ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ МАШИНЫИ УСТРОЙСТВА НЕПРЕРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ
Такие машины называются транспортирующими. К ним относят:
конвейеры, элеваторы, самоходные погрузчики, установки пневмотранспорта, самотёчные устройства.
Конвейеры
Конвейеры с тяговым элементом: ленточные, пластинчатые, скребковые, ковшовые, подвесные
Конвейер ленточный (транспортёр) – машина непрерывного действия, несущим и тяговым органом которого является гибкая лента. Конвейеры бывают стационарными и передвижными. Они предназначены для горизонтального и плоско-наклонного перемещения сыпучих, кусковых, штучных грузов на короткие, средние и дальние расстояния.
По области применения конвейеры делятся на:
конвейеры общего назначения;
специальные;
подземные.
По форме трассы:
простые;
сложные;
с ломаной трассой;
криволинейные.
По направлению движения груза: подъёмные, спусковые.
По форме ленты и размещению груза на ней конвейеры делятся на: конвейеры с плоской и желобчатой лентой, с верхней, нижней или обеими несущими ветвями.
По типу тягового элемента:
с резинотканевой лентой;
резинотросовой лентой;
стальной лентой;
проволочной лентами.
По углу наклона трассы:
горизонтальные;
пологонаклонные;
крутонаклонные (> 220);
вертикальные.
Основа конвейера – гибкая бесконечная лента – наиболее дорогой (до 50% стоимости) и наименее долговечный элемент конвейера.
Преимущества: значительная производительность (до 30000 т/ч), возможность создания сложных и длинных трасс (до 14 км), простота конструкции и эксплуатации, возможность и автоматизация управления, высокая надежность даже при работе в тяжелых условиях.
|
Недостатки: высокая стоимость ленты и роликов, трудности при транспортировании пылевидных, горячих и тяжелых штучных грузов, а также при углах наклона трассы более 18 – 20 градусах.
Конвейеры пластинчатые – конвейер, у которого тяговым органом является цепь, а грузонесущим – жесткий металлический, деревянный, пластмассовый, резинотканевой настил, состоящий из отдельных пластин, которые закреплены на цепях, движущихся по направляющим путям. Различают пластинчатые вертикально замкнутые конвейеры общего назначения; изгибающиеся с пространственной трассой; специальные; эскалаторы; пассажирские; с настилом сложного профиля.
По назначению различают стационарные и передвижные.
Преимущества перед ленточными:
− большая приспособленность к транспортированию крупнокусковых, острокромочных, горячих грузов;
− работоспособность при высоких и низких температурах;
− возможность транспортирования большего ассортимента навалочных, насыпных и штучных грузов;
− большое разнообразие трасс транспортирования;
− возможность установки промежуточных приводов при дальних расстояниях;
− высокая производительность при относительно небольшой скорости движения;
− возможность выполнения настила со специальными устройствами;
− возможность загрузки прямо из бункера.
Недостатки:
− большая масса, сложность изготовления и высокая стоимость;
− сложность промежуточной разгрузки;
− сложность замены изношенных катков;
− значительно большие сопротивления движению.
|
Конвейеры скребковые – конвейеры, тяговым органом которого являются цепи, а перемещение груза осуществляется волочением по желобу или настилу при помощи скребков, прикреплённых к цепям.
Различают конвейеры со сплошными и контурными скребками, с высокими и низкими сплошными скребками, конвейеры порционного волочения с высокими сплошными скребками и конвейер сплошного волочения с низкими сплошными скребками.
Преимущества: простота конструкции, малая высота, безопасность, возможность транспортирования разнообразных грузов по сложным трассам без перегрузки, герметичность, простота автоматизации загрузки и разгрузки во многих точках трассы.
Недостатки: измельчение грузов, значительный расход энергии, значительный износ движущихся частей и желобов, повышенный шум, возможность появления заторов.
Самыми распространёнными являются скребковые конвейерные устройства, встроенные в различные с/х машины и снегоуборочную технику.
Конвейеры ковшовые – конвейеры, у которых к пластинчатым тяговым частям шарнирно прикреплены ковши, и перемещение груза происходит по сложной трассе с горизонтальными и вертикальными участками.
Производительность конвейеров до 400 т/ч, скорость – 0.3 м/с, вместимость ковшей до 300 л, ширина ковша 250 – 100 мм, длина – 200 – 920 мм, высота равна половине длины.
Достоинства: возможность бесперегрузочного транспортирования грузов, удобство загрузки/выгрузки, более высокий уровень сохранности груза при транспортировании.
Недостатки: сложность конструкции и эксплуатации из-за больного числа шарниров и катков, большой вес движущихся частей, значительная первоначальная стоимость и высокие эксплуатационные расходы.
|
Конвейеры подвесные – такие, у которых транспортируемые штучные грузы находятся на подвесах или в коробках, подвешенных к кареткам или тележкам, и движутся вместе с ходовой частью по подвесному направляющему пути сложного замкнутого контура.
Подразделяются на грузонесущие, толкающие, несуще-толкающие, грузоведущие, несуще-грузоведущие.
Преимущества: пространственная траса и большая протяженность трассы конвейера позволяют одним конвейером обслужить полный производственный цикл; лёгкая приспособляемость трассы к возможным изменениям производственного процесса; возможность запаса на конвейерах подвижного запаса изделий; малый расход энергии на транспортирование; возможность широкого применения автоматизации управления конвейером. Благодаря этим преимуществам, подвесные контейнеры являются основными и наиболее распространёнными средствами для внутрицехового и межцехового транспортирования самых различных грузов и межоперационной передачи изделий в поточном производстве различных отраслей промышленности.