Уложенная комиссия 1767года




 

В XVII веке была создана Уложенная комиссия, целью которой стало устранение существующих в законодательстве недостатков и выявление нужд и настроений в обществе. Екатерина выразила желание привести все правительственные места в должный порядок, дать им точные “пределы и законы”. Исполнение этой мысли явилось в осторожном преобразовании Сената. Н.И. Панин подал императрице обстоятельно мотивированный проект учреждений императорского совета(1762г.), доказывая несовершенства прежнего управления допускавшего широкое влияние фаворитизма на дела, Панин настаивал на учреждении законодательного» верховного места”, состоящего из немногих лиц с законодательным характером деятельности. По словам Панина действие этого совета смогло “оградить самодержавную власть от скрытых иногда похитителей оной”, т.е. временщиков. Но он предлагал старое средство: в России существовали “верховные места» (Верховный тайный совет и Кабинет), которые, однако не предохраняли от фаворитов и не охраняли законности. С другой стороны,”верховное место»,усвоив законодательную функцию, стесняло бы верховную власть. Таким образом, Екатерине указали, что крупная административная реформа, на которую она почти согласилась, может превратить Россию из самодержавной монархии в монархию, управляемую олигархическим советом чиновной аристократии. Понятно, что Екатерина не могла утвердить такого проекта. Отклонив предложения Панина, Екатерина сама составляет план упорядочивания законодательного материала,в её планы входило создание новых законодательных норм,которые содействовали установлению порядка и законности в государстве. С

большим энтузиазмом императрица приступила к созданию нового Уложения, которое по её идее было основано на принципах новой философии и науки, открытых «эпохой просвещения». С этой целью она взялась за составление своей знаменитой инструкции, получившей в исторической литературе название «Наказ», основной текст которого содержит 20 глав, поделённых в свою очередь на 546 статей, из которых 245 были заимствованы из произведений Ш.П.Монтескье («О духе законов») и 106 - из книги учёного юриста Ч.Беккариа («О преступлениях и наказаниях»). Кроме того, Екатерина-II использовала труды немецких учёных Бильфельда и Юста, а так же французскую энциклопедию и русское законодательство.

В своих рассуждениях императрица исходит из убеждения, что Россия - европейская страна, и что её размеры обусловили единственно приемлемую для неё форму правления - абсолютную монархию. Екатерина-II,не нарушая традиций, видела смысл преобразований через государство (в то время как на Западе параллельно ориентация велась в основном на развитие элементов гражданского, что, на мой взгляд, было упущением с её стороны), при этом она не допускала мысли об ограничении самовластия. Составительница «Наказа» считала, что для успешного проведения реформ необходимо предоставить гражданские права, прежде всего «самому правящему классу». Но самое интересное, можно отметить, что никто, прежде всего в России, их не имел, даже представители аристократии подвергались телесным наказаниям. Если Петр-I сделал первые шаги к правовому государству, регламентируемому законами, то «Наказ» углубляет эту мысль, во многих статьях, разъясняя значение закона всех сфер жизни. Слабее всего в «Наказе» разработан «крестьянский вопрос».

Первое издание «Наказа» вышло в 1767году. Он издавался семь раз общим тиражом около 5000 экземпляров и приобрёл широкую известность не только в России, но далеко за её пределами, т.к. был переведен на многие европейские языки. Если поверхностно коснуться содержания «Наказа», то в первых пяти главах (стр.1-38) сформулированы общие принципы устройства государства, в главах 6 и 7 (стр.39-79) «О законах вообще» и «О законах подробно» - основы государственного законодательства и общие формы правовой политики. Главы 8 и 9 (стр.80-141) посвящены уголовному праву и судопроизводству, тому же (в трактовке Ч.Беккариа) посвящена глава 10 (стр.142-250).

В главах 11-18 (стр.251-438) излагаются основные положения сословно-правовой организации (крестьяне - дворянство - средний класс). Главы 19 и 20 (стр.439-521) посвящены вопросам юридической техники, теории законодательства и правовой реформы. А в 1768 году текст «Наказа» был дополнен главой 21, содержащей основы административно-полицейского управления, и главой 22 о регулировании государственных финансов. «Наказ» обосновывает политические принципы абсолютистского государства (власть монарха, бюрократическая система организации, сословное деление общества).

Для лучшего исполнения власти в обществе складываются «власти средние, подчинённые и зависящие от верховной», этим правительствам поручалось правление и исполнение суда именем монарха.

Документ декларировал общую для всех граждан свободу (вольность) и равную обязанность всех перед лицом государственной власти. Однако далее он начинает противоречить выше сказанному, обосновывая неравное положение сословий перед властью и законами. Даётся чёткое деление общества на правящих и повинующихся, мотивируя его естественными законами рождения, происхождения и способностей.

В XVII веке была создана Уложенная Комиссия, целью которой стало устранение существующих в законодательстве недостатков и выявление нужд и недостатков в обществе. В 1767, как только «Наказ» Екатерины вышел в свет, она приступила к созыву новой Уложенной Комиссии (прежняя, после государственного переворота, в результате которого Екатерина-II взошла на престол, была переведена в Москву, а в начале 1763 года была распущена, официально её ликвидировали в 1766 году). Законодательная деятельность этой комиссии была направлена не просто на пересмотр старых законов, но и на выработку единого уложения на новых началах.

 

Сословия

 

Становясь привилегированным и обособленным сословием, дворянство не имело ещё сословной организации, а с уничтожением обязательной службы могло потерять и служебную организацию Учреждения

года, давая дворянству самоуправление, этим самым давали ему внутреннюю организацию. Каждые три года, для избрания должностных лиц дворяне должны были съезжаться всем уездом,избирали уездного предводителя, капитана - исправника и заседателей в различные учреждения. Дворянство каждого уезда становилось целым сплоченным обществом и через своих представителей управляло всеми делами уезда; и полиция, и администрация находились в руках дворянского учреждения (нижний земский суд). По своему сословному положению дворяне становились с 1775 года не только землевладельцами уезда, но и его администраторами.

Так как громадное число чиновников принадлежало к дворянству, то не только уездное, но и губернское управление вообще сосредоточивалось в дворянских руках. Дворянство из своих рядов поставляло главных деятелей в центральные

учреждения. Таким образом, с 1775 года вся Россия от высших до низших ступеней управления (кроме разве городовых магистратов) стала управляться дворянством: вверху они действовали в виде бюрократии: внизу - в качестве представителей дворянских самоуправляющихся обществ. Такое значение имели для дворянства реформы 1775года, они дали ему сословную организацию и первенствующее административное значение в стране. В «Учреждениях для управления губерний», организация данная дворянству и её влияние на местное самоуправление рассматриваются как факты, созданные в интересах государственного управления, а не сословий. В 1785 году Екатерина издала Жалованную грамоту дворянству. Здесь уже начала сословного самоуправления рассматриваются как сословные привилегии, наряду со всеми правами и льготами, какие дворяне имели раньше. Таким образом, Жалованная грамота 1785 года явилась подтверждением закона о дворянстве и в ней было добавлено - признание дворянства уже не одного уезда, но и целой губернии за

отдельное общество с характером юридического. Грамотой 1785 года завершен был процесс сложения и повышения дворянского сословия, какой мы наблюдали в VIII веке.

При Петре-I дворянин определял обязанностью бессрочной службы и правом личного землевладения, причем это право принадлежало ему не исключительно и не вполне.

При императрице Анне дворянин облегчил свою государственную службу и увеличил землевладельческие права.

При Елизавете он достиг первых сословных привилегий в сфере имущественных прав и положил начало сословной замкнутости.

При Петре-III снял с себя служебную повинность и получил некоторые исключительные личные права.

При Екатерине-II дворянин стал членом губернской дворянской корпорации, привилегированной и державшей в своих руках местное самоуправление. Грамота 1785 года установила, что дворянин не может иначе, как по суду, лишиться своего звания, передает его детям и жене, судится только равным себе, свободен от податей и телесных наказаний. Владеет как неотъемлемой собственностью всем, что находится в его имении; свободен от государственной службы, но не может принимать участия в выборах на дворянские должности, если не имеет «офицерского чина». Таковы главнейшие права всякого дворянина. Помимо этого дворянские общества имели все права юридических лиц. К таким результатам дворянство пришло к концу 18 века; исключительные личные права, широкое право сословного самоуправления и сильное влияние на местное управление - вот результаты, к каким привела

дворянское сословие политика императрицы. К этим результатам следует причислить и прогресс крепостного права. Мы видели, что положение крестьян непрерывно ухудшалось в 18 веке. Екатерина мечтала о крестьянском освобождении, строила его проекты, но она взошла на престол и правила с помощью дворянства и не могла нарушить союз свой с господствующим сословием. При Екатерине крепостное право росло и в смысле его силы и широты его распространения. Но вместе с тем росли и думы о его уничтожении и в самой императрице, и в людях, шедших за течением века. Законодательство о крестьянах времени Екатерины по-прежнему направлялось к дальнейшему ограничению крестьянских прав и усилению власти над ними помещика. Но такой взгляд на крестьянство не повёл к полному уничтожению гражданской личности крестьян: они продолжали считаться податным классом общества, имели право искать в судах и быть свидетелями на суде, могли вступать в гражданские обязательства и даже записываться в купцы с согласия помещика. Казна даже допускала их к откупам за поручительством помещика. В глазах закона, таким образом, крестьянин одновременно был и частным рабом и гражданином. Такая двойственность законодательства в отношении крестьян указывала на отсутствие твёрдого взгляда на них у правительства. У правительства было уже два известных нам направления в вопросе о крестьянах: императрица хотела их освобождения, окружающие её - дальнейшего развития помещичьих прав. Вот почему в положении крестьянского вопроса при Екатерине наблюдается ряд противоречий. Рассмотрим некоторые из них. Рядом указов Екатерина старалась ограничить распространение крепостного права и прямо запрещала свободным людям и вольноотпущенным вновь вступать в крепостную зависимость. Учреждая новые города из сёл, населённых крепостными, правительство выкупало крестьян и обращало в горожан. Вся масса, около миллиона крестьян, принадлежащих духовенству, была окончательно изъята из частного владения и превращена в особый разряд государственных крестьян под именем экономических (1763). Но рядом с этим Екатерина щедро раздавала приближённым людям имения, и число новых крепостных в этих имениях достигало громадной цифры. Далее, во всё свое царствование Екатерина искренне строила проекты освобождения крестьян; уже во вторую половину её царствования видели проект закона о том, чтобы объявить свободными всех крестьян рождённых после Жалованной грамоты 1785 года. Но наряду с этим Екатерина воспретила свободный переход малорусских крестьян и тем формально водворила в Малороссии крепостное право, хотя надо сказать, что сама жизнь до неё уже подготовила его. Результатом таких противоречий было не прекращение или ограничение крепостного права, а ещё больший его расцвет. Исследователи истории крепостного права замечают, что век Екатерины был веком наибольшего развития крестьянской зависимости. И как раз в это же самое время общественная мысль обратилась к теоретическому обсуждению крепостного права. В обществе явился так называемый крестьянский вопрос и два взгляда на него: один в пользу освобождения крестьян, другой против освобождения. Екатерина допустила обсуждение этого вопроса не только в правительственных кругах, где судьба крестьянства давно составляла вопрос, но и в сфере общественной жизни. В Петербургском Вольном Экономическом Обществе, устроенном в 1765 году для поощрения полезных знаний в области сельского хозяйства, был поднят вопрос о быте крестьян. Г.Г. Орлов предложил публично обсудить вопрос о крепостной зависимости и о правах крестьян. Было рассмотрено большое количество трактатов из России и заграницы. Премия была присуждена ученому Беарде-Делабею, который высказался в освободительном духе. Таковы были главнейшие факты законодательной деятельности императрицы Екатерины. В противоположность Петру Великому Екатерина выступила на поле деятельности с широким преобразовательным планом, в основание которого легли отвлеченные принципы. Она не успела выполнить своего плана целиком и не провела последовательно своих идей. Мысли Наказа не перешли в практику, законодательство не было перестроено на новых основаниях, отношения сословий остались по существу, прежними и развивались в том направлении, какое было дано в предшествующее время. Развитие крепостного права и сословность самоуправления прямо противоречили тем отвлеченным теориям, каким поклонялась императрица, но соответствовали влиятельному сословию - дворянству. Екатерина всегда уступала действительности во всех её важных делах. Это ещё раз доказало бессилие личности изменить общий ход событий. Как исторический деятель, Екатерина осталась верна тем началам русской жизни, какие ей были завещаны, временами предыдущими, она продолжала свою деятельность в том же направлении, в котором работали её предшественники, хотя иногда не желала действовать как они.

 


Заключение

 

Основной вывод, который можно сделать после изучения данной проблематики - все деяния царя-реформатора преследовали цель укрепить российскую государственность.

Еще до Петра началась борьба крепнувшего государства с ветшающим народным укладом. Царь стал не вершителем, а участником перемен во внутренней и международной жизни страны.

Деятельность Петра Великого зависела от многих влияний, случайностей и обстоятельств. Первому российскому императору удалось, прилагая колоссальные усилия, изменить социальную среду. Однако усилия прилагал не только сам Петр. Вся страна страшным напряжением сил созидала и создавала новый порядок, вышла на новый путь национального развития. Русский народ не мог бы принять участия в общей жизни европейских народов, если бы представлял собой бесформенную массу, если бы не организовался, благодаря гению и воле Петра, в политическое целое, в государство. Над Россией в дореформенный период нависла реальная угроза превратиться в колонию культурных стран, стать сырьевым придатком, этаким островом, оторванном от большой цивилизации /более экономически и технически развитой/; при Петре она приобрела решительное влияние в политическом мире, сближаясь с Западной Европой, она приобрела новые знания, умения, обогатила свою культуру.

В работе показаны социальные и политические условия и предпосылки сословной реформы, их историческая и экономическая обусловленность, а также значение для организации новой государственности в России.

Руководящим принципом в деятельности Преобразователя явилось не расширение границ Отечества, не организация бюрократического строя, а ясное осознание потребности в условиях, необходимых для национального развития на началах общечеловеческой культуры и цивилизации.

Экономическая эволюция и реорганизация общественных отношений выдвинули на историческую сцену новые задачи. Натуральное хозяйство уступило свое место новому, денежному; на почве промышленного и общественного разделения труда возникли новые классовые интересы; государство было превращено в перераспредительную машину, системообразующий механизм, с помощью своей системы преобразующее народное хозяйство.

Возможно, Петр возложил на алтарь Государства слишком многое, ни одно из сословий не чувствовало себя при нем комфортно. Интересы всего общества были поставлены на службу государству, но и государство в конечном итоге служило интересам русского общества. Создавая армию и строю флот, Петр думал не об интересах Европы, он лишь заимствовал у нее все то лучшее, что можно было с наибольшей пользой применить для Отечества.

 


Список литературы.

 

1. Беляев И.Д. История Российского законодательства. М 2006

2. Белковец Л.П., Белковец В. В. История государства и права России - курс лекций 2000 г.

. Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца XX века - учебник Питер 2004

. Воронин А.В. История Российской Государственности. Учебное пособие м 2007

. Каpа-Муpза С. Истоpия советского государства и пpава - учебник

. История государства и права России - учебник / Под ред. Чибиряева С.А. 2008 г.

. Кучма В.В. Государство и право Древнего мира и Средних веков - учебный курс 2001 г.

. Носова Н.П. История государственного управления России (IX-XX вв.) - курс лекций Волгоград 2008

. Попова А.В. История государства и права России - учебный курс м 2004

. Титов Ю.П. Чистяков О.И. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Т. 1 Дооктябрьский период.

. Титов Ю.П. Чистяков О.И. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Т.2 Послеоктябрьский период

. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. - учебник 2007 г.

. История государства и права России - учебник /Под ред Ю П Титова 2000 г.

. Исаев И.А. История государства и права России - учебник 2006г.

. История отечественного государства и права. Ч. I и II: Учебник. / Под ред. О.И. Чистякова, 2009 г.

. Исаев М.А. Лекции по истории Московского права и государства. 2006 г.

. История государства и права славянских народов. Учебное пособие /Под ред. И.Н. Кузнецова. 2008 г.

. Лекции по истории государства и права России

. Носова Н.П. История государственного управления России (IX-XX вв.). М 2003

. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. 2007 г.

. Чиберяев История Государства и Права России Учебник М 2001



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: