Тема: « Внеклассная работа по музыке».




Внеклассная музыкально – воспитательная работа в начальной школе дополняет уроки музыки и имеет своей целью: самореализация творческих способностей учащихся посредством включения их в разные виды внеклассной музыкальной деятельности.

Организация внеклассных музыкальных мероприятий предполагает следование определенным методическим рекомендациям:

 

1.
Соблюдать основные принципы организации внеклассной музыкальной деятельности детей: преемственность, планомерность, последовательность, систематичность и увлеченность.

2.
Разнообразить содержание внеклассных мероприятий для накапливания музыкального опыта детей и обогащения их новыми музыкальными впечатлениями.

3.
Подбирать художественный иллюстративный материал высокого качества и показывать его отличное исполнение как учителем, так и школьниками.

4.
Повышать занимательность содержания внеклассного мероприятия, новизну его элементов.

5.
Учитывать возрастные особенности детей и музыкальный уровень их развития, подбирать соответствующие формы проведения внеклассных занятий, доступный музыкальный и литературный материал.

6.
Направлять внеурочную музыкальную работу на развитие активности детей, их воображения и инициативы.

7.
Соблюдать определенную продолжительность занятия в зависимости от возраста детей.


Во внеурочной деятельности можно выделить четыре направления: «музыкальное просвещение», «музыкальное воспитание в группах и школах полного дня», «опыт творческой деятельности», «школьные традиции и праздники».

^ Музыкальное просвещение. Это очень широкое «поле деятельности», способствующее развитию музыкального кругозора, когда тематика музыкальных произведений (содержание искусства в целом) становится основой содержательного духовного общения взрослых и детей. Самое главное в данном направлении деятельности то, что само музыкальное общение становится ядром выхода на самые масштабные понятия освоения детьми мира – мироощущения, миропонимание, мировоззрение. Основные формы просветительской работы:


- детские ассамблеи искусств;

- клубы по интересам;

- музыкально-литературные гостиные.

^ Музыкальное воспитание в группах и школах полного дня.

В самых обычных общеобразовательных развиваются следующие формы:

- музыкальные традиции и праздники;

- музыкальные игры;

- комплексные занятия с привлечением разных видов искусства.

^ Опыт творческой деятельности. Развитие ребёнка, школьника как творца невозможно вне гармонии его фундаментальных человеческих способностей. Исходя из этого, художественная деятельность в детском возрасте протекает как развитие искусства слышать, видеть, чувствовать, думать. Именно эти проблемы и лежат в основе опыта творческой деятельности ребёнка во внеурочное время. Основными формами этого направления работы являются:

- мастерская композитора;

- классный или школьный хор;

- кружок инструментального музицирования;

- фольклорный ансамбль;

- межсемейные объединения любителей музыки.

^ Школьные традиции и праздники. Каждая школа старается иметь свой неповторимый облик. Новые тенденции в образовании сказываются и на обновлении традиций, стимулируют появление новых традиций и праздников. Многие из них связаны с проблемами искусства: конкурсы моды, конкурсы красоты, игры.

Формы данного направления:

- посвящение в музыканты;

- школьная неделя музыки;

- фестиваль музыкального искусства;

- проводы зимы и др.

Организационными формами проведения внеклассной музыкально – воспитательной работы могут быть:

МАССОВЫЕ – общешкольный хор, оркестр народных инструментов, праздники, карнавалы, смотры, конкурсы, коллективные посещения оперных спектаклей, концертных залов, музеев музыкальной культуры, музыкальных абонементов, просмотр музыкальных фильмов.

^ КРУЖКОВЫЕ – сольные, инструментальные, хоровые, ансамблевые, танцевальные, музыкальные факультативы.


Различные виды музыкальных развлечений – праздники, аттракционы, утренники, игры, хороводы, тематические вечера, дискотеки,театральные постановки, собирание фонотеки.

ПРАЗДНИКИ являются яркими событиями в жизни школы. Это – центр формирования разнообразных эмоций и чувств ребенка. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, изобразительную и драматическую деятельность,художественное слово, танец. Музыка обычно ведущий компонент праздника, она соединяет все другие виды искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с темой торжества. Праздники могут быть связаны с конкретными датами, а могут иметь общую тематику – праздники к знаменательным датам, музыкальные праздники песни, музыка народов нашей страны, события музыкальной жизни.

Важна предварительная подготовка к празднику. Нужно выбрать тему, наполнить ее соответствующим содержанием, расположить иллюстративный материал в определенной последовательности, точно указать всех участников, продумать оформление декораций, костюмы, атрибуты, музыкальное сопровождение, включить спортивные развлечения, аттракционы, эстафеты по командам. Важно распределить детей по группам, определить основные обязанности. Для праздников отбираются хорошо выученные на уроках музыки песни, танцы, музыкальные игры, пьесы. В программе праздника предусматривается отгадывание загадок, использование рисунков и аппликаций, продолжительность и темп выступлений, чередование номеров, соотношение детского и учительского участия. Праздики требуют не только продуманного сценария, но и художественного оформления, поэтому необходима помощь руководителей различных кружков, родителей. В проведении праздников очень важна яркая и эмоциональная речь ведущего.

Праздник – это не только проявление художественных способностей и творческой инициативы, но и встреча с кем – то или чем - то интересным.

Другие виды организации внеклассных музыкальных занятий определяются с учетом интересов детей: после школьных занятий учащиеся могут заниматься хоровым пением, ритмикой, бальными танцами, игрой на музыкальных инструментах, в музыкальном театре, фольклорном ансамбле.


РИТМИКА.

Организационными условиями проведения занятий являются чистое, проветренное помещение, легкая, удобная одежда, специальная обувь. Желательные моменты интерьера – ковровое покрытие, зеркала.

В построении занятий педагогу следует придерживаться соблюдения цельности курса посредством единства цели, логики, а также принципа сознательного, целостного, активного и эмоционального восприятия музыки.

Одинаково важны два общепедагогических метода: способствующий первичному освоению учебного материала; способствующий закреплению и совершенствованию приобретенных знаний и умений.

Также следует использовать методы художественной педагогики:

- побуждение к сопереживанию;

- приобщение к полноценному художественному творчеству и сотворческому воприятию искусства.

^ Структуру курса занятий составляют следующие компоненты:

- овладение теоретическими знаниями музыкального искусства;

- овладение практическими навыками и умением выразить характер музыки через движение.

С учетом специфики младшего школьного возраста в занятиях целесообразны:

- опора на образное восприятие музыки ввиду сенсорно – перцептивной потребности детей;

- частая смена заданий ввиду неустойчивости произвольного внимания детей;

- сочетание физической нагрузки и моментов релаксации ввиду физиологических особенностей растущего организма.

Начинать занятие целесообразно с упражнений на развитие музыкально – ритмических навыков (ходьба, бег, поскоки). Второй блок – упражнения на метроритм: освоение несложных ритмических рисунков. Третий блок – танец и его элементы или сюжетно – образные движения, игровое творчество. Планировать упражнения, танцы и игры следует по


определенной системе, органично сочетая новый материал с повторением пройденного.

^ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР.

Целью эстетического воспитания младших школьников является развитие творческого потенциала детей.

Задачи:

 

1.
Формировать навыки владения средствами театральной выразительности(интонацией, мимикой, жестом, походкой); формировать навыки кукловождения;

2.
Воспитывать художественный вкус детей, интерес к театральному искусству, самостоятельность в выборе средств при создании образа;

3.
Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального театра, психические процессы внимания, памяти, воображения, эмоциональную сферу, речевое дыхание, четкость дикции.


Предпосылки успешности занятий: высокий уровень восприимчивости детей, чувственно – образный характер мышления, предрасположенность к творчеству во всех его проявлениях.

Педагогическим условием является понимание театра как сотворчество детей и педагога.

^ Дидактические принципы:

- целенаправленное педагогическое воздействие;

- эмоционально – образная атмосфера проведения занятий.

Методы работы:

- побуждение к сопереживанию;

- приобщение к полноценному художественному творчеству и сотворческому восприятию искусства. Роль руководителя многоаспектна, она включает в себя: выбор репертуара, разучивание партий, разучивание хоровых номеров, постановку танцев, подготовку декораций. Работа над спектаклем начинается со вспомогательной работы – развитие навыков сценической речи, пластика движения и певческих данных.

Развитие навыков сценической речи начинается с самых первых занятий.


^ Приемы работы над выразительностью речи:

 

1.
Этюды на изменение тембра и интонации голоса. Например, детям предлагается найти нужную интонацию(нежную, утвердительную, удовлетворенную, возмущенную, трусливую в сценке «Разговор с киской»):


- Киска, как тебя зовут?

- Мяу!


- Стережешь ты мышку тут?

- Мяу!

- Киска, хочешь молока?

- Мяу!

- А в товарищи щенка?

- Мяу! Фф-ррр!

2. Разыгрывание сценок. Детям предлагается несложное стихотворение с наличием слов автора и прямой речи.

3. Коллективное рассказывание сказок(по цепочке).

4. Скороговорки.

Критериями оценки выполнения заданий являются четкость и выразительность речи. Роль педагога – помочь детям найти и закрепить наиболее удачные речевые интонации, а также поддержать инициативу каждого ребенка.

Работу над сценическим движением следует начинать по принципу «от простому к сложному». Первые мимические этюды, в которых детям следует изобразить содержание предлагаемого образа.

По заданию педагога дети с интересом выражают жестами повадки героев в детских стихотворениях.

В развитии навыков сценического движения также полезны следующие этюды:

 

1.
Иллюстрирование фрагмента сказки.

2.
Воображаемая ситуация с применением аудиозаписи природных эффектов(грома, грозы, звона разбитого стекла).

3.
Игровая ситуация воплощения в различные предметы.


Критериями оценки детского исполнительства являются глубина вживания в образ, точность соответствия оригинала воплощаемому образу, степень артистической раскрепощенности, самостоятельность в выборе средств театральной выразительности.

Развитию музыкального слуха и певческих данных содействуют задания пением озвучить голоса игрушек, например потерявшегося в шумном городе


маленького котенка, жалобно зовущего маму, медвежонка, бредущего по лесу.

В целом подготовительная работа не должна быть растянута во времени, чтобы не угас интерес детей к занятиям театром.

Критерии выбора репертуара: воспитательная направленность, педагогическая целесообразность, соответствие возрастным особенностям младших школьников, небольшие объемы.

Знакомство с пьесой должно быть выразительным, эмоциональным, момент первого знакомства подобен театру одного актера, в котором актер – это педагог- руководитель.

Дальнейшая работа заключается в разучивании партий с солистами, разучивание хоровых номеров, сценической постановке, постановке танцев, подготовке эскизов декораций. На каждую роль следует выбирать два человека, на случай замены.

При разучивании ролей не следует навязывать детям готового образца, зафиксированных движений и поз. Роль педагога в том, чтобы активизировать наблюдательность детей, воображение, стремление к ассоциативным сопоставлениям. Занятия планируются с учетом всех видов работы(пение, сценическая речь и движение), а также сочетания коллективной и индивидуальной формы занятий.


^ ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ.

Освоение фольклорного наследия является одним из приоритетных направлений современной педагогики ввиду значимости осознания своих «корней» и первоистоков как исторической памяти. Цель занятий- приобщение к отечественной национальной культуре.

Задачи:

 

1.
Формировать у младших школьников навыки исполнения русских народных песен;

2.
Воспитывать интерес и уважение к традициям своего народа;

3.
Развивать эстетический вкус и творческие способности детей.


Важным в организации занятий должно стать понимание освоения народной культуры не как суммы разученных произведений, а как воссоздание среды бытования русских народных песен: изучение быта, уклада жизни, народного календаря, народных обычаев и обрядов.

Для создания у детей реальных представлений о звуковой сфере народной музыки очень важны встречи с носителями народной культуры, экскурсии, занятия и праздники. Все это может проходить как в школе, так и на природе, так как многим жанрам русских народных песен присущи условия и атмосфера улицы, народного гуляния. Желательно участие в занятиях и


выступлениях детского фольклорного ансамбля взрослых(мам, пап, бабушек, дедушек), в этом смысле русская народная песня всегда служила естественной связью поколений.

Как правило, каждый фольклорный ансамбль имеет свое название: «Родничок», «Рябинушка», «Горенка», «Беседушка», «Игранчики» и т. д. Конкретные названия имеют различные программы воспитания посредством фольклора.

Наиболее распространенным методом разучивания фольклорных произведений являются устно – слуховой и устно – подражательный. Необходимым условием успешности занятий являются знания руководителя об особенностях русских народных песен.

^ ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫРУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН. Календарные земледельческие песни прикреплялись к определенному времени года, к конкретной календарной дате, определенному циклу земледельческих работ.

Семейно – бытовые и обрядовые песни отражали события семейной жизни и домашний быт.

Хороводные и плясовые песни сопровождались движением, плясками.

Трудовые песни имели ярко выраженное практическое значение и были связвны с какой – либо трудовой деятельностью.

Эпические песни, былины- героические повествования о далеком историческом прошлом, действующими лицами которых являись герои, богатыри.

Исторические песни, как и былины, воплощали идеи единства и независимости русской земли, борьбы с иноземными захватчиками, но в отличии от былин имели большую конкретность.

Протяжные лирические песни выражали разнообразные переживания, исповедь души.

Частушки разнообразны по содержанию, отличаются легкой запоминаемостью и могут исполняться под пляску. Современные народные песни: гражданской,Великой отечественной войны, комсомольские песни, песни колхозной деревни, песни последних лет. Характерными особенностями русского народного песенного творчества в целом являются: отсутствие инструментального сопровождения подголосочный склад, внутрислоговые распевы, смещение ударений, смена размеров.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: