Форма, силуэт и покрой одежды




Перед тем как приступить к конструированию одежды, необходимо выбрать желаемую внешнюю форму, силуэт, покрой (членение основных деталей) и материалы.

В зрительном восприятии костюма решающую роль играет его объемность, которая определяется степенью прилегания к телу основных деталей.

Форма - это наружный вид, внешнее очертание предметов, которое может быть представлено рисунком, чертежом, или макетом.

В швейной промышленности модель (замысел художника) несуществующего изделия задается графическим рисунком, выполненным на бумаге в виде стилизованного изображения или на экране в виде двух- или трехмерного изображения.

Реже, характеризуя форму:

- описывают вербально (набором слов);

- задают скульптурным изображением макета, выполненного в материале (наколка);

- физическим объемным телом, выполненным из гипса, пластилина;

- виртуальным объемным телом на экране дисплея.

Если модель уже была реализована в материале, то ее представляют, обычно, фотографией.

В швейной промышленности под формой одежды понимают объемно - пространственную структуру изделия, надетого на человека.

Форма обладает совокупностью объективных физических свойств, вызывающих у зрителя те или иные ощущения.

Форма одежды может быть строгой и мягкой (рис.1.1.) малообъемной и объемной, (рис.1.2.) и в зависимости от этого либо подчеркивать фигуру, либо скрывать определенные участки тела. Чем меньше точек соприкосновения с телом, тем больше объемность одежды; чем плотнее одежда прилегает к телу, тем объемность меньше.

Рис. 1.1. (а) - Мягкая и острая формы одежды б) - Одежда малого и большого объемов

Силуэт одежды является основной определяющей характеристикой костюма и вообще любой одежды. Силуэт - это одно из самых важных средств выражения идеи для дизайнеров и художников модельеров, а так же определяет моду. Силуэт одежды может указывать на определенную историческую эпоху, или может быть "модным". Для конструктора силуэт определяет прибавки и способы формообразования лекал и выкроек деталей одежды.

Есть разные определения этого понятия. Удобна для понимания формулировка:

Силуэт — проекция объема изделия на плоскость, плоскостное восприятие объемных форм одежды, четко ограниченных контурами.

Силуэтные контуры – линии талии, плеча, низа, становой части изделия, характеризуют пропорции, форму и внешние очертания одежды.

Силуэты классифицируют по степени прилегания изделия к фигуре: прямой, полуприлегающий, прилегающий (приталенный), трапециевидный (расширенный книзу).

Прилегающий силуэт (рис.1.2, а) характеризуется значительным прилеганием по линии талии. Прилегание по линии груди может быть различным. Линия низа, как правило, расширена, а линия талии всегда подчеркнута.

Полуприлегающий силуэт (рис.1.2, б) имеет небольшой объем по линии груди и незначительное прилегание по линии талии и бедер. Степень прилегания изделия зависит от модели и фигуры женщины. По линии низа возможно расширение. В целом силуэт повторяет очертания фигуры, не выделяя ее.

Прямой силуэт (рис.1.2, в) геометрически напоминает прямоугольник или квадрат в зависимости от объема и соотношения вертикальных и горизонтальных размеров. В такой одежде линия талии не акцентируется, а горизонтальные размеры примерно одинаковы на всех уровнях фигуры — груди, талии, бедер.

 

а б в г

Рис 1.2. Силуэты одежды: а - прилегающий; б – полуприлегающий; в – прямой; г – «трапеция»

Для трапециевидного силуэта (рис.1.2, г) характерны небольшой объем в плечевом поясе и по линии груди и расширение по линии низа.

 

Не менее важна для модели информация о том, как получена заданная форма или как ее можно получить. В конструировании сложились определенные покрои одежды.

Покроем одежды называют членение поверхности одежды на составные части: полочку, спинку, рукав, воротник, лиф, юбку. К основным составляющим покроя плечевой одежды относят покрой рукава (его соединение с проймой) и членение основных деталей (полочки и спинки) вертикальными и горизонтальными линиями.

Различают основные покрои рукава: втачной, реглан, цельнокроеный и комбинированный.

Покрой втачного рукава (рис. 1.3, а) отличается замкнутой линией проймы. Линия проймы по своим очертаниям соответствует сечению руки в месте ее сочленения с туловищем. Существует два вида втачного рукава — обычный и рубашечный.

Покрой рукава реглан (рис. 1.3, б) характеризуется линией проймы, проходящей от горловины спинки до горловины полочки.

В изделиях с цельнокроеными рукавами (рис. 1.3, в) линия проймы отсутствует, полочка выкраивается как целое с передней частью рукава, спинка — с локтевой частью рукава.

Различные сочетания перечисленных типов покроя рукава образуют комбинированный покрой (рис. 1.3, г). Например, спинка может быть с цельнокроеным рукавом, полочка - с втачным или рукавом реглан.

 

а б в г

Рис. 1.3. Покрои рукавов: а - втачной; б – реглан; в – цельнокроеный; г - комбинированный

Покрой втачного рукава создается набором составных частей (рис. 1.4):

- с одним швом (нижний или локтевой),

- с двумя швами (передний и локтевой или верхний и нижний),

- с тремя швами (передний, локтевой и верхний).

Покрой изделия формируют продольные и поперечные швы.

От количества продольных швов на спинке и полочке изделие может быть:

- бесшовным — с застежкой спереди;

-одношовным — с застежкой спереди и одним средним швом на спинке;

- двухшовным — с боковыми швами;

- трехшовным — с боковыми швами и средним швом спинки;

- пятишовным — с боковыми швами, средним швом спинки и двумя швами притачивания боковых частей полочек;

- шестишовным — с боковыми швами и четырьмя швами на спинке и полочке (см. рис. 1.4).

От наличия поперечных швов, т.е. характера соединения лифа с юбкой, одежда может быть отрезной и неотрезной по линии талии или бедер.

Отрезная деталь полочки или спинки в верхней части называется кокеткой (см. рис. 1.4).

 

 

 

Аналогично построена схема членения поверхности деталей поясной одежды (рис. 1.5). Членение одежды на составные части позволяет расширять и изменять зрительный ряд моделей даже при использовании одного материала и одинаковой фурнитуры. Постоянно изменяется мода на тот или иной покрой.

Решающую роль в выборе числа деталей костюма и их конфигурации играет форма одежды.

В формообразовании участвуют различные линии, значение которых в костюме неоднозначно. Различают конструктивные, декоративные и конструктивно-декоративные линии членения.

Введение конструктивных линий обусловлено необходимостью получения заданной формы изделия.

Нанесение декоративных линий вызвано стремлением к внешнему разнообразию изделия без изменения формы.

Конструктивно-декоративными линиями решаются обе задачи. Например, рельефные линии относятся к конструктивно-декоративным. Они не только украшают изделие, но и участвуют в формообразовании.

Контрольные вопросы

1. Что понимают под формой одежды?

2. Что такое силуэт? По каким признакам классифицируют силуэты?

3. Что такое покрой одежды? Какие различают покрои?

4. Какие функции выполняют линии членения в одежде?

5. На какие группы разделяют линии членения одежды?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: