Тема «Темперамент как основа индивидуальности: теории темперамента»





Дифференциальная психология

 

Традиционно личностные черты делят на врожденные и приобретенные либо биологические и социальные.

Наиболее часто под темпераментом понимают врожденные особенности Ч, которые обуславливают динамические характеристики Л, проявляющиеся в активности, интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенностями адаптации.

Темперамент как выражение формально-динамической характеристики поведения, деятельности человека (скорости, интенсивности, выносливости и др.) в большей степени детерминирован и определяется природными, биологическими факторами, нежели более сложные психологические образования, такие, как интеллект и характер.

 

Общим для большинства исследователей является определение темперамента, как совокупности врожденных особенностей личности однако сходство в представлениях на этом заканчивается. В настоящее время не существует единого мнения о природе темперамента. Взгляды различных исследователей на основные черты темперамента не совпадают. Это касается как их перечня, так и содержательной интерпретации.

 

I) ГУМОРАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ

Представления впервые появились в V-IV в. до н.э. и связанны с Гиппократом, а потом были развиты Галеном (II в н.э.). Ими были выделены 4 основных типа Т по предполагаемому доминированию того или иного типа жидкости в организме:

1) Сангвиник – кровь,

2) Флегматик – слизь (лимфа),

3) Холерик – желчь,

4) Меланхолик – черная желчь.

Данное разделение оказалось очень удобным и наглядным, хотя связи с жидкостями не обнаружилось, но типы легко выявляются.

Сангвинический темперамент. У представителей данного типа темперамента психические процессы характеризуются большой скоростью протекания, высокой активностью, адаптивностью (приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни) и подвижностью. Их внимание, нестабильно, быстро и легко его переключают. Инициативны, общительны, жизнерадостны, склонны к остроумию. Речь живая и быстрая, живой, открытый взгляд. Разнообразная мимика. Сангвиники с охотой берутся за живое дело, способны к увлечению. Любят новизну, разнообразие ситуаций, перемену мест. Избегают однообразия, шаблонов работы. Легко переживают неудачи. В работу включаются быстро. Однако, если дело требует сосредоточенности, терпения, могут так же быстро отступить, как и увлечься. У сангвиников хорошая работоспособность.

Флегматический темперамент. Психические процессы характеризуются определенной инертностью и замедленным реагированием на раздражители. Это спокойный, уравновешенный, всегда ровный, настойчивый и упорный тип. При наличии сильного торможения и уравновешенного процесса возбуждения ему нетрудно сдерживать свои порывы, строго следовать выработанному распорядку жизни. Флегматик работает неторопливо, ритмично. Внимание его в меру устойчивое, переключение внимания замедленное. Чувства внешне проявляются слабо. Речь спокойная, ровная, несколько замедленная, с частыми паузами. Взгляд маловыразителен, мимика бедна и однообразна. В меру общителен. Предпочитает проверенные методы работы, контролирует свою деятельность, излишние самопроверки ему не мешают и не раздражают. Редко проявляет инициативу.

Холерический темперамент. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, инициативен в деятельности. Движения быстрые и резкие. Резкая смена эмоций, например, от гнева к веселью. Склонен переоценивать свои силы и недооценивать препятствия на пути к цели. Стремится в «первые ряды». Речь носит ярко выраженную эмоциональную окраску. Излишне громкий голос. Склонен перебивать собеседника, в разговоре захватывает инициативу, горячо настаивает на своем. Если возражает или перебивает, то громкость и скорость речи возрастают. Для холериков характерна цикличность в работе. Они способны со всей страстью отдаться делу, за которое взялись, увлечься им. Однако при подавленном настроении, при упадке веры в свои возможности начатую работу забрасывают. Замедленный и спокойный темп работы для холериков мало подходит. Для них больше всего подходит работа, требующая немедленного исполнения.

Меланхолический темперамент. Данный тип темперамента отличается высокой эмоциональной чувствительностью, повышенной ранимостью. Сильные воздействия затормаживают деятельность меланхолика. Слабое раздражение у меланхолика субъективно может переживаться им как сильное, по незначительному поводу он склонен к внутреннему переживанию. Замкнут, трудно и медленно сближается с людьми. Настороженный, тревожный взгляд. Стремится быть «в тени». Сдержанная, неопределенная, неуверенная мимика. Тихая негромкая речь. Осторожные, робкие движения. Придает большое значение мелочам. Склонен к внутренним переживаниям. Болезненно и долго переживает неудачи и наказания. Опасается перемены мест, изменения уклада жизни. В новых, особенно конфликтных ситуациях, теряется, работает ниже своих возможностей. Склонен недооценивать свои силы и переоценивать препятствия. Для меланхолика больше всего подходит ровная, требующая усидчивости и терпения работа. Монотонная работа его не тяготит. В привычной обстановке, в дружном коллективе он успешно выполняет порученное дело.

 

Современные гуморальные теории строятся на попытке классификации типов поведения человека, исходя из факта повышенной или пониженной деятельности отдельных желез внутренней секреции (А. Фулье (F. Fouillee, 1901; Н.А.Белов, 1924; Б.М.Завадовский, 1928 и др.). Другие исследователи связывают черты темперамента с химическим составом крови (Т. Фурукава), либо с активностью ферментных систем.

Наиболее популярная точка зрения высказана С. Р. Клонингер (1997), который связал черты темперамента с определенными биохимическими показателями и построил 4-х компонентную модель темперамента.

 

 

Черта Т Химический фактор Признаки проявления Аналог
Высокие значения Низкие значения
Избегание ущерба Серотонин Тревожность, застенчивость, утомляемость, торможение активации Оптимизм, смелость, активность, эргичность, агрессивность М
Поиск новизны (повышенная значимость подкрепления, награды) Дофамин Импульсивность, раздражительность, нарушение правил,   чувство удовольствия, оптимизм Подверженность правилам, конвенциональность С
Стремление к сопротивлению (побуждение к действию) Норадреналин Теплые межличностные отношения, отзывчивость, сентиментальность Отчужденность, независимость, критичность Х
Упорство   Твердость, целеустремленность Легкость отказа от цели Ф

 

II) – Конституционные типологии

– темперамент зависит от конституции. Э. Кречмер в 1926 г. выделил несколько типов и связал их с предрасположенностью к опр. y заболеваниям:

1) Астеник – склонен к шизофрении (шизотимик) – высокий, хрупкий, худой, слвбый – замкнут, склонен к размышлениям, абстракции, с трудом приспосабливается, раним, упрям.

2) Пикник – склонен к маниакально депрессивному психозу (циклотимик) – тучный невысокий, короткая шея, округлая голова – эмоционально колеблется между радстью и печалью, общителен, доброжелателен, реалистичен,

3) Атлетик – (искотимик) – развита мускулатура, крепкое телосложение, широкие плечи, узкие бедра – спокойны, невпечатлительны, сдержанные жесты и мимика, энергичны, резки, уверенны в себе, невысокая гибкость мышления.

4) Диспластик – переходный тип бесформенное, неправильное строение, непропорциональность.

 

К.Шелдон в 40-е гг модернизировал теорию Кречмера, связал психологические особености с развитостью тех или иных зародышевых листков и соответственно органов:

1) Эктоморфный (Астеник) – церебротония – развиты кожа и нервная система,

2) Эндоморфный (Пикник) – висцеротония – развиты внутренние органы,

3) Мезоморфный (Атлетик) – соматотония – развиты мышцы.

 

Предложил каждого чел-ка оценивать по семибальной системе представленности того или иного типа: 1-1-1 или 7-7-7, или 2-6-4.

 

Критикуя Э. Кречмера и У. Шелдона, ученик первого К. Конрад (К. Conrad, 1963) представил так называемую генетическую теорию типов.

По мнению К. Конрада, различия в строении тела и связь с темпераментом человека объясняется существованием особых генов, доминирование которых определяет то или иное телосложение и соответствующие ему свойства темперамента.

Одной из ошибок Э. Кречмера и У. Шелдона, как считает К. Конрад, было то, что эти авторы выделяли три качественно отличных типа, тогда как генетический образ мышления заставляет видеть во всех явлениях двухполюсное (биполярное) деление, поскольку всякое генетическое изменение объясняется по этой схеме. Исходя из этого, автор описывает строение человеческого тела, пользуясь двумя биполярными переменными, по которым изменяется телосложение в онтогенезе:

1) своими пропорциями и

2) полнотой и ростом.

Изменения пропорций тела он располагает на своей координатной системе вдоль оси, один из полюсов которой называет лептоморфией, а второй — пикноморфией.

Автор вводит в свою типологию два существенных понятия. Он говорит о консервативном и пропульсивном развитии. Консервативное развитие характерно для пикноморфика, так же как и для ребенка: большая голова по сравнению с туловищем. Пикноморфик как бы остается на ранних стадиях изменений, однако это не означает, будто он «запаздывает» в своем развитии. Пропульсивное развитие свойственно лептоморфику (маленькая голова в сравнении с туловищем). Это изменение пропорций касается многих частей тела (например, пропорций конечностей — от коротких до длинных, профиля лица — от мало до более резко выраженного).

Кроме изменений в пропорциях тела, наблюдаются также изменения роста и полноты, крайними полюсами которых являются гипо- и гиперплазия. Эти переменные в своих экстремальных (крайних) формах могут давать патологию. Крайняя форма гиперплазии (атлетический тип Кречмера) может приводить к болезни, называемой макромегалией, а крайняя форма гипоплазии (кречмеровский астеник) — к микромегалии.

К. Кондрад говорит о

1) вискозной структуре (лат. viscosus — липкий, вязкий), возникающей в связи с гиперпластической формой - медлительность, пониженная способность к дифференцированию,

2) спиритистической структуре, соответствующей гипопластической форме - подвижность, легкость и т. п., что является результатом консервативного развития, напоминающего стадию развития ребенка.

 

Связи между телосложением и структурой темперамента К. Конрад объясняет следующим образом. Каждому психическому явлению соответствует определенное физическое явление, а каждому изменению в строении тела — перестройка в психической структуре. Оба эти явления всегда выступают вместе, но, как подчеркивает автор, не зависят друг от друга. Они являются звеньями различных цепей генов, и вычленение отдельных звеньев этих цепей протекает как бы параллельно. До какого звена мы доходим, зависит просто от того, какого уровня мы достигаем в индивидуальном развитии. Именно этим определяются индивидуальные различия между людьми, и в этом заключается источник деления на типы. Психика новорожденного, пишет К. Конрад, не является tabula rasa (чистой доской), как считают некоторые психологи, на которой можно в онтогенезе написать что хочешь. Скорее, это программа «консервативного» или «прогрессивного» развития. К. Конрад связывает с генами не только формальную сторону психической жизни, но и ее содержание. Это явно выражено в его характеристике гипопластического типа (астеника в типологии Э. Кречмера). Этот тип, по его мнению, проявляет склонность к космополитизму, интернационализму и интеллектуализму.

Основной упрек в адрес абсолютно всех конституциональных типологий сводится к тому, что они недооценивают, а иногда и просто игнорируют роль среды и социальных условий в формировании психических свойств индивида.

 

Ряд эмпирических исследований, проведенных для проверки истинности конституциональных типов, показали, что соответствие между телосложением и некоторыми свойствами темперамента нельзя считать доказанным. Обнаружено также, что многие факты, собранные этой группой исследователей, представлены и подобраны весьма тенденциозно, так, чтобы они подтверждали истинность теоретических допущений конституциональной психологии.

 

III) ФАКТОРНЫЕ ТЕОРИИ

 

Факторные концепции темперамента выделяют некоторое множество свойств — факторов, позволяющих более или менее удачно описать темперамент. Как считают сторонники этих концепций, знать темперамент индивида — значит определить присущее ему значение каждого из факторов, входящих в структуру темперамента. Изображая графически типичное для данного индивида значение каждого фактора, получают так называемый профиль темперамента, в котором отражаются полученные оценки по всем измерениям, а также отношения между ними.

Однако, метод изучения темперамента с помощью факторного анализа имеет существенные изъяны. У разных авторов количество и качество выделяемых факторов разное, хотя исходный материал, образующий основу для выделения факторов, в принципе остается неизменным.

Как правило, исследователи расходятся уже в исходном пункте, т. е. в выборе данных, подлежащих факторному анализу. Это приводит к тому, что получаемые структуры темперамента существенно отличаются друг от друга. Собственно, этот недостаток уже заложен в самом методе факторного анализа, в котором имеется несколько математических приемов, позволяющих выделить определенные факторы; но именно это и может приводить к различным результатам. Этот метод слишком произволен, во многом зависит от интуиции и настойчивости исследователя, пытающегося получить нужный для него результат не тем, так другим способом факторного анализа.

 

Представления о темпераменте Г. Айзенка.

Ганс Айзенк (1957, 1990) предложил рассматривать 2-х факторную модель черт темперамента, исходя из описания поведения экстравертов и интровертов — с одной стороны, и лиц с высоким и низким нейротизмом — с другой стороны.

Тип темперамента, согласно этому автору, представляет собой один из четырех квадрантов при пересечении двух ортогональных шкал:

1) экстраверсия—интроверсия - шкала характеризует индивида со стороны «открытости» внешнему миру. Физиологические механизмы, лежащие в основе экстраверсии—интроверсии, -восходящие активирующие влияния ретикулярной формации Þ экстраверты обладают более сильным кортико-ретикулярным тормозным процессом, чем интроверты, что приводит к их более низкой, по сравнению с интровертами, активации.

Интроверты, которые легко активируются и с трудом снижают уровень активации, склонны избегать стимулирующих ситуаций, которые еще больше повышают их и так высокую активацию.

Экстраверты, имеющие низкий уровень активации, наоборот, склонны искать внешнюю стимуляцию для повышения активации (общение с другими людьми, сенсорная стимуляция, эмоциогенные ситуации). Þ экстраверты больше, чем интроверты, любят общаться с другими, более склонны к разнообразным приключениям и не боятся рисковать.

 

2) эмоциональная стабильность—лабильность - шкала характеризует индивида со стороны его эмоциональной устойчивости.

Различия в уровне Невротизма рассматриваются как различия в тонусе симпатической и парасимпатической нервной системы.

Психотизм - проявляется в импульсивности, низком самоконтроле и агрессивности.

 

 

5-ти факторная модель

В современных работах чаще делаются попытки использовать 5-факторную структуру темперамента.

 

Фактор Положительный полюс Отрицательный полюс
Экстраверсия общительность, настойчивость, уверенность в себе, разговорчивость, активность, энергичность, доминантность сдержанность, застенчивость, стремление быть одному, а не с людьми
альтруизм, склонность идти навстречу людям люди отзывчивые, дружелюбные, готовые помочь, добрые, мягкосердечные, чувствительные, легко прощающие окружающих и вызывающие к себе доверие людям холодным, недружелюбным, вздорным, злым и неблагодарным
сознательность, контроль импульсивности организованностью, ответственностью, склонностью планировать свои действия и эффективностью этих действий, практичностью и зависимостью. необязательностью, неаккуратностью, забывчивостью, неумением организовывать свои действия, фривольностью в отношениях с окружающими и независимостью.
невротизм, негативные эмоции эмоциональной стабильности, спокойствию и удовлетворенности напряженностью, тревожностью, склонностью к плохому настроению, подверженностью различным беспокойствам и страхам
открытость новому опыту, восприимчивость, когнитивная сложность широкие интересы, развитое воображение. Они любознательны, артистичны и воспринимаются окружающими как умные, остроумные и логичные людей простоватых, серых и неинтересных

 

IV) КРИТЕРИАЛЬНЫЕ (СТИЛЕВЫЕ) ТЕОРИИ

 

В 70-80 гг ряд исследователей договорились под темпераментом понимать такие св-ва которые соответствуют определенным критериям. Представители Нью-Йоркского близнецового исследования А. Басс и Р. Пломин (A. Buss, R. Plomin, 1976), разработали популярную в современной американской психологии концепцию темперамента, считают, что в нем должны прежде всего отражаться стилевые особенности поведения, его экспрессивные, а не содержательные аспекты. Однако чтобы конкретная черта могла считаться темпераментной, по мнению этих авторов, необходимо наличие еще четырех условий:

1) определяют стиль поведения, то есть то как человек действует в различных ситуациях, то, что определяет темп его деятельности, адаптацию, переменчивость, эмоциональность и др. устойчивые характеристики, проявляющиеся в широком классе ситуаций, способствующих биологическому приспособлению;

2) связаны с биологическими структурами (особенностями НС),

3) генетически обусловлены,

4) проявляются в раннем детстве и онтогенетически стабильны,

5) обнаруживаются у животных.

Влияние Т на особенности поведения меняется с возрастом, но даже во взрослом состоянии, хотя черты Т и маскируются характером, они проявляются когда человеку нет необходимости играть социальные роли, в ситуациях когда контроль сознания снижен или в экстремальных, критических ситуациях.

 

А. Басс, Р. Пломин. выдвинули 3-х компонентную концепцию темперамента

1) Активность – энергетическая компонента

- темп движений (скорость, быстрота),

- интенсивность (амплитуда и сила движений),

- выносливость

Активность характеризуется общим энергетическим уровнем (человек всегда занят, любит двигаться, часто торопится, обладает быстрой речью и энергичными движениями). Про такого человека говорят: «Не может сидеть на месте».

2) Эмоциональность – проявление 2-х негативных эмоций страха и гнева. Положительные эмоции яв* компонентами других черт темперамента. Эмоциональность выражается, по мнению этих авторов, в легкости возникновения аффективных реакций и оценивается по их интенсивности.

3) Социабельность – желание быть среди других. Социабельность связана с потребностью в аффилиации (желании постоянно находиться среди людей).

 

Американские ученые А. Томас и С. Чесс (A. Thomas, S. Chess, 1977) под темпераментом тоже имеют в виду стиль поведения. По их мнению, темперамент не может характеризоваться ни содержанием, ни мотивацией, ни успешностью деятельности.

Хотя подходы к критериям у них те же, что и у Баса и Пломина, однако они выделяют другие черты темперамента.

У детей первых лет жизни они выделили девять независимых друг от друга характеристик поведения:

1) уровень активности (моторные характеристики, подвижность во время кормления, купания, соотношение активного и пассивного поведения в течение дня);

2) ритмичность(степень предсказуемости времени появления поведенческих реакций, например появление чувства голода, и продолжительность состояния во времени, например длительность сна);

3) приближение или удаление (особенности эмоциональных и двигательных реакций на новые стимулы);

4) адаптивность (реакция на новую или изменяющуюся ситуацию);

5) интенсивность реакции независимо от ее качества и направленности;

6) порог реактивности (уровень стимуляции, необходимый для появления реакции

независимо от се качества ы. сонеорной мод.алънпс/гтл;

7) настроение (соотношение радостного состояния и состояния неудовлетворенности);

8) отвлекаемость (эффективность действия новых стимулов для изменения поведения);

9) длительность внимания и настойчивость (способность продолжать деятельность, несмотря на трудности в ее осуществлении).

 

В этом исследовании выявлен синдром трудного темперамента (СТТ) и синдром легкого темперамента СЛТ:

СТТ СЛТ
• низкая ритмичность (нерегулярность) • высокий ритм
• преобладание негативного настроения • положительная реакция на новые стимулы
• слабая р-ция
• плохая адаптивность • хорошая адаптация
• отрицательные эмоции, высокая интенсивность реакций • положительные эмоции, невысокая интенсивность их выражения

 

V) нейродинамические теории

связуюттемпераментс особенностями нервной систмы (НС). И.П.Павлов - в НС имеют место 2 процесса – возбуждение и торможение, из их взаимодействия вытекают св-ва НС:

1) сила НС – сила проявления возбуждения или торможения, от этого зависит работоспособность клеток коры, и их выносливость,

2) уравновешенность НС – определенный баланс процессов возбуждения и торможения,

3) подвижность НС – быстрота смены одного процесса другим. Обеспечивает приспособлениек неожиданным и резким изменениям обстановки

 

На основе этих процессов строились классификации типов высшей нервной деятельности. Имеется связь с классическими типами Т:

• слабый тип НС – меланхолик (тормозной)

• сильный неуравновешенный – холерик (безудержный)

• сильный уравновешенный подвижный – сангвиник (уравновешенный)

• сильный уравновешенный неподвижный – флегматик (инертный).

 

Слабость Сила
Неуравновешенность Уравновешенность
  Подвижность   Инертность
Меланхолик Холерик Сангвиник Флегматик

 

В последствие теория Павлова претерпела изменения в школе Теплова-Небылицина.

Б. М. Теплов считал, что больший научный смысл имеет выявление типологических особенностей проявления свойств нервной системы, а не определение «типов». Он полагал, что никакая научно обоснованная классификация типов невозможна до тех пор, пока не будут изучены в деталях вопросы, относящиеся к базису этой классификации — свойствам нервной системы. К сожалению, эта задача — поиск сочетаний типологических особенностей проявления свойств нервной системы — в лаборатории Теплова—Небылицына так и осталась нерешенной.

Однако, были выявлены такие сочетания типологических особенностей, которые не могли быть отнесены ни к одной из вариаций павловской классификации типов:

- сильный, неуравновешенный с преобладанием торможения над возбуждением;

- слабый с преобладанием торможения и др.

Кроме того, в лаборатории Б. М. Теплова стали постулировать новые свойства нервной системы:

Лабильность,

Динамичность,

концентрированность.

 

В. Д. Небылицын (1976), а вслед за ним и В. М. Русалов (1985) выделяют в темпераменте две подструктуры: общую активность и эмоциональность.

Активность – энергетический потенциал, включает в себя:

• темп деятельности (СИЛА)

• склонность к разнообразию реакций (ПОДВИЖНОСТЬ)

• склонность к действиям в ситуациях этого не требующих (НЕУРАВНОВЕШЕННОСТЬ)

Эмоциональность – динамика эмоциональной жизни и модальность переживаний. Полагают, что наиболее важными являются следующие первичные эмоции:

• удовольствие,

• гнев

• страх

 





Читайте также:
Понятие о дефектах. Виды дефектов и их характеристика: В процессе эксплуатации автомобилей происходит...
Функции, которые должен выполнять администратор стоматологической клиники: На администратора стоматологического учреждения возлагается серьезная ...
Особенности этнокультурного развития народов Пензенского края: Пензенский край – типичный российский регион, где проживает ...
Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.052 с.