Глава 2. Среда функционирования магазина




 

По словам заместителя министра экономического развития и торговли РФ Андрея Белоусова, по динамике рост розничного товарооборота примерно в два раза обгоняет рост экономики в целом. В этом году рост товарооборота розничного рынка является в среднем 12%, а в лидирующих регионах - около 20%. [11, c.22]

В таблице 1 представлен оборот розничной торговли отдельных республик и областей Приволжского Федерального округа за 2003-2005 г. г. Среди совокупного объема оборота розничной торговли за 2005 год первое место занимает Республика Татарстан 161441 млн. руб. последнее Республика Марий Эл 13953 млн. руб.

Среди показателей оборот розничной торговли в расчете на душу населения за 2005 год первое место также занимает Республика Татарстан 42879 руб., а последнее Республика Марий Эл 19536 руб. [13, c.148]

 

Таблица 1. Оборот розничной торговли отдельных республик и областей Приволжского Федерального округа за 2003-2005г. г.

  2003 г 2004 г 2005 г
Всего, миллионов рублей
Республика Марий Эл      
Республика Татарстан      
Чувашская Республика      
Кировская область      
Нижегородская область      
На душу населения, рублей
Республика Марий Эл      
Республика Татарстан      
Чувашская Республика      
Кировская область      
Нижегородская область      

 

По итогам 2005 г доля торговли в ВВП страны - около третьей части, что несопоставимо велико по сравнению с другими областями - строительством, промышленностью, сельским хозяйством. В значительной мере розничная торговля - это предприятие малого бизнеса, малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями создается около половины оборота отрасли. В общей структуре малого бизнеса торговые предприятия составляют около ¾, по обороту это 72,1%. [11, c.22]

По прогнозам аналитиков, высокая динамика роста российского рынка в течение ближайших лет сохранится в первую очередь за счет развития региональных рынков. Региональные розничные рынки в своем развитии повторяют московский опаздывая приблизительно на два-три года. В свою очередь, регионы по уровню развития, емкости рынка и жизни населения отличаются друг от друга. Высокая динамика развития наблюдается в Центральном и Приволжском регионах, но выделяется ряд особенностей, свойственных развитию региональных розничных сетей. Особенностью региональных рынков является более низкая покупательская способность населения.

Угрозу для выживания местных компаний создает экспансия федеральных сетей. Готовясь конкурировать с федеральными сетями, региональные компании выдвигают новые стратегические задачи. Стратегией местной компании должно стать агрессивное увеличение доли рынка, захват торговых площадей, качественный и количественный рост компании, высокопрофессиональный маркетинг, интенсивное внедрение IТ-технологий в управленческие и технологические процессы компании.

Для решения задачи закрепления на рынке региональные компании имеют ряд преимуществ перед столичными сетями. Местные компании лучше знают свой рынок, лучше понимают какую покупать землю, на которой нужно строить магазины, знать возможности региона, ситуацию с недвижимостью.

Локальные компании имеют возможность быстро принимать решение, а не ждать когда ответ придет из центра. Нередко быстрая реакция на ситуацию и мгновенное принятие необходимого решения помогают выиграть очень ценное для бизнеса время. [10, c. 19]

Во многих регионах по-прежнему основную часть розничных объектов составляют постсоветские магазины с торговлей через прилавок, развитие новых форматов происходит путем поглощения и усовершенствования старых. [10, с. 20]

Для того, чтобы определить место исследуемого предприятия розничной торговли на региональном рынке и его конкурентоспособность, необходимо обратить внимание на следующие данные.

Потребительская кооперация РФ сегодня оказывает 150 тысяч видов услуг 130 наименований, среди гармоничного развития традиционных отраслей деятельности (розничная торговля, общественное питание, заготовительная деятельность и др.). Основными направлениями являются оказание разнообразных услуг сельскому населению, участие системы в обеспечении продовольственной безопасности страны.

Материальная основа развития социальной деятельности потребительской кооперации формируется в результате эффективного хозяйствования каждого субъекта системы.

В таблице 2 представлены основные экономические параметры деятельности отдельных потребсоюзов Приволжского федерального округа в 2003 году.

Несомненным лидером в экономическом развитии среди субъектов хозяйствования потребительской кооперации Приволжского федерального округа является Нижегородский облпотребсоюз.

Его совокупный объем деятельности является наибольшим по рассматриваемым потребсоюзам - 5421 млн. руб. и обладает самой высокой динамикой (145,7% в сопоставимых ценах в сравнении с 2003 г). Оборот розничной торговли и общественного питания превысил 4 млрд. руб., что на 44,2% в сопоставимых ценах больше показателя 2003 г.

По показателю удельного веса потребительской кооперации в товарообороте зоны деятельности Нижегородский облпотребсоюз уступает Чувашскому (74,3%), Марийскому (32,4%) респотребсоюзам и Кировскому облпотребсоюзу (31,6%), занимая 27,8% в обороте территории. Однако его показатель превышает значение показателя Татарского потребсоюза (26,7%) и среднее значение по Центросоюзу РФ (20,6%). [12, c.156]

 

Таблица 2. Основные экономические параметры деятельности отдельных потребсоюзов Приволжского федерального округа в 2005 г.

  Показатели Центро- союз РФ Потребсоюзы
Ниже- город-ский Марий-ский Татар-ский Чуваш-ский Киров-ский
1. Совокупный объем деятельности, млн. руб.       1422,7      
темп изменения в сопоста вимых ценах, в% к 2003 г   129,3   145,7   92,2   93,2   143,2   127,8
2. Оборот розничной торговли и общественного питания, млн. руб.   76392,2   4061,5   853,3   2781,7   2254,3   3376,7
темп изменения в сопоста вимых ценах, в% к 2003г   128,4   144,2   104,9   110,6   135,1   140,3
3. Оборот розничной торговли и общественного питания в расчете на 1 человек, руб.            
4. Удельный вес потреби-тельской кооперации в товарообороте зоны деятельности,%   20,6   27,8   32,4   26,7   74,3   31,6

 

В таблице 3 приведены показатели удельного веса потребительской кооперации в обороте Республики Марий Эл за 2006 год. Согласно таблицы первое место среди районов по обороту розничной торговли и общественного питания занимает Медведевский район 1228,6 млн. руб., но доля потребительской кооперации значительно небольшая. В Медведевском районе оборот розничной торговли и общественного питания потребительской кооперации составляет 93,3 млн. руб., отсюда и очень низкий показатель удельного веса потребительской кооперации в обороте республики за 2005 год 8,9%, а за 2006 годи того меньше 7,6%.

Показатель оборота розничной торговли и общественного питания в Оршанском районе составил 243,5 млн. руб., но в отличие от Медведевского района оборот потребительской кооперации значительный - 154,1 млн. руб., отсюда и очень высокий показатель удельного веса потребительской кооперации в обороте республики за 2005 год составил 59,9%, а в 2006 году - 63,3%. Согласно этим данным по показателю удельного веса Оршанский район занимает первое место в республике, а также Оршанское потребительское общество является монополистом в своем районе. Доля конкурентов других форм собственности в обороте розничной торговли и общественного питания значительно небольшая.

 

Таблица 3. Удельный вес потребительской кооперации в обороте Республики Марий Эл за 2006 год

  Оборот, млн. руб. Удельный вес,%   Откло-нение (+. -)
По респу-блике Сравнительно Марпотребсоюза   2005 г   2006 г
Горномарийский район   107,6 49,3 41,6 -7,7
Куженерский район 189,7 16,3 14,6 8,6 -6
Килемарский район 165,2 42,6 34,6 25,8 -8,8
Мари-Турекский район 367,5 165,6 55,4   -10,4
Медведевский район 1228,6 93,3 8,9 7,6 -1,3
Моркинский район   257,7 57,2 51,1 -6,1
Новоторьяльский район 200,2 24,5 13,6 12,2 -1,4
Оршанский район 243,5 154,1 59,9 63,3 3,4
Параньгинский район   82,3 7,2 7,1 -0,1
Волжский район 287,8   51,3 42,7 -8,6
Советский район 484,7 154,5 41,9 31,9 -10
Сернурский район   141,1   29,7 2,7
г. Йошкар-Ола 12669,9 47,2 0,8 0,4 -0,4
г. Волжск 1722,9 - 1,8 - -
г. Козьмодемьянск 703,2 10,7 - 1,5 -
ИТОГО 21501,1 1422,7      

 

Оршанское районное потребительское общество зарегистрировано постановлением главы администрации Оршанского района № 25 от 25 января 1993 года. Устав Оршанского райпо зарегистрирован в новой редакции Государственной регистрационной палатой Республики Марий Эл за № 247 от 19 мая 1998 года.

Оршанское районное потребительское общество - является добровольным объединением граждан и юридических лиц на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. (Приложение 1).

Одним из важнейших показателей, характеризующих финансовую устойчивость, является наличие собственных оборотных средств каждого хозяйствующего субъекта. Недостаток этих средств приводит к снижению платежеспособности и конкурентоспособности организации. Анализ всех слагаемых оборотных средств производится по данным бухгалтерского баланса (Приложение 2).

Для определения суммы собственных средств, находящихся в обороте, следует предварительно изучить состав долгосрочных обязательств потребительского общества. Их прямое назначение - вложение во внеоборотные активы. (Приложение 3).

Сумма собственных оборотных средств в обороте составляет на начало года - 623 тыс. руб., на конец года - 2566 тыс. руб. За анализируемый год сумма собственных оборотных средств уменьшилась на 1943 тыс. руб., что оценивается отрицательно. Это произошло за счет роста краткосрочных обязательств на 1446 тыс. руб. и уменьшение оборотных активов на 497 тыс. руб. Отсюда делается вывод: необходима разработка организационно - экономических мер по достижению суммы собственных оборотных средств:

увеличение суммы прибыли, направляемой на пополнение собственных средств;

постепенное увеличение паевого фонда за счет вовлечения новых пайщиков;

нормализация материальных запасов;

повышение эффективности использования основных фондов.

В Оршанском районном потребительском обществе три направления деятельности выделены в отдельные общества с ограниченной ответственностью, в которых согласно Уставам Оршанское райпо является участником. Розничной торговлей занимается ООО "Сателлит", общественным питанием ООО "Арабеска", производством хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения ООО "Оршанское хлебушко".

ООО "Сателлит" зарегистрировано в установленном порядке и осуществляет свою деятельность в соответствии с учредительными документами, в рамках действующего законодательства РФ, по свидетельству № 2472 от 03.12.1996 г. ОКПО 48301124. Согласно уставу общества с ограниченной ответственностью, участниками общества являются:

Клюкина Алевтина Тимофеевна;

Оршанское потребительское общество.

Предметом деятельности общества является:

производство товаров народного потребления, продукции производственно-технического назначения;

предоставление услуг предприятиям, организациям, объединениям и гражданам;

закупка у населения, производство и реализация сельскохозяйственной продукции;

оптовая и розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами

оптовая и розничная торговля материально-техническими ресурсами;

рекламная деятельность, информационные услуги;

иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл (Приложение 4).

В состав ООО "Сателлит" входит 41 действующее предприятие розничной торговли, их торговая площадь составляет 1412 кв. м., 39 магазинов, в том числе 13 магазинов приему заготовительных пунктов, 1 магазин, имеющий отдел по торговле книгами; 1 торговая палатка, 1 автомагазин (Приложение 5).

Изучив сведении о торговой деятельности за 2004 г (Приложение 6) и за 2005 г (Приложение 7) и составив сводную таблицу за 2 года (Приложение 8), можно сделать следующие выводы:

В целом за 2005 г. предприятиями розничной торговли Оршанского райпо продано продовольственных товаров на 1104,73 тыс. руб., меньше чем в 2004 г.

Практически по всем группам продовольственных товаров наблюдается положительное отклонение по сравнению с 2004 г., но большое отрицательное отклонение (-12708 тыс. руб) по товарной группе хлеб и хлебобулочные изделия привело к отрицательному итогу.

Что касается непродовольственных товаров, то здесь ситуация складывается иначе. Количество отрицательных отклонений по группам товаров больше количества положительных, но суммарная величина положительных отклонений привела к положительному итогу. В 2005 г. непродовольственных товаров было продано больше, чем в 2004 г. на 1979,2 тыс. руб. Это произошло в основном за счет повышенного спроса на табачные изделия (805,7 тыс. руб), швейные изделия (137,5 тыс. руб), парфюмерно-косметические изделия (183,7 тыс. руб) и строительные материалы (1213,5 тыс. руб).

Хозяйствующим субъектом оказания услуги розничной торговли продуктами питания и промышленными непродовольственными товарами повседневного спроса магазин "Добрый" является ООО "Сателлит".

Субъектом права собственности здания является Оршанское районное потребительское общество, являющееся "Арендодателем". Здание под магазином "Добрый" арендуется ООО "Сателлит" по договору аренды недвижимого имущества от 30.12.2004 г.

Согласно классификации предприятий розничной торговли магазин "Добрый" является универсальным магазином с ассортиментом продовольственных и не продовольственных товаров, с преимуществом продовольственных (Приложение 11).

Форма обслуживания индивидуальная, продавцами - кассирами через прилавок. Состав работающих 7 человек, в том числе 2 человека обслуживающий персонал. Реализация продукции осуществляется только в зале, с соблюдением сроков реализации, определенных санитарными правилами, отвечающая требованиям безопасности и здоровья потребителей. Реализация продукции вне зала нет. Режим работы предусмотрен круглосуточный, без перерыва.

Магазин "Добрый" осуществляет следующие услуги розничной торговли:

реализация продовольственного сырья и пищевых продуктов, непродовольственных товаров с отпуском непосредственно на стационарном предприятии - розничная торговля продуктами питания и промышленными товарами;

оказание помощи покупателю в современной покупке и ее использованию и применению;

прием и выполнение заказов на товар, обслуживание по заказам;

упаковка купленных в магазине товаров;

информационно - консультационные услуги.

Другие сопутствующие услуги не оказываются.

 

Глава 3. Оценка эффективности устройства и планировки

 

В зависимости от особенностей объемно-планировочного решения магазин является отдельно стоящим одноэтажным зданием, высота помещений 3 метра. Фундамент ленточный из бетонных блоков, стены из керамического кирпича, кровля стропильная с покрытием металлочерепицей.

В здание предусмотрены два входа: для посетителей со стороны главного фасада и служебный вход с торца здания. Прилегающая к магазину территория благоустроена, озеленена. Подъездные пути и пешеходные дорожки доступны к входу, удобны, пешеходный тротуар и прилегающая территория асфальтирована, вход в магазин в вечернее время освещен, имеется вывеска с необходимыми реквизитами: тип предприятия; принадлежность; информация о режиме работы; информация об оказываемых услугах.

Помещение магазина оборудовано для оказания услуги розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами. Помещение торгового зала оптимальных размеров, с прилеганием к нему общих торговых площадей помещений (Приложение 9).

Общая площадь магазина 74,6 кв. м., из них торговый зал занимает 45,2 кв. м. с установочной площадью, занимаемой торговым оборудованием, предназначенным для выкладки и демонстрации товара, проведения денежных расчетов с покупателями. Пол покрыт глазурованной напольной плиткой, стены - улучшенная клеевая побелка. Освещение совмещенное: три окна и потолочные люминационные лампы (9 шт.), зал оснащен вентиляцией (верхние зарешеченные воздуховоды).

Для ведения торговли магазин оснащен необходимым торгово-технологическим оборудованием. Для рекламы и показа товара, ведения процесса торговли, на установочной площади установлено следующее эксплутационное торгово-технологическое оборудование: горки пристенные 4-х секционные возле одной стены и 8-ми секционные у другой стены; среднетемпературная холодильная камера POLAIR для рыбы (готовой продукции); холодильный шкаф ШХ-08 низкотемпературный в верхних камерах (для замораживания мясной и рыбной продукции) и среднетемпературный в нижних камерах (для молочной и мясной готовой продукции); ларь морозильный "Снеж" низкотемпературный для полуфабрикатов; ларь морозильный низкотемпературный для мороженного; витрина демонстрационная среднетемпературная для кондитерских мучных изделий; угловая среднетемпературная демонстрационная витрина для пресервов, рыбной готовой продукции; низкотемпературная демонстрационная витрина "Купец" для замороженной продукции (мясных полуфабрикатов, рыбы); низкотемпературная демонстрационная витрина "Купец" для молочной и мясной продукции (разделенная перегородкой пополам); полка навесная для демонстрации кондитерских изделий сахаристых и мучных в промышленной упаковке; расчетный кассовый узел (2): стол рабочий, электронные весы, контрольно-кассовая машина, защищенная кабина у ККМ с витринной мелкоштучных изделий; уголок покупателя; навесная полка для покупателей у информационного уголка. (Приложение 10). Зная площадь торгового зала - 45,2 кв. м. и зная площадь, занятую торговым оборудованием для выкладки товаров, а также площадь занимаемую оборудованием для проведения денежных расчетов с покупателями, с помощью коэффициента установочной площади определим эффективность использования площади торгового зала,

 

Kу = Sу / Sт. з, = 17,32 кв. м: 45,2 кв. м = 0,38

 

полученное значение коэффициента свидетельствует о перенасыщении торговой площади зала оборудованием, что приводит к неудобствам как покупателей, так и продавцов, т.к остается недостаточная ширина проходов между оборудованием. С помощью коэффициента экспозиционной площади можно определить степень использования площади торгового зала под выкладку товаров:

 

Kэксп. = Sэксп / Sт. з. = 39,857 кв. м.: 45,2 кв. м. = 0,88

 

полученный нами коэффициент достаточно высок, т.к оптимальным считается соотношение, примерно, равное 0,7. данное значение свидетельствует о неудобствах при выкладке товаров, приводит к ухудшению обозреваемости товаров.

Согласно ГОСТ Р 51773-2001 "Розничная торговая классификация предприятий" ширина прохода между прилавком и торговым оборудованием должен быть не менее 0,9, а в данном магазине эта величина составляет 0,8 м (Приложение 10) что не соответствует ГОСТу.

Вычислив общую площадь у проходов между оборудованием, прибавив к ней общую площадь занимаемую оборудованием, можно определить площадь для организации рабочих мест обслуживающего персонала, она не должна превышать 40% площади торгового зала:

 

S орг. раб. мест. = Sу + Sшир. прох = 17,32 кв. м. + 16,58 кв. м.

= 33,9 кв. м.

Sт. з. (45,2 кв. м) - 100%

S орг. раб. мест. (33,9 кв. м) - х

х = 75%

 

Полученное нами значение свидетельствует о достаточной загруженности площади торгового зала.

Шкафы и прилавки в магазине "Добрый" размещены в одну линию, вплотную к стене, что соответствует линейной планировке торгового зала.

Технологическая линия движения товаров в магазине непосредственно связывает торговые помещения и помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже.

Помещение временного хранения продовольственного сырья и продуктов питания - фасовочное помещение - имеют площадь 15,4 кв. м. (Приложение 9).

Оборудовано 300 кг весами, электронными весами для фасовки товара, столом, товарными стеллажами, деревянными подтоварниками, помещение вентилируется, пол покрыт глазурованной плиткой, стены улучшенная побелка, освещение искусственное осуществляется двумя люминесцентными лампами.

К подсобным помещениям относится помещение для мытья и дезинфекции инвентаря - 2,4 кв. м. (Приложение 9), оборудованное мойкой и двумя раковинами, настольными сушилками для инвентаря, губок, щеток и др., пол покрыт глазурованной плиткой, стены улучшенная клеевая побелка. В помещении установлен электрический водонагреватель с подсоединением к смесителю.

К служебно-бытовым помещениям в магазине "Добрый" относится служебно-бытовое помещение совмещенное с раздевалкой - 3,8 кв. м. (Приложение 9). В помещении установлен стол, шкаф для санитарной одежды, раковина для мытья рук, настенная вешалка для верхней одежды, пол покрыт глазурованной плиткой, стены улучшенная клеевая побелка, освещение совмещенное: одно окно и потолочная люминесцентная лампа.

Санузел служебный - 2,2 кв. м. (Приложение 9), также относится к служебно-бытовому помещению. Пол покрыт глазурованной плиткой, стены на ½ высоты облицованы кафелем, освещение искусственное лампой накаливания, защищенное плафоном. Санузел оборудован краном с потреблением воды для уборки помещения (50 см от пола).

Загрузка товара предусмотрена через отдельный вход, расположенный в торце здания. Тамбур: служебный вход-выход (загрузочная) имеет площадь 1,12 кв. м. (Приложение 9)., пол покрыт тротуарной плиткой, стены улучшенная клеевая побелка, освещение искусственное лампой накаливания, защищенное плафоном, загрузка товара предполагается в расфасованном виде, суточным запасом в торговое и холодильное оборудование. Загрузка промышленных товаров предполагается через центральный вход в торговую зону мелкими партиями, складское помещения для промышленных товаров не предусмотрено.

К техническим помещениям магазина относится газовая котельная площадью 5,17 кв. м. (Приложение 9) с входом со двора, работающая на газу.

Отопление помещения осуществляется только собственной котельной.

Предприятие оснащено инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта и санитарные требования:

централизованное водоснабжение холодной водой;

централизованная канализация;

локальное отопление местной котельной на газе;

снабжение горячей водой от водонагревателя;

вентиляция во всех помещениях;

централизованное электроснабжение;

освещение: естественное и искусственное, совмещенное.

Помещения магазина оформлены в единстве стиля. с нежными тонами стен и окраской отопительных приборов, с созданием уюта и комфорта, как работникам так и покупателям. Торгово-технологическое оборудование также установлено в единстве стиля, холодильное демонстрационное оборудование единообразно по размерам и цвету. Необходимый состав помещений для оказания услуги розничной торговли имеется. Размещение и целевое назначение помещений и оборудования обеспечивает последовательность ведения технологического процесса, а также соблюдение технологических, санитарных ном и правил, хотя имеются некоторые замечания по использованию площади торгового зала, рекомендации по улучшению будут даны в следующей главе. В целом согласно отчета о проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизе ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии Республики Марий Эл" (Приложение 11) магазин и состав помещений для оказания услуг розничной торговли продуктами питания и непродовольственными товарами соответствует строительным нормам и правилам, санитарным правилам и нормам (требованиям), что удостоверяется санитарно-эпидемиологическим заключением. (Приложение 12).


Глава 4. Пути оптимизации устройства и планировки магазина

 

Для достижения рационального использования площади торгового зала, но при этом не перегружая её торговым оборудованием, что характерно для данного магазина. Предлагаю следующий способ расстановки торгового оборудования (Приложение 13): исключить из схемы стеклянные стеллажи, расположенные по левой стене торгового зала, на освобождённое место поместить витрину среднетемпературную Купец-1,8 (обозначенную под № 10 на схеме приложения 13); освобожденную от витрины площадь занять витриной низкотемпературной Купец Н-1,6 (№11) и стеллажом стеклянным (№ 9). По правой стене торгового зала были произведены следующие изменения: ларь низкотемпературный (№ 14) заменён на шкаф холодильный (ШХ - 1,4) (№12).

Данные изменения привели к увеличению проходов между прилавком и торговым оборудованием, уменьшению установочной площади с 17,32кв. м до 15,68кв. м. В полученном случае коэффициент установочной площади будет равен:

 

Ку = Sу / Sт. з. = 15,68 кв. м / 45,2 кв. м = 0,34

 

данное значение свидетельствует о рациональном использовании торговой площади магазина.

Помимо коэффициента установочной площади произошло и изменение коэффициента экспозиционной площади. Экспозиционная площадь уменьшилась с 39,857 кв. м до 29,56 кв. м.

 

Кэксп. = Sэксп. / Sт. з. = 29,56 кв. м / 45,2 кв. м = 0,65

 

полученное значение считается оптимальным.

Уменьшив количество стеклянных стеллажей до одного, я тем самым получила оптимальное значение коэффициентов установочной и экспозиционной площади, но уменьшилась и площадь выкладки необходимая для непродовольственных товаров, которые располагались в тех самых стеллажах. В этом случае я рекомендую проанализировать ассортимент групп непродовольственных товаров и остановить выбор на табачных изделиях и других сопутствующих товарах, пакетах, предметах личной гигиены, мыле туалетном и хозяйственном, синтетических моющих средствах.


Заключение

 

Любой магазин должен располагать комплексом помещений, необходимый для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади.

Взаимное расположение основных групп помещений магазина должно быть таким, чтобы между ними обеспечивалась технологическая связь, способствующая перемещению товаров кротчайшими путями, исключались пересечения движения встречных потоков сырых и готовых продуктов, промышленных и продовольственных товаров.

Не смотря на прогрессивное развитие новых форматов розничной торговли, во многих регионах по-прежнему основную часть объектов розничной торговли составляют магазины с торговлей через прилавок.

В потребительской кооперации основу розничной торговли составляют магазины с торговлей через прилавок. Среди районных потребительских обществ республики Марий Эл первое место по обороту розничной торговли в потребительской кооперации занимает Оршанское районное потребительское общество, тем самым являясь монополистом в своем районе.

Розничная торговля Оршанского районного потребительского общества выделена в отдельное Общество с ограниченной ответственностью "Сателлит", которое имеет в своём составе 41 действующее предприятие розничной торговли.

Тема курсовой работы "Устройство и планировка магазина" была рассмотрена на примере магазина "Добрый" ООО "Сателлит". Необходимый состав помещений для оказания услуг розничной торговли в магазине "Добрый" имеется. Размещение и целевое назначение помещений и оборудования обеспечивает последовательность ведения технологического процесса, а также соблюдения технологических, санитарных норм и правил, что удостоверяет санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное ФГУЗ "Центром гигиены и эпидемиологии Республики Марий Эл".

С моей стороны были замечания по рациональному использованию площади торгового зала. Рекомендации по улучшению заключались в уменьшении установочной площади, что привело к оптимальным результатам коэффициентов установочной и экспозиционной площади, но уменьшению групп ассортимента непродовольственных товаров.


Список использованной литературы

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части 1, 2,3) официальный текст, - М.: "Издательство Элит", 2004. - 384с.

2. Российская Федерация. Правительство. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14 - ФЗ // Российская газета. - 1998. - 17 февраля. - С.3 - 6.

3. Российская Федерация. Правительство. О потребительской кооперации, потребительских обществах, их союзах в Российской Федерации: Федеральный закон от 11 июля 1997г, № 97 - ФЗ (с изменениями и дополнениями от 28 апреля 2000 № 54 -ФЗ) // Российская газета. - 1997. - 17 июля. - С.4-6; 2000. - 4 мая. - С.4.

4. Розничная торговля. Классификация предприятий: ГОСТ Р 51773 - 2001. -Введ. 2002 - 01. - 01. М.: Изд-во стандартов, 2001. - 27 с.

5. Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли. - М.: Издательство "Ось - 89", 1998. - 48 с.

6. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов: СанПиН 2.3.6.1066 - 016 утверждены главным государственным санитарным врачом РФ 25 февраля, 2001 // Российская газета. - 2001. - 1 марта. - С.12.

7. Егоров В.Ф. Организация торговли: учебник для вузов // В.Ф. Егоров. СПБ.: Питер, 2006. - 352 с.

8. Памбухчиянс О.В. Организация коммерческой деятельности: учебник для студентов учреждений среднего проф. образования. - 2-е изд. // О.В. Памбухчиянс. - М.: Издательство торговая корпорация "Дашков и К ", 2005. - 448 с.

9. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли: учебник для студентов высших учебных заведений // Л. П Дашков, В.К. Памбухчиянс. - М.: Издательство торговая корпорация "Дашков и К ", 2005. - 700с.

10. Миронов В. Движение в глубину // В. Миронов // Новости торговли, - 2006, - № 7, - С. 19 - 21.

11. Розничные тренды / 1Х Международная конференция "Торговля в России. Мировой опыт, Российские перспективы // Новости торговли, - 2006, - № 11, - С.22-28.

12. Гаврилова М.В. Социальная миссия потребительской кооперации, как основа повышения экономической эффективности хозяйствующих субъектов / М.В. Гаврилова // Сборник научных статей докторантов, аспирантов и соискателей. Выпуск 4. - Чебоксары; Руссика. - 2005. - С.154-165.

13. Чувашская Республика и регионы Приволжского Федерального округа, 2006: статистический сборник / Чувашстат - Чебоксары, - 2006. - 194 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: