Минеева Ю.А., Кураева Н.Н




По лесным дорожкам. Тематические коррекционно-развивающие материалы. Рабочая тетрадь для детей 4-7 лет. - М.: Генезис, 2012. - 96 е.: ил. - (В помощь дошкольному психологу).

Эта рабочая тетрадь предназначена для индивидуальной и групповой коррекционно- развивающей работы с детьми в обычных и коррекционных дошкольных учреждениях. В тетради три раздела - «Лиственные деревья», «Хвойные деревья», «Грибы». В ходе работы ребенок знакомится с новыми для него явлениями окружающего мира, расши­ряет словарный запас, учится правильно употреблять предлоги, падежные окончания, составлять предложения и рассказы, развивает внимание, память, мышление, творческое воображение. Отличительной чертой этой тетради является то, что в ней часть заданий представлена в нескольких вариантах, различающихся по сложности. Это дает возмож­ность при работе с группой учитывать степень подготовленности детей и давать каждому ребенку свой вариант задания.

Издание адресовано психологам, логопедам, дефектологам, воспитателям и родителям, заинтересованным в успешном развитии своего ребенка.


 


Уважаемые коллеги!

Уважаемые родители!

 

 

Предлагаем вашему вниманию тематические коррекционно-развивающие материалы для специалистов, работающих с детьми 4-7 лет, имеющими нарушения развития (прежде всего общее недоразвитие речи и задержку психического развития). Однако их можно использовать и в работе с нормативно развивающимися детьми - в этом случае предлагать их следует в более раннем возрасте. Кроме того, использовать рабочую тетрадь могут и родители, и другие взрослые, занимающиеся с малышами, поскольку она проста в обращении и универсальна по темам.

Планирование обучения дошкольников, как правило, строится на последова­тельном изучении лексических тем - как общих, так и более конкретных («Овощи», «Одежда», «Птицы» и многие другие), поэтому мы собрали в этой тетради занятия по нескольким смежным темам - листья и лиственные деревья, шишки и хвойные деревья, грибы.

Все задания, представленные в тетради, «погружают» ребенка в конкретную тему. Но не только это способствует эффективному обучению. Главное, что игры и упражнения, выполняемые ребенком, развивают познавательные процессы: память, восприятие, внимание, мышление, речь, воображение.

А кроме того, они способствуют формированию произвольности и закладыва­ют фундамент для развития учебных навыков. Именно поэтому задания могут быть рекомендованы для работы не только логопедам, дефектологам и психологам, но и взрослым, которые заинтересованы в успешном развитии своего малыша.

В условиях детских дошкольных учреждений на усвоение материала по одной лексической теме отводится 1 неделя. В течение этого времени педагог выполняет с ребенком (или с небольшой группой детей) задания из рабочей тетради по данной теме.

Часть заданий представлена в нескольких вариантах, различающихся по сложности. В некоторых заданиях взрослому будет предложено самому дописать цифры или поставить точки в квадратике. Это дает возможность учитывать степень подго­товленности и уровень развития детей и предлагать каждому ребенку свой вариант задания, в частности, и при работе с группой. Если ребенок не готов выполнять более сложные задания, то целесообразно использовать их в процессе последующего обучения, т. к. лексические темы повторяются каждый учебный год.

Можно выполнять задания не по порядку, а в соответствии с навыками, которые развивает то или иное упражнение. Большая часть упражнений многофункциональна, при этом все они направлены на развитие речи. В процессе выполнения заданий необходимо побуждать ребенка сопровождать свои действия речью, проговаривать новые слова, словосочетания и предложения!

Большинство упражнений также развивает познавательную деятельность - это такие задания, как, к примеру, «найди такой же лист на полоске», «рассмотри кар­тинку и ответь на вопросы», «найди отличия», «дорисуй иголочки», «сложи елочку по образцу», «дорисуй шляпку» и т.д.

В тетради представлены и задания, способствующие развитию воображения и творчества, мелкой моторики. Их может выполнять с детьми воспитатель или родители по заданию педагога. Это, к примеру, задания типа «закрась нужные листья», «заштрихуй шляпку», и более сложные - «сделай игрушку», «вырежи фигурки и расставь их в определенном порядке» и т.д.

В Приложении 3 содержатся двигательные упражнения и лексический мате­риал по теме. Их можно использовать как на занятиях, так и в свободное от занятий время.

Таким образом, в процессе выполнения предлагаемых заданий ребенок;

• знакомится с новыми для него явлениями окружающего мира;

• пополняет свой словарный запас;

• усваивает некоторые грамматические категории (учится правильно употреблять предлоги, падежные окончания, согласовывать слова в предложении);

• учится составлять предложения и небольшие рассказы;

• развивает творческое воображение.

Кроме того, в процессе работы со взрослыми у детей развиваются коммуникативные навыки. Следует поощрять детей задавать вопросы, если им что-то не по­нятно, делиться впечатлениями от занятий, обсуждать предлагаемые темы.

 


Внимание! Приложения 1 к каждой теме представляют собой наглядные материалы (изображения деревьев, листьев, грибов, шишек), которые в начале работы с темой нужно разрезать на карточки и раздать детям для ознакомления. Рассмотрите и назовите каждое дерево, лист, шишку, гриб. Обозначьте части дерева: ствол, вет­ки, листья. Обратите внимание на форму листьев и шишек, их размер. Можете дать задание детям раскрасить картинки, чтобы закрепить в памяти название и образ дерева, гриба и т.д. Объясните им, что хвойные деревья не меняют цвет в зависи­мости от времени года, а лиственные - меняют, что листочки могут быть зеленого цвета, а могут быть красного, желтого, оранжевого. Можно сделать копии страниц с изображениями листьев и лиственных деревьев, чтобы у детей была возможность раскрасить их разными цветами.

Желаем вам успешной работы и радости от общения с детьми!



ТЕМА «ЛИСТВЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ»

 

Упражнение №1. «Обведи по контуру»

Аня и Антоша нарисовали листочки.

а) Назови листья и обведи пальчиком каждый лист по контуру.

б) Найди такие же листья на коврике и раскрась их.

в) Какие еще листья изображены на коврике? Назови их.



Упражнение №2. «Найди и обведи»

Антоша собрал много листьев. Помоги мальчику найти и обвести в круг

а) только березовые листочки

 

 

 

б) только дубовые листочки


Упражнение № 3. «Соедини линии»

Следите, чтобы ребенок не отрывал карандаш от бумаги.

Назови листья. Обведи каждый по контуру, не отрывая карандаш от бумаги. Что еще ты видишь на ветке? Раскрась желуди.

 

 

Упражнение № 4. «Раскрась листья»

Помоги Антоше правильно назвать листья.

а) Раскрась на первой строчке только березовые листья (желтым цветом), на второй - только кленовые (красным цветом), на третьей - только дубовые (зеленым цветом).

 

 

б) Какие листья остались нераскрашенными? Обведи в круг и назови эти листья.

 


Упражнение № 5. «Разноцветные листочки»

В процессе выполнения задания просите ребенка говорить, какого цвета будет следующий лист.

Раскрась листья, соблюдая закономерность.

1. Раскрась березовые листья, чередуя их по цвету: один желтый лист, один зеленый.

2.Раскрась дубовые листья: два листа зеленым цветом, два - коричневым.

3.Раскрась кленовые листья: один желтый, один зеленый, один красный.

4.Раскрась кленовые листья: два красных, один желтый, один зеленый.

 

 


Упражнение № 6. «Четвертый лишний»

Антоша нарисовал листочки. Один лист на каждой полоске отличается от трех других. Найди этот лист и объясни, почему он лишний.

 


Упражнение N9 7. «Найди такой же лист»

Упражнение имеет несколько уровней сложности. Подберите для ребенка более доступный вариант задания и начните с него.

Аня и Антоша рисовали листья на полосках. Посмотри на лист в квадратике. Найди такой же лист на полоске и раскрась его.

 

 



 



Упражнение № 8. «Найди нужное»

Материалы к этому упразднению приведены в Приложении 2 на с. 25. Разрежьте лист на полоски и раздайте их детям.

Это упражнение имеет три уровня сложности (по количеству листьев на полоске). Выбирайте карточки, количество и задания к ним в зависимости от возможностей ребенка.

Задание целесообразно проводить с двумя и более детьми.

ü Покажи карточку, где нет:

а) кленового листа;

б) березового листа;

в) дубового листа;

г) рябинового листа.

ü Покажи карточку, где:

а) березовый лист расположен между рябиновым и дубовым;

б) кленовый лист - справа от дубового;

в) рябиновый лист - слева от березового.

ü Покажи карточку, где:

а) есть два дубовых листа;

б) есть два рябиновых листа и один кленовый;

в) березовый лист расположен между дубовыми.

ü Покажи карточку, где:

а) первый и последний листья - рябиновые;

б) первый и последний листья - одинаковые;

в) все листья разные.

Упражнение № 9. «Посчитай листья»

а) Нарисуй в первом квадратике столько же точек, сколько кленовых листьев в первом ряду.

б) Нарисуй во втором квадратике столько же точек, сколько березовых листьев во втором ряду.

в) Нарисуй в третьем квадратике столько же точек, сколько рябиновых листьев в третьем ряду.

 


 

 


Упражнение № 10. «Посчитай листья и обозначь их»

Упражнение имеет несколько уровней сложности. Перед выполнением задания самостоятельно напишите цифры или поставьте точки в квадратах в соответствии с возможностями ребенка.

1. Обведи столько дубовых листьев, сколько показывает цифра (сколько точек в квадратике).


Раскрась столько березовых листьев, сколько показывает цифра (сколько точек в квадратике).

2.Обведи кленовые листья: на один больше, чем показывает цифра (чем точек в квадратике).

3.Раскрась березовые листья: на один меньше, чем показывает цифра (чем точек в квадратике).

 


Упражнение № 11. «Ковер из листьев»

 


Посчитай количество листьев каждого вида и напиши нужную цифру (или по­ставь нужное количество точек) в каждом квадратике.

 

 

Упражнение № 12. «Найди отличия»

Антоша и Аня собрали веточки. Ответь на вопросы:

• С какого дерева эти веточки? Чем они похожи?

• Чем они различаются?

• Сколько желудей на одной ветке, а сколько на другой?

• Посчитай листья. На какой ветке больше листьев?

• Сравни листья по размеру.

• Сравни ветки по длине. Какая ветка длиннее, какая короче?

 

 

 


Упражнение N9 13. «Волшебные таблицы»

Таблицы к этому упражнению приведены в Приложении 2 на с. 31. Вырежьте их из Приложения и раздайте детям.

Упражнение имеет несколько вариантов сложности. Если ребенок затрудняется в выборе нужного листочка, назовите листья в строке (столбце).

 

Заполни пустые окошки листьями так, чтобы в каждом ряду и в каждой строке все листья были разные. Выполняя упражнение, говори, каких листьев не хватает.

 


 


 

 


 

 

Упражнение № 14. Логическая цепочка «Как растет дуб»

Разрежьте лист из Приложения 2 на с. 33 на карточки и раздайте детям. Если ребенок не смог правильно разложить картинки и составить предложе­ния, прочитайте ему текст и исправьте ошибки.

Разложи картинки, чтобы было понятно, как вырос дуб. Составь предложения по этим картинкам.

Примерные предложения

Желудь упал с дуба. Из желудя появился росток. Из ростка вырос маленький дубок. Из маленького дубка вырос большой крепкий дуб.

 

 

Упражнение № 15. «Сравни и расскажи»

Рассмотрите с ребенком изображения дуба и рябины из наглядных материалов к теме.

Посмотри на картинки деревьев. Назови их, а затем сравни и составь предложения. Чем отличаются стволы, ветки и листья этих деревьев? Что растет на ветках?

Примерный вариант рассказа

Это дуб, а это рябина.

У дуба ствол и ветки толстые, а у рябины ствол и ветки тонкие. У дуба лист крупный с волнистым краем, а у рябины лист состоит из отдельных маленьких ли­сточков. На ветках дуба растут желуди, а на ветках рябины ягоды. Желуди твердые, овальные, а ягоды рябины мягкие, круглые. Желуди любят есть кабаны, а ягоды ря­бины клюют птицы.



Упражнение № 16. «Лесная полянка»

 

Следите, чтобы ребенок отвечал на вопросы полным предложением, правильно употребляя предлоги. Если задание вызывает у ребенка трудности, рекомендуется отработать употребление предлогов на другом материале, а затем снова вернуться к этому заданию.

Ответь на вопросы:

• Какие деревья растут на этой полянке?

• Назови животных, которых ты узнал.

• Где находится белочка (лисичка, ежик, зайчик)?

 

 


Упражнение № 17. «Прятки»

Материалы к упражнению приведены в Приложении 2 на с. 35-39. Помогите ребенку вырезать фигурки детей и деревьев, аккуратно перегнув их по линиям сгиба, и склеить так, чтобы они могли стоять.

Вырежи фигурки деревьев и детей. Расположи изображения так, чтобы можно было составить следующие предложения:

• Дети стоят около дуба (березы, рябины и т. д.).

• Антоша подошел к рябине (клену и т. д.).

• Аня стоит между кленом и березой.

• Аня стоит за дубом.

• Антоша выглядывает из-за березы.

• Антоша стоит перед кленом.



Приложение 1

Наглядные материалы к теме «Лиственные деревья»

Листья


Лиственные деревья


Приложение 2

Материалы к упражнениям к упражнению 8

 

 

 

 

 

 

 


 

 


 

 

 

 


 


 



К упражнению 13

 

 


К упражнению 14


К упражнению 17





Приложение 3

Двигательные упражнения и лексические материалы для занятий по теме «Лиственные деревья»

 

 

Игра

«У кого какой листок?»

Перед началом игры раздайте детям осенние листья. Показывайте детям нужные движения.

 

Мы в осенний лес пришли, Много листиков нашли. Дети идут по кругу, машут листьями
Погуляли но тропинке, Дети идут, приставляя пятку одной ноги к носку другой (след в след)
Листья спрятали за спинки. Прячут руки за спину
Отгадай теперь, дружок, У кого какой листок? Дети по очереди вспоминают и называют, у кого какой лист

 

 

Пальчиковая гимнастика «Ветер листики считал»

Выполняйте соответствующие движения вместе с детьми.

 

Ветер по лесу летал, Дети поднимают руки вверх и выполняют круговые движения
Ветер листики считал: Сжимают и разжимают пальцы
Вот кленовый, вот дубовый, Загибают мизинец, безымянный палец
Вот рябиновый резной, Загибают средний палец
Вот с березки золотой, Загибают указательный палец
Вот последний лист с рябинки Загибают большой палец
Ветер бросил на тропинки. Приседают, опускают руки на пол

 



Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Выполняйте движения вместе с детьми.

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальцы, начиная с большого
Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулаки
Листья березы, листья рябины, Загибают указательный и большой пальцы
Листики клена, листья осины, Загибают средний и безымянный пальцы
Листики дуба мы соберем, Загибают мизинец
С букетом осенним мы в гости пойдем. Вытягивают любую руку вперед, пальцы зажаты в кулак

 

 

Упражнение на развитие речевого дыхания, тонкой моторики рук «Листья»

 

Ветер северный подул Дети дуют, вытянув губы трубочкой (щеки не на­дувать)
И с деревьев листья сдул, Двигают пальцами, дуют на них
Полетели, закружились Руки вверху, выполнять соответствующие дви­жения
И на землю опустились. Руки опускают вниз
Дождик землю поливал Пальцы правой руки стучат по левой ладони
И по листикам стучал. Пальцы левой руки стучат по правой ладони
Град по ним заколотил, Большой палец правой руки по очереди ударяет все пальцы
Листья все насквозь пробил. Большой палец левой руки по очереди ударяет все пальцы
Снег потом припорошил, Плавные движения пальцами
Наши листики накрыл. Плавные движения ладошками вниз

 


Стихи и загадки

Встала на поляне

В белом сарафане.

Летели синицы,

Сели на косицы.

(Береза)

 

Клейкие листочки,

Зеленые почки,

С белой корой стоит под горой.

(Береза)

 

Стоит Алена,

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан.

(Береза)

 

Стройный ствол, лист резной.

Отгадай, кто такой?

(Клен)

 

Ветки рогатые,

Плоды крылатые,

А лист - ладошкой

На длинной ножке.

(Клен)

 

В золотой домок

Спрятался дубок.

(Желудь)

 

Под его листвою пышной

Отдыхали мы с тобой.

И под кроною тенистой

Укрывались в летний зной.

(Дуб)

 

Красные бусинки на дереве висят,

Бусинки не падают даже в снегопад.

С радостью клюют их синицы, снегири.

Что это за ягодки, скорее говори...

(Рябина)

 

Никто не пугает, а вся дрожит.

(Осина)

 

Что за дерево стоит?

Ветра нет, а лист дрожит,

(Осина)

 

Рябинка свои листья уронила,

А ягодки красивые висят,

И ягодками птичек всех накормит,

Чтоб не замерзли птицы в снегопад.

 

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу страшно простудиться?

Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,

Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.


 

ТЕМА «ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ»

Упражнение № 1. «Найди и обведи»

Рассмотри картинки. Найди и обведи в круг все елки. Какие деревья ты не обвел? Назови их. Нарисуй под каждой сосной гриб.

 

 

Упражнение № 2. «Положи шишку под дерево»

Перед выполнением задания расскажите ребенку, чем сосновая шишка отличается от еловой: еловая шишка более вытянутая, длинная, а сосновая - более короткая и толстая.

 

Шишки каких деревьев ты видишь на этом рисунке? Назови эти деревья и соедини ли­нией каждую шишку с нужным деревом.

 

 

 

Упражнение № 3. «Закономерность»

Обратите внимание ребенка, что задание нужно выполнять построчно!

Антоша рисовал шишки ели и сосны в определенном порядке, но сделал ошибки.

Догадайся, что это за порядок, и исправь ошибки (зачеркни лишние шишки)

Упражнение № 4. «Обведи - подчеркни»

Обратите внимание ребенка, что задание нужно выполнять построчно!

Назови то, что нарисовано на рисунках. Сосновые шишки обведи в круг, еловые подчеркни

 

 

 

 

Упражнение № 5. «Фрагменты»

Рассмотри шишки в рамочке, найди такой же фрагмент на каждой строчке и обведи. Обводить можно любым способом: заключив в круг, овал или в квадрат.



 


 

 


Упражнение № 6. «Бывает - не бывает»

При выполнении задания следите, чтобы ребенок не просто находил ошибки, но и составлял правильное предложение.

Аня с Антошей рассказывали о хвойных деревьях. Послушай, что ребята знают о елке и сосне, и исправь ошибки.

• Еловые иголки короткие.

• У елки ветки растут только на верхушке.

• На ветках елки растут шишки, а на ветках сосны - желуди.

• Сосновые шишки длинные и вытянутые.

• Ствол елки темный.

• У сосны короткие иголки.

• Сосновые ветки растут в верхней части ствола.

• Еловые шишки длинные.



Упражнение № 7. «Посчитай шишки»

Помоги детям собрать шишки. Аня собирает сосновые шишки, а Антоша - еловые. Сколько шишек собрал мальчик? А девочка? Напиши нужную цифру (или поставь нужное количество точек) в каждом квадратике.

 


 

 


Упражнение Ns 8. «Найди нужное»

Материалы к этому упражнению приведены в Приложении 2 на с, 61.

Разрежьте таблицу с изображением шишек на карточки и раздайте детям. У каждого ребенка должно быть 8 карточек с изображениями шишек. Вы­бирайте задания в зависимости от возможностей ребенка.

Положи на полоску:

• только еловые шишки;

две еловые шишки и одну сосновую;

только сосновые шишки;

две сосновые шишки и две еловые шишки;

• шишки так, чтобы еловая шишка была между сосновыми;

• еловых и сосновых шишек поровну; шишек столько, чтобы еловых было больше.

 

 

 

Упражнение №9. «Дорисуй иголочки»

Напомните детям, что на сосновой ветке иголочки длинные и редкие, а на еловой - короткие и частые.

Аня нашла еловую веточку, а Антоша - сосновую. Вспомни, какие иголочки у сосно­вой ветки, а какие - у еловой. Дорисуй на каждой ветке нужные иголочки.

 

 


Упражнение № 10. «Выложи елочку»

Для этого задания вам понадобятся спички. Возьми спички и сложи из них елочку по образцу.

 

 


Упражнение № 11. «Четвертый лишний»

Назови деревья, нарисованные на полоске. Найди лишнее, объясни - почему.

 

 

 


Упражнение 12. «Лабиринт»

Узнай, кто из зверей доберется до елочки и спрячется под ней. Дорожки животных ри­суй разными цветами, так чтобы можно было отличить, по какой дорожке прошла лиса, по какой - белочка, а по какой - заяц.

 

 

 

 


Упражнение №13. «Возле елочки»

Рассмотри картинку и ответь на вопросы полными предложениями.

• Где сидит заяц? (Заяц сидит около елки). Как это можно сказать по-другому? (Заяц сидит слева от елки, заяц сидит рядом с елкой).

• Откуда выглядывает солнышко? (Солнышко выглядывает из-за облаков).

• Куда идет лиса? (Лиса идет к елке, лиса идет к зайцу).

• Где сидит птичка? (Птичка сидит на ветке).

• Где сидит белочка? (Белочка сидит на пеньке, белочка сидит перед елкой).

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: