Концентратором напряжений является ступенчатый переход с галтелью. Расчёт ведём с использованием табличных данных:
Концентратором напряжений является ступенчатый переход с галтелью:
Значения эффективных коэффициентов концентрации напряжений для ступенчатого перехода с галтелью принимаем по графикам /4/:
Значения коэффициентов влияния абсолютных размеров поперечного сечения /4/:
Значения коэффициентов влияния качества поверхности при шероховатости Ra=6,3мкм:
Значение коэффициента влияния поверхностного упрочнения /4/:
Значения коэффициентов снижения предела выносливости:
Амплитуды напряжений и среднее напряжение цикла:
;
.
Коэффициенты запаса:
Значение общего коэффициента запаса прочности в сечении 1-1
значит, усталостная прочность в сечении 1-1 обеспечена.
Для сечения 2-2: сечение вала с шпоночным пазом
В сечении 2-2 источником концентрации напряжений являются шпоночный паз, выполненный концевой фрезой, и натяг при установке колеса на вал.
Значения эффективных коэффициентов концентрации напряжений для шпоночного паза /4/:
Значения коэффициентов влияния абсолютных размеров поперечного сечения /4/:
Значения коэффициентов и для соединения с натягом /4/:
Значения коэффициентов влияния качества поверхности при шероховатости Ra=3,2 мкм для шпоночного паза /4/:
Значения коэффициентов влияния качества поверхности при шероховатости Ra=0,8 мкм для соединения с натягом /4/:
Значение коэффициента влияния поверхностного упрочнения /4/:
Значения коэффициентов снижения предела выносливости для шпоночного паза:
Значения коэффициентов снижения предела выносливости для соединения с натягом:
|
Из полученных значений коэффициентов снижения выносливости в сечении 2-2 выбираем для расчета коэффициенты с наибольшими значениями
Амплитуды напряжений и среднее напряжение цикла:
.
Коэффициенты запаса:
Значение общего коэффициента запаса прочности в сечении 2-2
значит, усталостная прочность в сечении 2-2 обеспечена.
Расчет подшипников промежуточного вала на долговечность
Исходные данные
1) Расчетная схема вала с указанием значения направления нагрузок (см. раздел 5. рис. 5.1);
2) Частота вращения вала n=166.38 мин¹;
3) Тип подшипника 207;
4) Условие работы подшипникового узла: тип нагрузки -нереверсивная, спокойная, температура подшипникового узла <100 °C.
Расчет подшипников
1) Т.к. для обеих опор принят подшипник одного типа и размера, то из двух опорных реакций выбираем наибольшую, по которой и будем вести дальнейший расчет. Из расчета (см. п.5.2) следует, что более нагруженной является опора А: .
2) Из табл. /2, 24.10/, для принятого подшипника, выписываем значения базовых динамической и статической радиальных грузоподъемностей:
3) Определяем соотношение , где -осевая нагрузка (для прямозубых цилиндрических колес Fa=0);
/1/
Коэффициент осевого нагружения e=0 при /1/
Так как отношение
, примем X=1; Y=0. /1/
4) Определяем эквивалентную динамическую нагрузку по формуле /1,стр.49 формула 6,3/:
(6.1)
где V-коэффициент вращения (V=1); /1, стр. 49 /
-коэффициент безопасности, учитывающий характер нагрузки на долговечность подшипника; /1/
=1 -при спокойной нагрузке. /1/
|
-коэффициент, учитывающий влияние температуры на долговечность подшипника;. /1/
Определим приведенную эквивалентную динамическую нагрузку:
5) Определяем расчетную динамическую грузоподъемность по формуле /1,стр.48 формула 6.12/:
(6.2)
где a1=1 при 90% надежности, a23=0,7…0,8 для шариковых подшипников,
n=166.38мин¹ - частота вращения вала, Lh=15000 – требуемый ресурс.
Оцениваем пригодность намеченного подшипника по условию:
Так как расчетное значение
данный подшипник лёгкой серии удовлетворяет условию.
Список используемой литературы
1. Проектирование цилиндрических зубчатых редукторов. Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Детали машин и основы конструирования» /Уфимский государственный авиационный технический университет, Сост.: В. К. Итбаев, Л. Н. Тархов, А.В Зырянов -Уфа, 2009.-53с.;
2. Дунаев П. Ф., Леликов О. П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для машиностроит. спец. вузов. -8-е изд., перераб. и доп. -М.: Издательский центр «Академия»., 2004 -496 с.
3. Детали машин: Атлас конструкций: Учеб. Пособие для студентов машиностроительных специальностей вузов. В 2-х ч. Ч. 1/Б. А. Богачев, А. В. Буланже и др.; Под общ ред. д-ра техн. Наук проф. Д. Н. Решетова.-5-е изд., перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1992.-352 с: ил.
4. Расчет валов цилиндрических редукторов на статическую и усталостную прочность: Методические указания к курсовому проектированию / Уфимский государственный авиационный технический университет; Сост.: Л.Н. Тархов, В.К. Итбаев, А.В. Зырянов. – Уфа, 2008. – 62с.