Целой эпохой в советской журналистике стала работа Аджубея на посту главного редактора газеты «Известия»




Реформаторская деятельность А.И. Аджубея» началась в «Комсомольской правде».

Назначенный в апреле 1957 на пост главного редактора он сформулировал приоритетное направление своей деятельности – усилить идеологическое воздействие на аудиторию в соответствии с целями издателя – ЦК ВЛКСМ. Но новыми были методы, которыми эта цель достигалась. Аджубей стремился отказаться от лобовой пропаганды, от штампов, от директивного тона. Действенность газеты достигалась путем более гибкого и полного учета интересов молоддежи. Газета стремилась быть интересной читателю. Читатель отвечал взаимностью. Красноречив рост количества писем, получаемых редакцией «КП»: в марте 1956 в редакцию пришло чуть более 8000 писем, а через два года, в феврале 1958 – в три раза больше, почти 26000.

Аджубей изменил дизайн газеты, он стал более динамичным и современным.

Составляющие «повестку дня» важные материалы, прежде по стилистике не укладывавшиеся в традиционный формат передовых статей, теперь верстались на место передовиц. Так появлялись авторские колонки (прорыв в колумнистику), посвященные проблемам повседневной жизни людей (современникам запомнилась публикация В. Бендеровой «Мама»). Изменилась подача идеологических акций, кампаний, официальной информации. Иная расстановка акцентов сместила внимание аудитории с директивных материалов на письма читателей, задававшие тон разговору на «идеологической» полосе, что повышало пропагандистское воздействие газеты. «КП» при Аджубее стала более «репортажной». Были разработаны новые рубрики, кратко раскрывающие «повестку дня»: «Это было вчера», «Из разных стран».

Усиление массового интереса к газете было вызвано изменением контентной модели издания. Она была модернизирована путем привнесения новых для газеты тем и жанров и обогатилась благодаря особому антропоцентризму «оттепели». Газета заговорила о том, что действительно волновало ее читателя. Как сейчас говорится, «по жизни». Использовалась эмоционально окрашенная, выражавшая глубокие личные чувства речь, газета открывала аудитории частный мир, близкий сердцу молодого человека (зарисовка-воспоминание В. Чачина «Арбат мой, улица моя», психологический очерк Н.Александровой «Чужие дети», очерк С.Большаковой «Фрося отказывается от своего счастья»). Девизом обновленной «КП» можно считать название появившейся рубрики «О самом сложном – о тонких движениях человеческой души».

При А.И. Аджубее «КП» стала искать дифференцированный подход к разным возрастным группам читателей, расширяла формы общения с аудиторией посредством новых полосных рубрик «Наша переписка с читателем», «Клуб открыт, входите!» (это был прототип знаменитой рубрики «Алый парус», которую позднее, уже в 1960-х годах, откроет Симон Соловейчик). Научно-популярную, искусствоведческую тематику развивали рубрики «В мире прекрасного», «Что мы читаем, что мы думаем о прочитанном?», «Для вас, любознательные», «Всесоюзная Энциклопедия «КП».

Аджубей открыл двери редакции молодым журналистам. При нем в «Комсомолке» развернулись дарования популяризатора науки Ярослава Голованова, фоторепортера и очеркиста Василия Пескова, одним из первых обратившегося к теме экологического воспитания и охраны окружающей среды. При Аджубее в «КП» пришла Инна Руденко. В аджубеевской «КП» появились новые жанры: репортаж-хронометраж, социологическое исследование, журналистское расследование. Тема войны была масштабно разработана в очерке писателя Аркадия Сахнина «Эхо войны», который прочитала вся страна, а название очерка стало летучим выражением. Оно дало название для рубрик в других СМИ. Это было драматическое, скрупулезное, буквально по минутам выверенное расследование того, как спустя 15 лет после войны Курск едва не взлетел на воздух. В 1943 году под натиском Красной Армии покидая город, фашисты оставили в нем миллион снарядов и 15 тысяч авиационных бомб. За годы после войны коррозия изъела оболочки снарядов. Любое неосторожное движение могло вызвать детонацию. А случись взрыв, не только от города, но от всех его окрестностей не осталось бы и следа. Рискуя жизнью, десятки саперов обезвреживали склад. В 1958 году по этому очерку Сахнина свой первый фильм - курсовую работу - снял студент ВГИКа Андрей Тарковский, а Станислав Любшин сыграл в нем свою первую роль. На следующий год тот же сюжет лег в основу полнометражного фильма "В твоих руках жизнь".

 

Целой эпохой в советской журналистике стала работа Аджубея на посту главного редактора газеты «Известия»

По официальному статусу и влиянию «Известия» были второй после «Правды» центральной газетой Советского союза. Газета издавалась с марта 1917 года как орган Советской власти, в 1950 это был орган Президиума ВС СССР. Среди редакторов «Известий» были видные деятели партии Ю.М. Стеклов (1917-1925), И.М. Гронский (1928-1930, 1931-1934), Николай Бухарин (1934-1937).

А.И. Аджубей стал главным редактором в мае 1959 года и руководил этой газетой до октября 1964 г. Он был смещен с поста главного редактора после октябрьского пленума, на котором был отстранен от власти Хрущев.

Официозную газету Аджубей сделал общенародным изданием.

Сохраняя свою жесткую встроенность в идеологическую систему, газета при Аджубее приобрела живую и заслуженную популярность в разных слоях советского общества. Если в 1960 г. тираж «Известий» составлял 2 млн 300 тыс. экз., то в 1965 он достиг 8 млн.

Что сделал Аджубей? Он принес в газету дух перемен, соответствующий потребностям общества. Во-первых, он перекроил рабочее пространство редакции, затеяв капитальный ремонт. Н о ремонт был не сам по себе, он был направлен на поиск нового ритма работы газеты. Вот как об этом вспоминал сам Аджубей: «К этому времени я дважды побывал в Соединенных Штатах Америки, видел, как организован труд журналистов в тамошних газетах, и пытался воспользоваться их опытом. Вместо крошечных кабинетов, в которых, как в норах, прятались репортеры, сделали несколько общих залов, где каждый сотрудник был на виду, запаслись новой оргтехникой, поощряли тех, кто сам пользуется пишущей машинкой, даже ввели курсы машинописи. По моде тех лет окрасили стены в разные цвета, чтобы веселее работалось» (9).

Важной частью организационной работы А.И. Аджубея стало изменение схемы распространения издания. По его предложению в мае 1960 г. начали печатать московский вечерний выпуск «Известий», что позволило расширить московскую, ленинградскую и киевскую аудитории издания. Читатель получил возможность знакомства с газетой в день выхода номера. А.И. Аджубей начинал внедрять в советскую журналистику зарубежный опыт, внимательно изучал то, что было наработано выдающимися советскими журналистами. Он приступил к осуществлению проекта издательского концерна. В 1960 г А.И. Аджубей и журналисты «Известий» создали еженедельное приложение для семейного чтения «Неделя», расширив сектор известинской аудитории. Позже А.И. Аджубей приступил и к созданию советского дайджеста, «журнала-спутника «Известий» «Радуга», названного «Круглым столом советских журналов».

Аджубей перестроил работу редакции. Четкую координацию работы сотрудников он считал основным условием успеха и принял ряд организационных решений: были введены еженедельные «летучки», ставшие общередакционным форумом, вырабатывающим новый стиль; утренние планерки, оперативно менявшие контент текущего номера. Секретариат редакции стал штабом планирования и подготовки очередных номеров. Редколлегия, в которую входили заместители Аджубея и редакторы отделов, выполняла роль совещательного органа при главном редакторе. А.И.Аджубей формировал редакционный коллектив, опираясь в своей работе на группу специальных корреспондентов. В нее входили Т.Тэсс, Е.Кригер, Б.Галич, В.Коротеев, А.Аграновский.

Была перестроена работа сети собственных корреспондентов; оформление газеты стало ярким, впечатляющим, планирование работы отделов редакции стало более мобильным.

Но дело, конечно, было не только в ремонте и не в новом менеджменте. По его собственным воспоминаниям, приступая к работе в «Известиях», Аджубей размышлял, прежде всего, о том, как из сухой официальной газеты сделать живую, читаемую. Вот как он писал об этом начале позднее: «Опыт работы в «Комсомольской правде» здесь, в большой официальной газете, невозможно было применить впрямую, но и делать ее, как прежде, тоже не хотелось. Небольшой тираж солидного издания не делал ему чести. Сложность состояла не только в том, чтобы готовить материалы более острые, злободневные, но, что оказалось труднее,— человечные. Какими бы извилистыми путями ни шла в ту пору общественная жизнь, главное в ней определялось, я бы сказал, раскрепощением души человека. Тяга к открытости, к искренности, дружелюбию, взаимопомощи была основой перемен, определяла общественный оптимизм». Аджубей понимал, что читателю нужны были «человечные, жизненные истории без фальши, показного бодрячества».

Действуя в контексте процесса десталинизации прессы, А.И. Аджубей решал проблему создания нового типа издания – «народной газеты». На ее страницах, как представлял себе главный редактор, «должен быть представлен самый широкий круг людей, их запросов, их интересов, их мыслей».

Как работал Аджубей? Александр Волков, бывший собкор "Известий" по Алтаю вывел "Принципы Аджубея": 1. Газета - это собеседник, который должен не навязывать читателю свою точку зрения, а побуждать человека к собственным размышлениям. 2. В каждом номере должна быть "бомба", "гвоздь". 3. Журналист должен писать о том, что самому интересно (а значит и читателю). 4. Надо слушать, о чем говорят и спорят люди, и немедленно откликаться. 5. Адрес материала, как и адрес самого издания, должен быть точным.

Адрес "Известий" главный редактор вычислил - интеллигенция.

Новый главный редактор сделал «Известия» самой информированной газетой. В этом ему, безусловно, помогла близость к главе государства и партии. Аджубей добивался всех согласований быстрее, чем другие. Но главное, было выработано «новое лицо» газеты: это акцент на человеке, как центре всех дел и планов.

Большое значение приобрел контакт с читателями. Основной обязанностью расширенного отдела писем стала помощь людям. Поток писем в период руководства изданием Аджубея неуклонно возрастал: с 77 тыс. в 1959 г. до 490 тыс. в 1964 г. При этом укрепился механизм транслирования идеологических установок через обратную связь с аудиторией. Письма читателей – основа многих начинаний редакции «Известий» по внедрению новых тем, интерактивных рубрик («Письма с комментариями», «Командировка по тревожному письму», «Письмо из редакции»), проведению дискуссий и мониторинга запросов аудитории.

«Известия» Аджубея принимали активное участие в процессе десталинизации советской прессы в рамках провозглашенного в стране курса. Обновленная газета отражала поиски путей развития общества после сталинщины, морально-этический подход применялся для всех тематических разделов. Многие темы газеты замыкались на новых отношениях между членами советского общества и особом внимании к людям в контексте прощания с былой подозрительностью и наветами на честного человека, в том числе на производстве (Т.Тэсс «Рядом с героем», «При свете совести»; С.Гарбузов «Человек и его творение»; С.Морозов «Подвиг и подлость»).

Проблема защиты человека от преследования со стороны чиновников, органов власти, в том числе судебной, - стала одной из главных тем аджубеевских «Известий». Своеобразными лозунгами «оттепели» стали заголовки «Человеку надо верить!», «Человек хочет стать честным», «Ставка на доверие», «Уважая человека, уважаешь себя». Формированию отдела советского права положила начало корреспонденция Юрия Феофанова «Женщина в траурном платье», развенчивающая миф о непогрешимости руководящих чиновников. Впервые в «Известиях» бывшие заключенные сталинских лагерей были названы подлинными героями (очерк Н. Ермоловича «Две жизни»).

Редакция «Известий» первой вышла на проблемную тему роли интеллигенции в советском обществе: рубрика «Мир интеллигентного человека» стала открытой трибуной для этой группы читателей. Своевременный диалог положил начало процессу самоидентификации интеллигенции в советском обществе.

«Известия» поднимали важнейшие темы реформирования хозяйственной системы и госуправления в рамках курса на десталинизацию. Начало смелым экономическим дискуссиям было положено ученым экономистом и публицистом Геннадием Лисичкиным (в «Известиях» 1963-1966), обратившимся к сложнейшей проблеме советской экономики – сельскохозяйственному производству, проблеме соотношения рынка и плана. В «Известиях» получил развитие талант Анатолия Аграновского, органично сочетавшего в творчестве морально-этические и социально-экономические темы. Его первая тема в газете - перестройка советского высшего и среднего технического образования. Функционируя в рамках системы партийной прессы, «Известия» смогли выразить мировоззрение реформаторского крыла правящей элиты.

А.И. Аджубей уделял значительное внимание работе международного отдела «Известий». В условиях десталинизации прессы сотрудники иностранного отдела газеты стали полнее отображать жизнь конкретного человека, живущего в других странах, и с достаточно либеральных позиций отражали обычаи и нравы, повседневную жизнь людей.

Карьера Аджубея закончилась с падением Хрущева в октябре 1964 года. Уже на утро после рокового для Хрущева пленума ЦК в редакцию «Известий» явился Л. Ф. Ильичев с постановлением об освобождении Аджубея от должности редактора. Похоже, Брежнев ни минуты не хотел медлить с этим решением. Надо сказать, что свою отставку Аджубей воспринял с достоинством и самообладанием. Он обошел все отделы редакции, прощаясь с сотрудниками, благодаря их за совместную работу, приговаривая: «Ну, вот. Теперь я – никто. Простите, если что было не так». Главного редактора «Известий» назначили на мизерную должность – заведующим отделом в редакции ежемесячного журнала «Советский Союз», выходившего незначительным тиражом, главным образом для зарубежного читателя.

Но пятилетие с Аджубеем сделало «Известия» популярным общенародным изданием. В начале 1960-х газета шла в авангарде изменений, связанных с процессом десталинизации прессы, формировала новую журналистику. Личность главного редактора много значит для газеты. Аджубей собрал в «Известиях» блестящих журналистов, составивших «известинскую» школу очерковой публицистики. Именно качественные очерки легли в основу новой школы журналистики А. Аджубея.

Хорошо о роли аджубеевских «Известий» сказал российский политолог, историк, теоретик социал-демократии и политический деятель Борис Сергеевич Орлов. В 1961 – 1968 гг. он работал в «Известиях» в отделе социалистических стран. Его уволили из газеты, когда он отказался давать искаженную информацию о событиях в Чехословакии в 1968 году. В его лекциях о социал-демократии есть выразительный мемуарный фрагмент: «… в 1963г. меня пригласили работать в газету “Известия”. Главным редактором был Алексей Иванович Аджубей, как говорится, газетчик от Бога. Из скучной ведомственной газеты, в которую заворачивали купленную по случаю селедку, он сделал печатный орган, где публиковались талантливые журналисты, такие как Анатолий Аграновский и Татьяна Тэсс, над сентиментальными очерками которой плакали читатели во многих городах страны. Глядя из сегодняшнего дня, можно сказать, что первые попытки вырваться из большевистской догматики и обратиться к человеческим проблемам проявились, на мой взгляд, в деятельности этой газеты».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: