Организация детской групповой деятельности. Развитие личности в детских группах и коллективах.




Изучение педагогом личностных и познавательных особенностей

Детей и подростков.

Проектирование развития личности школьника и коллектива класса.

 

Управление межличностными отношениями в детских группах и коллективах составляет педагогическую задачу повышенной значимости. В социально-психологически зрелых группах и коллективах существуют два основных вида отношений: деловые и личные. Их развитие и функционирование оказывает преимущественное влияние на формирование деловых и личных качеств ребёнка, таким образом, необходимо вести параллельное развитие в детских группах и коллективах как деловых, так и личных взаимоотношений их участников.

К деловым отношениям¹ в группах детей можно отнести те, которые складываются в игре, учении и труде – основных видах совместной деятельности детей. Сюда входят:

- руководство;

- подчинение;

- распределение обязанностей;

- координация действий;

- составление планов и программ; Подвиды деловых отношений

- их обсуждение и реализация;

- подведение итогов;

- оказание взаимопомощи и т.д.

В управлении деловыми взаимоотношениями детей имеются определенные возрастные особенности²:

1. В дошкольном возрасте все деловые отношения и условия их развития должны быть представлены для детей в наглядно-действенной или наглядно-образной форме, так как более высокий уровень интеллектуального развития им ещё не доступен.

2. К совместному планированию как к более развитой и сложной форме деловых отношений можно переходить в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Взрослый человек должен уметь объяснить детям, что такое план деятельности, для чего и как он составляется.

3. Переходить к самостоятельному планированию дети могут к концу младшего школьного возраста, причём не только в игре и труде, но также и в учебной деятельности.

4. Развитую систему самоуправления и самоконтроля деятельности можно включать в подростковом и раннем юношеском возрасте, причем участие взрослого в управлении здесь сводится в основном к роли консультанта и советчика.

Личные взаимоотношения детей¹, их развитие и руководство детскими группами и коллективами имеют свои особенности. Главной задачей развития отношений становится укрепление и обогащение их нравственной основы; важнейшими нравственными качествами являются порядочность, доброта, ответственность, сочувствие, готовность прийти на помощь.

Такие отношения могут создаваться в группах детей, начиная с раннего возраста, причём формирование и укрепление нравственных отношений в детских группах должно находиться на первом месте по сравнению с деловыми взаимоотношениями.

1. На начальном этапе морального развития ребёнка нормы и правила поведения детям должны разъясняться. Необходимо добиваться того, чтобы сами дети научились давать нравственные объяснения своим поступкам, и всего этого можно достичь в возрасте от 2 – 3 до 4 – 5 лет.

2. В группах старшего дошкольного и младшего школьного возраста допустимо переходить к построению межличностных отношений на базе морали, т.е. к уяснению того, что нравственные нормы существуют и развиваются независимо от мнений отдельных людей и обязательны для всех.

Организация детской групповой деятельности. Развитие личности в детских группах и коллективах.

 

Организация деятельности детских групп и коллективов должна быть такой, чтобы объективно создать оптимальные условия для научения и воспитания личности, для приобретения ею положительных качеств². Каковы же эти условия?

1. Обеспечение каждому члену детской группы или коллектива возможности для активного участия во всех её делах. Это условие может быть выполнено лишь тогда, когда количество участников в детской группе относительно невелико, т.е. такое, которое позволяет каждому члену группы свободно вести себя и с полной отдачей сил включиться в совместную деятельность. Оптимальной по составу является группа численностью от 3 до 7 человек.

2. Получение богатого и разнообразного опыта общения и совместной деятельности в группах. Для того чтоб выполнить это условие, рекомендуется систематически изменять состав и распределение ролей в детских группах. Это позволяет детям получать богатый опыт общения, усваивать разные формы ролевого поведения, вырабатывать коммуникативные умения и навыки.

Использование в группах или коллективах таких норм и правил взаимодействия, которые интересы личностного развития детей ставят на первый план. Это условие будет соблюдено, если отношения между группой и каждым отдельно взятым её членом будут строиться на равноправной, демократичной основе.

3. Воссоздание в практической деятельности детских групп и коллективов той социальной реальности, с которой дети, став взрослыми, обязательно столкнутся. Деятельность развивающих детских групп и коллективов следует организовывать таким образом, чтобы постепенно готовить детей к взрослой жизни. Здесь без активной помощи взрослых, без совместной творческой работы социологов, психологов и педагогов не обойтись. Составляя программу коллективного воспитания детей, необходимо, чтобы в неё вошли групповые дела, связанные с решением наиболее сложных жизненных проблем.

4. Выявление задатков ребёнка и превращение их в способности. Виды деятельности, в которые практически включаются дети, должны не только готовить их к жизни, но и психологически развивать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: