Вне пространства, вне времени 2 глава




Неоплатоническое направление мысли в некоторой степени оформило христианскую ангелологию, в особенности в знаменитом апокрифе, приписанном св. Дионисию Ареопагиту. В работе «О небесной иерархии» описана девятиричная классификация ангельских чинов. Девять Чинов состоят из серафимов, херувимов, престолов, господств, сил, властей, начальств, архангелов и ангелов, которые размещены в девяти сферах под миром неподвижных звезд. Исследователь и маг эпохи Возрождения Марсилио де Фичино описывает роли этих ангельских чинов так: серафимы «размышляют о порядке и предусмотрительности Бога»; херувимы созерцают «сущность и форму Бога»; престолы созерцают Божественное Присутствие, «хотя некоторые приступают к трудам»; господства «планируют то, что исполняют иные чины» как «божественные архитекторы»; силы «двигают небеса» и «сотрудничают в произведении чудес»; власти — неусыпные стражи (sic!) мирового порядка, тогда как «некоторые из них спускаются к человеческим вещам»; начальства — эгрегорические охранители «публичных дел, наций, князей и магистратов»; архангелы — духовные смотрители «божественного культа, они следят за священными вещами»; ангелы исполняют более личную роль, поскольку «ответственны за отдельных людей как их ангелы-хранители» (даймоны греческой традиции).

В западной тайной традиции, в ее эзотерической теологии ангелы считаются безмятежными трансцендентальными мудрыми сущностями, пугающими существами, по природе своей состоящими из чистого света и сознания блаженства. Как существа, состоящие из чистой энергии и света, они известны как Повелители Пламени. Они эманированные формы Божественного Разума (Nous) и посланники Высочайшего. В этой роли они космические посланцы, служащие творению и эволюции космоса и его обитателей. В контексте прикладной магии они предоставляют ключи пугающих трансформаций микро-макрокосма в соответствии с просвещенной волей истинного мага. На более глубоких планах ангелические силы опосредуют невыразимую нуминозность Высочайшего, существующего всецело вне всех обусловленных человеческих понятий и всякого опыта.

Архангелы и ангелы стоят между божественным и природным миром как носители занебесных влияний Потустороннего. Они отражаются в психических комплексах как высшие звенья цепи, тянущейся от природы к божественному, претергуманоидные способности Ratio или Божественного Разума, соответствующие трем чинам ангелов, архангелов и сил. Intellectus, или Активный Разум связывает со средними чинами властей, начальств и владычеств. Наконец, самая возвышенная способность, Mens, или Совершенный Ум, характеризуется высшими чинами престолов, херувимов и серафимов. Это состояние, в котором реализована полная тождественность с Божественным. В западном эзотеризме ангельские силы соответствуют высшим движителям сознания. Потому они изображаются как смотрители за духовной эволюцией человеческих существ. Как «ангелы-наставники» они воплощают невероятно мощный посвятительный потенциал, скрытый в психике, наставляя и вдохновляя нас, преображая все наше существо в соответствии с Трансцендентальной Волей.

Как сказал великий маг эпохи Возрождения Пико дела Мирандола о полностью реализовавшемся маге, в людей был внедрен магический потенциал сотворения себя, возможность стать кем-то по своему выбору. Мирандола сказал: «Любое семя, которое будет культивировать человек, взрастет к зрелости и принесет ему свой плод. Если оно растительное, он будет подобен растению. Если чувственное, он станет животным, чувственным. Если рациональное, он станет подобен небесному существу. Если интеллектуальное, он будет ангелом и сыном Бога. И если, будучи счастлив долей несотворенного, он обратится к центру своего единства [ Mens ], духу, единому с Богом в одинокой тьме Бога, который стоит над всеми вещами, то превзойдет их все» («Речь о достоинстве человека»). Ангельские иерархии Дионисия в общем тождественны халдейской девятичастной схеме сверхбожественных сил «интеллектуального мира» как управителей планетарных сфер. Этот шаблон заимствован из более древней Меркавы, или Делания Колесницы, в котором посвященный проходит через планетарные «небеса» к unio mystica или мистическому единству (с Богом).

Вкратце ангельская трансформация в западной оккультной традиции и цель магии лежит в вознесении души к ее сущностной ангельской природе, реализации внутреннего ангела в материальном человеке, принятии той природы, что вызывает трансмутацию в обожествленное существо или «совершенного» и трансформации окружения к райскому или небесному состоянию мира. В ангельских культах Йезидистана эта мистерия продолжается в фигуре Ангела-Павлина, Мелек Тауса. Этот термин был тонко истолкован суфийским мастером Идрис Сайед Шахом как эзотерическая формула, описывающая духовное обновление посвященного. По арабской технике абджад (abjad) слово МаЛаК, «царь-ангел», символизирует независимый ангельский дар духовного сознания в человечестве. Омофон «Тауус» (Tauus) означает «зеленеющая земля». Следовательно, здесь подразумевается райское расширение психического поля под управлением внутреннего ангела или расширение разума (зеленая земля) посредством высшей способности (ангела).

Этот инициатический процесс можно понять при помощи валентинианской гностической классификации человеческих духовных темпераментов, тройственной типологии, определяющей внутреннее состояние развития человеческих существ в этом мире.

Hylkos, или гилико-материальный человек — это приземленное состояние, ограниченное чисто материальным уровнем восприятия/постижения. Они связаны животной инстинктивной обусловленностью. Такие люди принадлежат «стаду» человечества, опутанные иллюзорными и дуалистичными стандартами, определенными для масс политической социальной инжинерией, медиа, рекламой и т.д. Это состояние слепоты и сна, в котором человеческий разум заблуждается и запутывается в фантазмах материального невежества. Потому это низшее и самое распространенное состояние человеческой эволюции на этой планете в настоящее время, кратко характеризуемое алхимическим элементом Соли. Многие магические техники и духовные упражнения практического оккультизма разработаны для того, чтобы пробудить человечество от «сна материализма». Будучи пробуждены, они могут воспринимать, понимать и наслаждаться реальностью жизни на всех уровнях, обучаясь развитию духовности.

Psykhikos, или Психический Человек — это тип, который до некоторой степени развернул скрытые способности души. Они стремятся к реализации истины и внутри, и снаружи. Это состояние активного равновесия, духовного вдохновения и пробуждения подлинной природы «я», в которой вспышки прозрения (synesis) позволяют посвященному достичь проблесков гнозиса или самопознания. Это стадия, на которой посвященный начинает проявлять пробужденное состояние и дифференцироваться от дремлющей множественности профанного мира. С приближением зари Эры Водолея все больше и больше людей начинают искать освобождения от цепей материализма и стремиться к этой стадии духовного развития. Ее динамическая природа кратко характеризуется алхимическим элементом Сульфуром.

Pneumatikos, или Нуминозный Человек — это высшая стадия совершенства, на которой реализация гнозиса становится неразрывной с изначальным блаженством. Превзойдя иллюзорные ограничения материального состояния, Pneumatikos полностью принадлежит божественному миру Чистого Разума и существует по ту сторону всех мирских стандартов доброго и злого как «освобожденный», «совершенный» (Cathari) или «очищенный» (Katharos). Бессмертный, всеведущий и обладающий чудесными силами. Это состояние духовного «облагораживания», которое ищет маг, инициатический Apolystrosis, освобождение или искупление в учениях гностического мистика Валентина. Оно характеризуется ангельским состоянием в его безупречной и изначальной чистоте. Поднявшись над сферами земного и божественного миров, Pneumatikos освобождены от власти Судьбы и причинного времени, освобождены от Колеса Необходимости и обусловленности влиянием звезд. Они становятся совершенно свободными, неподвластные времени и смерти. Это трансцендентальное состояние соответствует алхимическому элементу Меркурию, Меркурию Мудрых.

Три Архетипических Человека гностической антропологии относятся к трем мирам и двадцати двум концентрическим сферам магической птолемеевской космологии. Это не протонаучная схема солнечной системы, а точная психокосмическая внутренняя карта, открывающая инициатические стадии восхождения и взаимосвязанную «золотую цепь» Бытия, которая растянулась на духовный, звездный и материальный миры.

Натуральный Мир — это геоцентрическое царство сжатого физического вещества или материи и подлунной области Hylekoi. Он расширяется от Terra, элементарной сферы земли в центре через все более очищенные элементарные сферы Aqua (воды), Aer (воздуха или атмосферы) и Ignis (огня), сферы заоблачного пламени. Этот мир находится в полном распоряжении каузального влияния Времени, во власти зодиакальных звезд и планет. Он характеризуется «Становлением» и непрестанной текучестью, в отличие от постоянного онтического «Бытия» в платоническом смысле. Отсюда его конечная ограниченность Абсолюта, мираж или игра теней, переходящая от вечных «Идей» или «Архетипов» в чистой реальности Nous или Божественного Разума.

Небесный мир включает в себя планетарные и звездные сферы, а именно орбиты Sol (Солнца), Luna (Луны), Mercurius (Меркурия), Venus (Венеры), Mars (Марса), Jupiter (Юпитера) и Saturnus (Сатурна), и огдоадическую сферу Caelum Stellatum или Звездных Небес (Mazloth — Звездные Небеса халдейско-еврейской оккультной традиции) — включающую в себя неподвижные звезды зодиакального пояса. Они воспринимаются как движители живых разумов или душ, а не физических тел, а также как микрокосмические принципы, действующие как инструменты и проводники Божественного Света. Они беспрестанно изливают нуминозные влияния в материальное проявление и обусловливают мир пространства-времени под собой. Это оккультное учение, стоящее за эзотерической астрологией как магическим средством в руках мага. Это область Psykhikoi, или сферы живых душевных принципов, соответствующих Божественным Идеям, отпечатывающихся в податливом веществе материи (hyle).

Божественный или Занебесный Мир — это царство Первосуществования. Он характеризуется божественным состоянием Pneumatikoi или Освобожденных. Это неизменная плерома бессмертного существования, до-существование или про-он Плотина, нерожденное совершенство Высшего, подлинный мифический «Золотой Век» или райская земля. Это мир самосветящийся, по ту сторону Времени и изменения, совершенно блаженный — бесконечное расширение чистого знания и наслаждения, подлинная нуминозная сущность настоящего «я». Он распространяется на девять сфер ангельских иерархий Дионисия: ангелы, архангелы, начальства, власти, силы, престолы, господства, херувимы и серафимы в сфере Mens, или Совершенного Ума. Так он достигает непознаваемой бесконечности Скрытой Божественности, Абсолюта по ту сторону всякой обусловленной мысли или представления.

Сферы и круги этой тройственной космологии представляют гностическую картографию сознания, являющую «эоны», плионы (plyon) и врата силы, которые маг должен пройти на пути Великой Реализации, высшего Апотеозиса. В этом смысле она предоставляет изначальный холистический микро-макрокосмический универсальный шаблон, так и Царский Путь инициатического восхождения в Высшей Ангелической Магии. Она открывает взаимосвязанную структуру ноуменального и феноменального «миров» и потому дает представление о среде магических процессов в соответствии с герметической аксиомой: «Что наверху — то и внизу».

В «Эннеадах» (IV в. н.э.) Плотин ссылается на эту «catena aureae » или «золотую цепь», связывающую высшие и низшие уровни реальности: в Искусстве Магии все обращено к этой связанности: Молитва и ответ на нее, Магия и ее успех зависят от симпатии связанных сил. От возвышенных миров ангельских разумов до грубого измерения элементов все есть святой континуум, заполненный тонкими гармоничными связями и вибрирующими резонансами, примиряющими высшие и низшие принципы. Таково практическое знание этого шаблона, этой невидимой Harmonia Mundi или Гармоничного Мира, которое делает магию и возможной, и действенной. И скромное заклинание на исполнение желания не меньшее достижение, чем высшие ангельские мистерии Света.

Глава вторая

Дети Небес

 

«В повествовании об Азазеле есть непроницаемая Тайна», - Моше Маймонид, ок. 1190 г. н.э.

 

Как нам верно истолковать и, следовательно, вполне понять значение тех древних и загадочных легенд относительно Падения ангелов в Ветхом Завете иудео-христианской Библии и апокрифических текстах? Как эти запутанные и загадочные упоминания и мифы понимались в Высшей Ангельской Магии Запада, и какие истины они сообщают магическому искателю наших дней? Ответы, к которым приводят эти вопросы, удивительно просветляют и открывают неземные проблески тайной истории раннего эволюционного развития человечества и его появления из животного инстинктивного состояния в доисторические времена.

Библейские сведения о нисхождении ангелов ограничены несколькими шифрованными стихами в Бытии: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы и брали их себе в жены, какую кто избрал» (6:1-3).

Странные обстоятельства этих взаимоотношений между ангелами и человечеством развиваются в рождение допотопной расы гигантов, названных нефилим. «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» (6:4).

В ортодоксальных канонических писаниях это единственный фрагмент, который сохранился, и его мистические смыслы до сих пор усердно избегались библеистами, теологами и церковниками. Более полные сведения об этом событии содержатся в некогда утраченной эфиопской Книге Еноха, которая сохранилась в анклаве абиссинской Церкви. Считалось, что шотландский путешественник Джеймс Брюс впервые доставил ее в Европу в переводе в конце XVIII столетия. Однако, копия тома, названного Книга Еноха, записана в одной из книг знаменитой оккультной библиотеки аббата Тритемия из Вурцбурга в XV в. Другой интересный том из этой библиотеки включал Книгу Разиэля, Книгу Гермеса и несколько магических гримуаров, приписанных царю Соломону (Couliano 1987:167).

В октябрьском издании 1999 г. Jerusalem Report было сообщение об открытии так называемого «Свитка Ангела », который, по-видимому, связан с Книгой Еноха. Написанный на смеси еврейского, арамейского и греческого, это документ был найден на Иордане, к юго-востоку от Мертвого моря, скрытым в сосуде в пещере. Сообщалось, что он был тайно приобретен в 1970-х группой монахов-бенедиктинцев, контрабандой вывезших его из страны в монастырь на границе между Австрией и Германией. Здесь он оставался десятилетие, пока не был переведен. Текст, предположительно, как и Книга Еноха, описывает путешествие на Небеса, проделанное ангелом-Стражем. Автору «Свитка Ангела» были показаны все «тайны небес», он также был научен видеть знаки в солнце, луне и звездах, чтобы предсказывать будущее (астрология). Вдобавок его научили предсказанию погоды, письму, использованию растений и камней (кристаллов?) для излечения болезней и предсказания будущего, а также технике путешествий во времени. Свиток Ангела упоминает Бога под ханаанским именем Эль, а Сатану как Белиала, буквально «огонь или свет Бога». Свиток посвящен Иешуа (еврейская форма имени Иисус!), который описан как «Святой» и сын жреца. Недавно было высказано предположение, что Иосиф, отец Иисуса, мог в действительности быть жрецом в иерусалимском храме (новости с сайта Эндрю Коллинса 21.1.00).

Джеймс Брюс не настаивал на том, чтобы называть Книгу Еноха «гностическим текстом»; она, предположительно, датируется 165 г. до н.э. - 100 г. н.э. Это более тонкое наблюдение, чем у многих клерикальных комментаторов, настаивающих на смутных моралистических заключениях относительно документа. Перевод текста Брюса лишь предоставил буквальное подтверждение глубоко тайного и сокрытого течения ангельских мистерий, передаваемых столетиями в определенных эзотерических кругах и культах в Европе. Брюс был интересной личностью, бывший не тем, кем казался на поверхности. Он был шотландским аристократом королевской крови, утверждавшим себя потомком Роберта Брюса. Он был классическим ученым и библеистом, ведущим масоном. Как Шотландский Масон, он, по предположениям некоторых, находился в контакте с Масонскими Рыцарями-Храмовниками (Collins 1996:12). В роли путешественника Брюс выступил в 1768 г., попытавшись обнаружить исток Нила. Предполагается, что это было лишь прикрытие для его подлинной миссии, которая заключалась в том, чтобы найти древние документы и скрытые сокровища, связанные с так называемыми черными евреями Эфиопии.

В Книге Еноха ветхозаветному пророку явлено видение Небес, и он, в противоположность Свитку Ангела, был проведен архангелом Рафаэлем, который, как считается, был одним из тех хороших парней, не восставших против Бога. Однако Енох встречает Григори, которых описывает как гигантских воинов человеческого облика и «хранителей мира». Grigori означает «стражи» и указывает на их роль как следящих за миром. Когда любопытный Енох спрашивает о природе Григори, ему отвечают, что они и их князь, Сатанаэль, путешествовали на Землю и прибыли на гору Ермон или Хермон. Там они увидели «дочерей человеческих» и взяли их в жены, как описано в Бытии. В римские времена гора Хермон была местом святилища козлоногого бога Пана. Оно было построено вокруг пещеры и природного родника, который был источником реки Иордан.

В сердце легенд о Войне на Небесах, когда Люцифер восстал против Бога, был поражен архангелом Михаэлем и сброшен с Небес, а также о нисхождении павших ангелов лежит гностическая даймонософия и тайный антропогенезис. Великий Ангел Света и его спутники были избраны для нисхождения и принесения себя в жертву материи, чтобы помочь душевной и духовной эволюции прото-человечества. Ранние люди были глубоко погружены в материю. Их осознанность была еще более смутной, чем сегодня, и ограничена автоматическим и инстинктивным уровнем животной жизни. Задача павших ангелов была буквально в том, чтобы искупить и освободить людей из их материальной тюрьмы. Эзотерические учения описывают, что когда человеческий организм наконец превзошел и появился из миллионов своих эволюционных предшественников растительного, рептильного и млекопитающего рода, ему все еще недоставало истинного света само-осознающего сознания. Он все еще был опутан «сном» во тьме материальной вселенной.

Восстание ангелов было жертвой прометеевских масштабов, в которой ангелы воплощались в материальном измерении времени и пространства, чтобы передать сияющее семя гнозиса человеческим существам. Они наделяли себя способностью осознать внутреннюю божественность и достигнуть освобождения от уз материального существования. Падшие ангелы, согласно тайной доктрине, не были злыми или «грешными». Напротив, они были трансцендентальными аватарами человеческого духовного спасения и, в конечном счете, искупления посредством гнозиса. Они «открыли вечные тайны, бывшие на небесах, которые стремились узнать люди». Бен Элохим, или Сыны Бога, тогда были носителями божественного просветления для дремлющего «Адама из Красной Глины», для человека, погруженного в материю. Они позволили ему пробудить знание истинных сил и судьбы непадшего духовного существа, открыв «Адама Алмазного», которого упоминают коптские гностические тексты; бессмертная сущность нашего подлинного существования по ту сторону всяких обусловленных мирских состояний. Искупление темной материи (hyle) посредством передачи Lux Anglicae, или Ангельского Света, было задачей Стражей в их нисхождении на земной план. Их миссия была в том, чтобы привести всех существ к окончательному освобождению и, наконец, к восстановлению всего мира к его изначальному райскому состоянию.

Э.У. Лиддел (E.W. Liddell 1994) писал об истолковании этого мифа квази-масонским Compagnons du Tour или Товариществом Башни (Вавилонской) в средневековой Франции, ответственным за помощь в постройке великих готических соборов. Он отмечает, что они верили в то, что «Люцифер был обречен быть духом, вечно пребывающим в человеческом механизме. Падение ангелов правильно понимать как представление воплощения Божественности в телесной плоти». Комментируя библейский миф о сынах Бога и «дочерях человеческих», он говорит, что он представляет «…еще одну попытку объяснить тайну, посредством которой Божественность стала ассоциироваться со смертью». Как мы увидим далее в этой книге, это связано с еще одним «сыном Бога», воплотившимся в телесной плоти.

Нужна недюжинная близорукость, чтобы не заметить тот очевидный факт, что здесь Великий Ангел Люцифер, Светоносец, представляет архетипическую фигуру до-христианского и не-христианского происхождения, совершенно несвязанную с дуалистическими персонификациями морального «зла», называемого Церковью Сатаной. Но даже в средневековых мистериальных пьесах мы встречаем память о возвышенном статусе восставших ангелов.

Например, в Честерском цикле мистериальных пьес Люццифер (sic!) говорит: «Девять оболганных чинов ты оправдал здесь / В твоем блаженстве воссияет фантазия, / и я верховный властелин, здесь, перед твоим взором». Это указывает на превосходство над иерархиями Дионисия в красоте, Свете и знании.

Чтобы получить более полное представление об ангельском вмешательстве в эволюцию человеческого вида, нам следует обратиться к оригинальному тексту энохианского мифа у Чарльза (Charles 1912). Это история о нисхождении Светоносца и ангельских воинств в материю, рассказанная как гностическая сказка о падении души в физическое воплощение, о заточении духа в забвении профанной осознанности, о передаче оживляющего огня ангелов Красной Земле Бессмертия и занебесном происхождении человеческой цивилизации на этой планете: «И пришло время, когда люди умножились, и в те дни родились у них прекрасные и привлекательные дочери. И ангелы, дети небес, увидели и возжелали их, и сказали друг другу: «Пойдем, выберем себе жен из детей человеческих, и родят нам детей». И таковы были имена их вождей; Семиазаз ( Шемьяза или Азазель ), их вождь, Аракиба, Рамеэль, Кокабиэль, Тамил, Рамиэль, Данель, Изекиль, Баракиэль, Асаэль, Армарос, Батарель, Ананель, Закиэль, Самсапеэль, Сатарель, Турель, Джамджаэль, Сарель ».

Опять-таки, эти небесные смешения браков между ангелами и смертными сферами ведут к рождению Нефилим, гигантов древней Земли, ибо «дочери человеческие» «забеременели от них и породили исполинов высотой в три тысячи локтей». После этого ангелы привили различные магические техники своим человеческим женам и детям, а из этого следует, что развитие магических сил — это врожденное наследие ангельского мира, чудесное наследие «вечных тайн, что были на небесах».

Опять-таки цитируя по Книге Еноха: «Азазель научил людей делать мечи и ножи, и мечи, и доспехи, и дал им знание металлов [ земли ] и искусство их обработки, и браслетов, и украшений, и использования сурьмы [ хрупкий, серебристо-белый металлический элемент, используемый в сплавах ], и приукрашивания век [ косметикой ], и всех видов драгоценных камней, и всем красящим смесям — Шемьяза научил волшебству и собиранию корней, Армарос — наведению чар [ магия противодействия ], Барикиджаль - астрологии, Кокабиэль — созвездиям, Изекиль — знанию облаков [ предсказание погоды ], Аракиэль — знакам земли [ геомантия ], Шамсиэль — знакам солнца, и Сариэль - движению луны ».

В этих описаниях ангелов-наставников отчетливо видна планетарная структура. Азазель, первый кузнец (позднее представший в облике Тубал-Каина, первого кузнеца в Библии) и работающий с огнем волшебник, был ассоциирован с Марсом (Мадим) в раввинической традиции. Он был вавилонским богом адского огня и подземного солнца, Нергалом. Наряду со своей свитой сатиров-Сеирим, или «Косматых», в еврейской демонологии он также представляет форму аккадского козлорогого божества Уза. Шемьяза, альтернативная форма Азазеля, но представленный в Книге Еноха отдельным ангелом — это Люциферианский Повелитель Волшебства. Он соответствует Венере (Нога [Nogah]) как Утренней Звезде, которая была известна евреям как Хелель бен Шахар и соответствовала «Небесной Царице» Иштар. Баракиджаль, как учитель астрологии, связывается с мацлотической сферой Coetum Stellatum, а Кокабиэль, учащий знанию звезд, очевидно, заимствован от термина Kokab, или «звездный свет». На еврейском это указывает на планету Меркурий, который, в свою очередь, приравнивается к божественному писцу Небо или Небу, «говорящему», записавшему священные знаки небес в «Шитир-Шаме», или Книге Богов.

Аракиэль, наставник в «знаках земли», вероятно, соответствует Шаббатаи, или Сатурну, от Sabor, «сеять», как первобытному богу сельского хозяйства, садоводства и земледелия. Ветхозаветный пророк Амос зовет его «звезда бога Рефана», ссылаясь на Ремфама, египетское обозначение Сатурна. Изекиль, открывающий «знание облаков», соответствует небесному Царю, Юпитеру (Цедек) или ассирийскому Мардуку. Шамсиэль, в чьем ведении солнечные тайны, очевидно, соответствовал сфере солнца (Шемеш) и, вероятно, заимствован из великого солнечного бога вавилонян, Шамаша. Сариэль, наставлявший людей в тайнах луны, является управителем лунной сферы (Левена) и может быть формой месопотамского бога Зина, или Сина.

В поздней каббалистической и средневековой магической традиции планетарных ангелов называли Микаэль или Михаэль (Солнце), Габриэль (Луна), Рафаэль (Меркурий), Самаэль (Марс), Сахиэль (Юпитер) и Кассиэль (Сатурн). В более современной магии, с открытием новых планет, к списку добавились новые ангелы. Это Уриэль (Уран), Асариэль (Нептун) и Азраэль (Плутон).

В ангельских мифах Йезидистана, которые мы изучили в первой главе, великий ангел Мелек Таус (или Царь-Павлин) отождествляется с Азазелем или Азазилом. Он изображается как Черная Змея, изначальная змея мудрости в Саде Эдемском. Его иной божественный эпитет — Ласифар, курдская форма Светоносца. Его связь с Марсом продолжается в еврейском аллониме как ангела Марса Замаэля или Самаэля, который тоже отождествляется с эдемской змеей. Здесь можно проследить связь вплоть до египетского представления о планете Марс как о Ра-Хорахти, или «Красном Горе», и связать с допотопными мистериями Слуг или Последователей Гора. Они были божественными предками Шемсу-Гора, правившего до-династическим Египтом до его смертных правителей.

Важную опору для сравнения и понимания в сущности гностического мифа об энохианских Стражах, как о спуске души в материю, можно найти в мистической антропогении александрийского трактата «Поймандр» I в. н.э., который является Libellus I герметического корпуса мистических текстов. Он содержит поразительно схожее видение о спуске Небесного Человека в мир материальной природы и предлагает много глубоких точек согласования как ключи к тайне Стражей. Первоначальный человек (Антропос), будучи по природе своей Нусом, или Божественным Умом, был бессмертным существом жизни (Зоя) и света (Фос), Человеком Вечной Сущности. По герметической версии, побужденный творческим импульсом, божественный Антропос спустился с высшей сферы Нуса/Менс. Он прорвался сквозь звездные и планетарные круги и, вглядевшись в подлунный мир материи (Hyle), был привлечен отраженной красотой природы (Physis). «Ненасытная любовь» привела Небесного Человека к Темной Женщине природы, которая «заключила своего возлюбленного в объятия, и они соединились во взаимной любви».

С этого времени, говорит герметический текст об Антропосе: «Бессмертный и властелин всех вещей, он подчинен Судьбе (эймарменэ), которая царит над всем смертным». В этом смысле, как понимается философами классического мира, судьба или Участь была высшей богиней, управлявшей человеческими делами. В «нисхождении в материю» Антропос вошел в обусловленный мир творения и разрушения, мир причинности, мир безжалостной власти Времени над смертными вещами, что обозначается судьбоносным правлением зодиакальных и планетарных светил, «Семи Управителей», обретающихся в материальном измерении.

Из этого единства духа и материи произошли «семь человек». Жизнь (Зоя) Небесного Человека так становится душой, свет (Фос) проявляется в Разуме (Нус) воплощенных людей. Исследователь Ренессанса, доктор Фрэнсис Йейтс, проницательно отметила насчет нисхождения: «падение Герметического Человека больше похоже на падение Люцифера, чем на падение Адама» (Yates 1969:27). В Трисмегистовом описании падения божественного света (Фос) в материю, возможно, будет полезно вспомнить, что греческое слово Phosphoros эквивалентно латинскому «Lucifer» и, как эпитет Утренней Звезды, означает «светоносец». Оккультист и член Герметического Ордена Золотой Зари Артур Эдвард Уэйт, ссылаясь на резьбу на Арке Константина, отмечает, что в юноше изображен «Гений, держащий факел и, как говорят, означающий Утреннюю Звезду или Люцифера, появляющегося из облаков — представленных в виде вуали вокруг него... С масонской точки зрения, этот символ в своем полном смысле означает появление побеждающего света ».

Путь высшего посвящения в Герметические Мистерии — это гностическое восхождение освобожденного посвященного сквозь сферы, отбрасывание нечистых влияний материального мира при возвращении к изначальному само-светящемуся состоянию Божественного Бытия: «И если ты знаешь, что ты вышел из жизни и света и что ты из них создан, ты вернешься к жизни ». Экзистенциальная проблема «падшего» человечества определена как невежество о нашей истинной, нерожденной и бессмертной природе, как заблуждение и запутанность в непостоянном мире материальных видимостей, как последующее ограничение, забвение и испытываемое там страдание. Ключ к освобождению и мистическому «восстановлению» лежит внутри, в освобождении непадшей сущности, в мире гнозиса или трансцендентального знания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: