Тема: Гештальт-ориентированные тренинговые группы




Дата:02.04. Группа: П3

Практические занятия № 16-17

Тема: Гештальт-ориентированные тренинговые группы

 

Вопросы к обсуждению:

1. Основные положения гештальт-психологии.

2. Защитные механизмы, препятствующие достижению личностной зрелости:

а) слияние;

б) ретрофлексия;

в) интроекция;

г) проекция.

3. Основной инструментарий гештальт-ориентированных тренинговых групп.

 

Теоретический задел к теме:

Основной целью гештальттерапии, согласно Ф. Перлзу – ее основателю, – является оказание помощи людям в умении "стать реальными, научиться иметь собственную позицию, развить собственный центр, понять основу экзистенциализма: роза это роза. Я тот, кто я есть, и в данный момент я не имею возможности отличаться от того, что я есть".

Человек функционирует на основе принципа саморегуляции, стремится к динамическому балансу при помощи осознания и удовлетворения ведущих потребностей с одновременным відсовуванням второстепенных объектов и событий в фон. Только наиболее важное и значимое для нас становится гештальтом – фигурой, выделяющейся из фона. Ритм жизнедеятельности организма, по Перлзу, можно описать с помощью такого цикла: осознание потребности – ее удовлетворение – завершение гештальту – сдвиг его на задний план для освобождения места новому гештальту. Процесс создания и разрушения гештальту может занимать практически любые промежутки времени: от одной секунды до целой жизни.

К незавершенному гештальту ведет неудовлетворенная потребность, что порождает многие сложные проблемы, поскольку неотреаговане или невиражене ощущения (например, невысказанная злость по отношению к несправедливому учителю или чувство вины перед родителями) оказывает деструктивное влияние на текущие психические процессы. Задачей гештальт-терапевта является помощь члену группы в выделении этой "фигуры" из "фона" с тем, чтобы неотреаговані чувства нашли свое выражение. Если это происходит, говорят о "законченный гештальт".

Перлз выделяет четыре защитных механизма, препятствующих развитию самосознания и достижению человеком психологической зрелости: слияние, ретрофлексія, інтроекція и проекция. Эти механизмы можно было бы назвать дефектами самосознания, поскольку они играют деструктивную роль в развитии психики: избавляя психику от состояния дискомфорта, они одновременно лишают человека возможности адекватно оценивать себя и свое место в мире.

Слияние – это действие иллюзии, содержащей в себе отказ от различий и непохожести и характеризующейся отсутствием дифференцирования себя и других, невозможностью определить, где кончается Я человека и начинается Я другого.

Так, некоторые родители, демонстрирующие гиперопеку по отношению к своему ребенку, не могут принять даже мысль о передаче ему ответственности за его жизнь, поскольку не разделяют в психологическом плане его и себя.

Ретрофлексія связана с формированием отношения к самому себе как к стороннему объекту и содержит два типа процессов: субъект делает самому себе то, что он хотел бы сделать другим; субъект делает себе самому то, что он хотел бы, чтобы сделали ему другие.

Пример довольно безобидный, хотя и грустный: одинокая женщина покупает сама себе букетик цветов на 8 Марта. Пример пострашнее: подросток, совершающий попытку самоубийства, чтобы отомстить родителям, что обидели его.

интроекция – это генетическая и примитивная форма функционирования индивида, которая пассивно впитывает в себя все то, что получает из внешнего мира. Человек не производит никакого отбора, никакой ассимиляции, некритично присваивает чужие убеждения и установки, вследствие чего тормозится процесс формирования его собственной личности.

Проекция проявляется в тенденции переложить ответственность за процессы, происходящие внутри Я, на окружающий мир. В гештальттерапии обычно описываются три формы проекции, соответствующие трем функциям, которые она выполняет:

• зеркальная проекция, в которой субъект находит в другом или в образе другого характерные черты, которые он рассматривает как свои или хотел бы их иметь ("знаете, оказывается, мы с Эйнштейном очень сходно мыслим", заметил как-то один студент-физик, прочитав главу в учебнике);

• проекция катарсиса, в которой субъект приписывает другому или образу другого характерные для себя самого черты, от которых он отказывается, не признавая их собственными, и от которых он освобождается, приписывая их другому (все помнят про соринку в чужом глазу и дровяном складе в своем?);

• дополнительная проекция, в которой субъект обнаруживает-или приписывает другому или образу другого характерные черты, которые позволяют ему тем самым оправдать свои собственные ("почему бы мне его не надуть, если он сам всю жизнь всех обманывает?" – рассуждает мошенник, уезжая к президенту фирмы – своей потенциальной жертве).

Основной целью гештальттерапии является разблокирование самосознания и помощь человеку в достижении зрелости, т. е. умения находить источники поддержки в самом себе. Для этого человек должен пройти несколько этапов развития самосознания от первого уровня – "клише" – до последнего – "внешнего взрыва" – проявления истинного Я.

 

Задачи и вопросы к самопроверке:

1. Какие основные положения гештальт-психологии вы знаете?

2. Перечислить защитные механизмы, препятствующие достижению личностной зрелости человека.

3. Дать характеристику защитном механизме под названием „слияние”.

4. Охарактеризовать ретрофлексию как защитный механизм.

5. Описать такие защитные механизмы, как интроекция и проекция.

6. Что означает термин "гештальт"? Какие из мировых направлений психологии лежат в основе гештальттерапии?

7."Задачей гештальттерапевт является помощь члену группы в выделении этой" фигуры "с" фона "с тем, чтобы неотреаговани ощущение нашли свое выражение». О какой "фигуру" и который "фон" идет речь в этой фразе?

8. Что означает словосочетание "неотреагований гештальт"?

9. Какие понятия гештальттерапии раскрываются в следующих определениях:

а) "....... - это генетическая и примитивная форма функционирования индивида, которая пассивно впитывает в себя все то, что получает из внешнего мира";

б) "....... связана с формированием отношения к самому себе как к постороннему объекту и содержит два типа процессов: субъект делает самому себе то, что он хотел бы сделать другим; субъект делает себе самом то, что он хотел бы, чтобы сделали ему другие ";

в) "....... - это действие иллюзии, что содержит в себе отказ от различий и непохожести и характеризуется отсутствием дифференцировки себя и других, невозможностью определить, где кончается Я человека и начинается Я другого";

г) "....... оказывается в тенденции переложить ответственность за процессы, происходящие внутри Я, на окружающий мир". Какое общее название всех четырех понятий?

 

Литература:

  1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 237 с.
  2. Бондаренко А. Ф. Социальная психотерапия личности (психосемантический подход). – Киев: КГПИИЯ, 1991. – 187 с.

3. Вачков И. В. Введение в тренинговые технологии // Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л. М. Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. – с. 66-78.

4. И.В.Вачков Основы технологии группового тренинга. – М., Изд-во «Ось-89». – 1999.

  1. кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. Вып. 1-2. – М.: Луч, 1993. – 72 с.
  2. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями. – М.: Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-Универс", 1995. 336 с.

7. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания (практикум по гештальттерапии). – М.: Гиль-Эстель, 1993. – 240 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: