Урок 8/25
Подробно презентация
Тема: Связь между физическими характеристиками звезд.
Ход урока:
Повторение материала
1. У доски | 1. Цвет и температура звезд. 2. Спектры и химический состав звезд. 3. Светимость звезд. 4. Размер, масса и плотность звезд. 5. Решение задачи №5 (стр. 139) |
2. Остальные | 1. Параллакс звезды 0,01", а видимая звездная величина равна 10. Найти абсолютную звездную величину. 2. Определите температуру звезды, имеющую светимость в 16 раз больше солнечной при тех же размерах. 3. Вычислите светимость двойной звезды Акрукс (а Южный Крест) имеющей параллакс 0,01" и видимую звездную величину 1,2m. |
II. Новый материал |
В 1905г Эйнар Герцшпрунг установил зависимость светимости звезд с их спектральными классами, сопоставляя данные наблюдений. В 1913г Генри Рессел также независимо установил данную зависимость и представил ее графически. Зависимость "спектр-светимость" получила название диаграммы Герцшпрунга-Рессела. Диаграмма показывает зависимость между абсолютной звёздной величиной, светимостью, спектральным классом и температурой поверхности звезды. Уточнена и дополнена другими учеными.
| |
Главная последовательность(около 90% звезд): - это последовательность звезд разной массы. Самые большие (голубые гиганты) расположены в верхней части, а самые маленькие звезды – карлики – в нижней части главной последовательности - это нормальные звезды похожие на Солнце в которых водород сгорает в термоядерной реакции. Красные гиганты и сверхгиганты располагаются над главной последовательностью справа, белые карлики – под ней слева, поэтому начало левой части главной последовательности представлена голубыми звёздами с массами ~50 солнечных, конец правой — красными карликами с массами ~0.08 солнечных. Диаграмма Г - Р для звездного скопления показывает, сколько звезд находится на каждой стадии эволюции. Вместе с теоретическими представлениями об увеличении скорости эволюции с ростом звездной массы, это позволяет определять возраст скоплений. Если по вертикальной оси откладывать для скопления видимую, а не абсолютную звездную величину, то появляется возможность оценить расстояние до этого скопления. Диаграммы Г - Р полезны также для отображения последовательности изменений цвета и светимости отдельной звезды в ходе эволюции - до попадания на главную последовательность, при нахождении на ней и после ухода с нее. В итоге появляется эволюционный трек звезды. | |
В 1911–24гг астрономы Холм, Рассел, Герцшпрунг и Эддингтон установили, что для звезд главной последовательности существует связь между светимостью L и массой М, и построили диаграмму масса–светимость. Приближенно зависимость “масса- светимость” выражается отношением L≈m3,9. | |
Вращение звезд
|
|
Солнце с Т=25÷30 сут/оборот, видно по пятнам, при Vэкв=2 км/с. Все звезды вращаются. Чем горячее звезда – тем быстрее скорость вращения. Определить скорость можно, используя эффект Доплера υ =∆λ.с/λо. Самая быстрая α Персея m=4,06m, 3R¤, 65L¤, В1, V=500 км/с. |
III. Закрепление материала
1. Вопросы:
1. Вега и Арктур. По диаграмме. У какой больше светимость, температура, абсолютная звездная величина? примерно определите данные показатели.
2. Какой смысл имеет диаграмма Герцшпрунга–Рассела?
3. Какие объекты называются звездами в конечной стадии эволюции?
4. Сколько лет Солнце будет находиться на главной последовательности?
5. Сколько лет существует наше Солнце? На какой стадии эволюции находится в настоящее время?
6. В конце своей эволюции Солнце начнет расширяться и превратится в красный гигант. В результате, температура поверхности понизится вдвое, а светимость увеличится в 400 раз. При таких условиях поглотит ли Солнце при этом какие-либо из планет?
Диктант по диаграмме.