Урок 8/25
Подробно презентация
Тема: Связь между физическими характеристиками звезд.
Ход урока:
Повторение материала
1. У доски | 1. Цвет и температура звезд. 2. Спектры и химический состав звезд. 3. Светимость звезд. 4. Размер, масса и плотность звезд. 5. Решение задачи №5 (стр. 139) |
2. Остальные | 1. Параллакс звезды 0,01", а видимая звездная величина равна 10. Найти абсолютную звездную величину. 2. Определите температуру звезды, имеющую светимость в 16 раз больше солнечной при тех же размерах. 3. Вычислите светимость двойной звезды Акрукс (а Южный Крест) имеющей параллакс 0,01" и видимую звездную величину 1,2m. |
II. Новый материал |
В 1905г Эйнар Герцшпрунг установил зависимость светимости звезд с их спектральными классами, сопоставляя данные наблюдений. В 1913г Генри Рессел также независимо установил данную зависимость и представил ее графически. Зависимость "спектр-светимость" получила название диаграммы Герцшпрунга-Рессела. Диаграмма показывает зависимость между абсолютной звёздной величиной, светимостью, спектральным классом и температурой поверхности звезды. Уточнена и дополнена другими учеными.
| |
![]() | Главная последовательность(около 90% звезд): ![]() |
В 1911–24гг астрономы Холм, Рассел, Герцшпрунг и Эддингтон установили, что для звезд главной последовательности существует связь между светимостью L и массой М, и построили диаграмму масса–светимость. Приближенно зависимость “масса- светимость” выражается отношением L≈m3,9. | |
Вращение звезд
![]() | Солнце с Т=25÷30 сут/оборот, видно по пятнам, при Vэкв=2 км/с. Все звезды вращаются. Чем горячее звезда – тем быстрее скорость вращения. Определить скорость можно, используя эффект Доплера υ =∆λ.с/λо. Самая быстрая α Персея m=4,06m, 3R¤, 65L¤, В1, V=500 км/с. |
III. Закрепление материала
1. Вопросы:
1. Вега и Арктур. По диаграмме. У какой больше светимость, температура, абсолютная звездная величина? примерно определите данные показатели.
2. Какой смысл имеет диаграмма Герцшпрунга–Рассела?
3. Какие объекты называются звездами в конечной стадии эволюции?
4. Сколько лет Солнце будет находиться на главной последовательности?
5. Сколько лет существует наше Солнце? На какой стадии эволюции находится в настоящее время?
6. В конце своей эволюции Солнце начнет расширяться и превратится в красный гигант. В результате, температура поверхности понизится вдвое, а светимость увеличится в 400 раз. При таких условиях поглотит ли Солнце при этом какие-либо из планет?
Диктант по диаграмме.
- Существуют ли звезды спектрального класса В имеющие М=О?
- Существуют ли красные сверхгиганты?
- Какая звезда горячее: белый или красный карлик?
- Оцените светимость Денеба (спектральный класс А2).
- Какие по размеру звезды больше: спектрального класса G2 или В2?
- Существуют ли звезды с L=100L¤ при Т=5Т¤?
- Могут ли красные карлики превышать светимость Солнца?
- Существуют ли звезды в 10 М¤ при М=10m?
- Какая звезда вращается быстрее Солнца: спектрального класса 05 или М5?
- До какой звезды дальше расстояние: 2пк или 2 св.года?
- Плотность каких звезд больше: белых карликов или белых гигантов?
- Если звезды нанести на диаграмму спектр-светимость (Герцшпрунга–Рассела), то большинство из них будут находиться на главной последовательности. Из этого вытекает, что:
А. На главной последовательности концентрируются самые молодые звезды.
Б. Продолжительность пребывания на стадии главной последовательности превышает время эволюции на других стадиях.
В. Это является чистой случайностью и не объясняется теорией эволюцией звезд.
Г. На главной последовательности концентрируются самые старые звезды. - Диаграмма Герцшпрунга–Рассела представляет зависимость между:
А. Массой и спектральным классом звезды.
Б. Спектральным классом и радиусом.
В. Массой и радиусом.
Г. Светимостью и эффективной температурой. - Область белых карликов на диаграмме Герцшпрунга–Рассела расположена:
А. В верхней левой части диаграммы;
Б. В верхней правой части диаграммы;
В. В нижней левой части диаграммы;
Г. В нижней правой части диаграммы. - Звезда на диаграмме Герцшпрунга–Рассела после превращения водорода в гелий перемещается по направлению:
А. Вверх по главной последовательности, к голубым гигантам.
Б. От главной последовательности к красным гигантам и сверхгигантам.
В. В сторону низких светимостей.
Г. В сторону ранних спектральных классов.
Д. Звезда, в процессе эволюции однажды попавшая на главную последовательность, от нее не отходит.