Позиция азербайджанской стороны




Позиция армянской стороны

Президент Республики Арцах Бако Саакян 8 марта 2011 г., выступая с речью в Париже на конференции «17 лет после установления перемирия 1994 года: чего достиг Нагорный Карабах сегодня?», организованной во французском Институте международных отношений и стратегических исследований, отметил: «Арцах являлся одной из провинций исторической Армении и всегда играл важную роль в истории армянского народа, долгое время был последним осколком независимой армянской государственности и эпицентром национально-освободительной борьбы. Президент назвал 1918 год началом зарождения карабахской проблемы, когда при вмешательстве Османской Турции в Закавказье создаётся государство под названием „Азербайджан“, которое никогда до этого не существовало в истории и с первого же дня своего формирования начало предъявлять территориальные претензии всем соседним государствам с целью формирования сухопутных границ с Османской империей и создания пантюркистской державы». Президент Саакян подчеркнул, что решение о насильственном присоединении Арцаха к Советскому Азербайджану, принятое Кавказским бюро большевистской партии, было направлено на распространение большевизма на Востоке.

Касаясь урегулирования азербайджано-карабахского конфликта, Бако Саакян подчеркнул, что официальный Степанакерт является сторонником решения всех имеющихся с Азербайджаном вопросов исключительно мирными методами и путём непосредственного диалога, при этом отметив, что это вовсе не означает, что Арцах не готов или же не в состоянии в случае необходимости защитить свою независимость и безопасность. Глава государства подчеркнул, что не может быть и речи даже о незначительном ослаблении независимости и безопасности Арцаха, которые для нашего народа являются исключительными ценностями, не подлежащими торгу. Самым большим препятствием в переговорном процессе Президент посчитал деструктивную позицию Азербайджана и проводимую им радикальную и воинственную антиармянскую политику. Президент Саакян подчеркнул, что к переговорам надо подходить с осознанием невозможности возвращения к прошлому и бесперспективности основанных на предусловиях подходов.

Говоря о международном признании НКР, глава государства отметил, что хотя это и тесно связано с урегулированием карабахского конфликта, они являются разными процессами. Согласно Бако Саакяну, можно думать, что республика получит международное признание после урегулирования конфликта. Но с тем же успехом можно сказать, что конфликт будет разрешён после международного признания Арцаха. Президент отметил, что опыт последних 2-3 лет показывает, что урегулирование аналогичных конфликтов идет именно по этому сценарию, яркими примерами чего являются Косово, Абхазия, Южная Осетия и Южный Судан. Глава государства подчеркнул, что Нагорно-Карабахская Республика заслужила право быть полноценным членом международного сообщества и с политической, и с правовой, и с моральной точек зрения. «В течение двух десятилетий существования Республики Арцах нам удалось построить демократическую, стабильно развивающуюся и не представляющую ни для кого опасности страну. А такая страна не можем быть не признана», — заключил Президент[129].

Позиция азербайджанской стороны

Азербайджан настаивает на решении конфликта, основанном на уважении к территориальной целостности и нерушимости международно-признанных границ государства и мирном сосуществовании армянской и азербайджанской общин в нагорно-карабахском регионе. С этой целью, согласно официальной позиции Азербайджана, должны быть освобождены все оккупированные территории и возвращены в свои дома насильственно перемещенные лица

 

Карабахский конфликт. Россия в этом конфликте.

Основным форматом вовлечения внешних сил в карабахский конфликт является переговорный процесс при посредничестве влиятельных международных акторов. В настоящее время он осуществляется исключительно Минской группой ОБСЕ, хотя за последние два десятилетия неоднократно предпринимались попытки одной из сторон конфликта перенести его в другие международные структуры. Однако все эти попытки оказались еще более безрезультатными, чем деятельность самой Минской группы, которая хотя бы обеспечивает «заморозку» конфликта и не допускает возобновления боевых действий.

Особенность МГ ОБСЕ в том, что входящие в ее состав страны-сопредседатели, находясь зачастую на диаметрально противоположных позициях по многим вопросам мировой и региональной политики, имеют схожие подходы к процессу мирного урегулирования карабахского конфликта. Более того, у сопредседателей существует консенсус в вопросе недопущения боевых действий в Карабахе. В последний раз он наглядно проявился в ходе саммита ОБСЕ в Астане в начале декабря 2010 г., где представители России, США и Франции достаточно резко выразили свое негативное отношение к попыткам военного шантажа со стороны Азербайджана, выборочной трактовки отдельных элементов переговорного процесса, которые должны рассматриваться лишь как единое целое. Такая политика стран-сопредседателей (а фактически – международного сообщества) позволяет сохранить и продолжать чрезвычайно трудный процесс переговоров в условиях неготовности обществ и элит конфликтующих сторон к каким-либо реальным компромиссам.

Вполне естественно, что подходы основных внешних акторов к карабахскому конфликту определяются, в том числе, их собственными интересами на Южном Кавказе и в прилегающих регионах. Это могут быть интересы в сфере как энергетики и коммуникаций (что особенно актуально для США и Франции), так и безопасности и геополитического доминирования (для России и США, а также региональных держав – Ирана и Турции). Подходы в карабахском конфликте могут определять и соображения иного порядка: идеалы и принципы демократии и интеграции (отраженные в позиции европейских стран); историческая и культурная близость к региону (что особенно актуально в случае с Россией и Турцией). Мирный способ урегулирования конфликта не отменяет различий в подходах, позициях и причинах активного вовлечения этих держав в переговорный процесс.


Позиция России по карабахскому конфликту двойственна. С одной стороны, экономическая и военная помощь Армении со стороны России стала причиной охлаждения отношений между Россией и Азербайджаном в первой половине 1990-х гг. Азербайджан не согласился на сохранение российских баз на своей территории (за исключением аренды Габалинской РЛС), хотя в 1994 г. Гейдар Алиев, в целях внутриполитической стабильности и в надежде на изменение российской позиции в карабахском конфликте, присоединился к Договору о коллективной безопасности. Не дождавшись от Москвы поддержки в карабахском вопросе, в 1999 г. Азербайджан вышел из ДКБ и присоединился к ГУУАМ.

г. во время официального визита президента Медведева в Азербайджан был подписан контракт между Государственной нефтекомпанией Азербайджана и «Газпромом» об увеличении поставок в Россию каспийского газа, что укладывается в стратегию Москвы по противодействию попыткам европейских стран обеспечить альтернативный России маршрут поставок энергоресурсов в Европу. г. составила 23,3 тыс. человек из Азербайджана и 35,2 тыс. из Армении. Для России Азербайджан важен и как региональный участник рынка энергоресурсов. В настоящее время на смену соперничеству 1990-х гг. в отношениях между Россией и Азербайджаном пришел этап более близкого сотрудничества. 3 сентября 2010 В то же самое время существуют условия, которые заставляют Азербайджан и Россию придерживаться добрососедских отношений. В Азербайджане проживает около 140 тысяч русских, а в России, согласно официальной переписи 2002 г., – 621 тыс. азербайджанцев. Между странами действует безвизовый режим. По официальной статистике, трудовая миграция в Россию в 2008

г. в ходе государственного визита президента Д.Медведева в Армению, наряду с другими документами, был подписан дополнительный Протокол №5 к Договору 1995 г. о порядке функционирования российской военной базы на территории Армении. Согласно этому документу расширилась географическая сфера ответственности 102-й РВБ, включающая уже всю территорию Армении (а не только вдоль периметра бывших границ СССР с Турцией и Ираном, как в прежней редакции Договора), а также продлевалась длительность ее нахождения (вместо прежних 25 – 49 лет). Кроме того, в соответствии с Протоколом, Россия взяла на себя обязательство обеспечивать Вооруженные силы Армении современным и совместимым ВВТ. Наряду со всем этим, российско-армянские отношения в военной сфере являются основой политики безопасности Москвы в регионе и единственным элементом, обеспечивающим деятельность на Южном Кавказе ОДКБ как военно-политического блока под эгидой России. Россия является главным инвестором в Армении, тесно сотрудничает в энергетической и коммуникационной сферах, несмотря на отсутствие прямой географической связи. Россия стремится проявлять беспристрастность в переговорном процессе вокруг Нагорного Карабаха и сохраняет видимый баланс в своих отношениях с Арменией и Азербайджаном. Предоставляя Армении гарантии безопасности в региональном формате и содействуя оснащению армянской армии современным вооружением и военной техникой, Москва одновременно расширяет военно-техническое сотрудничество с Азербайджаном. В августе 2010

В Армении склонны интерпретировать подписание этого документа как гарантии безопасности и военной помощи со стороны России в случае войны с Азербайджаном. Хотя формально двусторонние и многосторонние (в рамках ОДКБ) обязательства России в сфере безопасности и взаимной обороны распространяются только на границы Республики Армения, а не на территорию Нагорного Карабаха. Вместе с тем, вполне вероятно, что в силу чрезвычайной милитаризации региона и радикальности позиций конфликтующих сторон боевые действия не ограничатся лишь территорией Нагорного Карабаха и могут перекинуться по периметру протяженной границы между Арменией и Азербайджаном. Более того, даже просто наличие вдоль северо-восточных границ Армении и на армяно-нахичеванской границе частей Российской армии позволит высвободить значительную часть Армянских вооруженных сил и эффективнее использовать их в Нагорном Карабахе, что также будет иметь существенное значение для дальнейшего хода возможных боевых действий.

Вместе с тем, очевидно, что Россия не хочет, чтобы ее вовлекли в боевые действия вокруг Нагорного Карабаха, и в случае военной «разморозки» конфликта Москва может оказаться в трудном положении. Прямая военная помощь Армении со стороны России немедленно приведет к разрыву отношений с Азербайджаном, в том числе и в энергетической сфере. С другой стороны, невыполнение двусторонних и многосторонних обязательств по оказанию военной помощи Армении может лишить Россию репутации надежного партнера, дискредитировать функционирование ОДКБ как военно-политической организации, привести к выводу российской военной базы с территории Армении и потере единственного военно-политического союзника Москвы на Южном Кавказе. Если Москва не окажет военного содействия Армении, это поставит под угрозу дальнейшее армяно-российское стратегическое сотрудничество и лишит Ереван каких-либо стимулов к сохранению российской военной базы на своей территории. Потеряв Армению, Москва может одновременно также потерять политическое влияние и рычаги воздействия на Азербайджан и на весь Южный Кавказ, а в дальнейшем – создать себе проблемы и на Северном Кавказе.

Поэтому Россия заинтересована в сохранении status quo, поддержании военного баланса и невозобновлении боевых действий. Это проявляется, в том числе, в масштабных льготных поставках Москвой вооружения и военной техники своему союзнику по ОДКБ – Армении, которые в значительной мере компенсируют и нивелируют милитаризацию Азербайджана за счет продажи каспийских энергоресурсов. Как результат, Россия сохраняет в среднесрочной перспективе свое военно-политическое влияние в регионе, одновременно оказывая содействие Армении, замораживая карабахский конфликт и привязывая к себе Азербайджан. После «пятидневной войны» августа 2008 г. внимание к региону со стороны США и европейских стран ослабло, и поэтому России легче контролировать ситуацию и осуществлять посредничество между Арменией и Азербайджаном. А это фактически приводит к сохранению сложившегося в зоне карабахского конфликта status quo, т.е. состояния «ни войны, ни мира». А лучшего варианта, к сожалению, международное сообщество предложить Карабаху пока не может…

 

Сухопутные границы: всего: 1 254 км
соседние страны: территория Азербайджана 566 км, Нахичеванская Автономная Республика 221 км, Грузия 164 км, Иран 35 км, Турция 268 км

Определение: Данный показатель содержит информацию о протяженности сухопутных границ, а также сведения о длине общих границ с соседними странами, с которыми граничит данное государство.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: