Лабораторная работа №1
1. Тема: Диагностирование двигателя в целом.
2. Цель: Изучить технологический процесс общего диагностирования контрольным осмотром, прослушиванием, а также уметь проверять работоспособность двигателя и его систем по встроенным приборам.
3. Задачи: Получить навыки по диагностированию двигателя в целом.
4. Студент должен знать:
Способы проверки технического состояния двигателя наружным осмотром, диагностические параметры, технику безопасности при диагностировании двигателя.
Должен уметь:
Проверять техническое состояние двигателя по встроенным приборам и прослушиванием во время его работы.
Методические указания для студентов при подготовке к
Занятию.
5.1 Литература:"Техническое обслуживание и ремонт автомобилей" Епифанов."Автомобили" Богатырев "Устройство и эксплуатация транспортных средств" Роговцев и д.р.
5.2 Вопросы для повторения:
- устройство основных систем двигателя автомобиля;
- основные неисправности возникающие в механизмах и системах двигателя и способы их устранения.
Контроль и коррекция знаний (умений) студентов.
Довести меры техники безопасности при выполнении лабораторной работы.
6.2. Методические указания по выполнению работы:
6.2.1. Контрольный осмотр двигателя и его прослушивание.
ТО двигателя начинается с контрольного осмотра, заключающегося в выявлении его комплектности, наличия подтекания масла, топлива и охлаждающей жидкости, проверки крепления двигателя и проводов (системы зажигания).
Следующим элементом осмотра является опробывание двигателя пуском. При этом проверяют легкость пуска, наличие дымления на выпуске, прослушиванием обнаруживаются резкие шумы и стуки. Одновременно проверяются равномерность и устойчивость работы двигателя на различной частоте вращения коленчатого вала, плотность креплений и соединений системы выпуска (прорыв газов) и показания контрольных приборов. Продолжительность одного пуска должна быть не более 20с. Повторный пуск проводится через 1-2 мин.
Контрольный осмотр двигателя позволяет выяснить его очевидные дефекты без применения диагностических средств и приступить к операциям обслуживания или ремонтным воздействиям.
Признаки неисправности | Структурные изменения | Способы диагностики и устранения дефектов |
1. Падение мощно-сти двигателя, уве-личенный расход топлива и масла, дымный выхлоп. | Износ или зазор цилиндров, износ поршневых колец, потеря ими упру-гости, поломка | Замерить: мощность двигате-ля, утечку сжатия воздуха, прорыв газов в картере, давление такта сжатия, угар масла. При необходимости заменить элементы. |
2. Стук поршней | Износ юбок поршней. | Прослушать двигатель стетоскопом. |
3. Пульсирующее дымление из венти-ляционной трубки | Трещины или прогар поршней в дизелях. | Замерить давление конца такта сжатия; Заменить поршни. |
4. Неравномерная работа двигателя, вода на электродах свечей. | Нарушение герме-тичности проклад-ки головки. | Замерить утечку сжатия воздуха. Заменить прокладку. |
5. Резкие стуки в двигателе, не исче-зающие при позд-нем зажигании. | Износ вкладышей шатунных подшипников. | Прослушать двигатель стетоскопом, определить суммарный зазор, заменить вкладыши. |
6. Частые и редкие стуки в двигателе при пуске и движе-ний с высокими скоростями. | Износ вкладышей шатунных подшипников. | Прослушать двигатель стето-скопом, определить суммарный зазор, заменить вкладыши. |
7. Резкие глухие стуки, хорошо слы-шимые при отпу-скании педали сцепления. | Износ вкладышей коренных подшипников. | Определить давление масла, при необходимости заменить масло. Определить износ, заменить вкладыши. |
8. Чрезмерные сту-ки, слышимые на всех режимах работы двигателя. | Выплавление вкла-дышей шатунных и коренных подшипников. | Давление масла равно нулю, коленвал шлифовать. |
Общее диагностирование двигателя.
Общее диагностирование двигателя производится по диагностическим параметрам, характеризующим общее техническое состояние двигателя, без выявления конкретной неисправности.
Такими параметрами являются:
мощность двигателя (или крутящий момент при определенной частоте вращении коленчатого вала), расход топлива и масла (угар).
Представление о техническом состоянии и, в частности, кривошипно-шатунного механизма может дать падение давления в системе смазки, угар (расход) масла и топливная экономичность в эксплуатации, которые выявляются на основании ежедневного учета или испытания пробегом.
Снижение давления масла ниже 0,04-0,05 МПа при малой частоте вращения коленчатого вала прогретого карбюраторного двигателя и 0,1 МПа дизельного двигателя указывает (при исправной системе смазки) на недопустимый износ подшипников двигателя. При 1000 об/мин давление в масляной системе карбюраторного двигателя по манометру должно быть не мене 0,1 МПа. Соответственно для дизельного двигателя эти величины составляют 0,4-0,7 МПа и 2100 об/мин.
Прослушивая двигатель при работе выявляют некоторые дефекты до проведения углубленной диагностики. Зоны прослушивания указаны на рис. 11.1.
ных деталей: 1 – клапанов; 2 – поршневых пальцев, шатунных подшипников; 3 – Распределительных зубчатых колец; 4 – коренных подшипников; 5 - подшипников распределительного вала.
Для прослушивания двигателей используют различные стетоскопы рис.11.2.
Рис. 11.2. Стетоскопы: а — механический; б — электронный; / — стержень; 2 — мембрана; 3 — резиновые трубки; 4 — слуховые наконечники; J — пружинная пластина; 6— телефон-наушник.
Угар масла в исправном мало изношенном двигателе может составлять 0,5-1% от расхода топлива. Определяется он по фактическому расходу при эксплуатации. При значительном общем износе двигателя может достигать 4% и более от расхода топлива и сопровождаться дымлением. Для карбюраторных двигателей расход масла не должен превышать 3,5%, а для дизельных 5% от расхода топлива.
Топливная экономичность определяется методами ходовых и стендовых испытаний, а также по расходу топлива автомобилем на основании ежедневного его учета и сравнения с нормативными значениями. Однако, учитывая большое количество факторов, влияющих на расход топлива, последний метод может лишь ориентировочно отражать общее техничес-кое состояние двигателя.
6.3. Контрольные вопросы:
- контрольный осмотр двигателя и его прослушивание;
- проверка работоспособности систем двигателя по встроенным
приборам.
Работу провел студент:
Работу принял руководитель:
Работу провел студент:
Работу принял руководитель:
Лабораторная работа №1
Контрольный осмотр двигателя.
Автомобиль (марка):
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
1. Контрольный осмотр двигателя:
1.1. Наличие подтеканий:
- охлаждающая жидкость:
- масло: -топливо:
1.2.Состояние и крепление проводов системы зажигания:
1.3.Состояние крепления приборов системы питания (карбюратора,бензонасоса, фильтра тонкой очистки топлива, топливопроводов):
1.4.Состояние натяжения ремня генератора и крепления генератора:
1.5. Проверка уровня охлаждающей жидкости и масла:
2. Запуск двигателя, прогрев и прослушивание. 2.1. Легкость запуска двигателя:
2.2. Прогрев до рабочей температуры и контроль давления масла в системе смазки:
- на минимальных оборотах холостого хода:
t0охл.ж.= Pмасла=
- на средних оборотах холостого хода:
t0охл.ж.= Pмасла=
Давление Масла (соответствует или не соответствует установленным требованиям):
2.3. Определение повышенных шумов и вибраций при работе (в области ГРМ, в области КШМ, работают ли все цилиндры двигателя):
2.4. Определение дымности выпуска отработавших газов:
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
2.6. Определение исправной работы термостата:
3. Заключение (сделать вывод об исправности двигателя):
Работу провел студент:
Работу принял руководитель: