Глава 1. История социалистических идей




Реферат на тему: Социалистический опыт человечества

 

Москва, 2013г.


 

Оглавление

 

Введение

Глава 1. История социалистических идей

Глава 2. Социализм в ХХ веке

Список литературы


 

Введение

 

О чем мечтает человек? Что нужно человеку для счастья? Именно такие вопросы, на мой взгляд, являются причиной изучения данной темы. Испокон веков человек жаждал лучшей жизни. С появлением неравенства в обществе, а оно появилось почти одновременно с рождением самого общества, люди обиженные и обделенные мечтали о равенстве и справедливости. Социалистические идеи основаны именно на этих двух принципах: равенство и справедливость. В работе в первую очередь рассматривается вопрос исторического развития идей социализма. От древней античности до конца ХХ века.

Проявления социализма сокрыты в различных явлениях на протяжении всей истории. Идеи пережили серьезную эволюцию, от несбыточных идей превратившись в научную концепцию, полностью разработанную и теоретически основанную на экономической сфере деятельности человека. Стремительное развитие идей в конце XIX века привело к осуществлению социализма на практике. И хотя термин претерпел значительные изменения, означая для того времени нечто отличное от социалистических идей прошлого, мы всё же называем произошедшее попыткой осуществления его базовых принципов.

Сейчас принято считать концепцию социализма невыполнимой на практике и утопичной по своему существу, однако и сегодня существуют ярые убежденные сторонники социалистических и коммунистических идей.

Целью данной работы является освещение некоторых исторических преобразований, установление некоторой причинно-следственной связи. И наконец, рассмотрение причин, принятых за основу убеждения о неосуществимости желанного многими устройства человеческого общества.


 

Глава 1. История социалистических идей

Социализм уходит своими корнями в далекое прошлое. Здесь мы сталкиваемся с понятием «хилиастического» социализма. Хилиазм - термин, используемый в религиозной литературе, обозначает старую веру в наступление земного рая. В философии словосочетание «хилиастический» социализм отождествляется с утопичной идеей, лежащей в основе социализма как мировоззрения.

Древняя античная цивилизация родила колоссальное количество идей, плоды которых мы вкушаем и по сей день. Первые идеи характерные для социализма, его приверженцы находили в произведениях греческого философа Платона, в частности в его трудах «Государство» и «Законы». Античного мудреца до старости мучил вопрос о создании идеального государства или государства приближенного по своим характеристикам к идеальному. В своих диалогах Платон описывает все сферы общественной жизни, более того он определяет своеобразную иерархию форм государственного устройства от худшего к лучшему, выделяя пять типов. Все современные для него государственные формы он относит к четырем порочным типам. В них господствуют разделение, своеволие, вражда, раздор, стремление к обогащению:

«Подобного рода государство неизбежно не будет единым, а в нем как бы будет два государства: одно - государство бедняков, другое - богачей, хотя они и будут населять одну и ту же местность, однако станут вечно злоумышлять друг против друга».

В основу организации государства пятого совершенного типа Платон вкладывает понятие справедливости. Философ так же дает определение, что, по его мнению, мы назовем справедливостью:

«Мы еще в начале, когда основывали государство, установили, что делать это надо непременно во имя целого. Так вот это целое и есть справедливость или какая-то ее разновидность. Мы установили, что каждый отдельный человек должен заниматься чем-то одним из того, что нужно в государстве, и притом как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше всего способен».

Идея справедливости, ставшая наиболее привлекательной для последующих поколений, имеет огромный смысл в рассматриваемой нами теме. По справедливости, Платон отдает власть в руки философам, жаждущим знаний и познающим вечно сущее, то есть истину. Он считает, что жизнь общества в государстве определяется законами, поэтому в своих произведения подробно описывает жизнь людей связанных с ними, то есть философов и стражей, придает большое значение культурному и духовному воспитанию их личности. Минусом концепции античного философа можно назвать то, что она не является материалистичной. Платон не описывает жизнь ремесленников и крестьян, не уделяет должного внимания производственным, экономическим вопросам. Идеи Платона вызывают двойственное впечатление. Вся его концепция направлена на подавление личных интересов, но в то же время привлекает к себе подавлением и эгоизма ради общего блага.

Произведения Платона играют колоссальную роль в рождении идей социализма, однако не являются единственными представителями таких идей в античный период. Такого рода размышления мы можем найти в аттической комедии, в частности в пьесах Аристофана, посвященные социалистическим темам «Законодательницы» и «Богатство».

В средние века, в западной Европе хилиастический социализм вновь обретает популярность, не раз становясь движущей идеологией народных масс. Развитие идей протекало внутри еретических течений, так как основу учения составляло неприятие католической церкви. Идеи высказывались отдельными мыслителями, такими как Томас Мюнцер или узкими сектами - катары, табориты, анабаптисты. Эти люди нам интересны своими идеями общности имущества или уничтожения семьи, как социального института. Социалистическое мировоззрение претерпевает в средние века значительные изменения. Социализм из теоретического учения превращается в идеологию движения народа, сопровождаемую воинствующими лозунгами, чего мы не найдем в античности. Ведущими личностями становятся проповедники, пышущие энергией литераторы и организаторы, отличные от уединяющихся мыслителей философов. Они призывают к разрушению старого порядка до основания, в предвкушении новой мировой эпохи.

Нельзя оставить без внимания тот факт зависимости социалистических идей от христианства. Основой всех учений было равенство людей перед богом. В доказательство глубочайшего взаимодействия социализма и христианской религии можно обратить внимание на такое явление, как монастырь. Своеобразный отказ от всякой частной собственности, брака, осуществление внутри христианство социалистических принципов.

В начале XVI века, с первыми шагами Реформации на свет появляется произведение Томаса Мора, содержащие в себе многие черты новой социалистической литературы. Произведение «Утопия» дало рождение новому термину, которым обозначали все последующие учения - «утопический социализм». Содержание работы состоит из критики современного автору европейского общества и описания острова и идеального государства, располагающегося на нем. Будучи влиятельным государственным деятелем, он был убежден в том, что современные государства - это орудия корыстных интересов богачей:

«При неоднократном и внимательном созерцании всех процветающих ныне государств я могу клятвенно утверждать, что они представляются не чем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах».

Он так же считал, что пагубное влияние на общество оказывают частная собственность и деньги:

«Впрочем, друг Мор, если сказать тебе по правде мое мнение, то по-моему, где только есть частная собственность, где все мерят на деньги, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное течение государственных дел».

«...но если она (частная собственность) останется, то и у наибольшей и наилучшей части населения навсегда останется горькое и неизбежное бремя скорбей».

Последующее развитие утопический социализм получил почти сто лет спустя в произведения Т. Кампанеллы «Город Солнца», «О наилучшем государстве». Интересно, на мой взгляд, произведение утопического характера «Закон Свободы» Джерарда Уинстенли. В отличие от своих предшественников он выражает свои концепции гораздо умереннее. Упраздняется лишь частная собственность на землю, на продукты труда и частично на то, что впоследствии стали называть "средствами производства". Во многих местах своего сочинения Уинстенли возражает против более крайних взглядов, явно полемизируя с другими, более радикальными течениями.

«Хотя земля и склады будут общими для всех семейств, однако каждая семья будет жить отдельно, как и теперь. Дом каждого человека, его жена, дети, обстановка для убранства дома, все, что он получит со складов или добудет для нужд своей семьи, - все это будет составлять собственность его семьи для ее мирного существования».

В начале XIX века прогремят такие деятели, как Сен-Симон, Фурье и Оуэн. Философы социологи политические деятели, они были приверженцами утопического социализма. Совершенно в новом формате социалистические идеи предстают перед нами в работе Карла Маркса. Общество, живущее по социалистическим принципам лишь переходная ступень в иерархии экономической развитости. Знаменитый лозунг «От каждого по способностям - каждому по труду» олицетворяет распределение труда и благ по справедливости. Вновь справедливость, та самая, которая сопровождает нас самого начала пути.

Как привести общество к социализму? По этому вопросу марксисты и революционные анархисты разделились на два лагеря. Социал-демократы, убежденные, что к власти следует приходить путем парламентарной борьбы, то есть легально и революционеры, убеждающие в необходимом насильственном перевороте.

Таким убежденным революционером был В.И. Ленин, ставший ведущим идеологом и практиком социалистического направления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: