КОНЦЕНТРАЦИЯ И МОНОПОЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА




КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

К формам организации производства относятся:

концентрация — укрупнение производства на предприятии за счет внедрения новой техники и технологии;

специализация — в рамках предприятия предполагает огра­ничение номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции и производство преимущественно профильной для данного предприятия продукции, в рамках отрасли основывается на выделении в ее составе подотраслей, специализирующихся на выпуске определенных однородных видов продукции;

кооперирование — форма производственных связей между пред­приятиями по совместному изготовлению продукции;

комбинирование — соединение на одном предприятии произ­водств, относящихся к различным отраслям.

Все формы организации производства тесно связаны между со­бой. Например, концентрация производства предполагает увеличе­ние объемов выпускаемой продукции, что способствует развитию специализации, так как на крупных предприятиях могут быть выде­лены специализированные цехи и участки по выпуску определенной продукции или выполнению определенных технологических опера­ций. Кроме того, рост объемов производства способствует увеличе­нию числа поставщиков сырья, материалов, комплектующих изде­лий, а значит, приводит и к развитию кооперирования производства. При увеличении объемов производства на предприятии возрастает также количество отходов, полуфабрикатов, которые целесообразнее перерабатывать на месте их возникновения. Для этого создаются новые производства, которые могут являться непрофильными для данного предприятия, и таким образом развивается комбинирование производства.

Кроме того, все формы организации производства тесно связаны с НТП, так как рост объемов производимой продукции, создание специализированных и новых непрофильных производств, как пра­вило, требует применения новой техники и технологии.

I. Концентрация тесно связана с понятием укрупнения производ­ства, но отличается от него тем, что предполагает внедрение достижений НТП.

Различают следующие формы концентрации:

агрегатная — предполагает увеличение единичной мощности ис­пользуемых на предприятии агрегатов и аппаратов. Наибольшее распространение получила в отраслях с агрегатным (аппаратным) типом производства (электроэнергетика, металлургия), где уве­личение объема выпускаемой продукции зависит от мощности и производительности используемого оборудования;

технологическая — характерна для трудоемких производств (машиностроение, легкая и пищевая промышленность), где увеличение объема производимой продукции непосредственно зависит от индивидуальной выработки работника. При техноло­гической концентрации устанавливается дополнительное количе­ство станков, оборудования, которое имеет ту же производитель­ность, что и действующие;

заводская — предполагает расширение действующего производ­ства и новое строительство, может развиваться на предприятиях различных отраслей.

Показатели для оценки уровня концентрации производства:

1) объем производимой продукции;

2) среднесписочная численность основного (промышленно-производственного) персонала — используется для характеристики развития концентрации в трудоемких производствах (т.е. на предприятиях легкой, пищевой и других отраслей промышленности);

3) среднегодовая стоимость основных производственных фондов — характеризует развитие концентрации в фондоемких производ­ствах (т.е. на предприятиях добывающих отраслей промышлен­ности, химической промышленности и др.).

Чем больше значение этих показателей, тем выше уровень кон­центрации.

Используются также и относительные показатели оценки уровня концентрации:

1) удельный вес продукции, производимой на предприятии, в общем объеме производства в отрасли

2) удельный вес среднесписочной численности основного (промышленно-производственного) персонала предприятия в ППП отрасли


3) удельный вес среднегодовой стоимости основных производственных фондов предприятия в среднегодовой стоимости ОПФ отрасли


Экономические преимущества концентрации заключаются в том, что на крупных предприятиях:

1) ниже удельные капитальные вложения в расчете на единицу производимой продукции. Это объясняется тем, что действует единое вспомогательное хозяйство, единая система коммуника­ций, затраты на содержание которых относятся на себестоимость большего объема выпускаемой продукции;

2) ниже себестоимость продукции за счет экономии на условно-постоянных издержках (цеховые расходы, общезаводские расхо­ды, амортизационные отчисления, заработная плата вспомога­тельного и управленческого персонала);

3) больше возможностей для развития производства, внедрения новой техники и технологии. Это объясняется наличием научно-исследовательских отделов, проектно-конструкторских бюро, сложившимися связями с отраслевыми НИИ;

4) выше качество производимой продукции за счет использования специализированного оборудования;

5) сильнее развито комбинирование производства, что позволяет
осуществлять более глубокую переработку исходного сырья.

Экономическая эффективность концентрации выражается в увели­
чении производительности труда, росте фондоотдачи и снижении
себестоимости единицы продукции.

К недостаткам концентрации производства можно отнести сле­дующее:

  1. Строительство крупных предприятий осуществляется в течение длительного периода времени, требует крупных финансовых ресурсов, которые долгое время не дают отдачи.
  2. Крупные предприятия требуют значительного количества сырье­вых и топливно-энергетических ресурсов, которые часто прихо­дится завозить из других экономических районов. В последние годы цены на грузовые перевозки сильно возросли, что привело к существенному увеличению себестоимости производимой на таких предприятиях продукции.
  3. Продукция крупных предприятий потребляется во многих эко­номических районах, а часто и за рубежом, что также приводит к увеличению транспортных расходов и росту цены на их про­дукцию.
  4. Крупным предприятиям в случае изменения спроса на продук­цию достаточно сложно организовать производство новых видов продукции, так как производственный процесс является узкоспе­циализированным.

В современных условиях важно развивать малые и небольшие предприятия. Преимущества малых предприятий заключаются в сле­дующем:

  1. Малое предприятие можно построить за достаточно короткий срок (1—2 года — предприятие промышленной сферы и до го­да—в непроизводственной сфере). Их создание не требует крупных капитальных вложений, и вложенные средства доста­точно быстро окупаются.
  2. Малые предприятия работают, как правило, на местном сырье, что делает затраты по его транспортировке минимальными.
  3. Малые предприятия реализуют производимую ими продукцию, как правило, в том районе, где они расположены, что способству­ет уменьшению себестоимости и цены их продукции.
  4. Малые предприятия выпускают продукцию небольшими партиями и сравнительно легко могут перейти на выпуск другой родственной продукции.
  5. Деятельность малых предприятий во многом способствует реше­нию проблем, связанных со снижением уровня безработицы и трудоустройством высвобождаемых с крупных предприятий работников.

II. Монополия — это контроль производства продукции или рынков ее сбыта со стороны ограниченного числа производителей, по­ставщиков или покупателей. Основные формы монополии:

абсолютная (чистая) — на товарном рынке имеется один произ­водитель, или один поставщик, или один покупатель продукции. Ее разновидностью является естественная монополия, сущест­вующая в тех отраслях или сферах деятельности, в которых развитие конкуренции считается нецелесообразным;

олигополия — на рынке имеется ограниченное число произво­дителей, поставщиков или потребителей продукции.

Монополизация производства приводит к развитию ряда нега­тивных моментов в экономике, связанных с искусственным завыше­нием цен на продукцию, вытеснением конкурентов с товарных рынков, монополизацией системы снабжения и торговли, слияни­ем предприятий и совместным регулированием товарных рынков. В то же время в определенных ситуациях деятельность предприятий-монополистов может быть признана целесообразной и оправданной, например в случае естественных монополий, выпуске прогрес­сивной техники, сложной продукции и при освоении производства новых видов продукции.

Для ограничения монополистической деятельности во всех стра­нах с развитой рыночной экономикой действуют антимонопольные законодательства. Первые из них были приняты в Канаде (1889) и США (1890).

В России в марте 1991 г. был принят Закон РСФСР «О конкурен­ции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в последующие годы в него были внесены изменения и до­полнения. По структуре он состоит из семи разделов.

Раздел 1 «Общие положения». Определяются цель закона (ограни­чение, предупреждение и пресечение монополистической деятель­ности), антимонопольные органы (Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы), а также даются определе­ния основных экономических понятий, используемых в законе. Конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их действия ограничивают возможности каждого из них определять конечный результат работы. Доминирующее положение — преиму­щественное положение какого-либо из хозяйствующих субъектов, которое определяется долей его продукции на соответствующем товарном рынке. В настоящее время положение является домини­рующим, если доля предприятия превышает 65% от общего объема поставок продукции определенного вида товара на соответствующем рынке. Такое предприятие может быть признано монополистом.

Раздел 2 «Монополистическая деятельность». Определяются слу­чаи злоупотребления предприятиями своим доминирующим положе­нием на рынке, как-то:

• установление монопольно высокой цены на рынке;

• вытеснение конкурентов с определенного товарного рынка;

• навязывание потребителям невыгодных условий приобретения товара;

• установление ценовой и иной дискриминации в отношении
предприятий — покупателей товара.

Раздел 3 «Недобросовестная конкуренция». Определяются случаи недобросовестной конкуренции, к которым относятся:

• распространение искажающих сведений о деятельности других хозяйствующих субъектов;

• введение потребителей в заблуждение о свойствах предлагаемой продукции;

• некорректное проведение рекламной кампании по отношению к другим хозяйствующим субъектам, производящим родственную продукцию;

• самовольное использование чужих марок, знаков, особенностей внешнего вида и упаковки продукции;

• разглашение научно-технической, коммерческой и иной инфор­мации о деятельности того или иного предприятия без согласия его собственников.

Раздел 4 «Задачи, функции и полномочия антимонопольных органов». Задачами деятельности антимонопольных органов являются:

• содействие формированию и развитию рыночных отношений в России;

• осуществление контроля за деятельностью предприятий-монопо­листов, ограничение и пресечение случаев недобросовестной конкуренции;

• осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

Антимонопольные органы выполняют следующие функции:

• представляют в правительство Российской Федерации предложе­ния по развитию и совершенствованию антимонопольного зако­нодательства;

• дают рекомендации по развитию российского и местных товар­ных рынков;

• разрабатывают мероприятия, направленные на демонополиза­цию производства и развитие конкурентной среды;

• контролируют соблюдение антимонопольного законодательства и обязательных предписаний антимонопольных органов со стороны хозяйствующих субъектов;

• осуществляют контроль за продажей крупных пакетов акций от­дельных хозяйствующих субъектов.

Антимонопольные органы имеют следующие полномочия:

• давать обязательные для исполнения предписания хозяйствующим
субъектам в случае нарушения ими антимонопольного законода­тельства;

• налагать штрафы на хозяйствующие субъекты и их руководителей при невыполнении обязательных предписаний;

• в случае грубого нарушения антимонопольного законодательства передавать материалы на виновных в этом лиц в суд и прокуратуру.

Раздел 5 «Предупреждение и устранение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках». Антимонопольные органы осуществляют контроль за созданием новых предприятий и слиянием существующих, а также за крупными продажами и покуп­ками акций предприятий.

Раздел 6 «Ответственность за нарушение настоящего закона». На лиц, виновных в нарушении этого закона, антимонопольные орга­ны могут налагать штрафы, а в случаях грубого нарушения передавать материалы в суд и прокуратуру.

Раздел 7 «Порядок принятия, обжалования и исполнения решений антимонопольных органов». Антимонопольные органы выявляют слу­чаи нарушения антимонопольного законодательства по обращениям органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, отдель­ных граждан и по собственной инициативе. Лица, не согласные с их решением, могут обращаться в суд.

Показатели для оценки уровня монополизации производства и товарных рынков в России:

1) удельный вес продукции предприятия в общем объеме данного вида
продукции на соответствующем товарном рынке

По значению этого показателя определяется доля каждого пред­приятия на соответствующем товарном рынке и решается вопрос о том, занимает оно или нет доминирующее положение на этом рынке. Если значение показателя больше 65%, то положение предприятия на рынке доминирующее; если оно находится в пределах от 35 до 65%, то антимонопольные органы имеют право осуществлять контроль за деятельностью предприятия;

2) индекс Герфиндаля — Гиршмана

где Xi — доля продукции i -го предприятия на данном товарном рынке (в %);

n — количество предприятий, действующих на данном товарном рынке.

Значение этого показателя может изменяться от 0 (в случае очень большого количества предприятий на товарном рынке) до 10 000 (в случае абсолютной монополии). Если значение НН1 находится в пределах от 0 до 1000, то рынок считается немонополизированным, если от 1000 до 1800, то уровень монополизации рынка средний, а если от 1800 до 10 000, то рынок считается высокомонополизированным.

3) коэффициент концентрации CR. Этот показатель определяется по долям трех крупнейших предприятий на соответствующем то­варном рынке. Если их суммарная доля меньше 0,45, то рынок считается немонополизированным. Если значение находится в пределах от 0,45 до 0,7, то рынок признается среднемонополизированным, если от 0,7 до 1, то высокомонополизированным.

Оптимальный размер предприятия — понятие относительное, так как в каждой отрасли, регионе могут действовать малые, средние и крупные предприятия. В то же время в момент создания предприятия вопрос о его размерах является достаточно важным. В экономике под оптимальным понимается такой размер предприятия, который при соответствующем уровне развития техники и технологии позволяет организовать производство с минимальными затратами и дает воз­можность получать максимальную прибыль.

На определение оптимального размера оказывают влияние раз­личные факторы, как внутренние, так и внешние.

Внутренние факторы непосредственно связаны с деятельностью данного предприятия, к ним относятся: степень прогрессивности применяемой техники и используемой технологии; уровень организации производства; уровень квалификации кадров и др. Внешние факторы не зависят от деятельности предприятия и в основном связаны с региональными особенностями его размещения: уровень конкуренции в данном регионе; наличие необходимого количества сырьевых и топлив­но-энергетических ресурсов, квалифицированных кадров соответству­ющего профиля и др.

Оптимальный размер предприятия можно определить:

а) исходя из критерия минимума приведенных затрат по формуле

где С — текущие затраты в расчете на единицу продукции;

Eн — нормативный коэффициент эффективности капиталь­ных вложений;

К — удельные капитальные вложения;

Т — транспортные расходы в расчете на единицу продукции;

б) исходя из критерия максимума прибыли по формуле

где П — прибыль.

Если в расчетах учитывается влияние фактора времени, то опти­мальный размер предприятия определяется по значениям чистого дисконтированного дохода, индекса доходности, внутренней нормы доходности, срока окупаемости.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Какие существуют формы организации производства? Как они связаны между собой?

В каких формах может происходить развитие концентрации про­изводства?

Какие показатели характеризуют уровень концентрации произ­водства?

В чем проявляются экономические преимущества и недостатки концентрации?

С помощью каких показателей можно оценить экономическую эффективность концентрации производства?

Как связаны между собой концентрация и монополизация произ­водства?

В чем проявляется сущность монополизации производства? Какие виды монополизации существуют?

Каковы особенности проявления монополизации в российской экономике?

Каково основное содержание закона «О конкуренции и ограни­чении монополистической деятельности на товарных рынках»?

Какие показатели применяются для оценки уровня монополиза­ции производства и товарных рынков?

Какие меры предусмотрены законодательством по ограничению уровня монополизации производства?

Что понимается под оптимальным размером предприятия? Какие факторы учитываются при его определении?

РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ

Пример 1. Определить оптимальный размер предприятия, а так­же экономическую эффективность концентрации производства на основе данных табл. 48, если Eн = 0,2.


Решение. 1. Определяем оптимальный размер предприятия с ис­пользованием критериев:

а) минимума приведенных затрат по формуле

для I варианта:

для II варианта:

для III варианта:


 

б) максимума прибыли по формуле

Так как величину прибыли в расчете на единицу продукции можно представить в виде разности между ценой и себестоимостью с учетом транспортных расходов, т.е.

то формула выбора оптимального варианта по критерию максимума прибыли будет иметь следующий вид:

для I варианта

для II варианта

для IIIварианта

Вывод. Размер предприятия по IIIварианту является оптималь­ным, так как обеспечивается минимум приведенных затрат и мак­симум прибыли в расчете на единицу продукции.

2. Оцениваем экономическую эффективность концентрации производства по показателям:

а) фондоотдача

б) производительность труда (выработка)

в) себестоимость единицы продукции (дана в условии примера)

Вывод. Концентрация производства экономически эффективна, так как III вариант, характеризующийся наиболее высоким объемом производства, обеспечивает максимальную фондоотдачу и производи­тельность труда и минимальную себестоимость единицы продукции.

Пример 2. На товарный рынок продукцию А поставляют 10 пред­приятий, имеющие следующие годовые объемы поставок: 6600, 5400, 4500, 3600, 3000, 2100, 1800, 1500, 900, 600 т. С помощью различных показателей проанализировать уровень монополизации рынка.

Решение. 1. Определяем удельный вес поставок продукции А по каждому предприятию в общем объеме поставок этого вида про­дукции на данном товарном рынке по формуле

Вывод. Предприятий, занимающих доминирующее положение на данном рынке, нет.

2. Рассчитываем значение индекса Герфиндаля — Гиршмана:

Вывод. Средний уровень монополизации товарного рынка.

3. Определяем значение коэффициента концентрации по сумме
долей на рынке трех крупнейших предприятий-поставщиков:

Вывод. Рынок среднемонополизирован.

ЗАДАЧИ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

Задача 1. Определить уровень и экономическую эффективность концентрации литейного производства на основе данных табл. 49, если Eн = 0,2.


Задача 2. Определить оптимальный размер предприятия, а так­же экономическую эффективность концентрации производства на основе данных табл. 50, если Eн =0,15.

Задача 3. На товарный рынок продукцию Б поставляют семь предприятий-производителей, имеющие следующие годовые объемы поставок: 14 800, 8800, 4400, 3600, 3200, 2800, 2400 т. С помощью различных показателей проанализировать уровень монополизации товарного рынка по продукции Б.

Задача 4. На товарный рынок продукцию С поставляют 11 предприятий-производителей, имеющие следующие годовые объемы поставок: 10 800, 9600, 9000, 7200, 6000, 5400, 4800, 3000, 2400, 1200, 600 т. С помощью различных показателей проанализировать уровень монополизации товарного рынка по продукции С.

ТЕСТЫ

  1. К формам организации производства относятся: а) концентрация; б) монополизация; в) химизация; г) кооперирование; д) специа­лизация; е) автоматизация; ж) электрификация; з) комбиниро­вание.
  2. Формами концентрации производства являются: а) агрегатная; б) технологическая; в) комбинированная; г) заводская; д) комп­лексная; е) внутрирайонная.

3. Уровень концентрации производства характеризуют показатели:
а) объем производства продукции; б) коэффициент сменности; в) рентабельность производства; г) среднегодовая стоимость ос­новных фондов; д) среднесписочная численность работников; е) себестоимость продукции.

4. Эффективность концентрации производства характеризуют:
а) увеличение объема производства продукции; б) рост коэффи­циента сменности; в) рост фондоотдачи; г) увеличение средне­годовой стоимости основных фондов; д) рост среднесписочной численности работников; е) снижение себестоимости продукции; ж) рост производительности труда.

  1. Недостатками концентрации производства являются: а) необхо­димость привлечения большого объема инвестиций для создания крупных предприятий; б) низкая производительность труда работ­ников; в) более низкая себестоимость продукции за счет экономии на условно-постоянных затратах; г) сложность перепрофили­рования производства; д) крупные предприятия могут быть мо­нополистами; е) слабая техническая оснащенность производства.
  2. Основными видами монополий являются: а) олигополия; б) при­родная; в) универсальная; г) естественная; д) опытная; е) абсо­лютная (чистая).
  3. Предприятие занимает доминирующее положение на товарном рынке при условии, что доля его продукции составляет: а) менее 35%; б) более 35%; в) менее 65%; г) более 65%; д) менее 100%; е) 100%.
  4. Уровень монополизации производства и товарных рынков харак­теризуют показатели: а) коэффициент использования производ­ственной мощности; б) индекс Герфиндаля — Гиршмана; в) темп роста продукции; г) коэффициент концентрации; д) удельный вес продукции предприятия на товарном рынке; е) затраты на 1 руб. продукции; ж) фондоотдача.
  5. Напишите формулу для расчета индекса Герфиндаля— Гиршмана.
  6. Уровень монополизации товарного рынка считается низким, если значение индекса Герфиндаля — Гиршмана находится в пре­делах: а) от 0 до 1000; б) от 0 до 1500; в) от 1000 до 1500; г) от 1000 до 1800; д) от 1000 до 2500; е) от 1500 до 10 000; ж) от 1800 до 10 000.
  7. Уровень монополизации товарного рынка считается средним, если значение индекса Герфиндаля — Гиршмана находится в пре­делах: а) от 0 до 1000; б) от 0 до 1500; в) от 1000 до 1500; г) от 1000 до 1800; д) от 1000 до 2500; е) от 1500 до 10 000; ж) от 1800 до 10 000.
  8. Уровень монополизации товарного рынка считается высоким, если значение индекса Герфиндаля—Гиршмана находится в пре­делах: а) от 0 до 1000; б) отОдо 1500; в) от 1000 до 1500; г) от 1000 до 1800; д) от 1000 до 2500; е) от 1500 до 10 000; ж) от 1800 до 10 000.
  9. К малым предприятиям в России относятся такие, у которых предельный размер численности работников составляет: а) 10; б) 100; в) 200; г) 300 чел.
  10. Критериями выбора оптимального размера предприятия являют­ся: а) рост коэффициента использования производственных мощностей; б) минимум приведенных затрат в расчете на едини­цу продукции; в) максимум прибыли; г) изменение сменности работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: