Диагностическая работа
По ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Класс
По темам «Человек и общество. Сфера духовной культуры», «Экономика»
Демонстрационный вариант
Инструкция по выполнению работы
На выполнение диагностической работы по обществознанию даётся 90 минут. Работа включает в себя 18 заданий.
Ответы к заданиям 1–9 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.
Ответы к заданиям 10–12 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Для выполнения заданий 13–18 необходимо выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
Часть 1
При выполнении заданий 1–9 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.
| 1 |
Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании экономической сферы общества?
| 1) | парламент, федерация |
| 2) | деньги, собственность |
| 3) | демократия, монархия |
| 4) | класс, страта |
| Ответ: |
| 2 |
Володя хорошо учится, у него много друзей среди одноклассников. Его хобби – коллекционирование моделей автомобилей. Всё это характеризует Володю как
| 1) | индивида |
| 2) | личность |
| 3) | гражданина |
| 4) | товарища |
| Ответ: |
| 3 |
Верны ли следующие суждения об обществе?
| А. | Учёные рассматривают общество как сферу взаимодействия людей, связей между ними. |
| Б. | Общество способно к самоорганизации и саморазвитию. |
| 1) | верно только А |
| 2) | верно только Б |
| 3) | верны оба суждения |
| 4) | оба суждения неверны |
| Ответ: |
| 4 |
Форму (область) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом, называют
| 1) | идеологией |
| 2) | искусством |
| 3) | наукой |
| 4) | моралью |
| Ответ: |
| 5 |
Степан учится в медицинском колледже, после окончания которого он планирует продолжить образование в институте. На каком уровне образования находится Степан?
| 1) | основное общее образование |
| 2) | среднее профессиональное образование |
| 3) | высшее профессиональное образование |
| 4) | среднее общее образование |
| Ответ: |
| 6 |
Верны ли следующие суждения о роли науки в жизни человека?
| А. | Наука помогает человеку понять явления и процессы окружающего мира. |
| Б. | Наука помогает человеку преобразовывать окружающий мир. |
| 1) | верно только А |
| 2) | верно только Б |
| 3) | верны оба суждения |
| 4) | оба суждения неверны |
| Ответ: |
| 7 |
Основной финансовый план государства на текущий год, представляющий собой роспись его денежных доходов и расходов, называется
| 1) | налоговая система |
| 2) | государственное устройство |
| 3) | государственный бюджет |
| 4) | государственная монополия |
| Ответ: |
| 8 |
Пётр часть полученных денег потратил на покупку делового костюма. Какая функция денег проявилась в факте покупки?
| 1) | средство накопления |
| 2) | средство обращения |
| 3) | мировые деньги |
| 4) | мера стоимости |
| Ответ: |
| 9 |
Верны ли следующие суждения о налогах?
| А. | Прямые налоги взимаются государством непосредственно с конкретного субъекта. |
| Б. | Косвенные налоги являются необязательными для уплаты. |
| 1) | верно только А |
| 2) | верно только Б |
| 3) | верны оба суждения |
| 4) | оба суждения неверны |
| Ответ: |
Ответом к заданиям 10–12 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа в тексте работы.
| 10 |
Установите соответствие между отличительными признаками и формами (областями) культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ | ФОРМЫ(ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ | |||||||||||||||
|
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| Ответ: | А | Б | В | Г | Д |
Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и выполните задания 11 и 12.
В 2005 и 2013 гг. социологической службой были проведены опросы совершеннолетних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы и Ваша семья участвуете в сохранении природной среды?».
Результаты опросов (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.

| 11 |
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
| 1) | В 2005 г. доля тех, кто участвовал в озеленении своего населённого пункта, была ниже доли тех, кто участвовал в экологических праздниках, собраниях, шествиях. |
| 2) | В 2013 г. доля тех, кто экономил воду, следил за исправностью водопроводных кранов, была выше доли тех, кто сортировал бытовой мусор. |
| 3) | За восемь лет люди стали реже участвовать в очистке парков и дворов от мусора. |
| 4) | Одинаковые доли отвечавших в обоих опросах участвовали в экологических праздниках, собраниях, шествиях. |
| 5) | Доля тех, кто не может сказать, что участвует в сохранении природной среды, сократилась втрое. |
Ответ: ___________________________.
| 12 |
Результаты опросов, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опросов информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
| 1) | За восемь лет в мире обострились экологические проблемы. |
| 2) | Для многих жителей страны Z сохранение природной среды связано с организацией быта. |
| 3) | Жители страны Z мало информированы о способах участия в сохранении природной среды. |
| 4) | В стране Z развивается гражданское общество. |
| 5) | Посадка деревьев, разбивка газонов остаются важнейшим направлением экологической деятельности населения. |
Ответ: ___________________________.
Часть 2
Для записи ответов на задания 13–18 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (13, 14 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.