Значение волевых качеств в деятельности музыканта – исполнителя




 

Счастлив тот, кто
в проделанной накануне работе
видит следы своей воли.

Личностный и профессиональный рост, достижение цели в деятельности всегда связаны с преодолением трудностей и препятствий. Успешность преодоления препятствий зависит от уровня сформированности волевых качеств личности. Воля выражается в том, насколько человек способен сознательно справляться с трудностями и препятствиями на пути к цели, насколько умеет управлять своим поведением, подчинить свою активность определенным задачам.
Преодоление препятствий и трудностей требует нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы. Воля проявляется не только в умении достигнуть цель, но и в умение воздержаться от чего-либо, обеспечивает переход от желаний и решений к действиям. Проявление волевых действий видно из таких характеристик деятельности, как настойчивость, упорство, смелость, решительность, самостоятельность, инициатива, самообладание и выдержка. Воля неотделима от познавательных, эмоциональных и других процессов. По определению И.М. Сеченова, это деятельностная сторона разума.
Множество выдающихся деятелей науки и искусства, которые внесли существенный вклад в общественный прогресс, обладали твердой и непреклонной волей. Это и понятно, потому что множество наших успехов в жизни в конечном итоге обеспечивается победой над собой. «Не существует больших талантов без большой воли, – подчеркивал Оноре де Бальзак, – воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант». В целостную структуру художественно-творческих способностей воля входит в качестве специфической составляющей. Воля определяет не только регулярность творческой работы, но и ее масштабы, качество, продуктивность.
Профессия музыканта – исполнителя, безусловно, требует регулярности в труде, логичности в организации работы, устремленности и тому подобное. Но для того, чтобы музыкант мог продемонстрировать свои возможности, ему необходимо умение владеть собой в условиях публичного выступления, т.е. хорошо отлаженная внутренняя саморегуляция. По словам Г.Гинзбурга: «Беда начинающих музыкантов не столько в недостатке техники, сколько в недостатке исполнительской воли. Воля необходима как в домашней работе, при разучивании произведений, так и на сцене».
Воля является обязательным психологическим компонентом, влияющим на сценическое состояние. Она позволяет исполнителю сознательно и активно управлять не только своими действиями, но и эмоциональной сферой. Мастерство большого художника всегда базируется на сочетании искренности артистического горения - с одной стороны, и рассудочности, расчета и самоконтроля – с другой. "Тот, кто только переживает, не пытаясь осознать свои переживания, всегда останется только любителем, а не профессионалом-художником", – часто говорил Нейгауз. При превалировании эмоциональной сферы над интеллектуальной игра становится лихорадочной и сумбурной. Доминирование автоматической функции ведет к неосмысленной игре. Именно исполнительская воля помогает достичь органического единства эмоционального и рационального начал в творчестве. Исполнительскую волю характеризуют такие показатели как гибкость распределения внимания, выдержка (психологическая и физическая), сочетание заданности и импровизационности, управление собственным эмоциональным тонусом, способность переживать чувство удовлетворённости. Бороться с беспокойством и страхом на сцене, охватывающим многих музыкантов, помогает «хорошо воспитанная, натренированная, строго организованная исполнительская воля». При отсутствии такой воли занятия музыкально-исполнительской деятельностью становятся практически бесперспективными, полагал Г.Гинзбург.
Современная психологическая наука рассматривает волю как психический процесс, заключающийся в способности к активной планомерной деятельности. Волевой акт – способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Волевой акт начинается с самостоятельной постановки цели, направленной на достижение какого-то нового результата необходимого не только «для себя», но и «для других». Поскольку исполнительская деятельность является разновидностью волевого акта и предназначена для зрителей, то самостоятельная постановка цели должна исходить от исполнителя, от того, что он стремится передать слушателю. Поэтому артисту нужно совершенно точно представлять, что он должен сделать на сцене. А выйдя на эстраду, заставлять себя усилием воли воплощать всё намеченное.
В процессе образования и воспитания воля поддаётся развитию и совершенствованию; у начинающего исполнителя появляется уверенность и творческая убеждённость. Уверенность – атрибут воли; воля питает, поддерживает чувство уверенности в себе. Безусловно, только опытные исполнители могут внушить себе, что сочинение выучено надежно, и именно эта уверенность спасает от негативных форм волнения. Красноречиво и образно описывал состояние творческой убежденности один из выдающихся пианистов XX века В.Горовиц. На эстраде, по его словам, на него обычно нисходило чувство, что он «король, властелин зала, полный и единоличный хозяин положения». Доверие к себе, к своим идеям, к своим техническим возможностям-определяющее в искусстве. Такого рода уверенность может и должна быть включена в психологическое содержание творческой деятельности человека, определяя ее результативность.
Психологи отмечают семь параметров волевого человека: инициативность, самостоятельность, решительность, энергичность, настойчивость, самоконтроль, принципиальность. Решительность, энергия, самоконтроль прямо и непосредственно связаны с музыкально-исполнительской деятельностью. Помогая преодолевать различные препятствия: нежелание, лень, наличие противоречащих побуждений, пассивность, плохое настроение, чувство страха, чувство ложного самолюбия, противодействие других людей – они позволяют устоять в экстремальной ситуации. При ближайшем рассмотрении волевые качества личности связаны также с горячим желанием достичь какой-либо цели, с глубиной интереса к предмету, физическим самочувствием субъекта. Смелость и решительность зависят от уровня знаний в определенной области, а настойчивость и упорство могут быть связаны с ригидностью нервных процессов.
Среди различных проявлений силы воли принято выделять такие личностные черты как выдержка и самообладание, которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным и неправильным. Когда человек не может управлять своими действиями, например, в состоянии сильного аффекта, растерянности, страха или изумления, он совершает поступки, которые называются непроизвольными действиями (лишние движения, суетливость, небрежность, неточность реакции и др.).
Воспитание воли ученика необходимо ставить в качестве специальной педагогической задачи, которая состоит в закреплении и развитии её положительных свойств – инициативности, смелости, самообладании, настойчивости, принципиальности, самокритичности и дисциплинированности. Психическая и эмоционально-волевая регуляция взаимосвязаны. Положительные эмоции, самоприказы, самоободрения способствуют выработке прочных условно-рефлекторных связей с волевыми актами. Волевое действие-это внутренняя побудительная сила, определяемая каждодневным самоконтролем и самоопределением. Надо идти от простого к сложному и контролировать свои результаты.
Любой вид музыкальной деятельности требует регулярного и систематического «тренажа». Так искусство исполнения и неразрывно связанную с ним исполнительскую волю необходимо практиковать и развивать, чтобы музыкант смог продемонстрировать свои возможности, своё творческое «Я» в любой стрессовой ситуации. В процессе подготовки к концертному выступлению также большую помощь может оказать искусственное моделирование состояния, близкого к сценическому. Создается как бы искусственная стрессовая ситуация, закаляющая волю исполнителя. Например, знаменитая пианистка М.Лонг репетировала концерт в «присутствии» детских игрушек. Именно с помощью обычных кукол она привыкла к осознанию того, что за ее исполнением «следят» и смогла избавиться от дискомфорта в присутствии зрителей.
Задача педагога при прослушивании произведения состоит в направлении волевого усилия ученика на творческую деятельность: контроль за качеством звучания, фразировкой, тембром, динамикой и прочее. Необходимо также уделять внимание внутреннему психологическому состоянию исполнителя, не пускать его на самотёк, прививать привычку к контролю за своими игровыми действиями.
Таким образом, в исполнительской деятельности решающую роль играют волевые качества музыканта. «Людей, хорошо чувствующих музыку, много, – говорил Г.Гинзбург, – немало людей, способных создать интересный, яркий исполнительский план данного произведения... Между тем какой прок от самого талантливого плана, если у артиста не хватает необходимой для его реализации исполнительской воли». Подводя итог, необходимо заметить, что только хорошо воспитанная исполнительская воля способна преодолеть беспокойство и страх, охватывающие многих музыкантов на сцене, освободить исполнение от ненужной суеты, удерживая его в задуманных рамках..

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: