3 класс (Гусева С. М.Намолован А.И.)
№ | Тема урока | Базовые национальные ценности | Художественно-педагогическая идея урока |
Россия-Родина моя. Мелодия-душа музыки | патриотизм | Раскрытие духовного мира русского народа через мелодию и творчество композитора | |
Природа и музыка. Лирические образы русских романсов. | искусство и литература | Через живопись и музыку показываем связь разных видов искусства и развиваем эстетический вкус | |
Жанр канта в русской музыке. | патриотизм | Знакомство со страницами русской истории на примерах повествования в кантах и народных песнях | |
Кантата “Александр Невский.” | гражданствен-ность | Значение творчества композитора в воплощении целостного образа русского народа как защитника Родины | |
Опера “Иван Сусанин.” | патриотизм | Познакомить учащихся с образом защитников Отечества через героико- патриотическую оперу М.И.Глинки «Иван Сусанин». Сравнивать музыкальные и поэтические темы, проводить сравнение хора “Славься” из оперы “Иван Сусанин “ с хором “ Вставайте люди русские” из кантаты “Александр Невский “ Прокофьева. | |
День полный событий. Образы русской природы в музыке. | природа | Познакомить учащихся с образами природы в музыке русского композитора П.Чайковского и норвежского композитора Э.Грига. Создать условия для развития умений определять жизненную основу музыкальных произведений. Сравнивать музыкальные произведения композиторов, рисующих картину утра, определять, какая музыка передает внутреннее душевное состояние композитора, а какая настроение, связанное с картинами природы. п | |
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | искусство и литература | Изучать интонационно-образную природу музыкальных образов, взаимосвязь изобразительности и выразительности в музыке и литературе. Сравнивать музыкальные темы и образы героев,размышлять о характере музыки, о чувствах, настроении, которые в ней выражены. | |
Детские образы М. П. Мусоргского и П.И. Чайковского. | семья | Через музыку.И. Чайковского и М.П.Мусоргского воспитывать эмоциональную отзывчивость и доброжелательность, способность к сопереживанию чувствам других людей и тонкому прочувствованию внутреннего мира человека. | |
Образы вечерней природы. | природа | Расширение интонационно-образного багажа учащихся и развитие их эмоционального отклика на музыку. Формирование основ художественных знаний как необходимой предпосылки для реализации собственного творческого опыта школьников. | |
О России петь, что стремиться в храм. Два посвящения Богородице. | традиционные религии | Формировать и развивать музыкально-художественную культуру учащихся на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству. | |
Древнейшая песнь материнства. | традиционные религии | Познакомить с музыкальными произведениями, в которых средствами музыкальной выразительности воплощен образ матери. Проводит интонационно- образный анализ произведений искусства. | |
Образ матери в современном искусстве. | традиционные религии | Ценность материнства. Способствовать развитию умений сравнивать и оценивать музыкальные образы и картины художников. | |
Праздники православной церкви. Вербное воскресенье. | традиционные религии | Через народные и церковные песнопения знакомить с русскими народными традициями воспитывать любовь к родной земле, своей Родине, к ближним. | |
Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке. | традиционные религии | Помочь учащимся погрузиться в атмосферу православного праздника через музыкальные произведения. Различать произведения разных жанров, выразительно исполнять песни с соблюдением основных правил пения. | |
Святые Земли Русской. Княгиня Ольга, Князь Владимир. | традиционные религии, патриотизм | Способствовать патриотическому воспитанию обучающихся. Углубить знания обучающихся о святых русской земли, расширять их кругозор. | |
Обобщающий урок. Музыка на Новогоднем празднике. | семья, патриотизм | Воспитывать в детях уважение к семейным ценностям, умение видеть в обычном необычное, замечать красоту природы, любить свою Родину. | |
Гори, гори ясно. Былина. | человечество | Воспитание интереса к устному народному творчеству, воспитание интереса к представлениям русских людей о подвигах, чести, долге, справедливости. | |
Образы народных сказителей в русских операх. | искусство и литература | Ввести учащихся в художественный мир жанра оперы- былины, показать его сходства и различие со сказкой; провести наблюдения над выразительными средствами музыкального произведения. | |
Масленица -праздник русского народа. | семья, патриотизм | Воспитание эстетического вкуса, чувства уважения и любви к Родине, родному краю через приобщение к истокам русской культуры, ее духовно-нравственным ценностям.Сформировать чувство уважения к народным праздникам, русскому фольклору, уважения к народным обычаям и традициям. | |
В музыкальном театре. Опера “Руслан и Людмила.”М.И. Глинки. | искусство и литература | Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой М. Глинки «Руслан и Людмила» | |
Образы Фарлафа, Наины. Увертюра. | искусство и литература | Продолжение знакомства с жанром оперы, отдельными сценами и с певческими голосами; постижение триединства деятельности композитора — исполнителя — слушателя. | |
Опера “Орфей и Эвридика” К.Глюка. Контраст образов. | искусство и литература | Показать взаимосвязь видов художественного творчества человека, подчеркнув особенности воплощения одного сюжета в разных видах искусства, развитие и обогащение лексики учащихся | |
Опера “Снегурочка”. Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу. | природа | Обобщение и систематизация жизненных и музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях оперного спектакля; развитие умений воплощать музыкальные образы действующих лиц в собственном исполнении, в развернутых речевых высказываниях. | |
Образы природы в музыке Н.А. Римского- Корсакова. | природа | Учащиеся должны осознать ценность полученных знаний о традициях и фольклоре своего народа. Воспитание любви и уважения к русской музыке, поэзии, живописи. | |
Мюзиклы. “Звуки музыки.” Р. Роджерса,”Волк и семеро козлят на новый лад.” А. Рыбникова. | искусство и литература | Постижение интонационно-образной выразительности музыки, особенностей ее развития, музыкальной драматургии в целом при знакомстве с жанром мюзикла. | |
В концертном зале. Инструментальный концерт. | патриотизм | Расширение представлений учащихся о жанрах концертной музыки, развивать интерес к предмету, воспитывать любовь к Родине через музыку П.И. Чайковского. | |
Сюита Э. Грига “Пер Гюнт.” | искусство и литература | Знакомство с развитием чувств в музыке, с ее выразительным, изобразительным и темповым развитием на примере музыки сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига. | |
Особенности интонационно- образного развития образов “Героической симфонии” Бетховена. | труд и творчество | Развивать умение понимать особенности драматургии в музыке, сопоставлять музыкальные образы, воспитывать интерес и любовь к классической музыке, художественный вкус. | |
Мир Л. Бетховена: выявление особенностей музыкального языка композитора. | труд и творчество | Формирование обобщенного представления об основных образно – эмоциональных, жанровых сферах музыки в творчестве одного композитора | |
Чтоб музыкантом быть.. Джаз - одно из современных музыкальных направлений. | человечество | Формирование целостного представления у школьников о джазовой музыке, в процессе свободного творческого развития ребёнка в рамках урока. | |
Мир композиторов С. Прокофьева и Г.Свиридова. | патриотизм | Интонационное выражение эмоций и мыслей человека через музыку композиторов. | |
Особенности музыкального языка разных композиторов. | искусство и литература | На основе эмоционального восприятия музыки композиторов воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность в общении с искусством. | |
Прославим радость на Земле. | социальная солидарность | Развитие образного, нравственно-эстетического восприятия произведений мировой музыкальной культуры, формирование умения оценить музыкальные сочинения на основе своих мыслей и чувств. | |
Обобщающий урок. | человечество, труд и творчество | Обобщение материала, планирование собственных действий в процессе интонационно-образного, жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений. Подготовка к завершению работы над исследовательскими мини-проектами. |