Индекс открытости бюджета.




Монетарная политика

§ Независимость Центробанка.

§ Валютный режим.

§ Ценовая политика в зависимости от экономических циклов.

§ Кредитно-денежная политика.

§ Уровень инфляции, размер реальной процентной ставки.

Международный кредитный рейтинг организации не может превышать кредитный рейтинг ее страны.

В зависимости от срока прогноза кредитоспособности, выделяют долгосрочный рейтинг (long term, на срок более года) и краткосрочный (short term, меньше года). Последний связан с долгосрочным и изменяется (повышается или понижается) синхронно с ним.

И, наконец, существуют виды рейтингов в иностранной (foreign) и местной национальной (local) валюте. У одного эмитента они могут различаться, если существуют разные условия выполнения обязательств в национальной валюте относительно иностранных.

Основным рейтингом, на который обращают внимание инвесторы, является долгосрочный рейтинг в иностранной валюте.

 

Краткосрочные кредитные рейтинги

 

Рейтинги такого типа исследуют и оценивают вероятность своевременного погашения краткосрочных обязательств по займам. Например, «Standard & Poor’s» использует для обозначения таких рейтингов буквы и цифры:

· А-1 — наивысшая оценка, которая свидетельствует о высоких возможностях эмитента своевременно оплатить долг и дивиденды по нему;

· А-2, А-3 — эмитент, скорее всего, погасит свой долг, но это зависит, от экономической обстановки;

· В — в зависимости от уровня благоприятности экономических условий оценивается возможность эмитента погасить своевременно кредит;

· С — возможности эмитента являются достаточно ограниченными по выплате займа и процентов по нему;

· D — по долговому обязательству объявлен дефолт.

 

Долгосрочный кредитный рейтинг

Инвестиционные рейтинги

1. ААА – самый высокий кредитный рейтинг. Вероятность выплаты основного долга и процентов оценивается как чрезвычайно высокая.

2. АА – высокий рейтинг. Риск умеренный, однако может временами меняться в зависимости от состояния экономики.

3. А – факторы защиты достаточно эффективны при отсутствии экономических потрясений.

4. ВВВ – адекватная возможность выплаты основной суммы долга и процентов. Достаточная защита для продуманных инвестиций. Степень риска меняется в зависимости от этапа экономического развития.

Спекулятивные рейтинги

1. ВВ – ниже уровня безопасных инвестиций, возможны задержки выплаты процентов и основной суммы долга. Качество обслуживания долга в рамках данной категории может сильно меняться.

2. В – есть риск невыполнения основных обязательств. Степень финансовой защиты меняется в зависимости от этапов экономического развития и внешних финансово-экономических условий.

3. ССС – значительно ниже инвестиционного уровня. Существует большая неопределенность относительно возможности выплатить долг вовремя.

4. СС – для второстепенных долгов.

5. DDD – имеется фактическая задержка с выплатой суммы основного долга или процентов.

6. DD – есть сомнительные долговые обязательства.

7. D – имеются просроченные платежи основной суммы долга или процентов, хотя льготный период пока еще не закончился. Есть основания полагать, что долги будут выплачены до конца льготного периода.

Рейтинги в диапазоне от ААА до ВВВ считаются инвестиционными, все последующие — не инвестиционными, «мусорными», что значит, что государству с не инвестиционными рейтингами приходится платить по займам более высокие проценты.

Суверенный кредитный рейтинг России от «большой тройки» международных рейтинговых агентств

Standard & Poor’s (от 18 января 2019г.):

– долгосрочный кредитный рейтинг России по обязательствам в иностранной валюте – «BBB-» (прогноз – «стабильный»);

– долгосрочный рейтинг по обязательствам в национальной валюте – «BВВ» (прогноз – «стабильный»);

– краткосрочный суверенный рейтинг РФ с обязательствами в иностранной валюте – «A-3»;

– краткосрочный рейтинг с обязательствами в национальной валюте – «A-2».

Moody’s (от 8 февраля 2019г.):

– долгосрочный кредитный рейтинг РФ по обязательствам, выраженным в иностранной валюте – «Baa3» (прогноз – «стабильный»);

– суверенный рейтинг долгов и депозитов в национальной валюте – «Baa1»;

– краткосрочный рейтинг – «Prime-3».

Fitch (от 15 февраля 2019г.):

– долгосрочный кредитный рейтинг РФ, выраженный в иностранной валюте – «BBB-» (прогноз – «позитивный»);

– долгосрочный рейтинг с обязательствами в национальной валюте – «BBB-» (прогноз – «позитивный»);

– краткосрочный суверенный рейтинг РФ в иностранной валюте – «F3»;

– краткосрочный рейтинг РФ в национальной валюте – «F3».

Таким образом, долгосрочный кредитный рейтинг России в иностранной валюте от всех международных рейтинговых агентств «большой тройки» на данный момент находится на инвестиционном уровне.

Индекс открытости бюджета.

Обзор открытости бюджета (Open Budget Survey) — это единственный независимый сравнительный анализ в мире, оценивающий подотчетность государственного бюджета. Оценка состоит из трех компонентов:

1. уровень прозрачности (Индекс открытости бюджета)

2. участие граждан в бюджетном процессе

3. надзор за бюджетом.

Обзор составляется каждые два года Международным бюджетным партнерством совместно с научно-исследовательскими институтами и общественными организациями. Привлечение рецензентов со всего мира позволяет обеспечивать комплексный анализ и качество данных и результатов.

Обзор открытости бюджета за 2017 год впервые за 10 лет показал снижение средних показателей прозрачности бюджета — правительства в большинстве стран мира стали предоставлять все меньше информации о том, как они собирают и расходуют государственные средства.

Все 115 стран, участвующих в исследовании, по результатам Обзора разделены на 5 уровней Индекса открытости бюджета: существенный, значительный, ограниченный, минимальный, незначительный или никакой.

В первую группу входят 5 стран-лидеров: Новая Зеландия, Южная Африка, Швеция, Норвегия и Грузия. При этом, если первые четыре страны на протяжении нескольких исследований показывают высокие результаты, то Грузия за два года поднялась с 16 места на 5.

Во вторую группу входит 21 страна, включая Россию. В этом году выше России расположились Мексика, Бразилия, США, Румыния, Великобритания, Франция, Австралия, Италия и Перу. Примечательно, что Австралия (12 место) и Канада (16 место) в этом году исследуются впервые и дебютируют с очень хорошими показателями. Румыния, по сравнению с результатами 2015 года, сохранила свою 9 позицию, но в 2012 году она занимала всего лишь 49 место. Мексика (6 место), как и Грузия, поднялась на 11 пунктов, Доминиканская Республика (20 место) улучшила свои показатели на 23 пункта. Россия опустилась с 11 места на 15, США с 5 на 8, Великобритания с 8 на 10.

У России индекс открытости бюджета в 2017 году составил 72 балла из 100, что на 2 балла меньше, чем в 2015 году. Для определения позиции в рейтинге используется 100 показателей, оценивающих доступность для общественности, полноту и содержательность восьми ключевых бюджетных документов.

Документы следующие: предварительное бюджетное заявление; бюджетное предложение исполнительной власти; принятый бюджет; бюджет для граждан; текущие отчеты; полугодовой обзор; годовой отчет; аудиторский отчет. Средний показатель открытости бюджета в мире — 43 балла, поэтому 72 балла, полученные Россией, значительно превышают среднее значение. Если посмотреть на результаты в динамике, то после 2012 года Россия смогла значительно улучшить свои показатели за счет публикации бюджета для граждан и полугодового обзора, а также за счет повышения полноты предварительного бюджетного заявления. Результаты 2017 года ухудшились, в основном, из-за публикации предварительного бюджетного заявления с задержкой или с недостаточной детализацией.

Для повышения прозрачности российскому правительству, по мнению Международного бюджетного партнерства, необходимо:

· своевременно публиковать предварительное бюджетное заявление;

· повысить детализацию информации по налоговым доходам и трансфертам в государственные корпорации в бюджетном предложении исполнительной власти;

· публиковать больше данных о сопоставлении запланированных и фактических доходов и макроэкономических прогнозов и фактических результатов.

Участие граждан в бюджетном процессе

Для повышения эффективности государственного управления необходимы не только прозрачность и доступность данных для граждан, но и обеспечение им возможности для участия в бюджетном процессе. У большинства стран этот показатель ниже, чем индекс открытости бюджета. Если максимальное значение по открытости составляет 89 пунктов из 100, то максимальное значение по участию граждан в бюджетном процессе составляет 61 пункт из 100. У России этот показатель в 2017 году равен 13 пунктам, что на 12 пунктов меньше, чем в 2015 году.

Чтобы улучшить этот показатель, России порекомендовали вводить механизмы для обмена мнениями по вопросам государственного бюджета между представителями общественности и государственными органами; проводить слушания по аудиторскому отчету; и создавать официальные инструменты, с помощью которых граждане смогут помогать главному контрольному органу (у нас это Счетная палата и Федеральное казначейство) в составлении программы аудита.

Низкие показатели в этом разделе не стали неожиданными. Прозрачность и открытость бюджетных данных непрерывно повышается благодаря комплексным действиям Минфина России и его федеральных агентств и служб. Но у граждан всё еще мало возможностей участвовать в процессах и влиять на распределение бюджетных средств несмотря на проведение общественных слушаний по бюджетам и запуск пилотных программ инициативного (или партисипаторного) бюджетирования.

 

 

Надзор за бюджетом

По этому разделу у России хорошие показатели — 78 пунктов в 2017 году и 79 пунктов в 2015 году. Законодательный орган обеспечивает качественный надзор на стадиях планирования и исполнения, а у главного контрольного органа достаточно ресурсов, независимости и полномочий, чтобы качественно следить за бюджетом. Чтобы показатели этого раздела стали еще выше, нужно, чтобы законодательный орган изучал и публиковал отчеты об исполнении бюджета в течение года и чтобы независимое агентство проверяло процессы аудита. Также повышению показателей способствовало бы создание независимого финансового института для повышения качества надзора.

Этот рейтинг в России имеет особое значение. В 2012 году, когда Россия впервые заняла в рейтинге 10 место, министр финансов РФ Антон Силуанов предложил включить значения этого индекса в состав целевых индикаторов государственной программы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» (и действительно, они там сейчас есть). Вхождение России в группу стран с наибольшей прозрачностью общественных финансов стало стратегическим ориентиром, для достижения которого необходимо перейти к программным бюджетам, публиковать Бюджет для граждан и предоставлять информацию о результатах использования бюджетных средств. Через полтора года Минфин России объявил о намерении войти в ТОП-5 рейтинга, а «повышение позиции РФ по Индексу открытости бюджета, рассчитываемому Международным бюджетным партнерством», стало одной из целей деятельности Минфина России и Правительства России, согласно плану деятельности Минфина России на 2013-2018 годы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: