Урок русского языка в 6 классе
Тема: Личные местоимения
Ход урока
Организационный момент урока.
Эмоциональный настрой учащихся.
(Ученик читает наизусть стихотворение Л. Бойкова “Улыбайся”.)
Улыбайся
Улыбайся солнцу, улыбайся песне! Улыбайся также радости друзей.
Уж тогда и жизнь покажется чудесней
При любом ненастье, при любой грозе.
Улыбайся детям, девушкам красивым.
Но и некрасивым – тоже не забудь.
И тогда уж точно. Будешь ты счастливым.
И притом не как-то и не как-нибудь.
Улыбайся травам, и цветам любимым.
Улыбнись, конечно, всем цветам другим.
И тогда уж точно Будешь ты любимым,
Ну, а для кого-то - Самым дорогим.
- Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Стихотворение, которое прочли, называется “Улыбайся”. Мне захотелось начать наш урок с этого замечательного стихотворения, потому что хочу, чтобы вы тоже улыбнулись себе, друг другу, пожелали хорошего и удачного дня. Я желаю вам отличного настроения, и на этой поэтической нотке продолжим наш урок.
- Открываем тетради, записываем число.
- На прошлом уроке мы познакомились с такой частью речи как местоимение и выяснили, для чего они используются в речи. В качестве разминки выполним следующее задание: замените существительные местоимениями:
В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.
- Какого результата мы добились, заменив существительные местоимениями?
(текст стал более точным и понятным, разнообразным).
- Хорошо, молодцы. А теперь отложите ручки и внимательно послушайте рассказ Януша Корчика.
|
«Я вам расскажу об одном малюсеньком слове, таком умном, что просто не верится. Это слово — кто?
Постучат в дверь, ты спрашиваешь: «Кто?». Тебе отвечают, и ты открываешь дверь. А не будь этой малышки «кто», ты должен был спросить: «Это Ваня стучит? Или Петя? Или тётя? Или дядя?... А тот всё отвечает: «Нет! Нет! Нет!».
И ты мог бы так три часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стоял бы мокрый, как мышь, разозлился, не ел, не пил бы, всё только спрашивал бы… А так: «Кто там? - и в этом коротеньком слове сидят имена всех на свете людей».
- Ребята, так какой же вывод вы можете сделать из текста, услышанного рассказа? Какое значение имеют местоимения и что это за часть речи? Давайте вспомним, на какие разряды делятся местоимения? Ответы записать в тетрадь
- Наше внимание сегодня будет направлено на ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ.
- В тетрадях записываем посредине строки тему: «ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ» Пропустите строчку.
- Как вы думаете, каковы цели нашего урока сегодня?
Познакомиться с разрядом «личные местоимения». Проследить:
- особенность изменения личных местоимений по лицам, числам, падежам, родам (3 лицо);
- синтаксическую роль личных местоимений;
- особенность употребления личных местоимений в стихотворной речи.
- Начнем мы изучение новой темы с того, что прослушаем внимательно стихотворение М. Рокотова и запишем местоимение «Я» и его формы (как изменяется это местоимение по падежам). Делаем заготовку с падежами.
Я талантлив от рожденья!
Не дурак и не простак!
И моё местоименье
Всу вокруг склоняют так.
Перво-наперво, решительно
Скажет вам семья моя,
|
Что, конечно, именительный
Это я, и только я.
Мать склонилась изумительно,
А за ней и вся родня
И не зря. Падеж родительный
Для кого? А для меня,
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне.
И дают подарки дательный
Это значит - только мне.
Не смотрите подозрительно –
У меня родня - броня!
И запомните винительный
Не касается меня.
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной
Нет, друзья, падеж творительный
Сотворен совсем не мной.
Ждёте, видимо предложного?
Новых данных обо мне
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
- К какому разряду относятся записанное вами местоимение и его формы?
-Само название разряда происходит от какого слова? (лицо).
- Ребята, ведь не только местоимение Я относится к личным, правда же? Сколько лиц мы знаем? Давайте запишем на место оставленной строки личные местоимения.
- Как и другие местоимения, личные обладают своими особенностями, а именно особенностями склонения.
1.При склонении личных местоимений иногда меняется все слово: в И.п. – Я, а в Р.п. – Меня. Вы сейчас убедились в этом на примере.
2.Иногда в корне происходит чередование:
Тебя – тобой, меня – мне.
3. Местоимение 3-его лица Он изменяется по родам: она (ж.р.), оно (ср. р.)
4. При присоединении предлогов к местоимениям 3-его лица у местоимений появляется буква Н вначале: к нему, у нее.
- Эти четыре особенности склонения личных местоимений вы должны запомнить и уметь правильно использовать их на письме.
- Сейчас мы выполним несколько заданий.
1.Определите падеж местоимений. Выполните задание по образцу: Я (кто?) – И.п.
|
Мне (кому?) -…, мной…, обо мне…, мы…, нами…, нас…, нам…, о тебе…, ты…,
Тобой…, тебе.
2. Определите синтаксическую роль и падеж местоимений, подчеркнуть все члены предложения:
1 ) Я уселся на камень и стал наблюдать.
2) Передо мной простиралось море.
3) Высоко надо мной шумели крыльями птицы.
4) Мне захотелось остаться одному.
5) Над тобой голубым ковром раскинулось бескрайнее небо.
6) Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня.
2. Исправьте речевые недочёты. Составьте небольшой текст, используя исправленные предложения.
Сколько сейчас время?
На его никто не обращал внимания.
Здесь я чувствую как дома.
Мой товарищ, он учился плохо.
Рано утром он пошёл в ихнюю школу, где были ихние и наши друзья.
Говорить с им бесполезно.
3. Определить лица местоимений, заключенных в отрывках стихотворений русских поэтов начала XI-XX века о природе.
1. Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет...
Чем иным тебя прославить
Жизнь души, весны приход.
/Тютчев/
2. Ещё дрожат цветы, полны водою
О, не топчи их с новою враждою
Презрительной пятой.
/И.Бунин/
3. Светила, как детский взор, река, и ветви
Ив склонились к ней.
/А.Плещеев/
4. И так говорил листочек дубовый:
«Я до срока созрел и вырос в Отчизне
суровой».
/М. Лермонтов/
5. «Всё красное лето.
Мы были в красе –
Играли с лучами,
Купались в росе».
/Тютчев/
6. Луга побледнели.
Зефиры ушли...
Пора и нам улететь.
/Тютчев/
7. Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд.
/Никитин/
8. Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать.
/Никитин/
4.Составьте с данными глаголами словосочетания “глагол + личное местоимение я в косвенном падеже”. Укажите падеж местоимения.
Образец: беспокоишься обо мне (о ком?), П.п.
Приблизился (к кому?), соревновался (с кем?), не смейся (над кем?), приготовить (для кого?).
Вывод: местоимения с предлогами пишутся отдельно.
- Личное местоимение Я очень часто употребляется в поэтической речи. Как вы думаете, почему?
- Для того, чтобы ответить на данный вопрос, предлагаю вам прослушать отрывки из стихотворений поэтов Н. Рубцова, А. Ахматовой, С. Есенина:
1. Я люблю, когда шумят березы, Когда листья падают с берез. Слушаю – и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слез......Русь моя, люблю твои березы! С первых лет я с ними жил и рос. Потому и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слёз. (Н. Рубцов.) Данил Тяпкин.
2. А я росла в узорной тишине, В прохладной детской молодого века. И не был мил мне голос человека, А голос ветра был понятен мне. Я лопухи любила и крапиву, Но больше всех серебряную иву (А. Ахматова.) Алиса Алдушина.
3. Я снова здесь, в семье родной, Мой край, задумчивый и нежный! Кудрявый сумрак за горой Рукою машет белоснежной. (С. Есенин.) Даниил Рязанов
Ответ: (В лирическом произведении поэт часто рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своём восприятии жизни)
- А сейчас отдохнем. Каким образом?Составим загадки, включающие личные местоимения, и попытаемся их разгадать.
Из слов, записанных на доске, составить загадки.
* Не спит; она; то полна; то стройна; по ночам.
* Голос умолкает; на свет; голос человеческий; его рождает; оно умирает.
Выводы по уроку.
- Итак, ребята, мы сегодня вспомнили, что такое местоимение как часть речи, на какие разряды они делятся, для чего используются в речи. Подробно узнали какие местоимения относятся к разряду ЛИЧНЫЕ, особенности их склонения и употребления. Скажите, что сегодня для вас было трудным, что запомнилось особенно, за что можете себя похвалить?
Д/З: выучитьправило, выписать из учебника литературы 10 предложений с личными местоимениями.