Кто такой журналист? Думаешь, это тот, кто с микрофоном в руке рассказывает что-то по телевизору, и все? Не только. Журналист – это человек, который старается первым узнать новость, первым ее написать и первым ее опубликовать. Журналист – это профессионал, который рассказывает, что происходит вокруг (и хорошего, и плохого), и рассказывает затем, чтобы жизнь наша стала лучше. У настоящего журналиста есть чутье на важные события, он сможет разговорить самого замкнутого собеседника, он сможет проверить доставшуюся ему информацию и заинтересовать своего читателя. Если ты любишь сочинять и писать, если тебе нравится читать, если ты любознателен и наблюдателен, то это твоя нашивка.
Теория:
1. Знать журналистскую этику.
2. Знать, что такое факт и информационный повод.
3. Знать, что такое жанр и жанровая теория.
4. Знать особенности заметки, репортажа, интервью, зарисовки, путевых заметок, отчета.
Практика:
5. Соблюдать журналистскую этику.
6. Самостоятельно сформулировать вопросы для интервью и заголовки в своих материалах.
7. Взять интервью у незнакомого или малознакомого человека.
8. Грамотно, интересно и логично написать заметку, интервью и репортаж; сдать их редактору общелагерной газеты для опубликования. (Сдать – не значит сунуть бумажку на бегу. Сдать – это отдать материал редактору, выслушать замечания, исправить, вернуть исправленный текст и услышать, что твой материал принят для опубликования в «Растопке»).
9. Сдать не менее пяти речевых игр («наборщик», «ограничения» и т.д.)
Полезная информация:
Журналист должен понимать, что такое жанр (коротко его можно определить как упаковку всех журналистских текстов, форму подачи журналистских мыслей) и что такое публицистика (проблемный материал на актуальную, злободневную для общества тему, ориентированный на множество читателей /а не друга с соседней парты/, с ярко выраженной авторской позицией, чередованием эмоциональных и логических доводов, с предложением выхода из создавшейся ситуации и т.д.).
|
Жанры объединяются в систему жанров. «Чистые» примеров жанров сейчас найти все труднее; как правило, в каждом материале есть элементы двух-трех жанров.
Система жанров:
Информационные жанры | Публицистические жанры | Художественно-публицистические жанры |
Заметка | Корреспонденция | Очерк |
Отчет | Статья | Фельетон |
Интервью | Обзор печати | Памфлет |
Зарисовка | Рецензия | Эссе |
Репортаж | Обозрение | |
Путевые заметки | Комментарий | |
Опрос | Расследование | |
Рейтинг | Колонка | |
Легенда | Письмо | |
В основе всего – факт. Метод написания | ||
Сообщение об одном факте | Размышления над всеми фактами. Двугорбый верблюд (факт и отношение к нему) | Размышления над всеми фактами и образное их изображение |
Информационный повод (ИП) – событие, которое может заинтересовать публику: читателей, зрителей или слушателей. ИП позволяет создать информационное сообщение (новость). ИП должен содержать НОВОЕ и ЗНАЧИМОЕ.
ЗаметкаМетод ЛИДа (перевернутая пирамида). Сжатость, оперативность. 5 основных вопросов (Кто, Что, Где, Когда и Почему) | ||
Вид | Особенности | Источник информации |
Хроника | Двусоставное предложение (кто, где, когда, книжный язык) | Информационные агентства |
Короткая информация | 3-4 предложения. Пирамида. Книжный язык | Информационные агентства |
Собкоровская | Больше объем, занимательная, разг. язык. Мини-рассказ. | Корреспондент |
Письмо читателя | Ярко выраженный разговорный язык | Читатель |
Интервью. Англ. слово. Два значения (метод работы и беседа).
|
Настрой журналиста: заинтересованность, ценность собеседника. Вопросы: список, темы. Закрытые вопросы (да, нет). Открытые вопросы (однозначного ответа нет). Основные вопросы (заранее!), второстепенные, уточняющие, наводящие (осторожно), альтернативные, провокационные и т.д. Это не допрос! Это не обвинение!
Вид интервью | Особенности |
И.-монолог | Небольшой объем, краткость и конкретность |
И.-диалог | Беседа. Журналист задает дополнительные??, просит уточнений, высказывает свое мнение, спорит |
И. коллективное | Мнение группы (встреча, круглый стол и пр.) |
И.-зарисовка | ? + рассказ об обстановке и ходе беседы, комментарий, свои впечатления, облик собеседника |
И.-анкета (блиц-опрос) | Самый массовый вид |
И.-портрет | Элементы биографии героя, его мнения |
Пресс-конференция |
Репортаж. От латинского слова «Reportare» – передавать. Впервые в середине XIX века в Англии. Взгляд очевидца.
а) Автор – свидетель. «С места события» - бессмыслица.
б) настоящее время, «эффект присутствия», о том, что перед глазами.
в) заметка сообщает, р. показывает. Постоянно отвечать на вопрос «Как?»
г) обстановка, детали, картинки, разговоры. Сопереживание, эмоциональность.
С первой фразы заинтересовать читателя.
Виды репортажа | Особенности |
Событийный | О каком-то важном событии. Оперативен, иначе не нужен. Строгая хронология. Самый распростр. |
Тематический (познавательный) | Идет не от события, а от темы. М.б. связан с памятными датами, коллективом и пр. |
Проблемный | Факты и -, и +. Выводы, поиски решения. |
Ролевой | «Журналист меняет профессию» |
Фоторепортаж |
Отчет. Один из старейших жанров. Кто что сказал (конференция), кто что сделал (спорт, праздник).
|
Информационный отчет | Факты по порядку (кто что за кем сказал, где какая картина висит, кто за кем что сыграл или спел). Детали! |
Тематический отчет | Описание события выборочно, 2-3 темы, хотя было больше. Главное – выбрать действительно важные?? |
Аналитический отчет | Сообщение о событии + выводы журналиста, рассуждения. Связь выступлений с реальным положением дел. |
Путевые заметки. Познавательность (не вымысел), диалоги, картинки. Некрупные масштабы, в отличие от путевого очерка. Трэвел-журналистика.
Зарисовка – художественное описание природы, обстановки, человека, мыслей. Необходимо усилить наблюдательность за окружающим миром, постоянно искать интересное в обычных вещах и заворачивать впечатления в слова, т.е. «набить» руку. В зарисовке всегда показаны две стороны – сам автор и то, с чем он встретился: другой человек или люди, животные и т.д.
Журналистская этика
Журналист с уважением относится к личной жизни людей, к их праву на соблюдение тайн, но при этом журналист выступает на стороне общества, а не отдельных личностей. Для получения информации журналист обязан пользоваться честными способами и надежными источниками. В тексте, написанном журналистом, должно быть хорошо понятно, где приведен факт, а где высказано мнение. Право журналиста – высказывать свою точку зрения и критиковать, если надо, руководство. Обязанность журналиста – писать правду, защищать справедливость и помнить, что свобода слова должна быть ограничена законом. Если журналиста заставляют писать неправду, он обязан отказаться от такого задания.
Подробнее об этике журналиста смотри «Кодекс профессиональной этики российского журналиста»: https://www.ruj.ru/_about/code_of_professional_ethics_of_the_russian_journalist.php
Речевые игры (для них нужны бумага и ручка. И время. И голова, разумеется).
Во всех играх со словами используются существительные именительного падежа единственного числа (множественное число допустимо только тогда, когда слово в ед. ч. не употребляется, например, «очки»). Продолжительность игры устанавливается заранее. Значение слов должно быть известно играющему. Ласкательно-уменьшительные слова, имена собственные в речевых играх запрещены. Выигрывает тот, кто придумал больше всего слов, не написанных другими участниками игры.
«Наборщик ». Возьми длинное слово и составь из имеющихся букв (это важно! Именно из имеющихся букв!) как можно больше слов.
Например, из слова «электропоезд» легко составляются «поезд», «лектор», «крот», «клоп», «лето», «рок», «ток» и т.д.
«Ограничения ». Ведущим задаются какие-либо ограничения в придумывании слов (например, слово должно быть из пяти букв, из них обязательно использовать буквы А и У). Время пошло!
сУмкА, бУлкА, рАзУм, бУркА, скУлА и т.д.
Ограничения могут вводиться и по поводу места расположения букв – например, слово из шести букв, обязательно должны быть буквы О (третья) и К (пятая).
крОшКа, брОшКа, скОбКа, прОбКа и т.д.
«Квадрат слов ». Выбирается какое-то слово из четырех букв, и из каждой его буквы образуется новое слово, состоящее из четырех букв (выбранное слово пишется по вертикали, новые слова – по горизонтали). Цель – за определенное время сочинить как можно больше квадратов.
Например, выбирается слово «лиса».
Л ето Л упа Л оза
И нок И ней И зба
С ело С оль С ало
А ист А ура А кын и т.д.
«Лестница ». Выбирается любая буква, кроме твердого - мягкого знаков, ы, й. Задача – вспомнить как можно больше существительных на эту букву. Каждое новое слово должно быть длиннее предыдущего на одну букву. Сложнее всего придумать слово на две буквы. В крайнем случае вы можете договориться группой и поставить на это место междометие. Пропуски между словами (например, вы придумали слово из пяти букв и из семи, а из шести не смогли) ведут к тому, что вашим лучшим результатом будет слово из пяти букв. Выигрывает тот, кто составил самую длинную лестницу без пропусков ступенек-слов.
А
Ар
Акр
Аист
Амбар
Артист
Автомат
Авангард
Абонемент
Автозапуск и т.д.
«Словопревращение ». Эта игра требует предварительной подготовки ведущего. Заранее придумывается слово, из которого путем преобразований надо будет дойти до другого слова. Ведущий должен проверить возможность перехода. Правила перехода просты: не меняя количества букв, но изменяя за один ход одну букву, мы должны от первого слова прийти ко второму.
Мяч-гол. Ход таков: мяч-меч-мел-мол-гол.
Луг-лес. Луг-лук-лак-лик-лис-лес.
Выигрывает тот, кто за установленное время придет к новому слову с меньшим числом переходов (мяч-меч – это один переход).