Практическая работа №4
«Автоматизация работы пользователя средствами СУБД ACCESS»
Краткая теория
Технологический процесс обработки данных включает:
- подготовительный этап — подготовка к решению задачи (создание справочников, введение в память компьютера необходимых постоянных данных, корректировка состава типовых документов и др.);
-начальный этап связан с операциями по сбору, регистрации и размещению документов в базовые массивы. Возможна обработка документов, заполненных вручную, однако более эффективным является электронное документирование. Программа ввода документов позволяет осуществлять автоматический ввод в документ необходимых справочных и условно-постоянных признаков, контроль и корректировку ошибочной информации, дублирование документов, удаление неверных документов и др.;
- основной, завершающий этап работы связан с получением необходимых отчетных форм. Из компьютерной базы данных извлекаются рабочие массивы, подлежащие группировке по соответствующим ключевым признакам, подсчету по ним итоговых данных с распечаткой в дальнейшем полученных отчетных документов.
Система управления базой данных (СУБД) – комплекс программ, обеспечивающий централизованное хранение, накопление, модификацию и выдачу данных, входящих в БД.
СУБД позволяет создавать базу данных и управлять ее функционированием.
СУБД обрабатывает обращения к БД, поступающие от пользователей, прикладных процессов и выдает необходимые им сведения.
СУБД обеспечивает:
1. Описание и сжатие данных.
2. Манипулирование данными (запись, поиск, выдачу, изменение содержания).
3. Физическое размещение.
4. Защиту от сбоев, поддержку целостности и восстановление.
5. Работу с транзакциями и файлами.
6. Безопасность данных.
СУБД классифицируются на иерархические, реляционные, объектно-ориентированные и гибридные.
Реляционная СУБД ACCESS разработана фирмой Microsoft Corporation. Основное назначение СУБД ACCESS – создание, обработка и использование реляционных БД на ПЭВМ. По своим возможностям не уступает современным СУБД. Благодаря развитому интерфейсу, ориентирована на пользователей профессионалов и непрофессионалов.
Основные функции СУБД ACCESS:
1. Создание БД.
2. Ведение БД (обновление, добавление, удаление записей, реструктурирование, упорядочение, защита, копирование, удаление, переименование БД).
3. Обработка БД (поиск и выборка данных, вычисление, преобразование, графика).
4. Формирование и вывод документов в различных формах.
Язык программирования: ACCESS BASIC.
СУБД ACCESS поддерживает OLE-технологию (связывание и встраивание объектов).
Наиболее часто используются следующие типы данных:
Текстовый – последовательность символов длиной до 255 знаков (по умолчанию – 50)
Мемо – текстовое поле длиной до 65535 знаков, не может быть ключевым, используется для примечаний.
Числовой – используется для расчетов.
Подтипы:
1.Байт – целое число (от 0 до 255)
2.Целое – целое число (от -32768 до 32767)
3.Длинное целое - целое число (от -2147483648 до 2147483647)
4.С плавающей точкой – содержит целую часть и дробную часть (7-15 знаков).
Денежный – числовой тип с ограниченной точностью.
Дата/время – для работы с календарем.
Стандартные форматы:
1.Полный формат даты (11.03.05 17:34:23)
2.Длинный формат даты (11 марта 2005г.)
3.Средний формат даты (11-март-05)
4.Краткий формат даты (11.03.05)
Счетчик- уникальный идентификатор записи (в таблице один)
Логический – Да/нет.
и др.
Порядок выполнение работы:
«Создание отчета «Оперативный анализ прибыли или убытков
По товарам»»
1.Создать БД «Анализ прибыли» в соответствии с вариантом задания
Варианты заданий:
Вариант | Товары | Вариант | Товары |
Молочные продукты | Хлебопродукты | ||
Мясные продукты | Строительные материалы | ||
Рыбные продукты | Мебель | ||
Овощи | Посуда | ||
Фрукты | Автозапчасти | ||
Зап.части | Телефоны | ||
Лекарства | Спортивные товары | ||
Женская одежда | Банные принадлежности | ||
Мужская одежда | Постельное белье | ||
Детская одежда | Книги | ||
Канцтовары | Товары для дома | ||
Цветы | Музыкальные диски | ||
Семена | Фурнитура | ||
Парфюмерия | Краска | ||
Хоз.товары | Бытовая техника |
2.Сконструировать таблицы:
2.1Покупка
Код | Наим-ие | Производитель | Цена покуп, руб | Кол-во |
М125 | Бумага для ксерокса | ПО «КОД» |
Типы полей: Код – текстовый, ключ
Наим-ние, Производитель – текстовый
Цена покуп, руб.-числовой, фиксированный
Кол-во – числовой, целый
2.2 Продажа
Код | Цена прод, руб. | Кол-во, прод |
М125 |
Типы полей: Код – текстовый, ключ
Цена прод, руб.-числовой, фиксированный
Кол-во, прод – числовой, целый
3.Построить схему данных, соединив таблицы «Покупка» и «Продажа» по полю «Код» (один-к-одному)
4.Создать форму «Товары» для заполнения таблиц.
5.Заполнить таблицы данными о 10 товарах одной группы в соответствии с вариантом.
6.Сконструировать запрос:
Код | Наим-ние | Кол-во, прод | Цена покуп, руб | Цена прод, руб | Объем реал | Объем реал | Наличие на складе, | Наличие на складе | Прибыль или убыток |
по ценам покуп, руб | по ценам прод, руб | кол-во, шт | по ценам покуп, руб. | ||||||
М125 | Бумага для ксерокса |
Объем реализации по ценам покупки: = Количество,Продано * Цена покупки, руб.
Объем реализации по ценам продажи:= Количество,Продано * Цена продажи, руб.
Наличие на складе, кол-во, шт =: Количество - Количество,Продано
Наличие на складе по ценам покупки, руб: = Наличие на складе, кол-во, шт * Цена покупки, руб.
Прибыль или убыток = Объем реализации по ценам продажи - Объем реализации по ценам покупки - Наличие на складе по ценам покупки, руб
7. Экспортировать запрос в EXCEL и подсчитать итоговую прибыль.
Отчет по лабораторной работе должен содержать:
Схему данных
Формы
Запрос в режиме конструктора
Отчеты