-ориентированного подхода, включая ответственных и периодичность проведения.
6. Анализ и совершенствование процессов связанных с заинтересованными сторонами:
- изучение процессов, связанных с потребителями осуществляемых на предприятии (в организации);
- определение потребителей и заинтересованных сторон, их требований, критериев оценки этих требований;
- проведение анализа их соответствия требованиям ИСО 9001;
- внесение предложений по совершенствованию данных процессов;
- разработка необходимой документации всех уровней.
7. Проектирование деятельности по управлению знаниями на предприятии (в организации):
- определение знаний, необходимых на предприятии (в организации) для функционирования процессов и достижения соответствия продукции и услуг;
- оценка текущего уровня знаний и процедуры их распространения;
- определение технологии обеспечения доступа к дополнительным знаниям и их необходимым обновлениям;
- разработка регламента процесса управления знаниями в организации.
8. Проектирование службы качества в структуре предприятия (организации):
- описание роли службы качества в деятельности предприятия (организации);
- проектирование подчиненности, структуры и взаимодействия службы качества;
- анализ нормативно-правовых и нормативных требований к деятельности службы качества;
- разработка проектов приказа о создании, положения о службе качества, должностных инструкций, иных документов, регламентирующих деятельность службы качества;
- разработка перечня документации и записей, номенклатуры дел службы качества.
9. Проектирование (совершенствование) внутреннего аудита СМК (СМ) предприятия (организации):
- изучение процедуры организации и проведения внутренних аудитов;
- ознакомление с документацией и записями по проведению внутренних аудитов;
- анализ процесса и документации по проведению внутреннего аудита в подразделении (на предприятии) и требования ИСО 9001;
- выявление возможных элементов для улучшения качества данных процессов и документов;
- разработка мер по улучшению процедуры проведения внутреннего аудита;
- разработка соответствующей документации или внесение изменений в существующую.