ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ




 

Классическое наименование науки (и вузовского курса) «История политических учений» уже указывает на ее предмет: политические учения, рассматриваемые в историческом развитии. Однако требуют пояснения и термин «политические», и термин «учения».

Понятие «политика » и его производные употребляются в научном обороте не всегда однозначно. В советской философской литературе были распространены определения политики, в которых основным содержательным элементом политических отношений называлась борьба классов за определенный способ производства. В том же смысле экономисты говорили о политической экономии как науке об общественно-производственных отношениях людей. Правда, одновременно высказывались также соображения, что для политики наиболее характерна прямая или косвенная связь с властью вообще и любой властной деятельностью. В последние годы многие отечественные ученые пропагандируют политическую науку без вхождения в нее наук о государстве и праве.

Представляются все-таки неоправданными как выведение политики за рамки государственно-правовой сферы, так и ограничение ее внутригосударственными рамками (например, определение политики как «искусства управления государством»). Уже этимология слова «политика» свидетельствует об односторонности и того, и другого взгляда. По-гречески «полис» (государство), «политика» (государственные дела), «политический» (касающийся государства) означали рассмотрение в качестве политики всего, что связано с государственной властью. Конечно, такое понимание политики пришло не сразу. Но если вести речь об оформлении политической науки и связывать этот процесс с Макиавелли, мы вынуждены констатировать трактовку им политики в неразрывной связи с государством. Впрочем, это было свойственно и древним римлянам.

Политические учения отражают политическую деятельность, обосновывают или, наоборот, отвергают определенное устройство государства, основные его функции и методы властвования. С этой точки зрения нуждаются в корректировке и уточнении выдержанные в марксистском ключе определения политической идеологии как совокупности основных положений и общих идей, выражающих отношение определенного класса к данному общественному строю и его взгляд на исторический процесс в целом. Связь политической идеологии с существованием государства не выделена здесь в качестве основного момента.

Политические учения всегда рассматривали общественные явления применительно к функционированию государства. В этом смысле политические теории прошлого имеют нечто общее с современной политической наукой, даже если последняя и социологизировалась. Было бы неправильно отрицать преемственность в развитии политических учений. Политические учения прошлого, предварительно отфильтровавшись, вошли в ткань политической теории наших дней.

Теории, составляющие предмет истории политических учений, хотя и ставят во главу угла государство, не игнорируют и социальную структуру общества, отношение различных слоев в обществе к государству, роль других общественных образований в управлении государственными делами и т. д. В центре внимания всегда находились такие вопросы, как личность и государство, права человека, привилегии групп и сословий, правовые и революционные способы осуществления реформ, политические режимы, соотношение властей, смена форм правления, источники права и т. п. И выражались идеи по-разному – от политических мифов до политических трактатов, добротных сочинений и проектов конституций. Разумеется, в прошлом исследования проводились не на том уровне, на каком делает это современная политическая наука. Однако многие работы сохраняют свою прелесть до наших дней.

В каждом развернутом учении студент может выделить его содержательную часть, в которой дается решение того или иного вопроса (о происхождении государства и права, о смене одной формы правления другой, о конечных судьбах государства и права и т. д.); форму изложения (монография, политический памфлет, законопроект и т. п.); методологическую (мировоззренческую) часть (религиозную, светскую, материалистическую или идеалистическую и пр.); программно-оценочную часть, содержащую оценки и выводы (рекомендации) на перспективу. Первая и последняя части наиболее отчетливо могут демонстрировать общечеловеческие или классовые, демократические или клановые, передовые или отжившие социально-политические и собственно правовые ценности.

Традиционно в уяснении предмета данного курса принято разграничивать его с предметами близких учебных дисциплин.

Историю политических учений можно рассматривать как историю теории государства и права.

С историей государства и права связь тоже самая тесная: там – историческое развитие самих государства и права (государственно-правовых институтов), здесь – история идей о них. Изучение той и другой возможно только во взаимосвязи.

С отраслевыми юридическими дисциплинами связь прямая, но разной интенсивности. В тех из них, которые выходят на общее политико-правовое устройство (например, конституционное право, административное право), содержатся положения, идентичные по своему предмету тем, которыми располагает история политических учений. Только наш курс излагает эти положения в их возникновении и развитии. Чем дальше отраслевые юридические науки от общеполитических позиций, чем больше в них догматики, техники и естественнонаучного, тем меньше дает им современный курс истории политических учений.

Как любой другой курс, история политических учений связана с философией – этой общеметодологической наукой и определяющей дисциплиной, и с историей философии, которая также содержит фиксацию исторически возникающего и развивающегося общетеоретического знания, концептуально оформленных его конструкций. Но предмет философии – более общего характера, не специализированный на политике: материя, мироздание, планетарный мир, общество, человек.

В той степени, в какой можно разграничить теорию государства и вообще юридическую науку с политической наукой и с политологией как особым вузовским курсом, следует видеть их связь и особенности предмета истории политических учений. Предмет политологии – политическая система, которая включает четыре органически связанные между собой подсистемы:

– политические организации (структуры);

– политические нормы;

– политические отношения;

– политическую идеологию.

Как убеждаемся, место истории учений – в последней подсистеме. Но в той части, в какой политическая идеология касается государства и права, она образует курс истории политических учений как равнозначный курсу истории учений о государстве и праве. В широком смысле история политических учений включает в себя все политологические идеи в полном объеме.

Таким образом, можно сказать, что история политических учений – наука одновременно теоретическая, историческая, политическая и юридическая.

 

 

1. Предметом ИППУ являетется:

- история государства и права

- теория государства и права

- закономерности возникновения и развития теоретических представлений о государстве и праве.

 

2. ИППУ относится:

- к отраслевым юридическим наукам

- прикладным юридическим наукам

- историческим и теоретическим наукам

 

3. Методология ИППУ:

- совокупность приемов и способов изучения теории и доктрин

- закономерности возникновения теорий и доктрин

- влияние доктрин на политическую действительность

4. Что является первичным феноменом историческо-философского процнсса:

- учение

- течение

- направление

 

4. Временной подход к изучению ИППУ предполагает:

- время возникновения учения

- время упадка учений

- хронологию развития учения

 

5. Портретный подход к изучению ИППУ предусматривает:

- сущность теорий

- значение теорий

- персональные идеи кого-либо.

 

6. странно-ведческий подход к узучению ИППУ предполагает:

-время возникновения учения

- характеристику политических и правовых учений в конкретной стране и в кронкретное время

- переодизацию учений

 

8. предметный подход к изучению ИППУ предусматривает:

- сущность теории. идеи доктрины

- предмет политической науки

- предмет юридической науки.

 

9. ИППУ – это наука:

- философская

- историческая

- теоретическая, историческая, юридическая

 

10. Наиболее тесная связь у ИППУ с:

- теорией государства и права

- юридической антропологией

- социологией права

 

11. Материалистический метод предполагает:

- самостоятельное значение идей

- идеи производные от материальных условий жизни

- независимость материальных условий жизни общества от идей

 

12. Идеалистический метод соориентирован на:

- поиск источника идей и учений вне материальных условиях жизни

- производность идей от классовой борьбы

- заданность идей материальными условиями жизни общества.

 

13. Диалектический метод предполагает:

- движение идей от низших представлений к высшим

- связь государства и права

- влияние экономики на право

 

14. Релятивистский подход основан на то, что:

- всякая истина относительна

- в мире идей идет постоянная борьба

- идеи основаны на противоречиях социальной действительности.

 

15. Где впервые возникли ППУ:

- в Древней Греции

- в Древнем Риме

- в странах Древнего Востока

 

16. Книга Мертвых была написана:

- в Древнем Китае

- в Древней Индии

- в Древнем Египте

 

17. Месопотамия – это:

- междуречье Тигра и Ефрата

- юг Африки

- Центральная Африка

 

18. Законы Ману – это:

- памятник древнекитайской культуры

- памятник древнеегипетской культуры

- памятник древнеиндийской культуры

 

19. Идеолдогия брахманизма появилась:

- в Индии

-в Египте

- в Вавилоне

 

20. Идеология буддизма сформировалась:

- в Персии

- в Египте

- в Индии

 

21. В сем принципиальная разница между буддизмом и брахманизмом:

- в различных трактовках правил (кодексов Варн)

- в отношении к государству

-в отношении к закону

 

22. Общим источником брахманизма и буддизма явяляется:

- Книга Мертвых

- Веды

- Речения Ипусера

 

 

23. Поднебесная – это:

- Древний Китай

- Древняя Индия

- Древний Вавилон

 

24. Меритократия – это:

- учение, согласно которому на власть могут претендовать только те, у которых есть соответствующие знания и достоинства

- учение о власти денег

- учение о власти силы

 

25. Основой учения Конфуция являлось:

- моральные основания власти

- добродетель

- концепция

- исправление имен (статусов)

 

26. Древнекитайские легисты -- это:

- представители школы законников

- чиновники

- придворные

 

27. Что появилось раньше:

- доктрина

- учение

- миф

 

28. Авторство Лунь юй (Беседы и высказывания) принадлежит:

- Конфуцию

- Лао-цзы

- Шан Яну

 

29. Гомер принадлежит:

- к раннему периоду ИППУ Древней Греции

- среднему периоду

-позднему периоду

 

30. Кого считают основателем политической науки в Древней Греции:

- Гераклита

- Демокрита

- Аристотеля

 

31. Учение о смешанной форме правления принадлежит:

- Аристотелю

- Платону

- Полибию

 

32. Автором «Слова о законе и благодати» является:

- Митрополит Илларион

- Феодосии Косой

- Агапит

 

33. Государственные символы Россия заимствовала у:

- Византии

- Польши

- Литвы

 

34. Автром «Моления» является:

- Матвей Башкин

- Даниил Заточник

- Иосиф Волоцкий

 

35. Максим Грек принадлежал:

- к стяжателям

- к нестяжателям

- не разделял ни одну, ни другую идеологию

 

36. Идеологом стяжателей являлся:

- Нил Сорский

- Иосиф Волоцкий

- Филофей

 

37. Идеологом нестяжателей являлся:

- Филофей

- Нил Сорский

- Максим Грек

 

38. Иоанн Грозный вел переписку с:

- Андреем Курбским

- Сильвестром

-Адашевым

 

39. Абсолютистские политико-правовые идеи в России развивали:

- Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич, Феофан Прокопович

- А. Курбский, А. Радищев

- М. Грек, Нил Сорский

 

40. К.П. Победоносцев:

- теоретик правового государства

- сторонник естественного права

- теоретик консерватизма

 

41. Авторство «Философических писем» принадлежит:

- П.И. Пестелю

- М.М. Сперанскому

- П.Я. Чаадаеву.

 

42. Основателем психологической теории права является:

- С.А. Мурамцев

- Б.Н. Чичерин

- Л.И. Петражицкий

 

43. Г. Ф. Шершеневич:

- теоретик юридического позитивизма

- представитель социологической юриспруденции

- теоретик исторической школы права

 

44. С.А. Мурамцев:

- Теоретик социологической теории права

- теоретик юридического позитивизма

- основатель психологической школы права

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: