ФЕДОРОВ МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ




2 октября все техникумы и колледжи страны чествовали своих работников и ветеранов системы ПТО. 5 октября широко отмечается еще один профессиональный праздник – День учителя. В связи с этими праздниками мне хотелось бы рассказать читателям о хорошо известном в нашем городе Дзержинске человеке - Михаиле Андреевиче Федорове, который, кстати, отметил свой 90-летний юбилей!

Федоров М.А. внес большой вклад в дело обучения и воспитания молодой смены рабочего класса для предприятий г. Дзержинска во второй половине 20 века и начале 21 века. В настоящее время он пользуется высоким авторитетом среди работников и руководителей учебных заведений профтехобразования Нижегородской области.

Сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, Федоров М.А. не уединился, не замкнулся, а продолжает участвовать в мероприятиях ветеранской организации города и щедро делится опытом своей работы.

Федоров Михаил Андреевич родился 7 сентября 1931 года в деревне Макаровка Первомайского района Горьковской области. В город Дзержинск приехал вместе с родителями и двумя братьями летом в 1940 году. Хорошо помнит все тяготы жизни и лишения в годы войны, проводы старшего брата на фронт.

Отец Михаила Андреевича получил тяжелую травму перед войной и был инвалидом.

По окончании семи классов, Михаилу не пришлось ломать долго голову, решая, куда пойти дальше. Как и сотни других мальчишек, он выбрал ремесленное училище. Благодаря училищу, он не только получал профессию, но и два года хорошо питался, был одет и обут. Престиж училища был огромным. Не каждого желающего еще и брали. Конкурс был. Михаила приняли, и в РУ №7 он стал осваивать профессию слесаря по ремонту промышленного оборудования. Профессия нелегкая, приходилось учиться, начиная с того, как правильно напильник держать, а также, изучать технологию металлов, электротехнику, конструктивные особенности заводского оборудования. Мастером в группе Михаила был опытный специалист - В.С.Долгов. Он не только учил хитростям профессии, но и был примером мудрого педагога, как, собственно, и все остальные мастера, и преподаватели. Потому-то большая часть учащихся ремесленного училища была примером и на производстве, и в быту. Обычно выпускникам училища присваивался третий разряд, но нередко бывало, что 17-летний паренек приходил на производство с четвертым разрядом.

Жизнь училища - это молодость Михаила, а она не забывается. Ну как забыть, например, коллективные походы в кино, когда билетов было не достать, а на ребят из ремеселки в «Ударнике» забронированы места и они свободно проходят и смотрят интересную картину. То же самое и с театром, который только недавно открылся, и на спектакли было паломничество. А они в парадной форме, колонной человек по сто, нога в ногу идут по городу, и со всех сторон на них смотрят восторженные лица молодых и взрослых горожан. Нет, такое не забывается, как и человек, во многом определивший судьбу Михаила - М.Е. Латышев, преподаватель черчения в ремесленном училище.

Михаил Евграфович был хорошим художником. Заметив склонность парня к рисованию, он стал всячески поощрять его стремление к живописи, помогать советами, готовил даже к поступлению на отделение живописи и рисунка Всесоюзного Дома народного творчества. И ведь парень поступил и успешно учился, заочно, правда. Михаил и работать-то стал после ремеселки декоратором-оформителем, причем, сразу в двух местах. А когда в 1951 году Федорова призвали в армию, то основное, что он там делал, было связано с рисованием. Стенгазеты, плакаты, портреты военачальников, батальные сцены - этим в основном и занимался Михаил на службе, продолжая одновременно и свою заочную учебу. Об этом он рассказал мне при нашей встрече с ним. «Повезло», - скажет скептически кто-то. Конечно. Но ведь если бы не было таланта, большой работоспособности, не было бы никакого везения. Все, что он мне рассказывал, вызывало у меня удивление, восторг и глубокий интерес, и мне хотелось его слушать, слушать и слушать…

Армия многому научила Михаила, главное - общению с людьми. Там он легко находил общий язык и с солдатами, и с командирами. Эти качества пригодились ему уже в техникуме, особенно на комсомольской работе. Сначала он комсорг группы, а на втором курсе студенты избирают его секретарем комитета комсомола. Это поручение Михаил выполнял до конца учебы. Работы на этом поприще было хоть отбавляй. Организация соревнований, различных вечеров, турпоходов, экскурсий... Жизнь была напряженной, но веселой. Студенты - народ активный, заводной. Но их энергию нужно было постоянно направлять в нужное русло. Это и было главной задачей Федорова, и с ней он успешно справлялся. Потому-то ему, студенту, и была оказана огромная честь и доверие - вступление в партию.

Закончилась почти четырехлетняя служба в армии. Вернулся парень домой. И вновь судьба свела его с ремесленным училищем, на этот раз с РУ № 28. В ноябре 1954 года директор училища, А.И. Валуев, сам пригласил Михаила на работу, комендантом общежития. «И руки у парня золотые, и голова на плечах, рисует отлично, к тому же из нашей системы, окончил РУ. Такой человек будет очень полезным», - рассуждал Андрей Иванович Валуев. И не ошибся.

С этого момента у Федорова М.А. началась многолетняя трудовая деятельность в профессиональном техническом образовании.

Стремление к учебе привело Федорова М.А. в Дзержинский химико – механический техникум, который он успешно закончил в 1959 году по специальности техник – механик по оборудованию химических заводов и потом был назначен на должность мастера производственного обучения группы слесарной профессии.

Здесь его встретили как родного. Близкими были все работники - директор А.И.Валуев, его заместитель М.Г.Бениаминсон, старший мастер И.А.Кандюрин, мастера И.И.Киселев, А.К.Зимин, В.С.Долгов. Все - очень грамотные, опытные специалисты. Работать с ними - одно удовольствие. Но на их фоне и выглядеть надо было подобающе. И Михаил Андреевич старался, перенимал опыт старших товарищей, активно применял в обучающем процессе свои методические находки. Ведь творческому человеку в любом деле свойственна тяга к новому, более совершенному, эффективному. И одной из таких новинок стал придуманный и примененный Федоровым метод межпредметной связи черчения и производственного обучения будущих специалистов.

Например, на практическом занятии планировалось изготовление учениками гаечного ключа. Мастер договаривался с преподавателем черчения о подробном разборе на уроке чертежа этой детали и о домашнем задании на выполнение этого чертежа. На практическом занятии ученикам не надо было объяснять чертеж, они уже хорошо представляли особенности данной детали. Мастер же сосредотачивал внимание ребят на инструменте, металле, технологической последовательности выполнения задания. Эффект после внедрения этой методики был очевиден: работа выполнялась быстрее и качественнее. Замечательное новшество! Жаль, что Федоров не запатентовал его, а ведь этот метод распространился на всю страну, но так и остался безымянным. Немало у Михаила Андреевича было и других интересных новинок. Его опыт по внедрению технологических карт на все изделия по перечню учебно-производственных работ был не только одобрен в Главном управлении профтехобразования, но и нашел распространение во многих других училищах. И вполне естественным стало назначение Михаила Андреевича в 1963 году старшим мастером. И здесь у него все шло отлично.

Наличие рабочей профессии, технического образования, творческое отношение к своим обязанностям, умелый подход к учащимся, опора в работе с группой на родительский и технический актив, обеспечили Федорову М.А. быстрый успех в работе. Человек, который любое практическое задание мог выполнить хоть вслепую, отлично знал теорию, особенности обучающего процесса в техническом училище, психологию ребят и всегда находил взаимопонимание со своими коллегами, был вполне достоин и большего.

В связи с этим возникла необходимость в получении высшего педагогического образования, и в 1963 году он поступает на заочное отделение историко – филологического факультета Горьковского Государственного университета им. Н.И. Лобачевского, а в 1969 году успешно заканчивает его по специальности учитель истории и обществознания в средней школе, защитив диплом по теме: «История профтехобразования города Дзержинска».

Дипломная работа в университете у Федорова была посвящена становлению трудовых резервов. Собственно, их развитие происходило вместе с профессиональным ростом самого Михаила Андреевича.

Растет профессиональное мастерство, приобретается опыт, коллектив училища добивается высоких результатов в учебно – воспитательном процессе. Работу Федорова М.А. замечают и отмечают в Областном Управлении профтехобразования, Весной 1971 года Федорова назначают директором ПТУ № 34 (ныне Дзержинский индустриально – коммерческий техникум). Начинается новый этап самостоятельной работы по руководству учебным заведением с контингентом в 900 человек. Это назначение совпало с реформой в системе профтехобразования.

Учащиеся технических училищ стали получать не только профессию, но и среднее образование. Организация этого не простого дела и легла на плечи Михаила Андреевича. К тому же его ПТУ было совсем новым, в нем не хватало ни оборудования, ни учебных пособий. Но все это не помешало стать училищу одним из лучших в области. И заслуга эта несомненно принадлежала Федорову. Он сумел не только сплотить коллектив, но и внедрить все новое, что было на то время в системе профтехобразования. И свои новации, конечно. А их было немало. Неспроста же на базе его училища проводились Российские педагогические чтения профтехобразования по вопросам эстетического воспитания.

На этой должности Михаил Андреевич еще ярче проявляет свои наилучшие качества, такие, как целеустремленность, организованность, творческий подход к работе. Умение сплачивать и направлять коллектив на достижение поставленной цели, задачи в учебно – воспитательном процессе, опираясь на общественные организации училища, ученический актив, родительский комитет. И на этом месте результаты не заставили себя долго ждать. Училище становится опорным в области внедрения в учебный процесс технических средств обучения, учебные кабинеты и мастерские регулярно занимают призовые места в областных конкурсах. С учащимися ведется активная и интересная внеклассная работа, как военно – патриотическая, спортивно – массовая, предметно – кружковая, художественная самодеятельность, экскурсии по родному краю, городам старины и другие мероприятия.

В центре этой работы – директор училища. Успешный опыт работы директора и его коллектива востребован, на базе училища проводятся областные мероприятия по обмену опытом работы.

Федоров М.А. выступал с докладами на Всесоюзной конференции по научной организации педагогического труда в г.Казань, в центральном методическом кабинете Гос.комитета РСФСР по профтехобразованию, на зональных совещаниях, на областной научно – практической конференции, областных педагогических чтениях, дважды избирался депутатом Дзержинского Городского Совета народных депутатов.

Награжден почетной грамотой Государственного комитета Совета Министров РСФСР по профтехобразованию. Он отличник профтехобразования РСФСР и СССР, лауреат 2 Всесоюзного фестиваля народного творчества в РСФСР 1987 года.

В 1984 году его назначают начальником отдела городских училищ областного управления профтехобразования. Из 120 училищ области 90 были городскими, и всеми ими Федорову М.А. нужно было управлять. И это во время больших перемен, когда во всем требовались новые подходы.

В 1993 году Михаил Андреевич выходит на пенсию, но с педагогической работой не расстается. Его приглашают вернуться в Профессиональное училище № 34 в качестве мастера производственного обучения. По его инициативе в училище открывается новое направление - обучение художественно-оформительским работам. Федоров становится там и мастером, и преподавателем и трудится в этом качестве до 2006 года, периодически устраивая небольшие выставки своих картин в библиотеке училища, которые с удовольствием посещали как обучающиеся, так и педагогические работники. Тогда ему исполнилось 75 лет, пора бы отдохнуть, но неугомонная душа Михаила Андреевича не терпит застоя.

С 1993 года в течение 20 лет возглавляет ветеранскую организацию учебных заведений профтехобразования города Дзержинска, является членом президиума городского Совета ветеранов. Ему присвоено звание «Почетный ветеран Дзержинской ветеранской организации», организует выставки, на которых демонстрирует и свои работы, интересные, кстати. Не зря же он стал лауреатом Всесоюзного смотра народного творчества РСФСР.

Рассматривая картины в мастерской Михаила Андреевича, где проходила наша с ним встреча, я испытывала в душе гордость от того, что обучаюсь в учебном заведении, которым он, когда –то руководил и внес значительный вклад в его развитие.

А в завершении нашей беседы я попросила его дать напутственное слово студентам, обучающимся сегодня: «Уделяйте больше времени учебе, учитесь даже тогда, когда, казалось бы, больше нечему. Выбирайте будущую профессию только по душе, станьте профессионалами своего дела.

Будьте настоящими патриотами, любите своих родных и близких, свою Родину, будьте готовы к их защите.

Посещайте ветеранов, слушайте их «живой» рассказ. У вас столько возможностей сделать мир лучше! Сделайте это!»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: