По лесным дорожкам. Тематические коррекционно-развивающие материалы. Рабочая тетрадь для детей 4-7 лет. - М.: Генезис, 2012. - 96 е.: ил. - (В помощь дошкольному психологу).
Эта рабочая тетрадь предназначена для индивидуальной и групповой коррекционно- развивающей работы с детьми в обычных и коррекционных дошкольных учреждениях. В тетради три раздела - «Лиственные деревья», «Хвойные деревья», «Грибы». В ходе работы ребенок знакомится с новыми для него явлениями окружающего мира, расширяет словарный запас, учится правильно употреблять предлоги, падежные окончания, составлять предложения и рассказы, развивает внимание, память, мышление, творческое воображение. Отличительной чертой этой тетради является то, что в ней часть заданий представлена в нескольких вариантах, различающихся по сложности. Это дает возможность при работе с группой учитывать степень подготовленности детей и давать каждому ребенку свой вариант задания.
Издание адресовано психологам, логопедам, дефектологам, воспитателям и родителям, заинтересованным в успешном развитии своего ребенка.
Уважаемые коллеги!
Уважаемые родители!
Предлагаем вашему вниманию тематические коррекционно-развивающие материалы для специалистов, работающих с детьми 4-7 лет, имеющими нарушения развития (прежде всего общее недоразвитие речи и задержку психического развития). Однако их можно использовать и в работе с нормативно развивающимися детьми - в этом случае предлагать их следует в более раннем возрасте. Кроме того, использовать рабочую тетрадь могут и родители, и другие взрослые, занимающиеся с малышами, поскольку она проста в обращении и универсальна по темам.
|
Планирование обучения дошкольников, как правило, строится на последовательном изучении лексических тем - как общих, так и более конкретных («Овощи», «Одежда», «Птицы» и многие другие), поэтому мы собрали в этой тетради занятия по нескольким смежным темам - листья и лиственные деревья, шишки и хвойные деревья, грибы.
Все задания, представленные в тетради, «погружают» ребенка в конкретную тему. Но не только это способствует эффективному обучению. Главное, что игры и упражнения, выполняемые ребенком, развивают познавательные процессы: память, восприятие, внимание, мышление, речь, воображение.
А кроме того, они способствуют формированию произвольности и закладывают фундамент для развития учебных навыков. Именно поэтому задания могут быть рекомендованы для работы не только логопедам, дефектологам и психологам, но и взрослым, которые заинтересованы в успешном развитии своего малыша.
В условиях детских дошкольных учреждений на усвоение материала по одной лексической теме отводится 1 неделя. В течение этого времени педагог выполняет с ребенком (или с небольшой группой детей) задания из рабочей тетради по данной теме.
Часть заданий представлена в нескольких вариантах, различающихся по сложности. В некоторых заданиях взрослому будет предложено самому дописать цифры или поставить точки в квадратике. Это дает возможность учитывать степень подготовленности и уровень развития детей и предлагать каждому ребенку свой вариант задания, в частности, и при работе с группой. Если ребенок не готов выполнять более сложные задания, то целесообразно использовать их в процессе последующего обучения, т. к. лексические темы повторяются каждый учебный год.
|
Можно выполнять задания не по порядку, а в соответствии с навыками, которые развивает то или иное упражнение. Большая часть упражнений многофункциональна, при этом все они направлены на развитие речи. В процессе выполнения заданий необходимо побуждать ребенка сопровождать свои действия речью, проговаривать новые слова, словосочетания и предложения!
Большинство упражнений также развивает познавательную деятельность - это такие задания, как, к примеру, «найди такой же лист на полоске», «рассмотри картинку и ответь на вопросы», «найди отличия», «дорисуй иголочки», «сложи елочку по образцу», «дорисуй шляпку» и т.д.
В тетради представлены и задания, способствующие развитию воображения и творчества, мелкой моторики. Их может выполнять с детьми воспитатель или родители по заданию педагога. Это, к примеру, задания типа «закрась нужные листья», «заштрихуй шляпку», и более сложные - «сделай игрушку», «вырежи фигурки и расставь их в определенном порядке» и т.д.
В Приложении 3 содержатся двигательные упражнения и лексический материал по теме. Их можно использовать как на занятиях, так и в свободное от занятий время.
Таким образом, в процессе выполнения предлагаемых заданий ребенок;
• знакомится с новыми для него явлениями окружающего мира;
• пополняет свой словарный запас;
• усваивает некоторые грамматические категории (учится правильно употреблять предлоги, падежные окончания, согласовывать слова в предложении);
|
• учится составлять предложения и небольшие рассказы;
• развивает творческое воображение.
Кроме того, в процессе работы со взрослыми у детей развиваются коммуникативные навыки. Следует поощрять детей задавать вопросы, если им что-то не понятно, делиться впечатлениями от занятий, обсуждать предлагаемые темы.
Внимание! Приложения 1 к каждой теме представляют собой наглядные материалы (изображения деревьев, листьев, грибов, шишек), которые в начале работы с темой нужно разрезать на карточки и раздать детям для ознакомления. Рассмотрите и назовите каждое дерево, лист, шишку, гриб. Обозначьте части дерева: ствол, ветки, листья. Обратите внимание на форму листьев и шишек, их размер. Можете дать задание детям раскрасить картинки, чтобы закрепить в памяти название и образ дерева, гриба и т.д. Объясните им, что хвойные деревья не меняют цвет в зависимости от времени года, а лиственные - меняют, что листочки могут быть зеленого цвета, а могут быть красного, желтого, оранжевого. Можно сделать копии страниц с изображениями листьев и лиственных деревьев, чтобы у детей была возможность раскрасить их разными цветами.
Желаем вам успешной работы и радости от общения с детьми!
ТЕМА «ЛИСТВЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ»
Упражнение №1. «Обведи по контуру»
Аня и Антоша нарисовали листочки.
а) Назови листья и обведи пальчиком каждый лист по контуру.
б) Найди такие же листья на коврике и раскрась их.
в) Какие еще листья изображены на коврике? Назови их.
Упражнение №2. «Найди и обведи»
Антоша собрал много листьев. Помоги мальчику найти и обвести в круг
а) только березовые листочки
б) только дубовые листочки
Упражнение № 3. «Соедини линии»
Следите, чтобы ребенок не отрывал карандаш от бумаги.
Назови листья. Обведи каждый по контуру, не отрывая карандаш от бумаги. Что еще ты видишь на ветке? Раскрась желуди.
Упражнение № 4. «Раскрась листья»
Помоги Антоше правильно назвать листья.
а) Раскрась на первой строчке только березовые листья (желтым цветом), на второй - только кленовые (красным цветом), на третьей - только дубовые (зеленым цветом).
б) Какие листья остались нераскрашенными? Обведи в круг и назови эти листья.
Упражнение № 5. «Разноцветные листочки»
В процессе выполнения задания просите ребенка говорить, какого цвета будет следующий лист.
Раскрась листья, соблюдая закономерность.
1. Раскрась березовые листья, чередуя их по цвету: один желтый лист, один зеленый.
2.Раскрась дубовые листья: два листа зеленым цветом, два - коричневым.
3.Раскрась кленовые листья: один желтый, один зеленый, один красный.
4.Раскрась кленовые листья: два красных, один желтый, один зеленый.
Упражнение № 6. «Четвертый лишний»
Антоша нарисовал листочки. Один лист на каждой полоске отличается от трех других. Найди этот лист и объясни, почему он лишний.
Упражнение N9 7. «Найди такой же лист»
Упражнение имеет несколько уровней сложности. Подберите для ребенка более доступный вариант задания и начните с него.
Аня и Антоша рисовали листья на полосках. Посмотри на лист в квадратике. Найди такой же лист на полоске и раскрась его.
Упражнение № 8. «Найди нужное»
Материалы к этому упразднению приведены в Приложении 2 на с. 25. Разрежьте лист на полоски и раздайте их детям.
Это упражнение имеет три уровня сложности (по количеству листьев на полоске). Выбирайте карточки, количество и задания к ним в зависимости от возможностей ребенка.
Задание целесообразно проводить с двумя и более детьми.
ü Покажи карточку, где нет:
а) кленового листа;
б) березового листа;
в) дубового листа;
г) рябинового листа.
ü Покажи карточку, где:
а) березовый лист расположен между рябиновым и дубовым;
б) кленовый лист - справа от дубового;
в) рябиновый лист - слева от березового.
ü Покажи карточку, где:
а) есть два дубовых листа;
б) есть два рябиновых листа и один кленовый;
в) березовый лист расположен между дубовыми.
ü Покажи карточку, где:
а) первый и последний листья - рябиновые;
б) первый и последний листья - одинаковые;
в) все листья разные.
Упражнение № 9. «Посчитай листья»
а) Нарисуй в первом квадратике столько же точек, сколько кленовых листьев в первом ряду.
б) Нарисуй во втором квадратике столько же точек, сколько березовых листьев во втором ряду.
в) Нарисуй в третьем квадратике столько же точек, сколько рябиновых листьев в третьем ряду.
Упражнение № 10. «Посчитай листья и обозначь их»
Упражнение имеет несколько уровней сложности. Перед выполнением задания самостоятельно напишите цифры или поставьте точки в квадратах в соответствии с возможностями ребенка.
1. Обведи столько дубовых листьев, сколько показывает цифра (сколько точек в квадратике).
Раскрась столько березовых листьев, сколько показывает цифра (сколько точек в квадратике).
2.Обведи кленовые листья: на один больше, чем показывает цифра (чем точек в квадратике).
3.Раскрась березовые листья: на один меньше, чем показывает цифра (чем точек в квадратике).
Упражнение № 11. «Ковер из листьев»
Посчитай количество листьев каждого вида и напиши нужную цифру (или поставь нужное количество точек) в каждом квадратике.
Упражнение № 12. «Найди отличия»
Антоша и Аня собрали веточки. Ответь на вопросы:
• С какого дерева эти веточки? Чем они похожи?
• Чем они различаются?
• Сколько желудей на одной ветке, а сколько на другой?
• Посчитай листья. На какой ветке больше листьев?
• Сравни листья по размеру.
• Сравни ветки по длине. Какая ветка длиннее, какая короче?
Упражнение N9 13. «Волшебные таблицы»
Таблицы к этому упражнению приведены в Приложении 2 на с. 31. Вырежьте их из Приложения и раздайте детям.
Упражнение имеет несколько вариантов сложности. Если ребенок затрудняется в выборе нужного листочка, назовите листья в строке (столбце).
Заполни пустые окошки листьями так, чтобы в каждом ряду и в каждой строке все листья были разные. Выполняя упражнение, говори, каких листьев не хватает.
Упражнение № 14. Логическая цепочка «Как растет дуб»
Разрежьте лист из Приложения 2 на с. 33 на карточки и раздайте детям. Если ребенок не смог правильно разложить картинки и составить предложения, прочитайте ему текст и исправьте ошибки.
Разложи картинки, чтобы было понятно, как вырос дуб. Составь предложения по этим картинкам.
Примерные предложения
Желудь упал с дуба. Из желудя появился росток. Из ростка вырос маленький дубок. Из маленького дубка вырос большой крепкий дуб.
Упражнение № 15. «Сравни и расскажи»
Рассмотрите с ребенком изображения дуба и рябины из наглядных материалов к теме.
Посмотри на картинки деревьев. Назови их, а затем сравни и составь предложения. Чем отличаются стволы, ветки и листья этих деревьев? Что растет на ветках?
Примерный вариант рассказа
Это дуб, а это рябина.
У дуба ствол и ветки толстые, а у рябины ствол и ветки тонкие. У дуба лист крупный с волнистым краем, а у рябины лист состоит из отдельных маленьких листочков. На ветках дуба растут желуди, а на ветках рябины ягоды. Желуди твердые, овальные, а ягоды рябины мягкие, круглые. Желуди любят есть кабаны, а ягоды рябины клюют птицы.
Упражнение № 16. «Лесная полянка»
Следите, чтобы ребенок отвечал на вопросы полным предложением, правильно употребляя предлоги. Если задание вызывает у ребенка трудности, рекомендуется отработать употребление предлогов на другом материале, а затем снова вернуться к этому заданию.
Ответь на вопросы:
• Какие деревья растут на этой полянке?
• Назови животных, которых ты узнал.
• Где находится белочка (лисичка, ежик, зайчик)?
Упражнение № 17. «Прятки»
Материалы к упражнению приведены в Приложении 2 на с. 35-39. Помогите ребенку вырезать фигурки детей и деревьев, аккуратно перегнув их по линиям сгиба, и склеить так, чтобы они могли стоять.
Вырежи фигурки деревьев и детей. Расположи изображения так, чтобы можно было составить следующие предложения:
• Дети стоят около дуба (березы, рябины и т. д.).
• Антоша подошел к рябине (клену и т. д.).
• Аня стоит между кленом и березой.
• Аня стоит за дубом.
• Антоша выглядывает из-за березы.
• Антоша стоит перед кленом.
Приложение 1
Наглядные материалы к теме «Лиственные деревья»
Листья
Лиственные деревья
Приложение 2
Материалы к упражнениям к упражнению 8
К упражнению 13
К упражнению 14
К упражнению 17
Приложение 3
Двигательные упражнения и лексические материалы для занятий по теме «Лиственные деревья»
Игра
«У кого какой листок?»
Перед началом игры раздайте детям осенние листья. Показывайте детям нужные движения.
Мы в осенний лес пришли, Много листиков нашли. | Дети идут по кругу, машут листьями |
Погуляли но тропинке, | Дети идут, приставляя пятку одной ноги к носку другой (след в след) |
Листья спрятали за спинки. | Прячут руки за спину |
Отгадай теперь, дружок, У кого какой листок? | Дети по очереди вспоминают и называют, у кого какой лист |
Пальчиковая гимнастика «Ветер листики считал»
Выполняйте соответствующие движения вместе с детьми.
Ветер по лесу летал, | Дети поднимают руки вверх и выполняют круговые движения |
Ветер листики считал: | Сжимают и разжимают пальцы |
Вот кленовый, вот дубовый, | Загибают мизинец, безымянный палец |
Вот рябиновый резной, | Загибают средний палец |
Вот с березки золотой, | Загибают указательный палец |
Вот последний лист с рябинки | Загибают большой палец |
Ветер бросил на тропинки. | Приседают, опускают руки на пол |
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Выполняйте движения вместе с детьми.
Раз, два, три, четыре, пять, | Загибают пальцы, начиная с большого |
Будем листья собирать. | Сжимают и разжимают кулаки |
Листья березы, листья рябины, | Загибают указательный и большой пальцы |
Листики клена, листья осины, | Загибают средний и безымянный пальцы |
Листики дуба мы соберем, | Загибают мизинец |
С букетом осенним мы в гости пойдем. | Вытягивают любую руку вперед, пальцы зажаты в кулак |
Упражнение на развитие речевого дыхания, тонкой моторики рук «Листья»
Ветер северный подул | Дети дуют, вытянув губы трубочкой (щеки не надувать) |
И с деревьев листья сдул, | Двигают пальцами, дуют на них |
Полетели, закружились | Руки вверху, выполнять соответствующие движения |
И на землю опустились. | Руки опускают вниз |
Дождик землю поливал | Пальцы правой руки стучат по левой ладони |
И по листикам стучал. | Пальцы левой руки стучат по правой ладони |
Град по ним заколотил, | Большой палец правой руки по очереди ударяет все пальцы |
Листья все насквозь пробил. | Большой палец левой руки по очереди ударяет все пальцы |
Снег потом припорошил, | Плавные движения пальцами |
Наши листики накрыл. | Плавные движения ладошками вниз |
Стихи и загадки
Встала на поляне
В белом сарафане.
Летели синицы,
Сели на косицы.
(Береза)
Клейкие листочки,
Зеленые почки,
С белой корой стоит под горой.
(Береза)
Стоит Алена,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
(Береза)
Стройный ствол, лист резной.
Отгадай, кто такой?
(Клен)
Ветки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист - ладошкой
На длинной ножке.
(Клен)
В золотой домок
Спрятался дубок.
(Желудь)
Под его листвою пышной
Отдыхали мы с тобой.
И под кроною тенистой
Укрывались в летний зной.
(Дуб)
Красные бусинки на дереве висят,
Бусинки не падают даже в снегопад.
С радостью клюют их синицы, снегири.
Что это за ягодки, скорее говори...
(Рябина)
Никто не пугает, а вся дрожит.
(Осина)
Что за дерево стоит?
Ветра нет, а лист дрожит,
(Осина)
Рябинка свои листья уронила,
А ягодки красивые висят,
И ягодками птичек всех накормит,
Чтоб не замерзли птицы в снегопад.
Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться?
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.
ТЕМА «ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ»
Упражнение № 1. «Найди и обведи»
Рассмотри картинки. Найди и обведи в круг все елки. Какие деревья ты не обвел? Назови их. Нарисуй под каждой сосной гриб.
Упражнение № 2. «Положи шишку под дерево»
Перед выполнением задания расскажите ребенку, чем сосновая шишка отличается от еловой: еловая шишка более вытянутая, длинная, а сосновая - более короткая и толстая.
Шишки каких деревьев ты видишь на этом рисунке? Назови эти деревья и соедини линией каждую шишку с нужным деревом.
Упражнение № 3. «Закономерность»
Обратите внимание ребенка, что задание нужно выполнять построчно!
Антоша рисовал шишки ели и сосны в определенном порядке, но сделал ошибки.
Догадайся, что это за порядок, и исправь ошибки (зачеркни лишние шишки)
Упражнение № 4. «Обведи - подчеркни»
Обратите внимание ребенка, что задание нужно выполнять построчно!
Назови то, что нарисовано на рисунках. Сосновые шишки обведи в круг, еловые подчеркни
Упражнение № 5. «Фрагменты»
Рассмотри шишки в рамочке, найди такой же фрагмент на каждой строчке и обведи. Обводить можно любым способом: заключив в круг, овал или в квадрат.
Упражнение № 6. «Бывает - не бывает»
При выполнении задания следите, чтобы ребенок не просто находил ошибки, но и составлял правильное предложение.
Аня с Антошей рассказывали о хвойных деревьях. Послушай, что ребята знают о елке и сосне, и исправь ошибки.
• Еловые иголки короткие.
• У елки ветки растут только на верхушке.
• На ветках елки растут шишки, а на ветках сосны - желуди.
• Сосновые шишки длинные и вытянутые.
• Ствол елки темный.
• У сосны короткие иголки.
• Сосновые ветки растут в верхней части ствола.
• Еловые шишки длинные.
Упражнение № 7. «Посчитай шишки»
Помоги детям собрать шишки. Аня собирает сосновые шишки, а Антоша - еловые. Сколько шишек собрал мальчик? А девочка? Напиши нужную цифру (или поставь нужное количество точек) в каждом квадратике.
Упражнение Ns 8. «Найди нужное»
Материалы к этому упражнению приведены в Приложении 2 на с, 61.
Разрежьте таблицу с изображением шишек на карточки и раздайте детям. У каждого ребенка должно быть 8 карточек с изображениями шишек. Выбирайте задания в зависимости от возможностей ребенка.
Положи на полоску:
• только еловые шишки;
две еловые шишки и одну сосновую;
только сосновые шишки;
две сосновые шишки и две еловые шишки;
• шишки так, чтобы еловая шишка была между сосновыми;
• еловых и сосновых шишек поровну; шишек столько, чтобы еловых было больше.
Упражнение №9. «Дорисуй иголочки»
Напомните детям, что на сосновой ветке иголочки длинные и редкие, а на еловой - короткие и частые.
Аня нашла еловую веточку, а Антоша - сосновую. Вспомни, какие иголочки у сосновой ветки, а какие - у еловой. Дорисуй на каждой ветке нужные иголочки.
Упражнение № 10. «Выложи елочку»
Для этого задания вам понадобятся спички. Возьми спички и сложи из них елочку по образцу.
Упражнение № 11. «Четвертый лишний»
Назови деревья, нарисованные на полоске. Найди лишнее, объясни - почему.
Упражнение № 12. «Лабиринт»
Узнай, кто из зверей доберется до елочки и спрячется под ней. Дорожки животных рисуй разными цветами, так чтобы можно было отличить, по какой дорожке прошла лиса, по какой - белочка, а по какой - заяц.
Упражнение №13. «Возле елочки»
Рассмотри картинку и ответь на вопросы полными предложениями.
• Где сидит заяц? (Заяц сидит около елки). Как это можно сказать по-другому? (Заяц сидит слева от елки, заяц сидит рядом с елкой).
• Откуда выглядывает солнышко? (Солнышко выглядывает из-за облаков).
• Куда идет лиса? (Лиса идет к елке, лиса идет к зайцу).
• Где сидит птичка? (Птичка сидит на ветке).
• Где сидит белочка? (Белочка сидит на пеньке, белочка сидит перед елкой).