Профессиональное мастерство репортера можно свести к четырем элементарным, но принципиально важным, требованиям.




Первое: суметь оказаться в нужное время в нужном месте. Успеть вместе со съемочной группой туда, где происходит общественно-значимое событие. Суметь (во многих случаях - даже без согласования с редакцией) оценить общественную значимость события и принять решение о подготовке материала, либо об отказе от него. Второе: с участием оператора быстро продумать возможную структуру и композицию сюжета, исходя из чего, выбрать и зафиксировать необходимый видеоматериал, записать нужные интервью, при необходимости - stand up. Третье: собрать необходимую информацию о событии, оценить степень необходимых подробностей и подготовить текст. Четвертое: организовать быстрое возвращение съемочной группы (в отдельных случаях - доставку подготовленных видеокассет и текста сюжета) в редакцию к такому времени, чтобы материал был подготовлен к эфиру в нужное время. Условия выполнения первого требования часто зависят не только от репортера, но находчивость и умение преодолеть даже посторонние факторы тоже относятся к характеристикам профессионального мастерства. Довольно простая из возможных в таком случае ситуаций может выглядеть так. (В больших редакциях обычно устанавливается дежурство репортеров. Вы - дежурный. Вам сообщают о месте и времени события, оператор с техникой и машиной ждут у подъезда, известно время выпуска программы, к которому нужен ваш сюжет. Еще проще работать, опираясь на планирование работы редакции. Оно осуществляется на информации о событиях, о которых возможно узнать заранее (пресс-конференции и брифинги, совещания и заседания, визиты и встречи, митинги и демонстрации и т.д.). Планирование происходит за день (а то и более) до события и уже в понедельник вы можете знать следующее: в среду в 8.00 - выезд, в 9.00 - начало заседания; информационная компьютерная служба подготовила для вас всю предварительную информацию и событии; выход в эфир - в выпуске на 17.00.). В реальности же все бывает куда как сложнее. Отсутствие связи с редакцией - серьезнейший из факторов, которые могут помешать, но и он преодолим. Просмотр газет, прослушивание радио, поддержание контактов с пресс-службами и разного рода ньюсмейкерами, способность к анализу и прогнозированию - все это и многое другое вполне может сочетаться в одном-единственном человеке, если он - репортер.

Выполнение второй из стоящих перед репортером задач в значительной степени связано с двумя факторами. Один из них - умение взаимодействовать с оператором. (Об этом см. ниже, в гл.4, посвященной собственно репортажу). Второй фактор - принятие решения о необходимости записи интервью и (или) stand up'а, о наборе необходимых видеокадров - решается, прежде всего, на основе профессиональных навыков (или, как минимум, знаний) репортера, хотя и здесь немаловажное значение приобретает, особенно в ситуациях достаточно экстремальных, взаимопонимание среди участников съемочной группы. Собственная состоятельность корреспондента определяет способность решения задачи написания текста, как и оперативная доставка материала - о находчивости, умении сгруппироваться и преодолеть, казалось бы, непреодолимое, уже говорилось выше.

Одно из репортерских правил: хорошее начало материала вызовет интерес и внимание, хорошая концовка оставит материал в памяти. Другое относится к разряду вечных истин: краткость - сестра таланта. Впрочем, обоснованный, замотивированный сюжет, вышедший за рамки хронометража, рекомендованного редакцией до выезда на съемки, вовсе не говорит о его творческой несостоятельности.

Репортерство - это предельно универсальная из экранных профессий. Это и умение произнести монолог, это и мастерство интервьюера, это работа сценариста и режиссера постановщика, это способность беспристрастно изложить самостоятельно собранную информацию и умение, если необходимо, быть аналитиком, прогнозировать развитие событий. Репортер - посредник между событием и аудиторией. И от того, как он выполняет работу посредника, иногда неблагодарную, во многом зависит дальнейшее развитие самого события. Поэтому репортер - это еще и ответственность. Ну, а собственно репортажу, как телевизионному жанру, посвящен отдельный раздел данного учебного пособия.

Комментатор и обозреватель. "Факт священен, комментарий свободен", - так звучит один из главных законов западной журналистики. Событие неприкосновенно - это догма из тех, с которыми не спорят. Комментарий - это точка зрения на факт, событие, процесс. В роли комментатора выступает, как правило, журналист, имеющий достаточный опыт, владеющий историей вопроса, являющийся специалистом по данной тематике, имеющий, таким образом, моральное право выступать с оценками и прогнозами. Его функция - разъяснить зрителям сложный вопрос, показать его в контексте, изложить существующие точки зрения, аргументировав при необходимости свою и подвергнув аргументированной же критике все иные. В качестве комментатора не всегда обязательно выступает профессиональный журналист. Возможно и приглашение для комментирования кого-то из специалистов, не работающих на телевидении. Правда, при этом автор или продюсер программы должны учитывать способности этого человека: мало того, что он специалист по проблеме, приглашенный в качестве комментатора должен еще и иметь ряд качеств, позволяющих ему выступать в эфире (например, необходима дикция; даже если содержание комментария будет исключительно интересным, неразборчивая речь может свести на нет зрительский интерес, и результат окажется равен нулю. В этом случае лучше использовать данного специалиста в качестве консультанта до эфира, а профессиональному журналисту-комментатору использовать информацию специалиста, по возможности сославшись на его авторитет). Подбирая участника передачи необходимо помнить о так называемом "чувстве камеры" - умении человека общаться с невидимой для него аудиторией. Несмотря на право комментатора иметь свою точку зрения, необходимо помнить: помимо логики и темперамента, аудиторию всегда убеждает еще и определенная дистанцированность комментатора по отношению к материалу передачи. Исключением могут быть рассуждения или выводы, связанные, например, с общечеловеческими моральными ценностями. Отсутствие личных эмоций и точки зрения по поводу действий маньяка, совершившего ряд страшных преступлений, вряд ли будет оценено по достоинству аудиторией, в этом и ему подобных случаях следует вспомнить о таком качестве телеинформации как персонификация.

Важным элементом работы комментатора, длительное время (в отличие от репортера) находящегося в кадре, является "чувство камеры", уже упоминавшееся выше. Один из признаков профессионализма в этом плане - умение видеть вместо камеры живого человека, вместо объектива - глаза внимательного слушателя, собеседника, обращаться к этому человеку, а не в пустоту, представляя за ней абстрактную миллионную аудиторию. (Некоторым журналистам удается представить в роли этого "живого человека" оператора, находящегося за камерой. Другие представляют его более абстрактно, это уже кому что удается). Работа комментатора и обозревателя имеет много общего. Прежде всего, это право и необходимость донести до аудитории взгляды, мнения, суждения, оценки.

Диктор и ведущий новостей. Отличие ведущего новостной программы от диктора не так велико. Диктор зачитывает в эфир с телесуфлера заранее подготовленный и выверенный текст, то же самое делает и ведущий. Теоретически диктор не имеет права на импровизацию, у ведущего такое право есть. На практике за очень редкими, буквально единичными исключениями, ведущие новостных программ на телеканалах постсоветских стран этим правом не пользуются. И не потому, что не хочется. Динамика новостной программы такова, что на осознание того или иного факта, выработку в сознании четко выверенных слов и их произнесение просто физически не хватает времени. Другое дело, что ведущему требуется, может быть, больше актерской игры перед камерой: зритель должен чувствовать, что человек на экране понимает то, что говорит в эфир. Пользуясь определением К.С. Станиславского, писавшего об "излучении", идущем от хорошего актера в зал, можно сказать, что именно такое "излучение" отличает ведущего от диктора. Диктор сообщает зрителям программу передач, сводку погоды. Пожалуй, этим начинается и на этом же заканчивается дикторская функция на современном телевидении. Диктор может зачитать в эфир какое-либо официальное сообщение. Все это может сделать и ведущий, тем более что многие телеканалы уже отказались от дикторских форм сообщения программы передач и сводок погоды. Можно предположить, что собственно дикторская профессия уходит с телеэкрана, оставляя ряд своих черт профессии ведущего. Другое дело, что и ведущий не может претендовать на роль автора программы. Зритель понимает, что ведущий не сам добывал новости из разных точек планеты, но зритель сумеет оценить умелую, уверенную и тактичную подачу этих новостей. У ведущего четкая дикция и выразительные интонации: ни одна запятая из текста ведущего не имеет права остаться непонятой аудиторией.

Шоумен, модератор, интервьюер. В основе профессии лежит способность журналиста общаться с людьми. Это - общее. К объединяющему их качеству относится и воздержание от высказывания собственных мнений, оценок, что отличает названные журналистские специализации от амплуа комментатора или обозревателя. В то же время, каждая их этих журналистских специализаций имеет и ряд принципиальных различий, включая и жанровые. Шоумен - ведущий массовой (обычно студийной) передачи, ток-шоу. Важнейший элемент этого жанра - зрелищность, поэтому шоумен - это массовик-затейник высокого класса. Очень непросто держать большую группу участников передачи в заданном русле общего разговора, создавая из этого общения единое действо, интересное аудитории. Кстати, есть мнение, что шоумен - не столько журналист, сколько драматический актер, и, может быть, в этом мнении немало истины. Модератор - западный термин. В понимании, сложившемся на постсоветском пространстве, это ведущий "круглого стола". И если шоумену необходимы такие качества, как артистизм, динамичность, очень часто - остроумие, находчивость, то ведущий дискуссии на серьезные темы должен вести себя взвешено, предельно важным условием этой работы является по возможности более глубокое знание предмета беседы или дискуссии. Правда, модератора всегда подстерегает и опасность уйти со своими собеседниками в обсуждение каких-то деталей, выходящих за планку зрительского интереса. Имея знания о предмете и собрав за "круглым столом" сторонников разных, порой противоположных, мнений об этом предмете, модератор обязан сохранять нейтральность. Особенно при проведении такой разновидности жанра как теледебаты. Ярким примером являются теледебаты предвыборные: подыгрывание одному из кандидатов в предвыборных теледебатах журналист ставит крест на своей профессиональной карьере. Интервьюер - отдельная журналистская профессия, хотя фрагменты интервью как формы журналистской работы присутствуют практически во всех жанрах телевизионной журналистики: в репортаже, обозрении или комментарии и т.д. Для интервьюера важнейшими качествами и одновременно условиями успешной работы являются два: умение предварительно детально спланировать разговор с будущим собеседником и способность к мгновенному реагированию на неожиданные повороты беседы. Необходимо владеть темой (телевизионщики говорят обычно: "быть в теме") настолько, чтобы не пойти на поводу у интервьюируемого, а суметь мягко и ненавязчиво настоять на своей линии беседы. Особенно важно последнее, если разговор идет в прямом эфире. Интонации и общая атмосфера большого интервью играют роль порой не меньшую, чем содержание разговора. Преодолеть искусственность, нарочитость атмосферы, в которой на самом деле идет разговор (присутствие камеры, освещения и т.д.) самому, помочь в этом преодолении собеседнику, установить контакт как бы интуитивный, понимание на уровне обмена взглядами - значит, создать условия для выполнения задачи. Закон большого интервью: если нет контакта глаз, значит, нет и интервью. Другой закон - безусловное внимание и понимание к собеседнику. Пусть вы на множество порядков умнее своего интервьюируемого, во много раз лучше владеете темой разговора - раз уж вы выбрали его для интервью по той или иной причине (может быть, важен социальный статус этого человека и пр.) будьте добры относиться к нему с уважением и ни в коем случае даже намеком не покажите своего превосходства. Для стран постсоветского пространства неким эталоном большого интервью можно считать работу Урмаса Отта - ошибки есть и у него. И одна из них, признанная самим мэтром - "важничанье" перед гостем в студии. В западной журналистике на этот счет есть неписаное правило, достойное быть взятым в арсенал: вопросы, которые неприятны собеседнику, вопросы, которые могут разозлить его - все это оставляется на конец разговора.

Критерии оценки профессиональной деятельности на ТВ. Любое действие, разворачивающееся на экране, является зрелищем. И в этом смысле оценка журналистской работы на телевидении в любом случае начинается с отношения к видеоизображению. Журналистский текст в данном случае попадает в зависимость от картинки. Свойства человеческого восприятия таковы, что изображение воспринимается и осознается раньше, чем звуковое текстуальное наполнение телевизионной передачи. Неинтересная, серая картинка может испортить самый гениальный текст. Если вы подготовили интересный и важный материал, сделайте все возможное, чтобы видеоряд соответствовал тексту: материал в целом от этого станет только лучше.

Зрительское отношение к телепередаче лежит в основе оценки уровня передач: как и на рынке, покупатель, потребитель всегда прав. Исходя из этого, существует несколько формализованных систем оценки телепередач. Школа журналистики Колумбийского университета (США) в этих целях применяется 72-балльная шкала. Шкала оценок, разработанная санкт-петербургским психологом В. Бойко, содержит 74 позиции. Назовем некоторые из критериев, признанных в ряде различных оценочных систем.

· Наличие информации, имеющей прикладное, практическое значение для зрителя.

· Наличие информации, подтверждающей (или повышающей) социальную самооценку зрителя.

· Наличие информации, вызывающей сопереживание зрителя.

· Наличие информации, имеющей эстетическую ценность.

Помимо общеинформационной значимости телематериала, различные системы оценок учитывают и чисто профессиональные аспекты. К таковым могут относиться:

· операторская работа (эффектные кадры, съемки со штатива, безукоризненный горизонтальный уровень камеры);

· звуковое сопровождение: хорошее качество звука.

Ряд оценочных критериев относится к системе взаимоотношений журналистов и зрителя: "поиск общего языка", "учет различных зрительских мнений", "отсутствие стремления быть выше, умнее зрителя" и т.д. Оценочная шкала Колумбийского университета содержит и ряд требований конкретно к тексту: структурное оформление, аргументированность выводов, четко выраженная главная идея, правильный язык, использование разговорной стилистики и т.д. Важнейшим и общепринятым критерием является соответствие журналистского материала общей стилистике программы, передачи, канала. Для достижения этого условия необходимо, прежде всего, четкое представление корреспондента о жанрах тележурналистики и свойственной каждому их жанров стилистике, а также знание специфических стилистических требований данной передачи или программы.

Вопросы и задания

1. Возможно ли совмещение работы редактора программы и корреспондента одним человеком. Как вы думаете, в чем плюсы и в чем минусы такого совмещения, что преобладает? А при совмещении работы редактора и ведущего программы?

2. В последние годы частым явлением стал снимающий корреспондент. Проанализируйте работу корреспондента и оператора (см. дополнительно гл. 6 наст. пособия): каковы положительные стороны этого явления? Каковы недостатки? Подумайте и смоделируйте ситуации, когда принципиально невозможно обойтись без оператора.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: