Многонациональная стратегия заключается в приспособлении стратегического подхода к условиям каждой страны, где действует фирма. В странах разрабатывается частная стратегия, соответствующая условиям данной страны, ориентированная на местных поставщиков и полной адаптацией к специфике национального спроса, культуре и обычаям страны. Основная цель многонациональной стратегии обеспечение соответсвия местным условиям.
Глобальная стратегия редполагает использоание 2 методов:
1. размещение определенных видов деятельности в разных странах для наилучшей работы на рынке многих стран
2. координация деятельности рассредоточенных предприятий.
В отраслях с глобальной конкуренцией позиция фирмы в одной стране оказывает серьезное влияние на ее позициях в других странах. Конкурентные преимущества одного национального рынка дополняются преимуществами других стран.
Основной задачей становится определение цепочки ценности, ее звеньев и осуществление деятельности в мировом масштабе. Каждый участник технологической цепочки доводящей товар до конечного потребителя добавляет некоторую ценность, происходит максимизация ценности.
При формировании глобальной стратегии фирма определяется целесообразно ли сосредоточить свою деятельность в нескольких или многих странах на каких странах остановить свой выбор. Выбор между сосредоточением или рассредоточением зависит от вида деятельности фирмы. (Вольво разработка новых моделей и совершенствование в стране базирования, сборка в других странах, Электролюкс рассредоточение за счет прямых зарубежных инвестиций с целью находится как можно ближе к конечному потребителю и быстро реагировать на изменение запросов).
|
Координация деятельности фирмы при осуществлении глобальной стратегии дает возможность достижения конкретного преимущества за счет накопления знаний и опыта, приобретенных в разных местах.
Модель Омае
Другая возможность для достижения конкурентного преимущества –координация деятельности фирмы при осуществлении глобальной стратегии. Преимущество координации состоит в накоплении знаний и опыта, приобретаемых в разных странах. В мире существует тенденция складывания региональных экономических группировок. Модель триады К.Омае объясняет условия формирования и развития МНК. Под триадой понимаются рынки США, Японии и Европы. Новый тип МНК представляет тройственное предприятие, главная отличительная черта которого – сильная позиция на рынках триады. При разработке корпоративной стратегии учитываются возможности воздействия во всех трех регионах. Размещение производства в странах с низкой стоимостью рабочей силы становится менее целесообразно из-за быстрого развития и внедрения новых технологий и более высоких транспортных издержек. Капиталоемкое производство требует более квалифицированной рабочей силы.
Согласно теории Омае рынки стран триады становятся более однородными так как выравнивается покупательская способность. Сближение уровня образования, наличие мощной инфраструктуры и влияние средств массовой информации формирует глобальный стиль жизни. Подразделения тройственной МНК адаптированы к условиям местного рынка играют существенную роль. Производство высокотехнологичной продукции определяет стратегию вывода товаров на рынок при которой в течение 1-2 лет товар выводится на основные рынки. Фактор времени приобретает стратегический характер. Тройственные МНК предполагают проведение организационной перестройки. К.Омае определяет такие организационные формы как мультинациональная, мультилокальная и мультирегиональная. Штаб-квартира должна всеми средствами способствовать повышению эффективности, формирует структуру МНК, перераспределяя ресурсы между подразделениями, становится информационным центром, координирует активность предприятий в одной и той же сфере но в разных странах триады. Особенностью модели Омае является разделение ответственности между регионами триады за страны третьего мира: японцы должны поддерживать тесный контакт с предприятиями третьего мира, американцы ответственны за Латинскую Америку, европейцы - за Африку.
|
Недостатки модели Омае:
-недооценка национальных различий
сосредоточение внимание на высокотехнологичной продукции
Маркетинговая стратегия