КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
К формам организации производства относятся:
• концентрация — укрупнение производства на предприятии за счет внедрения новой техники и технологии;
• специализация — в рамках предприятия предполагает ограничение номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции и производство преимущественно профильной для данного предприятия продукции, в рамках отрасли основывается на выделении в ее составе подотраслей, специализирующихся на выпуске определенных однородных видов продукции;
• кооперирование — форма производственных связей между предприятиями по совместному изготовлению продукции;
• комбинирование — соединение на одном предприятии производств, относящихся к различным отраслям.
Все формы организации производства тесно связаны между собой. Например, концентрация производства предполагает увеличение объемов выпускаемой продукции, что способствует развитию специализации, так как на крупных предприятиях могут быть выделены специализированные цехи и участки по выпуску определенной продукции или выполнению определенных технологических операций. Кроме того, рост объемов производства способствует увеличению числа поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, а значит, приводит и к развитию кооперирования производства. При увеличении объемов производства на предприятии возрастает также количество отходов, полуфабрикатов, которые целесообразнее перерабатывать на месте их возникновения. Для этого создаются новые производства, которые могут являться непрофильными для данного предприятия, и таким образом развивается комбинирование производства.
Кроме того, все формы организации производства тесно связаны с НТП, так как рост объемов производимой продукции, создание специализированных и новых непрофильных производств, как правило, требует применения новой техники и технологии.
I. Концентрация тесно связана с понятием укрупнения производства, но отличается от него тем, что предполагает внедрение достижений НТП.
Различают следующие формы концентрации:
• агрегатная — предполагает увеличение единичной мощности используемых на предприятии агрегатов и аппаратов. Наибольшее распространение получила в отраслях с агрегатным (аппаратным) типом производства (электроэнергетика, металлургия), где увеличение объема выпускаемой продукции зависит от мощности и производительности используемого оборудования;
• технологическая — характерна для трудоемких производств (машиностроение, легкая и пищевая промышленность), где увеличение объема производимой продукции непосредственно зависит от индивидуальной выработки работника. При технологической концентрации устанавливается дополнительное количество станков, оборудования, которое имеет ту же производительность, что и действующие;
• заводская — предполагает расширение действующего производства и новое строительство, может развиваться на предприятиях различных отраслей.
Показатели для оценки уровня концентрации производства:
1) объем производимой продукции;
2) среднесписочная численность основного (промышленно-производственного) персонала — используется для характеристики развития концентрации в трудоемких производствах (т.е. на предприятиях легкой, пищевой и других отраслей промышленности);
3) среднегодовая стоимость основных производственных фондов — характеризует развитие концентрации в фондоемких производствах (т.е. на предприятиях добывающих отраслей промышленности, химической промышленности и др.).
Чем больше значение этих показателей, тем выше уровень концентрации.
Используются также и относительные показатели оценки уровня концентрации:
1) удельный вес продукции, производимой на предприятии, в общем объеме производства в отрасли
2) удельный вес среднесписочной численности основного (промышленно-производственного) персонала предприятия в ППП отрасли
3) удельный вес среднегодовой стоимости основных производственных фондов предприятия в среднегодовой стоимости ОПФ отрасли
Экономические преимущества концентрации заключаются в том, что на крупных предприятиях:
1) ниже удельные капитальные вложения в расчете на единицу производимой продукции. Это объясняется тем, что действует единое вспомогательное хозяйство, единая система коммуникаций, затраты на содержание которых относятся на себестоимость большего объема выпускаемой продукции;
2) ниже себестоимость продукции за счет экономии на условно-постоянных издержках (цеховые расходы, общезаводские расходы, амортизационные отчисления, заработная плата вспомогательного и управленческого персонала);
3) больше возможностей для развития производства, внедрения новой техники и технологии. Это объясняется наличием научно-исследовательских отделов, проектно-конструкторских бюро, сложившимися связями с отраслевыми НИИ;
4) выше качество производимой продукции за счет использования специализированного оборудования;
5) сильнее развито комбинирование производства, что позволяет
осуществлять более глубокую переработку исходного сырья.
Экономическая эффективность концентрации выражается в увели
чении производительности труда, росте фондоотдачи и снижении
себестоимости единицы продукции.
К недостаткам концентрации производства можно отнести следующее:
- Строительство крупных предприятий осуществляется в течение длительного периода времени, требует крупных финансовых ресурсов, которые долгое время не дают отдачи.
- Крупные предприятия требуют значительного количества сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, которые часто приходится завозить из других экономических районов. В последние годы цены на грузовые перевозки сильно возросли, что привело к существенному увеличению себестоимости производимой на таких предприятиях продукции.
- Продукция крупных предприятий потребляется во многих экономических районах, а часто и за рубежом, что также приводит к увеличению транспортных расходов и росту цены на их продукцию.
- Крупным предприятиям в случае изменения спроса на продукцию достаточно сложно организовать производство новых видов продукции, так как производственный процесс является узкоспециализированным.
В современных условиях важно развивать малые и небольшие предприятия. Преимущества малых предприятий заключаются в следующем:
- Малое предприятие можно построить за достаточно короткий срок (1—2 года — предприятие промышленной сферы и до года—в непроизводственной сфере). Их создание не требует крупных капитальных вложений, и вложенные средства достаточно быстро окупаются.
- Малые предприятия работают, как правило, на местном сырье, что делает затраты по его транспортировке минимальными.
- Малые предприятия реализуют производимую ими продукцию, как правило, в том районе, где они расположены, что способствует уменьшению себестоимости и цены их продукции.
- Малые предприятия выпускают продукцию небольшими партиями и сравнительно легко могут перейти на выпуск другой родственной продукции.
- Деятельность малых предприятий во многом способствует решению проблем, связанных со снижением уровня безработицы и трудоустройством высвобождаемых с крупных предприятий работников.
II. Монополия — это контроль производства продукции или рынков ее сбыта со стороны ограниченного числа производителей, поставщиков или покупателей. Основные формы монополии:
• абсолютная (чистая) — на товарном рынке имеется один производитель, или один поставщик, или один покупатель продукции. Ее разновидностью является естественная монополия, существующая в тех отраслях или сферах деятельности, в которых развитие конкуренции считается нецелесообразным;
• олигополия — на рынке имеется ограниченное число производителей, поставщиков или потребителей продукции.
Монополизация производства приводит к развитию ряда негативных моментов в экономике, связанных с искусственным завышением цен на продукцию, вытеснением конкурентов с товарных рынков, монополизацией системы снабжения и торговли, слиянием предприятий и совместным регулированием товарных рынков. В то же время в определенных ситуациях деятельность предприятий-монополистов может быть признана целесообразной и оправданной, например в случае естественных монополий, выпуске прогрессивной техники, сложной продукции и при освоении производства новых видов продукции.
Для ограничения монополистической деятельности во всех странах с развитой рыночной экономикой действуют антимонопольные законодательства. Первые из них были приняты в Канаде (1889) и США (1890).
В России в марте 1991 г. был принят Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в последующие годы в него были внесены изменения и дополнения. По структуре он состоит из семи разделов.
Раздел 1 «Общие положения». Определяются цель закона (ограничение, предупреждение и пресечение монополистической деятельности), антимонопольные органы (Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы), а также даются определения основных экономических понятий, используемых в законе. Конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их действия ограничивают возможности каждого из них определять конечный результат работы. Доминирующее положение — преимущественное положение какого-либо из хозяйствующих субъектов, которое определяется долей его продукции на соответствующем товарном рынке. В настоящее время положение является доминирующим, если доля предприятия превышает 65% от общего объема поставок продукции определенного вида товара на соответствующем рынке. Такое предприятие может быть признано монополистом.
Раздел 2 «Монополистическая деятельность». Определяются случаи злоупотребления предприятиями своим доминирующим положением на рынке, как-то:
• установление монопольно высокой цены на рынке;
• вытеснение конкурентов с определенного товарного рынка;
• навязывание потребителям невыгодных условий приобретения товара;
• установление ценовой и иной дискриминации в отношении
предприятий — покупателей товара.
Раздел 3 «Недобросовестная конкуренция». Определяются случаи недобросовестной конкуренции, к которым относятся:
• распространение искажающих сведений о деятельности других хозяйствующих субъектов;
• введение потребителей в заблуждение о свойствах предлагаемой продукции;
• некорректное проведение рекламной кампании по отношению к другим хозяйствующим субъектам, производящим родственную продукцию;
• самовольное использование чужих марок, знаков, особенностей внешнего вида и упаковки продукции;
• разглашение научно-технической, коммерческой и иной информации о деятельности того или иного предприятия без согласия его собственников.
Раздел 4 «Задачи, функции и полномочия антимонопольных органов». Задачами деятельности антимонопольных органов являются:
• содействие формированию и развитию рыночных отношений в России;
• осуществление контроля за деятельностью предприятий-монополистов, ограничение и пресечение случаев недобросовестной конкуренции;
• осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.
Антимонопольные органы выполняют следующие функции:
• представляют в правительство Российской Федерации предложения по развитию и совершенствованию антимонопольного законодательства;
• дают рекомендации по развитию российского и местных товарных рынков;
• разрабатывают мероприятия, направленные на демонополизацию производства и развитие конкурентной среды;
• контролируют соблюдение антимонопольного законодательства и обязательных предписаний антимонопольных органов со стороны хозяйствующих субъектов;
• осуществляют контроль за продажей крупных пакетов акций отдельных хозяйствующих субъектов.
Антимонопольные органы имеют следующие полномочия:
• давать обязательные для исполнения предписания хозяйствующим
субъектам в случае нарушения ими антимонопольного законодательства;
• налагать штрафы на хозяйствующие субъекты и их руководителей при невыполнении обязательных предписаний;
• в случае грубого нарушения антимонопольного законодательства передавать материалы на виновных в этом лиц в суд и прокуратуру.
Раздел 5 «Предупреждение и устранение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках». Антимонопольные органы осуществляют контроль за созданием новых предприятий и слиянием существующих, а также за крупными продажами и покупками акций предприятий.
Раздел 6 «Ответственность за нарушение настоящего закона». На лиц, виновных в нарушении этого закона, антимонопольные органы могут налагать штрафы, а в случаях грубого нарушения передавать материалы в суд и прокуратуру.
Раздел 7 «Порядок принятия, обжалования и исполнения решений антимонопольных органов». Антимонопольные органы выявляют случаи нарушения антимонопольного законодательства по обращениям органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, отдельных граждан и по собственной инициативе. Лица, не согласные с их решением, могут обращаться в суд.
Показатели для оценки уровня монополизации производства и товарных рынков в России:
1) удельный вес продукции предприятия в общем объеме данного вида
продукции на соответствующем товарном рынке
По значению этого показателя определяется доля каждого предприятия на соответствующем товарном рынке и решается вопрос о том, занимает оно или нет доминирующее положение на этом рынке. Если значение показателя больше 65%, то положение предприятия на рынке доминирующее; если оно находится в пределах от 35 до 65%, то антимонопольные органы имеют право осуществлять контроль за деятельностью предприятия;
2) индекс Герфиндаля — Гиршмана
где Xi — доля продукции i -го предприятия на данном товарном рынке (в %);
n — количество предприятий, действующих на данном товарном рынке.
Значение этого показателя может изменяться от 0 (в случае очень большого количества предприятий на товарном рынке) до 10 000 (в случае абсолютной монополии). Если значение НН1 находится в пределах от 0 до 1000, то рынок считается немонополизированным, если от 1000 до 1800, то уровень монополизации рынка средний, а если от 1800 до 10 000, то рынок считается высокомонополизированным.
3) коэффициент концентрации CR. Этот показатель определяется по долям трех крупнейших предприятий на соответствующем товарном рынке. Если их суммарная доля меньше 0,45, то рынок считается немонополизированным. Если значение находится в пределах от 0,45 до 0,7, то рынок признается среднемонополизированным, если от 0,7 до 1, то высокомонополизированным.
Оптимальный размер предприятия — понятие относительное, так как в каждой отрасли, регионе могут действовать малые, средние и крупные предприятия. В то же время в момент создания предприятия вопрос о его размерах является достаточно важным. В экономике под оптимальным понимается такой размер предприятия, который при соответствующем уровне развития техники и технологии позволяет организовать производство с минимальными затратами и дает возможность получать максимальную прибыль.
На определение оптимального размера оказывают влияние различные факторы, как внутренние, так и внешние.
Внутренние факторы непосредственно связаны с деятельностью данного предприятия, к ним относятся: степень прогрессивности применяемой техники и используемой технологии; уровень организации производства; уровень квалификации кадров и др. Внешние факторы не зависят от деятельности предприятия и в основном связаны с региональными особенностями его размещения: уровень конкуренции в данном регионе; наличие необходимого количества сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, квалифицированных кадров соответствующего профиля и др.
Оптимальный размер предприятия можно определить:
а) исходя из критерия минимума приведенных затрат по формуле
где С — текущие затраты в расчете на единицу продукции;
Eн — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;
К — удельные капитальные вложения;
Т — транспортные расходы в расчете на единицу продукции;
б) исходя из критерия максимума прибыли по формуле
где П — прибыль.
Если в расчетах учитывается влияние фактора времени, то оптимальный размер предприятия определяется по значениям чистого дисконтированного дохода, индекса доходности, внутренней нормы доходности, срока окупаемости.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Какие существуют формы организации производства? Как они связаны между собой?
В каких формах может происходить развитие концентрации производства?
Какие показатели характеризуют уровень концентрации производства?
В чем проявляются экономические преимущества и недостатки концентрации?
С помощью каких показателей можно оценить экономическую эффективность концентрации производства?
Как связаны между собой концентрация и монополизация производства?
В чем проявляется сущность монополизации производства? Какие виды монополизации существуют?
Каковы особенности проявления монополизации в российской экономике?
Каково основное содержание закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»?
Какие показатели применяются для оценки уровня монополизации производства и товарных рынков?
Какие меры предусмотрены законодательством по ограничению уровня монополизации производства?
Что понимается под оптимальным размером предприятия? Какие факторы учитываются при его определении?
РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
Пример 1. Определить оптимальный размер предприятия, а также экономическую эффективность концентрации производства на основе данных табл. 48, если Eн = 0,2.
Решение. 1. Определяем оптимальный размер предприятия с использованием критериев:
а) минимума приведенных затрат по формуле
для I варианта:
для II варианта:
для III варианта:
б) максимума прибыли по формуле
Так как величину прибыли в расчете на единицу продукции можно представить в виде разности между ценой и себестоимостью с учетом транспортных расходов, т.е.
то формула выбора оптимального варианта по критерию максимума прибыли будет иметь следующий вид:
для I варианта
для II варианта
для IIIварианта
Вывод. Размер предприятия по IIIварианту является оптимальным, так как обеспечивается минимум приведенных затрат и максимум прибыли в расчете на единицу продукции.
2. Оцениваем экономическую эффективность концентрации производства по показателям:
а) фондоотдача
б) производительность труда (выработка)
в) себестоимость единицы продукции (дана в условии примера)
Вывод. Концентрация производства экономически эффективна, так как III вариант, характеризующийся наиболее высоким объемом производства, обеспечивает максимальную фондоотдачу и производительность труда и минимальную себестоимость единицы продукции.
Пример 2. На товарный рынок продукцию А поставляют 10 предприятий, имеющие следующие годовые объемы поставок: 6600, 5400, 4500, 3600, 3000, 2100, 1800, 1500, 900, 600 т. С помощью различных показателей проанализировать уровень монополизации рынка.
Решение. 1. Определяем удельный вес поставок продукции А по каждому предприятию в общем объеме поставок этого вида продукции на данном товарном рынке по формуле
Вывод. Предприятий, занимающих доминирующее положение на данном рынке, нет.
2. Рассчитываем значение индекса Герфиндаля — Гиршмана:
Вывод. Средний уровень монополизации товарного рынка.
3. Определяем значение коэффициента концентрации по сумме
долей на рынке трех крупнейших предприятий-поставщиков:
Вывод. Рынок среднемонополизирован.
ЗАДАЧИ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
Задача 1. Определить уровень и экономическую эффективность концентрации литейного производства на основе данных табл. 49, если Eн = 0,2.
Задача 2. Определить оптимальный размер предприятия, а также экономическую эффективность концентрации производства на основе данных табл. 50, если Eн =0,15.
Задача 3. На товарный рынок продукцию Б поставляют семь предприятий-производителей, имеющие следующие годовые объемы поставок: 14 800, 8800, 4400, 3600, 3200, 2800, 2400 т. С помощью различных показателей проанализировать уровень монополизации товарного рынка по продукции Б.
Задача 4. На товарный рынок продукцию С поставляют 11 предприятий-производителей, имеющие следующие годовые объемы поставок: 10 800, 9600, 9000, 7200, 6000, 5400, 4800, 3000, 2400, 1200, 600 т. С помощью различных показателей проанализировать уровень монополизации товарного рынка по продукции С.
ТЕСТЫ
- К формам организации производства относятся: а) концентрация; б) монополизация; в) химизация; г) кооперирование; д) специализация; е) автоматизация; ж) электрификация; з) комбинирование.
- Формами концентрации производства являются: а) агрегатная; б) технологическая; в) комбинированная; г) заводская; д) комплексная; е) внутрирайонная.
3. Уровень концентрации производства характеризуют показатели:
а) объем производства продукции; б) коэффициент сменности; в) рентабельность производства; г) среднегодовая стоимость основных фондов; д) среднесписочная численность работников; е) себестоимость продукции.
4. Эффективность концентрации производства характеризуют:
а) увеличение объема производства продукции; б) рост коэффициента сменности; в) рост фондоотдачи; г) увеличение среднегодовой стоимости основных фондов; д) рост среднесписочной численности работников; е) снижение себестоимости продукции; ж) рост производительности труда.
- Недостатками концентрации производства являются: а) необходимость привлечения большого объема инвестиций для создания крупных предприятий; б) низкая производительность труда работников; в) более низкая себестоимость продукции за счет экономии на условно-постоянных затратах; г) сложность перепрофилирования производства; д) крупные предприятия могут быть монополистами; е) слабая техническая оснащенность производства.
- Основными видами монополий являются: а) олигополия; б) природная; в) универсальная; г) естественная; д) опытная; е) абсолютная (чистая).
- Предприятие занимает доминирующее положение на товарном рынке при условии, что доля его продукции составляет: а) менее 35%; б) более 35%; в) менее 65%; г) более 65%; д) менее 100%; е) 100%.
- Уровень монополизации производства и товарных рынков характеризуют показатели: а) коэффициент использования производственной мощности; б) индекс Герфиндаля — Гиршмана; в) темп роста продукции; г) коэффициент концентрации; д) удельный вес продукции предприятия на товарном рынке; е) затраты на 1 руб. продукции; ж) фондоотдача.
- Напишите формулу для расчета индекса Герфиндаля— Гиршмана.
- Уровень монополизации товарного рынка считается низким, если значение индекса Герфиндаля — Гиршмана находится в пределах: а) от 0 до 1000; б) от 0 до 1500; в) от 1000 до 1500; г) от 1000 до 1800; д) от 1000 до 2500; е) от 1500 до 10 000; ж) от 1800 до 10 000.
- Уровень монополизации товарного рынка считается средним, если значение индекса Герфиндаля — Гиршмана находится в пределах: а) от 0 до 1000; б) от 0 до 1500; в) от 1000 до 1500; г) от 1000 до 1800; д) от 1000 до 2500; е) от 1500 до 10 000; ж) от 1800 до 10 000.
- Уровень монополизации товарного рынка считается высоким, если значение индекса Герфиндаля—Гиршмана находится в пределах: а) от 0 до 1000; б) отОдо 1500; в) от 1000 до 1500; г) от 1000 до 1800; д) от 1000 до 2500; е) от 1500 до 10 000; ж) от 1800 до 10 000.
- К малым предприятиям в России относятся такие, у которых предельный размер численности работников составляет: а) 10; б) 100; в) 200; г) 300 чел.
- Критериями выбора оптимального размера предприятия являются: а) рост коэффициента использования производственных мощностей; б) минимум приведенных затрат в расчете на единицу продукции; в) максимум прибыли; г) изменение сменности работы.