Вентиляция и отопление кузова




Система вентиляции и отопления кузова предназначена для регулирования воздухообмена и температуры воздуха в салоне автомобиля. Она также предохраняет ветровое, заднее и боковые стекла от запотевания и обмерзания. Система вентиляции и ото­пления включает в себя отопитель жидкостного типа с дополни­тельными устройствами, который размещен в передней части са­лона кузова автомобиля под панелью приборов.

Отопитель легковых автомобилей ВАЗ (рис.12) состоит из радиатора 9, к которому подводится охлаждающая жидкость из системы охлаждения двигателя. Воздух к радиатору поступает че­рез пластмассовую коробку 8 воздухопритока, в которую попада­ет снаружи через продольные отверстия воздухозаборной решет­ки, находящейся в задней части капота двигателя. В коробке 8 имеется отражатель дождевой воды, который попавшую с возду­хом воду направляет по дну коробки к резиновому клапану. Через клапан вода сливается в отделение двигателя. Крышка 1воздухо­притока, управляемая рычагом 4, позволяет регулировать коли­чество воздуха, поступающего в салон кузова через отопитель. При малой скорости движения автомобиля и на стоянке, когда скоро­стной напор воздуха недостаточен или отсутствует, свежий воздух нагнетается электровентилятором 3, который имеет две скорости вращения: низкую и высокую. Температура воздуха, поступающе­го в салон кузова, регулируется количеством жидкости, подводи­мой в радиатор отопителя, который подключен параллельно к системе охлаждения двигателя. Та­кое подключение радиатора ото­пителя к системе охлаждения по­зволяет пользоваться отопителсм независимо от теплового состоя­ния двигателя. Количество посту­пающей в радиатор отопителя жидкости регулируется открыти­ем крана 10, управляемого рыча­гом 5. Воздух, поступающий в са­лон кузова через отопитель, на­правляется к дефлекторам 6 и воз­духопроводу 1. Крышка 11, управляемая ры­чагом 2, позволяет регулировать количество воздуха, направляемо­го к дефлекторам и воздухопро­воду.

П ри закрытой крышке весь воздух поступает в салон кузова через дефлекторы 6, а при откры­той крышке большая его часть на­правляется через воздухопровод 1 в нижнюю переднюю часть сало­на кузова к ногам водителя и переднего пассажира и оттуда — в зону ног задних пассажиров. Деф­лекторы имеют поворотные крышки с направляющими решетка­ми, что позволяет регулировать направление потока выходящего воздуха. При закрытой крышке 11 достигается интенсивный обдув внутренней поверхности ветрового стекла кузова, предохраняю­щий стекло от запотевания и обмерзания.

Отопление салона кузова автобусов обычно осуществляется с помощью калориферной системы, использующей теплый воздух от радиатора системы охлаждения двигателя. Теплый воздух по­ступает в отопительные каналы кузова и из них в салон и кабину водителя.

Легковые автомобили имеют естественную, приточную и вы­тяжную вентиляцию салона кузова. Естественная вентиляция ку­зова производится при опускании стекол дверей и открывании поворотных форточек в окнах дверей. Приточная вентиляция (рис.13, а) осуществляется обычно через воздухозаборный люк 1 и систему отопления, а вытяжная — через отверстия 3 на бокови­нах кузова и перфорированную облицовку 2 внутренней поверх­ности крыши.

Вентиляция салона кузова автобусов (рис.13, б) производит­ся через систему отопления, открывающиеся боковые окна, вен­тиляционные люки 5, расположенные в крыше над проходом пассажирского салона, и через заборник 4 воздуха, находящийся под козырьком передней части автобуса.

 

В системе вентиляции и отопления кабины грузовых автомоби­лей ГАЗ (рис. 8.14) радиатор 1 отопителя установлен на переднем щитке под панелью приборов. Люк для забора свежего воздуха, закрываемый крышкой 4, находится перед ветровым стеклом. Вен­тилятор 5, приводимый в действие электродвигателем, подает воздух в радиатор 1 отопителя. Пройдя через радиатор отопителя, воздух нагревается, поступает в воздухораспределитель 2, из ко­торого направляется по различным каналам для обогрева кабины и обдува ветрового стекла.

При открытой крышке 3 внутреннего люка и закрытой крыш­ке 4 создается рециркуляция воздуха, который циркулирует в этом случае в пределах кабины. Рециркуляция воздуха в системе ис­пользуется при низких температурах окружающей среды. В летнее время для вентиляции кабины полностью открывают и крышку 4 люка воздухопритока, и крышку 3 внутреннего люка. Управление крышками люков осуществляется соответствующими рычагами. Вентиляция кабины производится через систему отопления, опус­канием стекол дверей, открыванием поворотных форточек в ок­нах дверей.

Безопасность кузова

Конструкция кузовов легковых автомобилей и автобусов обла­дает высокой активной и пассивной безопасностью.

Активная безопасность кузова обеспечивается: хорошей обзор­ностью и видимостью с места водителя во всех направлениях (большая площадь остекления, внутренние и наружные зеркала задне­го вида) и при любых погодных условиях (большая поверхность очистки ветрового стекла стеклоочистителями с эффективным обмывом, предохранение ветрового, заднего и боковых стекол от запотевания и обмерзания системой отопления и вентиляции, очистители и омыватели фар); отсутствием в поле зрения водите­ля слепящих ламп и бликов от полированных поверхностей кузо­ва, блестящих деталей, контрольных приборов; защитой глаз во­дителя от ослепления солнечными лучами (противосолнечные поворотные козырьки) и светом фар сзади идущего автомобиля (противоослепительное устройство внутреннего зеркала заднего вида); удобной посадкой водителя (комфортабельное регулируе­мое сиденье); хорошей видимостью контрольных приборов с ме­ста водителя, максимальным приближением органов управления к водителю; хорошей термоизоляцией кузова (противошумная мастика, текстильно-битумные и из стекловолокна прокладки); созданием соответствующего микроклимата внутри салона кузова (высокоэффективная система вентиляции и отопления). Все это снижает утомляемость водителя и обеспечивает возможность дли­тельной и безопасной его работы.

Пассивную безопасность кузова обеспечивают: отсутствием рез­ких граней и выступов на поверхности кузова; утопленными руч­ками дверей; мягкими накладками на концах бамперов, предот­вращающими травмирование пешеходов; ремнями безопасности; безопасными стеклами и зеркалами; энергоемкой панелью при­боров с утопленными приборами; травмобезопасным рулем; на­дежными замками дверей, выдерживающими большие нагрузки и исключающими самопроизвольное открывание дверей при уда­ре автомобиля о препятствие; широкими дверями, создающими возможность быстрого покидания водителем и пассажирами по­терпевшего аварию автомобиля; высокой прочностью пассажирс­кого салона, обеспечивающей незначительные его деформации при авариях; широкими бамперами с резиновыми накладками, поглощающими удары при столкновениях; регулируемыми под­головниками передних сидений, предотвращающими травмиро­вание шеи человека от удара при наезде на автомобиль сзади; обивочными огнестойкими материалами и внутренней обшив­кой салона кузова.

В последнее время получают все большее распространение по­душки безопасности, устанавливаемые в салоне автомобиля (в рулевом колесе, перед передним пассажиром, в боковинах и даже сзади).

Подушки безопасности, срабатывающие в момент столкнове­ния (при аварии), раскрываются (надуваясь с большой скорос­тью), становясь буфером между человеком и поверхностью кузо­ва, и смягчают удар.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: