Изучение педагогом личностных и познавательных особенностей
Детей и подростков.
Проектирование развития личности школьника и коллектива класса.
Управление межличностными отношениями в детских группах и коллективах составляет педагогическую задачу повышенной значимости. В социально-психологически зрелых группах и коллективах существуют два основных вида отношений: деловые и личные. Их развитие и функционирование оказывает преимущественное влияние на формирование деловых и личных качеств ребёнка, таким образом, необходимо вести параллельное развитие в детских группах и коллективах как деловых, так и личных взаимоотношений их участников.
К деловым отношениям¹ в группах детей можно отнести те, которые складываются в игре, учении и труде – основных видах совместной деятельности детей. Сюда входят:
- руководство;
- подчинение;
- распределение обязанностей;
- координация действий;
- составление планов и программ; Подвиды деловых отношений
- их обсуждение и реализация;
- подведение итогов;
- оказание взаимопомощи и т.д.
В управлении деловыми взаимоотношениями детей имеются определенные возрастные особенности²:
1. В дошкольном возрасте все деловые отношения и условия их развития должны быть представлены для детей в наглядно-действенной или наглядно-образной форме, так как более высокий уровень интеллектуального развития им ещё не доступен.
2. К совместному планированию как к более развитой и сложной форме деловых отношений можно переходить в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Взрослый человек должен уметь объяснить детям, что такое план деятельности, для чего и как он составляется.
|
3. Переходить к самостоятельному планированию дети могут к концу младшего школьного возраста, причём не только в игре и труде, но также и в учебной деятельности.
4. Развитую систему самоуправления и самоконтроля деятельности можно включать в подростковом и раннем юношеском возрасте, причем участие взрослого в управлении здесь сводится в основном к роли консультанта и советчика.
Личные взаимоотношения детей¹, их развитие и руководство детскими группами и коллективами имеют свои особенности. Главной задачей развития отношений становится укрепление и обогащение их нравственной основы; важнейшими нравственными качествами являются порядочность, доброта, ответственность, сочувствие, готовность прийти на помощь.
Такие отношения могут создаваться в группах детей, начиная с раннего возраста, причём формирование и укрепление нравственных отношений в детских группах должно находиться на первом месте по сравнению с деловыми взаимоотношениями.
1. На начальном этапе морального развития ребёнка нормы и правила поведения детям должны разъясняться. Необходимо добиваться того, чтобы сами дети научились давать нравственные объяснения своим поступкам, и всего этого можно достичь в возрасте от 2 – 3 до 4 – 5 лет.
2. В группах старшего дошкольного и младшего школьного возраста допустимо переходить к построению межличностных отношений на базе морали, т.е. к уяснению того, что нравственные нормы существуют и развиваются независимо от мнений отдельных людей и обязательны для всех.
Организация детской групповой деятельности. Развитие личности в детских группах и коллективах.
|
Организация деятельности детских групп и коллективов должна быть такой, чтобы объективно создать оптимальные условия для научения и воспитания личности, для приобретения ею положительных качеств². Каковы же эти условия?
1. Обеспечение каждому члену детской группы или коллектива возможности для активного участия во всех её делах. Это условие может быть выполнено лишь тогда, когда количество участников в детской группе относительно невелико, т.е. такое, которое позволяет каждому члену группы свободно вести себя и с полной отдачей сил включиться в совместную деятельность. Оптимальной по составу является группа численностью от 3 до 7 человек.
2. Получение богатого и разнообразного опыта общения и совместной деятельности в группах. Для того чтоб выполнить это условие, рекомендуется систематически изменять состав и распределение ролей в детских группах. Это позволяет детям получать богатый опыт общения, усваивать разные формы ролевого поведения, вырабатывать коммуникативные умения и навыки.
Использование в группах или коллективах таких норм и правил взаимодействия, которые интересы личностного развития детей ставят на первый план. Это условие будет соблюдено, если отношения между группой и каждым отдельно взятым её членом будут строиться на равноправной, демократичной основе.
3. Воссоздание в практической деятельности детских групп и коллективов той социальной реальности, с которой дети, став взрослыми, обязательно столкнутся. Деятельность развивающих детских групп и коллективов следует организовывать таким образом, чтобы постепенно готовить детей к взрослой жизни. Здесь без активной помощи взрослых, без совместной творческой работы социологов, психологов и педагогов не обойтись. Составляя программу коллективного воспитания детей, необходимо, чтобы в неё вошли групповые дела, связанные с решением наиболее сложных жизненных проблем.
4. Выявление задатков ребёнка и превращение их в способности. Виды деятельности, в которые практически включаются дети, должны не только готовить их к жизни, но и психологически развивать.