Тема факультатива «Язык и культура»
Тема занятия «Символика круга в славянской культуре и языке»
Факультативное занятие для обучающихся 7-8 кл.
Авторы: Н.К. Семененко
И.А. Маринченко
Цели и задачи:
1. Раскрыть мифопоэтический смысл понятия КРУГ.
2. Охарактеризовать способы реализации защитной функции круга в ритуальных действиях и предметах.
3. Познакомить обучающихся с обычаями и традициями древних славян.
4. Развивать интерес к национальной культуре, углублять этноязыковое сознание обучающихся.
Оборудование:
картинки с изображением круга; презентация «Символика круга в славянской культуре и языке» (формат pptx); этнолингвистический словарь «Славянские древности»; «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова; бумага (формат А3, А4), ручки, цветные карандаши, фломастеры, ножницы; принтер, ноутбук, экран.
Ход занятия:
Ведущий:
– Уважаемые друзья! У нас уже сложилась хорошая традиция обращаться к страницам нашей истории. Сегодня мы продолжим знакомство с особенностями культуры наших предков.
Ведущий предлагает провести занятие в виде игры. Участники делятся на четыре группы, придумывают названия для своих команд.
Ведущий:
– А начнем мы наше занятие с блиц-опроса. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Задание 1. Блиц-опрос
Вопрос 1. Кто такие славяне?
Славяне – одна из крупнейших в Европе групп, родственных по культуре и языку.
Вопрос 2. Знаете ли вы, какова приблизительная численность славян в современном мире?
В настоящее время славян насчитывается около 300 миллионов человек.
Вопрос 3. На какие три ветви подразделяются славянские народы?
Три ветви славянских народов:
|
· восточные славяне (русские, украинцы и белорусы);
· южные славяне (болгары, сербы, черногорцы, хорваты, боснийцы, македонцы);
· западные славяне (поляки, чехи и словаки).
Вопрос 4. Какой из перечисленных народов не относится к славянским?
· белорусы;
· поляки;
· немцы;
· болгары;
· сербы.
В группу славянских народов не входят немцы.
Ведущий:
– Разминка окончена, переходим к следующему заданию. Думаю, вам хорошо знакома передача «Где логика?». Я предлагаю в жанре этой телеигры разгадать тему нашего занятия.
Задание 2.Отгадай тему занятия
– Посмотрите на эти три картинки и скажите, что у них общего? Помните, что ответ – это одно слово!
![]() | ![]() | ![]() |
На подготовку ответа отводится 1 минута. Ответ записывается на листок. По истечении времени команда поднимает листок с ответом вверх. Участники выполняют задание: отгадывают тему занятия.
Ведущий:
– Итак, в основе трех картинок «КРУГ»! Сегодня мы поговорим о том, какое место занимает круг в культуре славянских народов.
Задание 3. Что такое КРУГ
Работа с презентацией
Ведущий:
– Чтотакое круг? Как вы понимаете это слово? Какое толкование можете ему дать?
Команды высказывают свое мнение.
Ведущий:
– Чтобы убедиться в правильности предположений обратимся к толковому словарю. В ходе знакомства со словарной статьей команде нужно создать кластер: «Значение слова КРУГ». Вы можете придумывать рисунки к значениям, символические обозначения (Примерный шаблон в прил. 1).
Команды работают со словарем, читают словарную статью, находят подтверждение предположениям или уточняют предложенные варианты
|
Ведущий:
– Да, у слова КРУГ много толкований, но есть еще значения, которые не отмечены ни в одном из толковых словарей. Мы можем найти их в особых лексикографических источниках, которые посвящены мифологии и народной культуре. И одним из таких словарей является этнолингвистический словарь «Славянские древности». Он создан учеными Московской школы этнолингвистики под руководством выдающегося отечественного лингвиста-фольклориста Никиты Ильича Толстого.