Глава 2. Из истории становления целей и идеалов в образовании и воспитании. Определение сущности постановки целей и идеалов в образовании и воспитании




Оглавление

Введение

Глава 1. Определение понятий "образование" и "воспитание", конкретизация их взаимосвязи

Глава 2. Из истории становления целей и идеалов в образовании и воспитании. Определение сущности постановки целей и идеалов в образовании и воспитании

Глава 3. Современные тенденции в постановке целей и формировании идеалов в образовании и воспитании

Заключение

Список литературы

Приложение

 


Введение

 

"Что сказали бы вы об архитекторе,

который, закладывая новое здание,

не сумел бы ответить вам на вопрос,

что он хочет строить - храм ли… просто ли дом…

То же самое должны вы сказать и о воспитателе,

который не сумеет ясно и точно определить вам

цели своей деятельности"

К.Д. Ушинский

 

Человеческое общество заинтересовано в собственном воспроизводстве. Исторически сложилось так, что основными инструментами воспроизводства стали образование и воспитание. Несмотря на существование множества определений этих двух понятий, многие эксперты сходятся в едином понимании "сверхзадачи" процессов образования и воспитания. Так, И.П. Подласый видит в образовании "инструмент развития общества", а в воспитании "процесс культурного воспроизводства образа идеального человека" [10, C. 157]. Н.В. Бордовская и А.А. Реан рассматривают образование как "один из оптимальных и интенсивныхспособов вхождения человека в мир науки и культуры" [1, C. 210], а В.Г. Крысько [7] воспитанию отводит решающую роль в развитии человека, воспроизводстве высших ценностей и норм, накопленных за все время существования человечества.

Значимость образования и воспитания осознавалось во все времена и властью. Примером тому могут являться процессы формирования идеологии в 20-м веке в СССР, США, Германии, Китае и др., сменяющиеся в 21-м веке процессами формирования образовательной политики, переоценки ценностей и норм в общемировом масштабе.

В связи с высокой значимостью процессов образования и воспитания, на первый план выходит формулирование целей для этих процессов. И здесь важно понимать каким образом возникают эти формулировки, на что они опираются и как с ними нужно работать субъектам образования и воспитания, и в первую очередь - педагогам.

Целью данной работы является определение специфики процессов целеполагания и формирования идеалов в образовании и воспитании. Сделать это возможно через решение следующих задач:

определение понятий "образование" и "воспитание", раскрытие специфики их связи;

анализ исторических прецедентов использования понятий "образование" и "воспитание";

определение специфики формирования целей в образовании и воспитании, связи между процессом целеполагания и идеализацией;

определение современных целей в образовании и воспитании, условий их формирования и перспектив реализации.

 


Глава 1. Определение понятий "образование" и "воспитание", конкретизация их взаимосвязи

 

На данный момент существует большое количество определений понятий "образование" и "воспитание". Приведем некоторые из них.

Согласно В.Г. Крысько, образование - "это, во-первых, процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и, во-вторых, результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовке человека" [7, C. 74].

А воспитание, в понимании этого автора "это целеустремленное, организованное формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в обществе, научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений, развитие у них высоких морально-политических, психологических и физических качеств, а также привычек поведения, соответствующих требованиям социального окружения и деятельности" [7, C. 78].

Согласно Н.В. Бордовской, образование - "это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей" [1 C.96].

По Н.С. Дашиной "воспитание представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку ее к трудовой и общественной деятельности" [5, C.63].

Согласно М. П. Поповой, воспитание - "социально обусловленный, специально организуемый процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на приобщение воспитанников к системе социальных ценностей для дальнейшего включения их в освоение и преобразование мира человеческой культуры" [11, C. 43].

Интересны определения понятий, данные еще Л.Н. Толстым. "Воспитание, по его мнению, есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим; а образование есть свободное отношение людей, имеющее своим основанием потребность одного приобретать сведения, а другого - сообщать уже приобретенное им" [13, C.48].

Тон образовательной политики нашего государства задается определением понятия образования, которое дано с первых страниц закона "Об образовании". "Под образованием… понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения… обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением обучающимся образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом" [14].

Анализ приведенных выше и других определений понятий "образование" и "воспитание" позволяет сделать следующие выводы:

образование и воспитание - есть длительные по времени процессы;

образование и воспитание - есть целенаправленные процессы;

содержание процессов воспитания и образования задается актуальными требованиями заказчиков, в роли которых выступают государство, общество (семья, бизнес и др. микрогруппы);

помимо актуальных требований заказчиков существуют культурные традиции в определении норм и ценностей, которые также должны быть включены в содержание процессов воспитания и образования;

основным содержанием процессов образования и воспитания выступают нормы и ценности. Специфика заключается в том, что для образования эти нормы определены некоторым набором знаний, умений, навыков и способностей, а для воспитания - набором поступков человека (поведением);

основной целью процессов воспитания и образования многими экспертами видится трансляция традиционных - культурных и вновь приобретенных - общественных норм и ценностей от старших поколений младшим;

существуют некоторые разногласия в определении понятий "образование" и "воспитание". В частности они проявляются в определениях Толстого и определении, взятом из ФЗ "Об образовании". Так великий писатель воспитание ставит в один синонимичный ряд с образованием, а законодатели и вовсе объединяют под понятием "образование" процесс воспитания. Последнее также часто встречается и в других источниках. Так И.А. Зимняя считает, что образование включает в себя два взаимосвязанных процесса - процесс обучения и процесс воспитания. Но, в общем и целом эти разногласия несущественны, когда речь идет о формулировках целей и идеальных образов человека, которые необходимо достичь в процессе образования и воспитания человека.

Подводя итог вышесказанному, конкретизируем определения понятий "образование" и "воспитание". Под первым будем понимать процесс и результат усвоения и освоения человеком общекультурных норм и ценностей, демонстрируемый в конкретных знаниях, умениях и навыках. Под вторым будем понимать процесс и результат усвоения и освоения человеком общекультурных норм и ценностей, проявляющийся в поведении человека.

Понимая под образованием и воспитанием не только некоторую деятельность, но и ее результат, мы акцентируем тем самым внимание на важности формирования образа этого результата, выражаемого в виде некоего идеала, конкретизируемого в виде цели.


Глава 2. Из истории становления целей и идеалов в образовании и воспитании. Определение сущности постановки целей и идеалов в образовании и воспитании

 

Процесс целеполагания в образовании и воспитании обусловлен целым рядом факторов. Чтобы выделить эти факторы, обратимся к анализу исторического опыта целеполагания в образовании и воспитании.

В первобытном обществе, согласно И.П. Подласому, "воспитание было призвано обеспечивать существование людей, его цель - вооружать человека опытом выживания, умениями, необходимыми в суровой повседневной жизни" [10, C. 184]. Специальных образовательных учреждений в то время не было, школы лишь зарождались. Главными методами воспитательной работы в то время было подражание и упражнение. Дети находились рядом с взрослыми и учились на их примере той деятельности, которая была остро необходима для выживания.

Понятие "образование" малоприменимо к тому времени, собственно также как и "воспитание". Здесь определенные навыки и знания сливались воедино с манерой поведения и проецировались в определенных ситуациях - ритуалах (охота, деторождение и пр.). Поэтому и цель воспитания (назовем процесс трансляции умений в этом обществе так) была одной - научить ребенка выживать через привитие умений охотиться, изготавливать одежду, ловить рыбу и пр. Как только ребенок перенимал эти умения, проходил ряд испытаний на проверку их качества (например, обряд инициации), он сразу становился взрослым - одним из членов общества.

Сложнее обстояли дела в последующие эпохи. В античности происходит классовое размежевание и как следствие - появляются разные цели воспитания для детей из разных социальных классов. Смотрим у И.П. Подласого: "Наличие двух классов привело к появлению различий в характере цели воспитания. Она становится дуалистической. Целью воспитания детей рабовладельцев была подготовка их к роли господ, наслаждающихся искусствами, приобщающихся к наукам. Они должны были вести захватнические войны с целью порабощения других народов и приобретения богатств… Воспитание детей рабов заключалось в подготовке их к выполнению приказаний господ" [10, C. 190].

Соответственно различия касались и уровня подготовки людей, принадлежащих различным классам. Знания и умения детей рабовладельцев разительно отличались от знаний и умений детей рабов.

Разный подход к целеполаганию в образовании и воспитании приводил к дифференциации мировоззрения людей.

Впоследствии во времена средневековья уровень дифференцированности в мировоззрении людей только рос. Развитие общества осуществлялось на высшем уровне - городов с их университетами, системой управления людскими массами, армиями и пр. Новое время требовало новых знаний и новых умений. Стала оформляться система образования: возникали новые школы для различных сословий, специализированные учебные заведения, университеты, академии и пр. Образование стало государственной прерогативой. Поэтому уровень грамотности, необходимые навыки и умения определялись государством и ведущими сословиями. Государству нужны были умелые управленцы, мелкие чиновники и боеспособная армия. Идеальный образ того времени - рыцарь. Вследствие чего в детях феодалов и воспитывались добродетели, присущие рыцарям. Тоже касалось умений и навыков.

Любопытнее дела обстояли с бедняками. Государством им приписывалась роль тех же рабов. Но с развитием эпох становилось виднее неравное положение людей различных сословий. Чтобы это неравенство не приводило к народным волнениям толпе "предлагали" средства смирения. Так институт церкви, подвластный государству, через формирование образа государя - ставленника Божьего снимал вопросы о необходимости служения государю. Семейные ценности, традиции позволяли воспитать подобного родителям бедняка, но мешали продвижению, развитию в соответствии с требованиями эпохи. Здесь отчетливо видится роль образования и воспитания, процессов, которые при наличии у них средств и возможностей могут открывать или, наоборот, закрывать для человека пространство развития.

Как ни странно, но дальнейшее развитие общества лишь подтвердило наметившиеся в средневековье тенденции для образования и воспитания. Параллельными путями идут процессы передачи накопленного опыта от одного поколения к другому для различных классов людей, коих уже не два и не три. Определенный пласт человеческого опыта становится универсальным и общеобязательным для совместного полноценного существования человечества. Но возникает и другой пласт знаний, умений, навыков и ценностей, которые становятся инструментами управления людьми. Так возникают идеология, процессы формирования массового сознания через скрытие знаний одними людьми от других (например, создание системы вооружения), через сознательную дискредитацию ценностей одних людей другими, через пропаганду образа идеального человека с набором определенных качеств и пр.

Истории известны и другие примеры постановки целей в воспитании и образовании.

Так Платон отдавал предпочтение воспитанию в человеке трех начал: ума, воли, чувств. Аристотель говорил о воспитании мужества и выносливости, о необходимости интеллектуальной и моральной чистоты. Я.А. Коменский считал, что образование и воспитание направлено на достижение трех целей: познания себя и окружающего мира, управления собой и стремление к Богу. Идеалом образованного и воспитанного человека у Дж. Локка был "джентльмен, умеющий вести свои дела мудро и предусмотрительно". По мнению Канта "дети должны воспитываться не для настоящего, но для будущего, возможно, лучшего состояния рода человеческого". И. Гербарт целью воспитания считал "всестороннее развитие интересов, направленное на гармоническое формирование человека". Прерогативу воспитания над обучением и образованием подчеркивал и К.Д. Ушинский: "влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями" [2, C.60].

Резюмируя исторический опыт целеполагания в образовании, А.А. Радугин [9, C. 41] приводит основные факторы, влияющие на постановку целей в образовании и воспитании:

потребности общества;

уровень развития общества;

уровень развития педагогической науки и практики;

идеальный образ человека.

Последний наиболее полно отображает взаимосвязь образования и воспитания в процессе постановки конкретных целей именно через видение идеального образа. Очень удачно по этому поводу выразился А.А. Радугин: "Цель воспитания или образования нельзя выдумать или выдвинуть произвольно. Она должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности" [9, C.47]. Но идеалы, как это было сказано, со временем изменяются. Далее попробуем проследить, каким является образ идеальной личности в настоящее время.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: