МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР ЛЕКЦИЯ 4 НЕОБРЯДОВОЕ НАРОДНОЕ ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО




 

Эпические песни – это своеобразный, оригинальный жанр песенного фольклора. Эпос – в переводе с греческого – грандиозность, величавость событий, торжественность типа повествования. На определенном этапе своего развития каждый народ проходит эпическую стадию. У разных народов свои названия эпоса: греческие мифы, скандинавские саги, украинские думы, киргизский манас, карело-финские руны, грузинские амирани, русские былины. Русский эпос появляется в период расцвета древнекиевской Руси, в 10 веке.

 

БЫЛИНЫ. Былины — стихотворный героический эпос древней Руси

БЫЛИНЫКИЕВСКОГО ЦИКЛА

БЫЛИНЫОБ ИЛЬЕ МУРОМЦЕ

ОБРАЗ АЛЕШИ ПОПОВИЧА И БЫЛИНЫО НЕМ

ОБРАЗ ДОБРЫНИ НИКИТИЧА И БЫЛИНЫО НЕМ

КИЕВСКИЕ БЫЛИНЫО ДРУГИХ БОГАТЫРЯХ

БЫЛИНЫГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОГО ЦИКЛА

БЫЛИНЫНОВГОРОДСКОГО ЦИКЛА.

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫБЫЛИН.

ПОЭТИКА БЫЛИН

 

Былины – это легендарные героико-эпические песни и сказы, своеобразно отразившие события русской истории 10-16 веков. В народе былины называли старинами. В былинах тесно переплетается фантастика и реальность, вымысел и история. Образы былинных героев – собирательные.

По месту действия былины касались многих русских городов: Смоленск, Чернигов, Муром, Москва, Переяславль и др. Однако, наиболее устойчивыми оказались былины двух циклов:

1. Киевский цикл.

2. Новгородский цикл.

Киевские былины в основном носят героический характер, связаны с темой защиты отечества от врагов. В то время было много войн, походов. Существовало 3 поколения богатырей:

1. Святозар, Святогор, Святослав.

2. Вольга Святославович, Микула Селянинович.

3. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Их роднит беззаветная преданность Родине, отвага, мужество, честность. Они наделялись всеми лучшими качествами, которые уважались народом. В темах мирной жизни главное место принадлежит образу пахаря – Микулы Селяниновича. В этом образе народ воплотил вековую мечту о радостном, свободном труде.

 

Новгород был центром торговых путей. Славился ярмарками, церквями, колокольными звонами. Героями былин стало купечество: Садко, Василий Буслаев. Для новгородских былин характерны темы дальних странствий, торговых путешествий, темы, связанные с новгородским бытом – вечевые собрания, пиры торговых гостей, кулачные бои. Былины, связанные с вопросами морали, этики, быта назывались былины-новеллы.

Появляются скоморохи – люди, которые были талантливыми актерами, поэтами, музыкантами, акробатами, танцорами. Они исполняли былины-скоморошины. Это шуточные, сатирические сказы, в которых высмеивались человеческие пороки. Скоморохов преследовали, высылали в северные районы, где и сохранились остатки их репертуара. В 15 веке на Московской Руси появляются духовные стихи – это нравоучительные сказы, в них часто использовались библейские сюжеты.

В былинах главным был текст. Поэтический язык былин очень ярок, красочен, своеобразен. Это достигалось целым рядом особых приемов:

1. Гипербола – преувеличение (Растет богатырь не по дням, а по часам).

2. Тавтология – употребление двух слов, сходных по смыслу или корню (далеко-далече, путь-дороженька, давным-давно).

3. Частые повторения предлогов (Да на том ли, на дереве, да на высоком).

4. Начало повествования с отрицания.

5. Троекратный повтор (3 дороги, 3 сына, 3 раза куда-то посылают героя).

6. Антитезы – отрицание (герой выбирает запретный путь).

Своеобразен и музыкальный язык былин. Былинные напевы – это разновидность музыкальной декламации. Цель напева – поддержать величавую речь сказителя, а не отразить в напеве суть происходящего. Напевы были тесно связаны со структурой стиха, с его складом. Многие былины начинались вступительными зачинами, своего рода поэтическими «прелюдиями», а завершались присловьями или развернутыми эпилогами. Сказитель аккомпанировал себе на гуслях. Диапазон напевов былин не очень большой – от терции до сексты. Речитативность склада подчеркивалась тем, что на каждый слог приходился отдельный звук, распевы редко использовались, характерны повторы звуков, их опевания. Например, «Соловей Будимирович», «Про Добрыню».

В настоящее время сохранились две традиции исполнения былин: южная и северная. Северная (побережье Онежского озера, Белого моря, рек Пинеги и Печоры) традиция былин – одноголосная, сольная. На один напев исполнялись разные былины. Основа мелодики декламационная, узкий диапазон, но развернутые поэтические тексты. Южные былины, а также средней полосы России (Орловские, Ставропольские) были мелодически более богаты, достаточно широкого диапазона, но в них более короткие поэтические тексты.

Для того, чтобы сказывать былины нужно было особое мастерство, дарование – хорошие память, музыкальные способности, певческий голос, актерское, поэтическое мастерство. История сохранила немало имен выдающихся былинных сказителей: Баян (самый древний, 11-12 век), Василий Петрович Щеголенок (онежский сказитель), Мария Дмитриевна Кривополенова (из Пинеги, 1843 – 1924 гг). Существовали династии сказителей, например, Рябинины, Крюковы. Исполнением былин славилась и вопленница Федосова.

Было создано много классических произведений в эпическом жанре: опера-былина «Садко» Римского-Корсакова, «Богатырская симфония» Бородина, опера «Руслан и Людмила» Глинки, кантата «Александр Невский» Прокофьева. Сами былинные напевы тоже звучат в произведениях русских композиторов:

«Былина про Добрыню» - Балакирев увертюра на 3 русские темы.

«Соловей Будимирович» - Римский-Корсаков «Садко»,

Мусоргский «Борис Годунов» (Как во городе было во Казани).

«Жил Святослав» - Мусоргский «Борис Годунов» дуэт Варлаама и Мисаила в сцене под Кромами.

«О Вольге и Микуле» - Аренский «Фантазия для фортепиано с оркестром» на темы былин Рябинина.

 

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ XVI в. Иван Грозный в фольклоре

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫXVII в.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ О СТЕПАНЕ РАЗИНЕ

ПЕСНИ О ПУГАЧЕВЕ

ТЕМА ПАТРИОТИЗМА В ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕСНЯХ XVIII В. СОЛДАТСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ ОБ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812 г. Кутузов и атаман Платов

 

Исторические песни — жанр народного творчества, рассказывающий о событиях гражданской и военной истории (в основном, XVI—XX вв.) и содержащий оценки деятельности исторических лиц. Как жанр исторические песни сформировались в Московской Руси, но зародыши исторических песен появляются еще в пору борьбы с татарским игом, — образцами их могут служить стоящие на грани былин и исторических песен «Авдотья Рязаночка» и «Щелкан Дудентьевич» г. Обе эти песни характеризуются поисками новых путей исторического песенного повествования — отражения в произведении исторической конкретности, как в песне о Щелкане, или использования исторической темы для создания обобщенного патриотического образа, как в «Авдотье Рязаночке». Развитие качественно нового исторического повествования наблюдается в песнях XVI столетия.

Уже в цикле песен времени Ивана Грозного ощущается принципиально другое, чем в былинах, отражение событий истории. Историческая песня, как правило, стремится к образному воспроизведению конкретных событий, к сохранению точной памяти о них. Если в исторических песнях и встречаются элементы фантастики, то они немногочисленны и обычно не связаны с древними верованиями и мифологическими образами. Поэтические традиции исторической песни уже с XVI в. начинают тяготеть не столько к былевому эпосу, сколько к песенной массовой лирике, которая повествует о повседневной жизни народных масс.

Песня о взятии Казани открывает цикл песен второй половины XVI в. Это одна из распространенных песен, записи которой сделаны в различных местах. Взятие Казани не случайно привлекло внимание народа и вызвало появление песни. Это было событие большой важности. С падением Казанского царства уничтожалась опасность вражеского вторжения в русские земли с востока. Память о татарском иге заставляла осознавать казанский поход как этап, заключающий многолетнюю борьбу с татарами. Не случайно народное воображение связывает с этим не только поход войск Грозного, но и воинские действия казаков, якобы взявших Казань под предводительством Ермака Тимофеевича

Отмечая песней о взятии Казани событие большой государственной значимости, народ утверждал прогрессивность внешней политики Ивана IV. Но все же не Грозный предстает главным героем, осуществляющим взятие Казани. Не только в песне об осаде Казани казаками Ермака, но и в песне о походе Грозного главный герой — простой человек, в песне о Казани — пушкарь. Такой герой — пушкарь-воин — впервые появляется в русской исторической поэзии XVI в.

 

Произведения с исторической тематикой, создававшиеся в XVI—XIX вв., не могли быть совершенно однородны — слишком глубоко в эти столетия менялась жизнь. Жанр исторических песен развивался в условиях укрепления феодализма, разложения его и роста капиталистических отношений. Ясно, что и самое понятие исторической песни объединило разные по характеру тексты XVI—XIX вв.; границы этого жанра, следовательно, не могут быть обозначены так четко, как границы былин.

Исторические песни XVI—XX вв. многообразны в стилевом отношении. Они объединяют произведения, сближающиеся по стилю со старой эпической былиной (например, ряд песен XVI — начала XVII в.), тождественные с так называемой протяжной лирической песней, воспроизводящие стилевые особенности плачей по умершим, песни типа народных баллад (см. песни о татарском полоне и побеге из него), воинские походные песни, а также народные песни, сложившиеся под воздействием литературных произведений.

К историческим песням обычно (и с полным основанием) относят не только массовые народные песни, рассказывающие об исторических событиях, не только песни, оценивающие деятельность исторического лица, но и солдатские песни о битвах и воинских походах, осуществленных русской армией, некоторые военно-бытовые и казачьи песни, песни о событиях революционной борьбы. Часть этих песен стоит на грани лирических и исторических. Известны, например, народные песни-баллады, в отдельных вариантах которых упоминаются имена исторических лиц, что позволяет их включить в число исторических песен; другие варианты этих баллад остаются безымянными и не связываются ни с образом исторического лица, ни с событием. Многие солдатские песни, рассказывая о тяготах солдатской службы, о походах или непосильных «государственных работах», хотя и не содержат непосредственных упоминаний о событиях, также могут быть включены в историческую песенную поэзию народа, так как создают правдивые картины народной жизни в связи с внутренней и внешней политикой Русского государства.

Во второй половине XVIII столетия складываются солдатские песни, в которых все более снижается образ царя. Образ полководца начинает противопоставляться «царской персонушке», пугливой, нерасторопной, несообразительной. Истинным героем солдатской исторической песни о походах в горы Забалканские, о походах под Бендеры, к Очакову и т. д. предстает Суворов, а в ряде песен — Потемкин. Суворов утешает и ободряет русскую землю, взгоревавшуюся от угрозы султана турецкого покорить ее. Суворов же успокаивает царицу, в испуге всплеснувшую ручками белыми при получении грозного письма от короля шведского, прусского или турецкого, требовавших сдаться без боя, «тому-то королю покоритися». Песня «Пишет, пишет король шведский» (или прусский) становится одной из самых известных, содержащих характерное противопоставление народного полководца царю, который не внушает ни доверия, ни уважения.

Наиболее ясно развенчание образа царя, а вместе с тем возвеличение роли народа, возглавленного полководцем в борьбе за независимость родины, выражены в песнях Отечественной войны 1812 г. В этих песнях противопоставление бар- генералов солдатам из народа осложняется двойственным положением царя. Царь теперь лишен силы, энергии, воли к действию и победе. Он резко отличается и от Ивана Грозного и от Петра Великого. Слабовольный и бессильный, он не в состоянии оказать сопротивления неприятелю. Повесившего «буйну голову» царя ободряет сам Кутузов, обещающий победу над врагом.

Продолжая традиции песен XVIII в., песни об Отечественной войне 1812 г. сохраняют некоторые ранее сложенные произведения и создают преемственность образов. Так, образ Кутузова в песнях начала XIX в. вполне закономерно сливается с образом Суворова: это отражает народную любовь к знаменитым полководцам — учителю и ученику, прославившим русское воинское искусство. Кроме Кутузова, который обрисован оплотом русской воинской силы, песни Отечественной войны 1812 г. с любовью говорят о Платове-казаке, превращенном в партизана, в смельчака, проникающего в тыл к французам.

Общность образов Кутузова и Платова — в их любви к родине. Но эта общность не лишает их своеобразия. М. И. Кутузов — генерал, предводитель русских войск, мудростью, талантливой тактикой боя, продуманностью и смелостью действий приводящий народ к победе над врагом. Он — отец солдат. Солдаты и народ безгранично верят ему и надеются на него. Кутузова народ в своих песнях противопоставляет не только Наполеону, «французу», но и русскому царю с вельможами.

Несколько иначе очерчен образ Платова. Это — казак, партизан, ловкий и смелый. От солдатских «чистых сердец», как поется в песне, Платову вьют венок за его исключительную храбрость и за то, что он без страха ведет полк солдат на врага.

Построение песни двусложным размером с рифмовкой, четко отделяющей строки друг от друга, стимулировалось потребностью создать походные песни — т. е. песни, певшиеся «под ногу», в которых шаг солдатского строя •определял ритмику стиха.

Перечень разновидностей исторических песен, свидетельствующий о богатстве их жанровых форм, подтверждает положение о том, что по содержанию историческая песня является продолжением русского былевого эпоса, но по стилю, по поэтическим приемам она органически связана с лирической песенной поэзией народа.

 

ЛИРИЧЕСКИЕ ПРОТЯЖНЫЕ ПЕСНИ

Весьма обширная и наиболее богатая область русского музыкально-поэтического фольклора. Сосредоточенность песен в основном на отражении психологического мира человеческих переживаний. Исключительное разнообразие содержания и наибольшая эмоциональная выразительность песен, раскрывавших богатый духовный мир простого русского человека. Преобладающие темы: смерти на чужой стороне, воля и неволи; социального люта, горькой женской доли в любовно-лирическая тема. Создание песен в различные исторические эпохи, в разных слоях населения. Наибольший расцвет лирических протяжных песен - 16 - 17 века. Две группы песен: общенародные и социально-групповые (ямщицкие, рекрутские, "разбойничьи" и др.) Необычайная яркость поэтических образов, красота эпитетов, богатство метафор, в целом образность, отточенность поэтического языка. Частое использование прием психологического параллелизма (особенно в зачинах песен) и трогательно-красочных символов, сложившихся на его основе. Музыкальные особенности песен, выделяющие их на особое место из всего фольклора русского народа, как непревзойденную вершину отечественной культуры. Особенная проникновенность и красота напевов, отличающихся необычайно широкой как бы нескончаемой распевностью, свободой, импровизационностью метро-ритма и ассиметричностью структуры. Разрастание в каждой песне из короткого начального запева огромного мелодического разлива. Хоровая (с уникальной попевочно-подголосочной полифонией) и сольная (без инструментального сопровождения) традиции исполнения песен. Многовариантность мелодий на один поэтический текст. Образцы песен: "НЕ ОДНА ВО ПОЛЕ ДОРОЖЕНЬКА" Характерная любовно-бытовая песня о горестной разлуке (из сборника лирических песен Н.Лопатина и В.Прокунина). В ее основе исключительно выразительная, проникнутая глубоким чувством взволнованная мелодия большого диапазона (децима), начинающаяся с "вершины-источника"; импровизационного склада, ассиметричного строения, прихотливого ритмического рисунка, сочетающегося с особенной плавностью, напевностью. Мелодия широкого дыхания с выпеванием большого количества звуков на один слог, наличие переменного метра (с характерным для русских песен размером 5/4). Изложена в натуральном миноре, умеренном темпе. Все это составляет наиболее типичные черты лирических протяжных песен. "НЕ ШУМИ, МАТИ, ЗЕЛЕНАЯ ДУБРОВУШКА" Одна из так называемых разбойничьих песен об участниках крестьянских войн (лирическая песня на историческую тему). По преданию - любимая песня Емельяна Пугачева, текст которой включен А.С. Пушкиным в повесть "Капитанская дочка". Входит в сборник лирических песен Н.Лопатина и В.Прокунина. Ее поэтические и музыкальные особенности наиболее типичны для протяжных песен в целом: излюбленные образы природы, сопоставляете с душевным состоянием человека Печальное раздумье проникновенно передано в задумчивой, несколько величавой мелодии. Она чрезвычайно широко распета, с многочисленными "разводама" (до 10-ти звуков на один слог), свободного импровизационно-вариантного развития. переменного метраж в каждом такте) - 4/4, 2/4, 3/2, 4/4, 3/4, 3/2 и т. д.; ассиметричного строения, диатонической ладовой основы, спокойного темпа. Характерные особенности данной песни, равно как и других лучших народных лирических мелодий выразительно воспроизведены Н.А. Римским-Корсаковым в песне Садко из 2-ой картины одноименной оперы - "Ой, ты, темная дубравушка." "ЛУЧИНУШКА" Один из многочисленных вариантов протяжной песни о тяжкой женской доле, проникнутой безысходным горем порабощенной русской женщины. Образ тлеющей лучины - символ беспросветной, угасающей жизни. В песне отражен домашний уклад крестьянской жизни, выражены сокровенные душ и чувства героини, ее жизненный кругозор. Музыкальные особенности песни относятся к наиболее типичным чертам лирических протяжных мелодий, отмеченным в двух предыдущих образцах. «УЖ, ТЫ, ПОЛЕ МОЕ" Песня, существующая в большом числе вариантов, бытующая в основном в солдатской и казачьей среде. Включена в сборник "Русские народные песни М.А. Балакирева. В основе - характерный сюжет о гибели воина с ярко выраженной лирико-патриотической темой: молодец, умирающий на чужбине, обращается мыслью к родине. Данная песня с ее глубоко выразительной задушевной мелодией отличается органической связью напева с ритмикой стиха, четкостью пропорции распределения долгах и коротких слогов, ясностью, рельефностью мелодического рисунка, большей простотой структуры. В основе типичный для народных песен параллельно-переменный лад. Использована Н.А. Римским-Корсаковым в опере "Псковитянка", в дуэте Ольги и Михаила Тучи, обработана П.И. Чайковским для фортепиано в 4 руки. "ОЙ, ДАТЫ, КАЛИНУШКА" Одна из распространенных крестьянских рекрутских песен о разлуке с близкими, приобретшая огромную популярность в солдатской среде (более поздние ее образцы распевы в народе в гармонической фактуре, свойственной песням городского фольклора). Приведенный пример заимствован из записей А.В. Рудневой, широко известного, опытнейшего фольклориста, которая отмечает в этой песне ясно обнаруживающуюся "двухголосную основу": два самостоятельных голоса представляют две одинаково значительные мелодии. И трудно выделить, какой голос из двух вакнее (чаще всего это - тот, которым начинается запев песни).

Песни, связанные с движением, представлены у славян рядом жанров и образуют специальный раздел музыкального фольклора. К числу приуроченных относятся хороводные (карагод, танки, хоро, коло), которым приписывались магические функции, в том числе продуцирующая способность (ср. русские «хороводы водили, чтобы лён долгий родился, чтобы жито росло»). У южных славян известны хороводы (коло, хоро) в составе обрядов жизненного цикла человека (ср.: коло, движущееся против солнца, называется мртвачко).

У русских хороводы обслуживают также зимние и весенние молодёжные собрания, связанные с выбором пары. В некоторых восточно-славянских традициях (в Полесье и на Русском Севере) хороводы обнаруживают тенденцию к циклизации и прикрепляются к важнейшим общинным (престольным или календарным) праздникам (ср. «метища» на Пинеге, «петровщины» на Мезени, «горка» на Печоре, «стрела» в Полесье и т. п.).

Большое место в традиционном быту занимают плясовые песни, у русских связанные с двумя видами хореографии: аутентичной и заимствованной. Традиционные формы пляски более всего развиты на юге русской этнической территории, где имеют специальные названия: пляска в две, три, четыре ноги и так называемый пересек, образующийся путём одновременного сочетания разных ритмических рисунков, выбиваемых ногами. Существуют традиционные способы обучения пляске при помощи многократно повторяемых ритмизованных словесных клише (например: «Вилы, грабли, три цепа, цепа, цепа», «Поросята полосаты» и т. п.). У восточных славян широко распространены плясовые песни, сопровождающие кадрили, ланцы, польки, краковяки и др., то есть танцы, заимствованные из Европы, но обогащенные традиционной плясовой «лексикой».

ХОРОВОДНЫЕ ПЕСНИ

Один из наиболее своеобразных жанров русского народного песенного творчества синтетического характера, сочетающий в себе поэзию и музыку с театрально-драматическими элементами и хореографией. Большое место хороводов в жизни народа. Связь наиболее старинных из них с древнерусскими земледельческими обрядами магического значения. В дальнейшем большинство хороводных песен утратило обрядовый характер и превратились в праздничные игры. Однако по содержанию многие песни по-прежнему связаны с сельскохозяйственной трудовой тематикой (сеяние проса, сеяние и обработка льна, прополка лука, капусты и др.). Приурочивание хороводов к определенным временам года. Чаше -к весне, в других местностях начинались весной и исполнялись в течение всего лета, водились хороводы и зимой (были более краткими - на посиделках). Они представляли собой массовое игровое действие с преимущественной ролью молодежи. Отсюда - ярко выраженный оптимистический характер хороводных песен, воплощение в них жизнеутверждающего мировоззрения. Место действия хороводов - наиболее живописные уголки родной природы. В начале хороводной игры обязательна пригласительная песенка - сборная (когда набирали хоровод), а в конце - разборная или разводная. Центр хороводного действа-хороводы-игры, связанные с театрализованным разыгрыванием текста песен выделенными в круг солистами или всеми участниками хоровода (например, движением наступающих рядов - двух стен) и хороводы-пляски, основанные на общем массовом движении круговой формы или весьма затейливых фигурных форм: улицей, проулочком, крест-накрест, змейкой, гуськом, цепью, завиванием плетня, восьмерка», зигзагообразным движением и мн. др. Разнообразие содержания хороводных песен, при этом преобладание темы земледельческого труда и семейно-бытовой тематики, а также темы самого хоровода "улицы". Чрезвычайно важное значение шуточных и шуточно-сатирических образов. Поэтический язык хороводных песен характеризуется особой живостью, красочностью, яркими образами природы, эмоциональным воплощением светлых чувств. Музыкальный язык отличается полно выявленным песенным началом, широким использованием колоратурных распевов, особой четкостью метро-ритма, часто связанного с плясовыми элементами, общим жизнерадостным тонусом. Образцы песен: "ПРОСО" Один из многочисленных вариантов древней широко распространенной на Руси весенней игровой песни, включенной в сборник народных песен М.А. Балакирева, записанный композитором на Волге. Хороводная игра основывается на изображении трудовых процессов, связанных с допотопными приемами обработки почвы и возделывания проса. Мелодия песни небольшого (квинтового) диапазона характеризуется развитым ритмом. Важное место занимают ангемитонные попевки. Использована Н.А. Римским-Корсаковым в опере "Снегурочка", обработана П.И. Чайковским дл. фортепиано в 4 руки, служит темой 4-х- голосной фуги С.И. Танеева. "ЗАИГРАЙ, МОЯ ВОЛЫНКА" Шуточная песня, сопровождавшаяся пляской (высмеивается лютый свекр). Ведет происхождение от живых скоморошьих песен (упоминается игра на волынке, в одном из других вариантов песни - "загуди, гудочек!" - оба типичные музыкальные инструменты скоморохов). Мелодил песни чрезвычайно активная и в интонационном, и в ритмическом отношениях. В ее основе типичные для русских народных песен ангемитонные попевки, вариантное развитие напева и характерное строение в целом: (а+а,в+в). Песня входит в сборник народных песен М.А. Балакирева. Использована М.П. Мусоргским в опере "Борис Годунов", Э.Н. Направником в "Народных танцах для оркестра и обработана П.И. Чайковским для фортепиано в 4 руки. " КАТЕНЬКА ВЕСЁЛАЯ" Живая плясовая песня, входящая в сборник М.А. Балакирева, которую он записал от волжских бурлаков. Текст ее носит скомороший характер, в то же время в нем есть следы поэтической лексики городских плясовых песен. Мелодия развитого диапазона (децима) с частыми распевами активного ритма (с типичной для русских плясовых фигурой), характерного строения (а+а,в+в). Акцентируются ангемитонные попевки. Использована М.А. Балакиревым в симфонической увертюре "Русь", П.И. Чайковским в опере "Опричник", Э.Н. Направником в "Народных танцах для оркестра. "У ВОРОТ, ВОРОТ БАТЮШКИНЫХ" Хороводная плясовая песня о выборе невесты. Тема эта раскрывается в шуточных образах, типичных для скоморошьей традиции. Отдельные детали поэтического текста указывают на скоморошье происхождение песни ("разыгрались ребята, распотешились", образ молодца с "гудочком под полой"). Живая мелодия обнаруживает влияние стиля цыганского хорового распева, энергичный характер песни оттеняется типичным для русских плясовых ритмическим оборотом. Включена в сборник народных песен М.А. Балакирева, записавшего ее в Арзамасском уезде Нижегородской губернии. Использована П.И. Чайковским в "Торжественной увертюре 1812 год", Н.А. Римским-Корсаковым в "Увертюре на русские темы, обработана П.И. Чайковским для фортепиано в 4 руки, Т.Н. Хренниковым в опере "Фрол Скобеев." "ЗЕЛЕНОЕ МОЕ ТЫВИН0ГРАДЬЁ" Песня характерной для хороводных песен семейно-бытовой тематики с часто выражаемой в них просьбой девушки выдать ее не за богатого, а за любимого. В основе энергичная мелодия с активными, типичными для русских песен квартово-квинтовыми ходами, легким варьированием во втором построении. Метр 7/4 особенно характерен только для русской народной музыки. Включена в сборник Н.А. Римского-Корсакова "Сто русских народных песен." "АЙ, ВО ПОЛЕ ЛИПЫНЬКА" Характерная хороводная девичья песня о выборе мужа не старого, а милого. Входит в сборник Н.А. Римского-Корсакова "Сто русских народных песен." Напев ее нежный грациозный легкого движения с ярко выраженной мелодичностью. Мелодия большого диапазона, в ней много распевов-колоратур, чрезвычайно оживляющих напев, сложный изящный ритм. Изложена песня в миксолидийском ладу. Использована Н.А. Римским-Корсаковым в опере "Снегурочка", в сцене хороводных игр молодежи в заповедном лесу. "НЕ СПАСИБО ТЕ, ИГУМНУ ТЕБЕ" Игровая шуточно-сатирическая песня, высмеивающая духовенство, лицемерие монахов. В хороводной игре девушка с лучиной пародировала монахиню со свечой. Мелодия песни основывается на пародировании типичных для церковных напевов интонационных оборотов. Метр 3/2 в целом характерен для хороводных песен. Включена в сборник народных песен М.А. Балакирева. Использована Э.Н. Направником в "Народных танцах для оркестра", обработана П.И. Чайковским для фортепиано в 4 руки. "НА ИВАНУШКЕ ЧАПАН" Песня, использующаяся в свадебной игре как корительное величание дружке. В некоторых местностях (судя по указанному в тексте имени - Иванушка, в отличие от свадебных, не упоминающих обычно конкретных имен) использовалась в заключительном разделе хоровода. Весь текст основан на иронии. Его шуточный характер выразительно оттеняется живость» мелодии песни, плясовыми элементами ее ритма. Исполнение песни сопровождается приплясыванием. Использован переменный метр – 2и 4,7/4, особенно типичный для русских народных песен. Записана М.А. Балакиревым в Нижегородской губернии и входит в его сборник "Русские народные песни." Обработана П.И. Чайковским для фортепиано в 4 руки и использована в опере "Опричник", а также Н.А. Римским-Корсаковым в "Увертюре на русские темы". Д.Б. Кабалевским во 2-ой фортепианной прелюдии (цикл 24 прелюдии).

 

Особый жанр составляют трудовые артельные припевки. Они служат для координации коллективных усилий во время трудового процесса и по сути дела представляют собой интонационно оформленные командные возгласы (самые известные из них — русские «Дубинушка» и «Эй, ухнем!»).

Позднейший жанр народного музыкального творчества — русская частушка. С конца XIX века он выдвигается в качестве одного из ведущих, бытует преимущественно в молодёжной среде. Частушки представляют собой вокально-инструментальный жанр, основанный на творческом состязании исполнителей, которые часто импровизировали тексты на злобу дня

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: