Позы и дыхательные упражнения для заряда и раскрытия пятой, шестой и седьмой чакр 8 глава




Будьте особенно внимательны и осторожны во время вдоха и выдоха. Сосредотачивайте свой ум на вдохе и выдохе и каждый раз полностью выдыхайте весь воздух. Когда вы вдыхаете, ярко и отчетливо представляйте, что вы наполняете тело очищающей вас золотой энергией мантры, свежестью, силой, бодростью, здоровьем, совершенством, святостью, целомудрием, Любовью. Когда вы задерживаете дыхание, думайте и исполняйтесь верой в то, что ваше тело и ум действительно наполнены этими благородными и возвышенными качествами мантры. Выдыхая, думайте, что вы несомненно и наверняка изгоняете из своего тела и ума все пороки, слабости, недостатки в виде грязно-желтой энергии.

Когда вы освоите это упражнение, отдохните. Затем опять сядьте в Падмасану. Плотно закройте правую ноздрю большим пальцем правой руки. Вдохните так медленно и бесшумно, как можете, за четыре секунды. Дыхание должно быть ровным, чтобы даже тончайшая нить, подвешенная возле ноздри, не колебалась. Во время вдоха, задержки дыхания или выдоха не напрягайте лицевые мышцы и не раскачивайтесь. Глаза пусть будут закрыты или полуоткрыты и расслаблены. Вдохнув, закройте левую ноздрю безымянным пальцем и мизинцем той же, правой руки, продолжая держать закрытой правую ноздрю. Задержите дыхание на 16 секунд. Затем, открыв правую ноздрю, выдохните через нее очень медленно и бесшумно, так, чтобы даже тонкая ниточка не шелохнулась. Выдыхать нужно 8 секунд. Этот процесс составляет один цикл или одну пранаяму. Выполните четыре таких пранаямы подряд.

Практикуйте эту пранаяму три раза в день: утром, в полдень и вечером.

Время вдоха, задержки и выдоха вначале определяйте на слух по тиканью часов. Через месяц можете вести счет секунд по мантрам «АУМ». Нужно научиться пропевать про себя мантру «АУМ» сначала в течение одной секунды, потом двух, трех и четырех секунд.

При вдохе представьте себя в виде золотого облака, залетающего в ваше тело сверху через макушку. Это ваша мантра имеет такой вид. При задержке дыхания представляйте, что вы пролетаете сквозь ваше тело по позвоночнику от макушки к копчику. При выдохе представьте себе, что вы — золотое облако, вылетающее из копчика вашего тела. При вдохе нужно опять представить себя, влетающего в свою макушку. Вы должны научиться ярко представлять себе, как вы видите свое тело изнутри и снаружи.

Теперь поговорим о том, как увеличивать время занятий этим основным упражнением.

После регулярных занятий вышеописанной пранаямой в Падмасане с ее элементами ментальной концентрации на слоге «АУМ» в течение продолжительного времени (когда вы ощутите удовольствие от упражнения), увеличьте время вдоха на 1 секунду, задержки на 4 секунды и выдоха на 2 секунды. У вас получится соотношение секунд 5—20—10. Когда вы освоите этот ритм и почувствуете удовольствие от занятий, увеличьте время еще на одну секунду при вдохе, на 4 при задержке, на 2 при выдохе. Соотношение времени всегда должно оставаться 1—4—2. Счет времени ведите по количеству прочитанных про себя мантр.

Пранояма, при которой вдох, задержка и выдох равны 12—48—24 секунды называется низшим видом пранаямы. Люди, желающие поступить в ученики к йогам, делают эту пранаяму на «вступительных экзаменах» в течение часа, сидя в Падмасане. Когда время вдоха, задержки и выдоха достигает 24—96—48 секунд — это средний вид пранаямы. Высший вид пранаямы предусматривает время вдоха, задержки и выдоха равное 36—144—72 секунд.

Видимая польза: с помощью низшего вида пранаямы, в результате потения и энергетической промывки ауры, из физического тела и ауры удаляются все нечистоты. При выполнении среднего вида пранаямы в течение получаса (24—96—48 сек.) в теле появляется дрожь. Оно начинает подпрыгивать и зависать в воздухе в полуметре от пола. Аура становится чистой, плотной и вырастает в объеме в 3—5 раз. При выполнении высшего вида пранаямы в течение получаса (36—144—72 секунды) человек достигает самого труднодостижимого вида самадхи — Нирвикальпа. Он сливается с Богом, находящимся в каждом человеке в виде Единого Духа. Такой человек может все. Он становится Творцом. Это уровень Иисуса Христа, Гаутамы Будды, Сатья Саи Бабы, Рамы, Кришны.

Но мирским людям (со слабым здоровьем и маленькой силой воли) трудно довести время даже до 24—96—48 сек. Поэтому им следует пока остановиться на низшем виде пранаямы: 12—48—24. Вместо увеличения времени, они должны увеличить количество циклов. Сначала довести до шести циклов в один присест, затем до десяти. И постепенно довести до восьмидесяти циклов за один раз без всякого перерыва. Счет секунд всегда ведите по мантре «АУМ». В результате ваше здоровье настолько улучшится, а воля настолько окрепнет, что и вы сможете достичь Самадхи.

Не следует забывать, что вы сможете достичь сверхчеловеческих способностей (сиддхи) и Самадхи только при условии соблюдения правил этики. Это — ненанесение вреда всему живому и ненасилие, терпимость к интересам и убеждениям отдельного человека, группы или народа. Йоги воздерживаются от лжи, не присваивают чужой труд или имущество, отказываются от роскоши, корысти, накопления вещей и денег, от эгоистического отношения к окружающему миру. Стремитесь обходиться только самым необходимым. Ешьте только овощи и фрукты, откажитесь от мясных продуктов, избавьтесь от отрицательных эмоций: гнева, злобы, ревности, жадности. Изгоняйте из ума дурные мысли, избавьтесь от сексуальных желаний, будьте целомудренными. Находите удовлетворение в своих хороших поступках, а не в поисках славы, почестей, наград, не стремитесь к самовосхвалению. Будьте очень скромными, не суетитесь напрасно, побольше молчите, довольствуйтесь тем, что есть, не стремитесь властвовать над другими. Только тогда упражнения принесут успех, вы увидите реальный мир, а не тот, который видят сегодня ваши глаза.

 

ШИРШАСАНА

 

Встаньте на колени возле стены. Положите предплечья на коврик так, чтобы локти были расставлены на ширину плеч. Сложите ладони так, чтобы они образовали «чашу». Нагнитесь вперед, поставьте макушку головы на коврик так, чтобы затылок касался сложенных ладоней. Поднимите таз и бедра, выпрямите ноги, затем, согнув их в коленях, плавно оторвите от коврика, поддерживая равновесие на голове и руках. Медленно поднимите ноги вверх и станьте на голову в строго вертикальном положении. Тело, ноги и голова должны образовать прямую линию. В этом положении расслабьтесь. Находитесь в позе столько, сколько сможете без перенапряжения.

Согните бедра и колени, затем медленно опуститесь на коврик. В согнутом положении немного отдохните, чтобы нормализовать кровообращение. Начинающим можно разучивать позу у стенки или прибегнуть к помощи другого лица.

Поза отлично тренирует тонус кровеносных сосудов головного мозга, надежно предотвращает инсульты и обеспечивает клетки мозга дополнительным питанием. Асана улучшает слух, зрение, благотворно влияет на работу сердечно-сосудистой и нервной систем, предотвращает и лечит расстройства желудочно-кишечного тракта, варикозное расширение вен. Воздействует практически на все чакры. При ежедневной практике асаны происходит общее омоложение организма. Не секрет, что у современных людей работают всего 5 % клеток головного мозга. 95 % клеток мозга спят, подобно тому как спят деревья зимой. Это происходит по многим причинам. Одна из них — недостаточное питание клеток головного мозга кровью. Ширшасана увеличивает приток питательных веществ к голове. Ум человека начинает расцветать, как засохшее дерево после теплого дождя. Улучшается память, зрение, быстрота понимания. Кроме того, лимфа начинает циркулировать по всему телу, вымывая шлаки и мусор из клеток. Известно, что лимфа не имеет своего сердца, она движется только благодаря мышечным сокращениям. Современные люди редко трудятся физически целыми днями. Поэтому лимфа у большинства людей застаивается, что ведет к болезням и преждевременному старению. Ширшасана заставляет циркулировать лимфу с утроенной энергией по всему организму.

Здесь важно сказать, что находясь в Ширшасане менее 10 минут, человек переворачивает всего одно свое тело из восьми, а именно — физическое. Поэтому польза от таких непродолжительных асан минимальная. Стоя на голове перед зеркалом, я пытался опытным путем установить, через какие промежутки времени начинают переворачиваться тонкие тела. И вот что я увидел своими глазами: эфирное тело частично переворачивается сразу, но большая его часть встает на голову лишь через 15 минут. Витальное тело начинает переворачиваться минут через 10 — 15 после физического и полностью встает в Ширшасану минут через 30 — 40. Астральное тело не переворачивается с ног на голову даже частично. Из чего я сделал вывод, что астральное и более тонкие тела человека при выполнении перевернутых йоговских поз не переворачиваются вслед за физическим. Это важное открытие объяснило мне причину жжения энергетического пучка в области солнечного сплетения и повышение кислотности желудочного сока после того, как я стал практиковать Ширшасану по 30 минут в день. Стоя на голове, мы не меняем направления тока пяти основных пран. Апана как текла сверху вниз, питая энергией пищевод, желудок, кишечник и выделительные органы, так и продолжает течь сверху вниз и в позе Ширшасана. То есть апана в Ширшасане течет от ног к желудку. Затем в районе между третьей и четвертой чакрой апана смешивается с праной, питающей легкие, сердце и кровеносную систему. Образуются излишки энергии, которые складируются организмом в пранические резервуары, напоминающие мини-чакры. Эти склады энергии находятся в районе между солнечным сплетением и пупком. Другие праны также начинают течь не к голове, а к третьей чакре и переполняют резервуары тонкой энергии. Организму требуется время, чтобы адаптироваться и перераспределить энергетические потоки. Поэтому вначале усиленной практики Ширшасаны излишки энергии в животе стимулируют работу желудка и органов пищеварения. У человека просыпается волчий аппетит, повышается кислотность желудочного сока, растет физическая активность. В это время рекомендуется часто есть фрукты или каши, или через каждые три часа выпивать стакан молока, чтобы снизить кислотность. Иначе можно нажить язву желудка или двенадцатиперстной кишки. За полгода усиленной диеты организм практикующего перестроится и начнет направлять излишки пранической энергии на строительство и уплотнение тонких тел. По мере снижения кислотности желудочного сока от частого употребления пищи можно постепенно отвыкать.

Медленно увеличивайте время нахождения в асане. Когда вы сможете находиться в позе без перенапряжения в течение 5 минут, начинайте петь мантру «АУМ» про себя. Осваивайте ритмическое дыхание «анулема-вилема» в позе Ширшасана, используя для попеременного закрытия ноздрей язык. Сначала длины языка будет не хватать, но вы все равно подгибайте его к небу и тяните к выходам ноздрей. Со временем язык удлинится настолько, что вы сможете выполнять это упражнение. Только осваивайте все это очень медленно и осторожно.

Метод, которым перекрываются внутренние выходы ноздрей при помощи языка называется «Кхетчари мудра». Кхетчари мудру нужно стараться практиковать при выполнении любых асан. И вообще в повседневной жизни старайтесь подворачивать язык к небу, к дыхательным выходам. Первое время достаточно просто сворачивать язык вверх и назад так, чтобы его кончик контактировал с верхней частью неба. Не напрягайтесь. При обнаружении дискомфорта сразу же возвращайте язык в исходное положение. Отдохнув, опять подворачивайте язык к небу. Через год тренировок вы сможете выполнять Кхетчари мудру в течение 30 минут. Причины для такой практики просты и очевидны:

На шее расположены два замечательных органа, называемых каратидными полостями. Они находятся на передней поверхности шеи, немного ниже уровня челюсти, с двух сторон артерии, питающей головной мозг. Эти маленькие органы помогают контролировать и регулировать кровоток и давление. Любое напряжение организма и стрессы находятся в прямой связи с высоким кровяным давлением. Когда мы подворачиваем язык назад и вверх, то он автоматически сжимает каратидные полости. Те в свою очередь информируют головной мозг о повышении давления крови. Мозг дает команду сердцу уменьшить частоту сокращений и снизить кровяное давление. При правильно выполненной Кхетчаре мудре с каждой минутой сердце бьется все медленнее, температура тела снижается, давление крови падает. Практикующий становится физически и ментально расслабленным. Наступает медитативное состояние. Это и является причиной, по которой Кхетчари применяется в большинстве медитативных практик.

 

ШАВАСАНА

 

Шавасану называют еще и так: «Поза мертвого». Она выполняется лежа на спине. Расстелите коврик, лягте на него спиной. Разомкните слегка ноги. Положите руки по обеим сторонам тела ладонями вниз. Расслабьте все мускулы. Пусть ум, чувства и все органы тела успокоятся и расслабятся. Оставьте все мысли. Сначала расслабьте глаза, потом лоб, потом кончики пальцев ног, потом все тело. Пусть каждый мускул и каждая часть вашего тела будут расслаблены. Медленно вдыхайте и выдыхайте в течение пяти минут. При этом повторяйте свою мантру про себя. Регулярная и систематическая практика «Шавасаны» излечивает многие заболевания. Она равномерно распределяет полученную Космическую энергию по чакрам и нади тела.

Продвинутым ученикам я предлагаю освоить более эффективное упражнение релаксации в позе Шавасана.

 

Упражнение релаксации

1. Лягте на свою кровать. Мысленно заземлитесь. (Заземление производится так: представьте желый луч света, выходящий из Солнца и входящий в вашу теменную чакру при вдохе. При выдохе луч спускается по позвоночнику и становится красным. Далее красный луч следует из копчиковой чакры в центр Земли).

2. Расфокусируйте взгляд, полузакройте глаза, глядите туманным взором сквозь предметы. Очень важно расслабить мышцы глаз, без этого никакой релаксации никогда не получится.

3. Успокойте дыхание. Дышите ритмично: 8 секунд — вдох, 8 — выдох. (Постепенно с каждой неделей прибавляйте по одной секунде к вдоху и выдоху).

4. Расслабьте все мышцы лба, потом лица. Затем расслабляйте все мышцы тела, начиная с кончиков пальцев ног.

5. Потом представьте, что ваши ноги медленно заполняет вода. Сначала правая нога наливается водой, нога становится все тяжелее, тяжелее. По мере наполнения водой, мышцы ноги расслабляются. Затем вода заполняет левую ногу, потом низ живота, грудь, руки, голову. Все члены тела становятся все тяжелее, все более расслабленными. Тело все больше давит на кровать.

6. Когда заполните все тело «водой», проверьте мысленным взором еще раз все свое тело, начиная с пальцев ног — не осталось ли где-нибудь напряжения. Проделав это, можете закрыть глаза и мысленно сказать: «Я полностью расслаблен. Мое сознание освобождено от тела». Представьте себе, что все мышцы размякли и стали тяжелыми.

7. Продышав ритмически в течение 10 минут, переходите на поверхностное дыхание. Оно состоит из очень короткого незаметного вдоха и такого же незаметного выдоха. Нужно стараться так незаметно вдыхать и выдыхать, будто бы вовсе и нет никакого дыхания. Так затаивайте дыхание в течение последующих 10 минут. Периодически проверяйте расслабленность всех мышц тела. Представляйте, что тело становится все тяжелее, все больше давит на вашу постель.

Не пытайтесь достичь расслабления мускулов усилием воли. Вы должны только представлять себе это полное расслабление. Релаксируясь так, вы заметите, что всякий раз, как только чуждая мысль будет проскальзывать в ваш ум, ее всегда будет сопровождать легкое сжатие мускулов. Поэтому концентрируйтесь только на идее расслабления. Неустанно возвращайте вашу мысль к идее размякших, расслабленных мускулов. Успехи придут далеко не сразу, кто-то освоит упражнение через три месяца, кто-то через год. Поэтому не нервничайте, но неустанно представляйте себе желаемый результат, как уже достигнутый. В конце концов, полное расслабление организма вызовет у вас нужное ощущение. Запомните его.

Вы спросите, как узнать, что получено достаточное расслабление тела? В обычном состоянии мышц их движение следует сразу же за волеизъявлением: я хочу поднять руку — я ее тотчас поднимаю. Размякший мускул не способен немедленно выполнить приказ мозга. При достаточной релаксации рука не может выполнить приказ мозга в течение минимум 60-ти секунд. Но нужно стремиться к результату — 5 минут.

Независимо от своей исключительно важной роли в эзотерическом обучении, релаксация представляет собой огромную выгоду в обычной жизни. Она позволяет избавиться от большой усталости в течение пяти минут. Расслабление мышц необходимо для всех эзотерических упражнений. Многие техники магии и йоги, которые считаются исключительно опасными, опасны только потому, что люди, практикующие их, не расслабляют или плохо расслабляют свой организм перед началом упражнения. Все школы йоги говорят, что нужно достичь максимального спокойствия духа перед началом упражнения. И многие ученики встречают непреодолимую трудность именно в этом. Все тонкие тела человека взаимосвязаны. Поэтому при достижении полной релаксации физического организма душа успокаивается автоматически от спокойствия тела. Запомните: возбуждение духа и нервов невозможно, когда мускулы полностью расслаблены. Данное упражнение релаксации тела является одним из основополагающих в йоге, гипнозе, аутотренинге, шаманизме, магии, высших техниках оккультизма, сознательных выходах из тела и других эзотерических практиках.

 

Итак, мы с вами рассмотрели три основные асаны, применяемые не только в мантра-медитации, но и в других школах йоги. В разделе «Хатха йога» мы подробно и въедливо поговорим о 84-х асанах. А пока поспешу вас успокоить: те, кто неспособен выполнять йогические асаны, могут медитировать и повторять мантру в любой удобной позе. Лучше сидеть на полу или на низком табурете. Никогда не сидите согнувшись, держите позвоночник прямым, а грудь расправленной. Согнутая поза сидения опасна для здоровья. В скрюченной позе трудно иметь чистые и возвышенные мысли, так как нарушается функционирование внутренних токов праны по каналам нади. От кривой позы и мысли скрючиваются, от нарушения циркуляции праны болеют умственные и физические тела.

 

Место и время медитации

 

Для практики Мантра йоги следует выбрать отдельную комнату. У меня, например, нет такой возможности и я медитирую на кухне. Медитационная комната должна быть изолированной от любого шума, чистой, хорошо проветриваемой. На окне желательно иметь комнатное растение, ваше — по гороскопу. Если не сможете приобрести свое растение, то можно вырастить у окна куст розы. Роза подходит всем. Не зря европейское общество посвященных называло себя «розенкрейцеры» — союз Розы и Креста.

 

На моей крошечной кухне вырос огромный куст розы. Дневной свет еле процеживается сквозь его громадные цветы и листья. Каждое утро перед медитацией я мысленно общаюсь с ним, и растение дает мне много полезных советов. Лет 10 назад один из моих учеников внезапно почувствовал себя неважно. Пока больного доставляли ко мне, дыхание оставило несчастного. Я попросил помошников положить остывающее тело под кустом розы. Потом вошел в медитативное состояние и попросил у розы помощи. Она тотчас включилась в работу. Мощные потоки космической энергии толчками шли от ствола розы в мою правую руку и вырывались из левой руки в почерневшее тело молодого человека. Я был всего лишь проводником в той электрической цепи. Состояние клинической смерти длилось недолго: сердце больного сжалось и медленно расслабилось. Потом появился слабый пульс и через три часа «лечения розой» ничего не помнящий человек уже смог самостоятельно сесть. Тут еще сыграла роль и сама медитационная обстановка кухни. Стены, потолок, посуда и пол были пропитаны живительными вибрациями мантры «АУМ».

Раньше громы и грозы вылетали из правой руки. А сегодня я левой, шипами исколотой в кровь, подарил тебе розу — обрывок влюбленной колючей проволоки. И Любовь…

В медитационной комнате желательно не спать, не смотреть телевизор, не слушать радио и не разговаривать. В нее следует входить в чистой одежде после принятия ванны или душа. Если следовать этим правилам, то через три года практики Мантра йоги и ваша комната начнет излучать любовь, чистоту, возвышенные мысли и духовность. Подобная атмосфера благотворно воздействует на ум, помогает сосредоточению на мантре, на Боге. Стены комнаты начнут излучать умиротворение и ум автоматически будет включаться в медитативный процесс. Все вибрации наших мыслей запечатлеваются на стенах и воздействуют потом на посетителей комнаты, как долгое эхо. Ваша мантра запишется на эфирных слоях подоконника, потолка, стен, пола и значительно усилит вашу медитацию по закону резонанса.

Наиболее благоприятное время для мантра-медитации — период между 4 и 6 часами утра. В это время активизируются органы, вырабатывающие половые клетки. Если медитировать в это время, то половые клетки начнут высыхать и превращаться в «оджас» — духовную энергию. Сначала вам трудно будет просыпаться в 4 часа утра, вставайте в привычное вам время. После сна следует ответить на нужды природы, умыться, очистить язык и зубы от налета, промыть носовые отверстия соленой водой и принять холодный душ или ванну. Благодаря этому ум проснется и сосредоточится. Затем пожелайте всему миру любви и процветания, сядьте в позу и повторите мантру положенное количество раз. Для начала достаточно 15-ти минут джапы. Утренние часы — самые лучшие для духовной практики. Это саттвическое время, время благости. Дневные и вечерние часы — время раджаса, страсти. Ночь — время тамаса, время невежества и тьмы. Ночью (22 до 3 часов) желательно так крепко спать, чтобы и пушка вас не могла разбудить.

Расскажу, как это делаю я: просыпаюсь рано утром, минут пять не встаю. Посылаю добрые мысли и пожелания Любви всему миру. Делаю ритмическое дыхание и пою про себя мантру ОМ. При этом минуты две совершаю большим пальцем левой руки вращательные движения по часовой стрелке напротив лба. Палец слегка касается кожи в области «третьего глаза». Потом то же самое делаю правой рукой. Только палец уже вращаю против часовой стрелки. Это упражнение ускоряет открытие и рост шишковидной железы (Аджны чакры) — наиглавнейшего физического органа для йоги. Затем мысленно представляю: что я сегодня должен сделать за день. Чем ярче рисую картины моих действий, тем больше вероятность осуществления моих планов. Далее — подъем, туалет, ополаскивание рта, чистка языка, зубов и носа. Нос промываю соленой водой из чашки, при этом делаю ритмическое дыхание и пою мантру про себя. 12 секунд вдох — всасываю воду через левую ноздрю в рот. 12 секунд выдох — выливаю воду изо рта. Потом меняю ноздри. Затем выпиваю чашку кипяченой воды, потом — душ, полив комнатных растений и беседа с ними. И только после этого начинаю медитацию на мантре АУМ. Сажусь в Лотос, дыхание 1—4—2, концентрация на мантре, имеющей форму голубого шарика. Счет секунд веду по количеству повторенных слогов. На вдохе моя мантра вылетает из Солнца и входит через темя в шишковидную железу. На задержке дыхания она остается там же. На выдохе синий шарик проходит по позвоночнику, вылетает из копчика к центру Земли. Оттуда он возвращается на звезду Солнце. Проделав один час такое упражнение, я приступаю к другим асанам.

Вам не нужно следовать моему примеру. Вначале практикуйте мантра-медитацию утром и вечером по 15—20 минут, сидя на полу по-турецки. И обязательно на пустой желудок. Но это общие рекомендации. Для повторения мантры нет никаких ограничений: ее можно повторять когда угодно, где угодно, как угодно и в любом состоянии. Самое трудное для вас — постоянство. Старайтесь медитировать каждый день в одно и то же время. Мантру можно повторять и бессознательно, но тогда она принесет намного меньше пользы. Это все равно, что есть и думать в это время о чем-то чужом, а не о пище. Вы будете есть и есть, съедите очень много, но когда-нибудь да насытитесь. Однако, если вы будете сознательно пережевывать каждый кусочек сорок раз, представляя как прана пищи всасывается шишковидной железой через небо и оттуда распределяется по всему организму, то вы съедите намного меньше, а толку от этого будет в несколько раз больше.

Если свою мантру вы будете повторять в спешке, без осознавания, ради галочки, то духовное продвижение будет черепашьим. Но это все равно лучше, чем совсем ничего не делать.

 

ЧЕТКИ

 

Входя в медитативное состояние, забываешь о времени. Время то сжимается то растягивается, то струится по стенам разноцветными картинами, то исчезает совсем. Чтобы не потерять счет времени, в Индии ученики йогов обычно используют четки. Они помогают лучше сосредоточится на сути мантры и указывают количество прочитанных мантр. Нить с бусинками называется «мала». Обычно мала состоит из 108 маленьких бусинок и одной большой, которая называется «меру». Меру — это божество мантры. Отсчитывать бусинки надо по часовой стрелке с первой бусинки. Начинайте от Меру. А когда вы завершите круг, то есть прочитаете 108 раз мантру, то не надо пересекать Меру — читайте в обратном направлении. Держите четки на среднем пальце и перебирайте их с помощью большого пальца, соединив средний, безымянный и мизинец вместе. Соединение трех пальцев означает, что вы преодолеваете качества материального мира и в результате духовного преображения восходите к знанию Единства. В начале практики рекомендуется, чтобы указательный палец не касался четок, ибо он символизирует эгоизм и загрязненность. Но по мере трансформации сознания и очищения от эгоизма начинайте работать и указательным пальцем. Счет полных кругов производится на левой руке или с помощью бусинок. В индусских священных писаниях так раскрывается символическое значение пальцев:

1. Большой палец олицетворяет Всевышнего Бога, Вечный Абсолют.

2. Указательный палец олицетворяет индивидуальность. Жест, в котором кончики большого и указательного пальца соединены, называется жестом мудрости (джнана мудра). Закольцованность этих пальцев как бы указывает, что мудрость состоит в единении индивидуальности (дживы) и Бога (Брахмана).

3. Другие три пальца символизируют материальный мир (мир пракрити — мир проклятья) и все физические проблемы, свойства и страдания, связанные с ним.

В писаниях говорится, что средний палец ассоциируется с качествами благости и добродетели (саттва). Безымянный палец символизирует страстность, активность, привязанность к плодам (раджа-гуну). Мизинец символизирует невежество, инерцию и леность (тама-гуну).

Четки — это мощное оружие для управления умом. Это кнут, который гонит ум к сверхсознанию. Поэтому четки должны быть постоянно с вами: они будут напоминать о духовном пути, на который вы встали. Ваши четки — дороже золотого ожерелья, ибо они помогают в достижении нетленных ценностей духа. В тантрах говорится, что четки — это само божество (Девата). Их надо содержать в чистоте и доброте. Омывайте руки водой, а сердце — возвышенными мыслями прежде чем браться за четки.

Четки, на которых долго повторяли мантру, обладают магической силой, способной заживлять раны и исцелять болезни.

Наиболее благоприятный материал для изготовления четок — дерево туласи, рудракша или семена лотоса. Бусинки также можно сделать из янтаря, стекла, драгоценных камней, и любых пород дерева. Для счета мантр сначала нужно использовать часы. Измеряйте время, необходимое для повторения одного круга мантры. Постепенно надобность в часах отпадет: время вы будете измерять количеством пройденных кругов.

Мантру можно повторять громко вслух, шепотом или в уме, про себя. Для начинающих самым легким способом достижения концентрации является громкое повторение мантры вслух. Оно помогает быстрее дисциплинировать мысли, вспоминать, визуализировать символы мантры. Громкое пение нейтрализует звуки, которые могут помешать вам сконцентрироваться. Только не нужно повышать голос до такой степени, что это будет приносить беспокойство вашим соседям. Не прерывайте мантру на полуслове своим дыханием. Читайте мантру на выдохе. Правильно поставленное ритмичное дыхание помогает достичь успеха в Мантра йоге. Пение мантры нужно сочетать с праноямой. Начинайте с ритма дыхания, где вдох по времени равен выдоху. Затем постепенно увеличьте время выдоха в два раза. Потом медленно вводите задержки на вдохе. Приближайтесь к схеме дыхания 1—4—2. Следите за четкой артикуляцией. Будьте внимательны, не искажайте звучание мантры, не глотайте слова.

Есть мантры, которые рекомендуют повторять только вслух. Например, маха-мантру Харе-Кришна надо повторять громко, четко и разборчиво. Некоторые мантры можно повторять шепотом или только в уме. Повторение мантры про себя самое трудное. Мысленное повторение рекомендуют практиковать, когда вы освоили чтение мантры вслух и шепотом. Когда утихнут все другие мысли, возможно мысленное повторение.

Помехами для успешного повторения мантры в уме являются всякие желания, сонливость, лень, нетерпение и чувственные объекты. Мысленное повторение подготавливает ум к медитации. Настоящая дхьяна достигается только в результате долгой и напряженной ежедневной практики в течение многих лет и зим. Необходимо вырастить огромную силу воли для достижения состояния медитации. Начинающие же часто приходят в уныние, если оказывается, что после шести месяцев практики они не достигают дхьяны.

Надо использовать различные методы повторения мантры, чтобы быстрее достичь контроля над умом. Повторяйте шепотом и громко, повторяйте без ума и в уме. Куда бы вы ни шли, и чем бы ни занимались, повторяйте всегда свою мантру. Если вы заняты физической работой, то в уме практикуйте джапу. Работа будет делаться автоматически. Это будет соединением мантра и карма йоги.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: