БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной работы
Новосибирск 2015
Кафедра «Безопасности жизнедеятельности»
Составители: доц. Н.Н. Подзорова
проф. В.А. Патрин
ст. преп. Е.Л. Дзю
Рецензент:
Безопасность жизнедеятельности: методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной работы. / Новосиб. гос. аграр. ун-т;
Сост: доц. Н.Н. Подзорова, В.А. Патрин, Е.Л. Дзю. – Новосибирск, 2010г.
Методические указания предназначены для студентов-заочников инженерного института всех специальностей и рекомендованы к изданию методической комиссией инженерного института и института заочного образования и повышения квалификации ()
Новосибирский государственный
аграрный университет, 2015 г.
ВВЕДЕНИЕ
Целью изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является теоретическая и практическая подготовка студентов к созданию здоровых и безопасных условий на производстве, а также действиям и способам защиты рабочих и служащихсельскохозяйственных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций.
Она объединяет в единую структурно-логическую систему два раздела: « Безопасность жизнедеятельности на производстве» и «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях».
Новый предмет шире, универсальнее "Охраны труда" и "Гражданской обороны», которые можно рассматривать как частные случаиобеспечения безопасности в конкретных ситуациях.
Основная задача дисциплины – вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимых для:
– Создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека.
|
– Идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения.
– Разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий.
– Проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями безопасности.
– Обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в обычных и чрезвычайных ситуациях.
– Прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций.
– Принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также мер по ликвидации их последствий.
Знаниебезопасных методов работы при эксплуатации и ремонте техники, атакжеиспользование их в условиях ликвидации последствий СБАК повысит эффективность деятельности инженера.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Руководствуясь настоящими методическими указаниями, студент приступает к последовательному и глубокому усвоению материала, изложенного в рекомендуемой литературе. При этом он конспектирует основные положения для лучшей проработки и записывает возникающие вопросы с целью уточнения на консультациях у преподавателя или руководящих работников и специалистов.
Изучать курс рекомендуется в последовательности указанной в данных методических рекомендациях; не переходить к следующей теме, если предыдущая недостаточно усвоена.
|
Контроль по каждой теме осуществляется путем устных ответов на вопросы. Эти вопросы включены в контрольные задания, которые студент-заочник выполняет в межсессионный период. В тех случаях, когда возникает сомнения в правильности ответа или вопрос не понятен, следует обратиться на кафедру за письменной или устной консультацией.
После изучения материала всего курса студент выполняет и высылает в университет на рецензию контрольную работу. Часть материала контрольной работы в дальнейшем может быть использована при подготовке дипломного проекта. Поэтому целесообразно, чтобы объектом для их выполнения служило одно и то же предприятие.
В период лабораторно-экзаменационной сессии студенты слушают лекции, выполняют лабораторные работы и сдают экзамен по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Экзамен принимается при условии предоставления студентом контрольной работы с рецензией «зачтено» и выполненных и зачтенных лабораторных работ.
По разделу "Безопасность в чрезвычайных ситуациях" студент выполняет вторую контрольную работу.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО
ИЗУЧЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ КУРСА
Приступая к изучению курса, следует знать, что жизнедеятельность – это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека. Деятельность человека является предметом научной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки – защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.
|
Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности жизнедеятельности, а также место БЖД в общей области знаний.
Безопасность жизнедеятельности – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.
Вопросы для самопроверки
1. Значение курса «Безопасность жизнедеятельности» в подготовке специалистов.
2. Предмет БЖД и его составные части.
3. Какие вопросы решает «Безопасности жизнедеятельности», в чём её отличие и сходство с «Охраной труда».
4. Назовите основные группы опасностей, существующих в реальной жизни, на какие виды подразделяются техногенные, природные, социальные опасности.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА